Принципы ограничения прав и свобод человека и гражданина

 

Мектепбаева С.К.,

заведующая экспертным отделом

 

В казахстанской юридической литературе не существует единого мнения в отношении принципов ограничения прав человека. Сапаргалиев Г.С. относит их к пределам и основам ограничения прав и свобод, входящим в состав принципа запрета незаконного ограничения конституционных прав и свобод [1]. Аналогичного мнения придерживается Лупарев Г.П. [2] Сапарбаева Д.С. называет принципы правилами ограничения прав и свобод, образующими конституционный принцип ограниченности ограничений прав и свобод [3], Мамонов В.В. - условиями и порядком ограничения прав [4], Сартаев С.С. и Назаркулова Л.Т. перечисляют в числе принципов и механизмов защиты прав человека [5].

Нет единства в данном вопросе и среди российских авторов. Круглый стол, проведенный журналом «Государство и право» в 1998 году, в связи с отсутствием определенности в терминологии назывался «Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву». Должиков А.В. склонен к использованию термина «критерии допустимости ограничения прав» [6], Подмарев А.А. - основы, однако в определении основ он использует термин принципы [7], Дедов Д.И. посвятил свою работу исследованию принципа соразмерности ограничения прав [8].

Вместе с тем в юридической литературе, как казахстанской, так и российской, все чаще используется термин «принципы ограничения прав человека». Очевидно, это связано с тем, что в зарубежных исследованиях и в деятельности международных органов контроля в области прав человека употребляется категория «принципы» [9]. Одна из глав исследования специального докладчика Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств Эрики-Ирены А. Даес «Свобода личности в праве» [10] так и называется: «Принципы, лежащие в основе ограничений прав и свобод человека».

О целесообразности употребления термина «принципы» свидетельствует и лексический анализ понятий «критерии», «основы», «правила» и «принципы». Категория «критерии» имеет большее отношение к оценке явления, «основы» - к описанию исходных, главных начал, «правила» - предписаниям, устанавливающим порядок событий. В то время как принципы содержат в себе исходные положения какой-либо теоретической программы и полнее всего передают значение позиций, применяемых к ограничениям прав человека [11]. Безусловно, соблюдение принципов является одновременно критерием допустимости ограничительных мер, однако понятие «критерии» не передает всей полноты сложных конструкций принципа, включающего в себя ряд других субпринципов. В то время как термин «основы» - чрезмерно широк для описания рассматриваемого механизма и в отношении к вопросу ограничения прав человека будет охватывать не только принципы ограничения прав человека, но и теоретическое обоснование применения ограничительных мер. Употребление категории «правила» имеет недостаток в виде чрезмерного прикладного характера данного понятия. Обычно принципы не содержат в себе одного четко установленного правила, а включают в себя несколько важных положений наложения ограничений прав человека.

Таким образом, под принципами ограничения прав и свобод человека и гражданина необходимо понимать основополагающие положения, определяющие применение ограничительных мер. Использование принципов ограничения позволяет установить пределы ограничения прав, очертить границы дозволенного государству умаления прав и свобод.

В Конституции Республики Казахстан закреплены такие принципы ограничения прав, как принцип необходимости, пропорциональности (соразмерности), ограничения прав и свобод законом, исключительного характера ограничений прав человека. Данные принципы можно отнести в числу общих. В то время как существуют и специальные.

Существует целый блок проблем, связанных со сферой действия принципов ограничения прав человека. Так, из смысла пункта 1 статьи 39 Конституции не следует ясно и точно, что предусмотренные им принципы имеют отношение не только к законотворческой деятельности, но и не являются руководящим для исполнительных и судебных органов. Использование в пункте 1 статьи 39 ссылки на необходимость ограничения прав исключительно законом часто трактуется как основание для применения принципов ограничения прав только законодателем.

Принципы ограничения прав требуют особого внимания всех ветвей государственной власти. В отличие от целей ограничения прав они не сформулированы в виде конкретных категорий и вытекают из смысла пункта 1 статьи 39 Основного закона. Данное обстоятельство существенно затрудняет их применение, так как при доктринальном толковании весьма сложно достичь единогласия по формулированию соответствующих принципов. Конституционный Совет Республики Казахстан в своих постановлениях, используя конституционные нормы, содержащие принципы ограничения, не называет их принципами. Более того, сами ограничения прав формулируются им как принципы, например, принцип служения собственности общественному благу.

«Невнимательность» к принципам ограничения прав является основной причиной их несоблюдения в ходе законотворческого процесса, а также при применении ограничительных норм, что свидетельствует о необходимости принятия закона об ограничениях прав, в котором было бы дано описание конструкции ограничения прав, места и роли принципов, исходя из смысла конституционных положений приведено содержание принципов ограничения прав и установлено требование обязательного их соблюдения.

Целесообразно также закрепление в тексте Конституции (пункте 1 статьи 39) правил минимальности ограничительных мер и сохранения сущности права, являющихся составляющими принципами пропорциональности, что позволит обеспечить реализацию конституционного принципа о высшей ценности прав человека.

Principles of human rights limitation allow defining the bounds of limitation measures. They follow from doctrinal interpretation of the Constitution and thereupon they need for regulation in special law about limitation of human rights.

Шектеу тәсілдерінің шамасын анықтайтын адам құқықтарының шектелу принциптері Ата заң мәтінінің доктриналдық түсініктемесінен келіп шығады. Осының салдарынан олар құқықтарды шектеу туралы арнайы заңда регламенттеуді қажет етеді.

 

Список использованной литературы

 

1. Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. - Алматы: Жети Жаргы, 2005. С.106-107

2. Лупарев Г.П. Правовое положение личности в зарубежных странах: учебное пособие. - Алматы: ВШП «Адилет», 2001, С. 29

3. Сапарбаева Д.С. Конституционно-правовые основы защиты прав и свобод человека в Республике Казахстан, автореферат дис. к.ю.н., Алматы, 1999, С. 21

4. Мамонов В.В. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Республике Казахстан, дис. к.ю.н., Алматы, 2003, С. 27

5. Сартаев С.С., Назаркулова Л.Т. Становление Конституции Республики Казахстан: проблемы и перспективы. - Алматы, 2002, С. 173

6. Должиков А.В. Конституционные критерии допустимости ограничения основных прав человека и гражданина в Российской Федерации, дис. к.ю.н., Тюмень, 2003, 226 с.

7. Подмарев А.А. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. дис. к.ю.н., Саратов, 2001, 235 с.

8. Дедов Д.И. Соразмерность ограничения свободы предпринимательства, науч. изд. М. Юристъ, 2002, 187 с.

9. Manfred Nowak Introduction to the International Human Rights Regime, Martinus Nijhoff Publishers, Leiden/ Boston; Прецедентные дела Комитета по правам человека/ Составители Райя Хански и Мартин Шейнин, Институт прав человека, Университет Або Академи (Турку), 2004, 484 с.; Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практика, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 г. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004, 1072 с.

10. Свобода личности в праве. Исследование по вопросу об обязанностях личности перед обществом и ограничениях прав и свобод человека по статье 29 Всеобщей декларации прав человека. Подготовлено Эрикой-Иреной А. Даес, специальным докладчиком Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. ООН, Нью-Йорк 1993, 254 с.

11. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М. Азбуковник, 1999. С. 307, 463, 577

30 апреля 2007, 11:25
Источник, интернет-ресурс: Уполномоченного по правам человека в РК , Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код