Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Исходя из принципа усиления правовой защиты. Об институте судебного санкционирования - председатель надзорной коллегии Верховного суда РК А. Смолин

Ратификация Казахстаном Международного пакта о гражданских и политических правах — фундаментального документа, предполагающего введение ряда новых правовых механизмов, обеспечивающих эти права на практике, диктует и необходимость установления судебного контроля над следствием, а также — введения судебного санкционирования ареста. Не случайно в нынешнем Послании народу Казахстана Президент страны подчеркнул, что принципиальное решение о передаче суду санкционирования ареста уже принято. Но готова ли наша судебная система к новым полномочиям? С этим и другими вопросами, касающимися института судебного санкционирования, мы обратились к председателю надзорной коллегии Верховного суда РК Анатолию Смолину.

— Могу ответить утвердительно — готова. Уровень профессионализма судей, их квалификация, на мой взгляд, позволяют осуществлять санкционирование не только ареста, но и оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционных прав граждан. Возможность введения в нашем государстве судебной санкции на арест, помимо вышеупомянутого пакта, предусмотрена также Основным законом страны, статьей 16, гласящей, что арест и содержание граждан под стражей допускается только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда или прокурора. И хотя многое будет зависеть от того, в какой именно редакции примут закон, вносящий изменения в некоторые законодательные акты по вопросам применения меры пресечения в виде ареста, в Казахстане имеются все необходимые юридические основания для принятия решения о судебном санкционировании ареста.

— При решении такой социально значимой проблемы, как ограничение свободы человека, следует прежде всего исходить из принципа усиления гарантий его защищенности, неукоснительного соблюдения неотъемлемых конституционных прав. Как вы считаете, гарантирует ли такую защиту в уголовном процессе существующая система санкционирования ареста и его судебного обжалования и насколько она соответствует сегодняшним реалиям?

— Действительно, судебный контроль как способ защиты прав и свобод участников уголовного процесса обеспечивает гражданам доступность судебной защиты на стадии предварительного следствия, а значит, и возможность быстрого восстановления нарушенных прав. Кроме того, такой контроль позволяет ввести на предварительном следствии некоторые элементы состязательности сторон, которые на этой стадии уголовного процесса пока практически отсутствуют.

Конечно, определенный контроль в виде возможности судебного обжалования избранной прокурором меры пресечения существует и сегодня. Но это уже постфактум. К тому же действующая процедура имеет немало отрицательных моментов. Это и отсутствие при даче санкции на арест защитника обвиняемого или подозреваемого, ну а такая правовая категория, как состязательность, здесь вообще никак себя не проявляет.

Вот почему в данном вопросе нельзя уходить в плоскость ведомственных интересов: от кого забрать и кому передать санкционирование ареста. В основу должны быть положены только критерии усиления законности, достижения справедливости и эффективности восстановления нарушенных прав и свобод человека.

Тем более что мы имеем более чем положительный международный опыт передачи полномочий по принятию решения об аресте судам. Из почти 160 государств, ратифицировавших пакт, лишь две страны — Израиль и Колумбия — пока не признали положения пункта 3 статьи 9, в остальных странах эта правовая дефиниция действует.

— В чем, на ваш взгляд, преимущества судебного санкционирования ареста?

— Частично я уже ответил на этот вопрос. Резюмируя сказанное, считаю, что его преимущества заключаются в следующем: усиливается независимый судебный контроль над процессуальной деятельностью органов уголовного преследования, обеспечивается более полная реализация принципа состязательности сторон на этой стадии уголовного процесса, повышается эффективность защиты прав граждан на личную свободу.

— Конституция страны предусматривает обязательное наличие у прокуратуры полномочий по санкционированию ареста и содержанию под стражей на стадии дознания и предварительного расследования. Не является ли лишение прокуратуры этих полномочий нарушением норм Основного закона?

— Думаю, ответ на этот вопрос содержится в постановлении Конституционного совета республики от 31 декабря 2003 года. Исследуя проблему судебного санкционирования ареста, совет пришел к выводу, что передача этих полномочий от органов прокуратуры не является нарушением норм Конституции, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Основной закон закрепляет лишь исходные положения компетенции суда и прокурора по санкционированию ареста и содержания под стражей. Соответствующие же процессуальные полномочия суда и прокуратуры определяются законом. При этом Конституционный совет допускает возможность санкционирования ареста в трех вариантах: только прокурором, только судом, прокурором и судом с распределением между ними полномочий. Поэтому разграничение компетенции суда и прокуратуры будет зависеть, как я уже говорил, от содержания обсуждаемого закона, вносящего изменения в некоторые законодательные акты по вопросам применения меры пресечения в виде ареста.

— Как будет проходить процесс принятия судом решения о даче санкции, есть ли принципиальные отличия от ныне существующей процедуры?

— По предлагаемому проекту дача санкции на арест будет происходить следующим образом: при необходимости ареста следователь, дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в аресте подозреваемого или обвиняемого и невозможность избрания иной меры пресечения.

Ходатайство о применении меры пресечения в виде ареста должно быть рассмотрено судьей районного (городского) или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника в течение шести часов с момента поступления материалов в суд. Рассмотрение ходатайства осуществляется судом по месту предварительного расследования либо месту задержания подозреваемого. В судебном заседании вправе также участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, следователь, дознаватель.

Как видите, предлагаемые новеллы в уголовно-процессуальное законодательство делают эту процедуру доступной, скорой, состязательной.

— Как арестованный может обжаловать необоснованный, на его взгляд, арест, ведь оспаривать свое заключение под стражу он должен опять же в суде?

— Постановление судьи о применении судом меры пресечения в виде ареста в течение трех суток с момента его оглашения может быть обжаловано подозреваемым, обвиняемым, их защитником, законным представителем, а также опротестовано прокурором в областном и приравненном к нему суде в апелляционном порядке через суд, вынесший постановление. Принесение жалобы до ее разрешения не приостанавливает действия постановления об аресте и не влечет освобождения лица из-под стражи, если это не найдет нужным сделать орган дознания, следователь, прокурор или суд. Принесение протеста приостанавливает исполнение постановления суда об освобождении подозреваемого, обвиняемого из-под стражи.

Рассмотрение жалобы, протеста на решение суда о применении меры пресечения осуществляется областным или приравненным к нему судом в составе не менее трех судей. Не позднее трех суток с момента поступления материалов судом проводится проверка законности и обоснованности решения о применении к подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде ареста и принимается решение по существу ходатайства.

Фарид ЮМАШЕВ

г. Астана


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...