Лента новостей
0

О взаимосвязи права, государства, личности

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 02.05.2007 20:41 Фото: zakon.kz

В данной работе юрист В.Л. Дюков в качестве основного метода познания использует принцип всесторонности [1], согласно которому государственно-правовые явления исследуются с различных сторон, позиций а также в их взаимосвязи с другими явлениями жизни. Из всех явлений общественной жизни он в основном ориентируется на конкретные приёмы и методы, применяемые в естественнонаучных и технических дисциплинах. Такие, например, как методы, описывающие технические устройства, их создание, использование, усовершенствование и т. д. В этом нет ничего необычного, так как человек и человеческое общество в целом являются составной частью природы и подчиняются некоторым общим для всех материальных объектов природы правилам или даже закономерностям их существования и развития.

О взаимосвязи права, государства, личности

 

Высокоорганизованная материя отличается от низких форм её организации более высоким порядком в форме и движении своих частиц. Этот порядок обеспечивается совокупностью законов природы, определяемых естественными науками и физикой в первую очередь

Цивилизованное сообщество отличается от предшествующих ему этапов более высоким порядком в организации труда и быта образующих его членов. Эта более высокая организация порядка обеспечивается уровнем общественного сознания людей, а также совокупностью (системой) способов-норм, регулирующих общественные отношения и механизмом их реализации.

 

В данной работе юрист В.Л. Дюков в качестве основного метода познания использует принцип всесторонности [1], согласно которому государственно-правовые явления исследуются с различных сторон, позиций а также в их взаимосвязи с другими явлениями жизни. Из всех явлений общественной жизни он в основном ориентируется на конкретные приёмы и методы, применяемые в естественнонаучных и технических дисциплинах. Такие, например, как методы, описывающие технические устройства, их создание, использование, усовершенствование и т. д. В этом нет ничего необычного, так как человек и человеческое общество в целом являются составной частью природы и подчиняются некоторым общим для всех материальных объектов природы правилам или даже закономерностям их существования и развития.

Учитывая это, автор по ходу изложения в тексте выделяет курсивом естественнонаучные и технические аналогии.

 

Рассмотрим один из традиционных разделов теории права, а именно, реализацию норм права.

Уже сам факт, что право необходимо реализовывать, подтверждает наше положение о праве как универсальном способе регулирования общественных отношений [2]. В самом деле, в технических науках, а также в повседневной практической деятельности людей, хорошо известно, что способы реализуются с помощью устройств. Это могут быть ранее известные технические устройства, используемые по их прямому назначению, ранее известные технические устройства, но используемые по новому назначению, а также специально созданные технические устройства, предназначенные для реализации какого-то конкретного нового способа.

 

Наука о праве обычно использует четыре основные формы реализации норм права: соблюдение норм права, их исполнение, использование и применение. В соблюдении, исполнении и использовании правовых норм участвуют все физические и юридические лица, находящиеся на территории данного государства. Применение правовых норм - это активно-властная деятельность компетентных государственных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, а также издание специальных правоприменительных актов.

Государственные управленческие органы, точно также как и технические устройства, могут быть: ранее известные, ранее известные, но используемые по новому назначению, а также специально созданные для реализации новых нормативных документов.

Из вышеизложенного мы видим, что человек (физическое лицо) и созданные им юридические лица являются как бы устройствами для соблюдения, исполнения и использования норм права или, что тоже, - универсальных способов регулирования общественных отношений. Но человек - это, естественно, не устройство, которое можно использовать по новому назначению или которое специально создают для реализации ранее не известных (не применявшихся) норм права. Для этих целей в государстве существует система средств воздействия на людей, таких как воспитание, принуждение, образование, обучение, агитация, пропаганда и прочие, которые формируют законопослушных граждан, чему в технике соответствует усовершенствование функций технических устройств.

В теории права характеристики граждан, как субъектов реализации правовых норм, описываются видами правомерного поведения, а именно: социально-активным поведением, привычным поведением, конформистским и маргинальным. Именно эти характеристики являются как бы социальным эквивалентом качества правореализующих способностей конкретных индивидов.

Внутреннее строение правовых норм, их деление на составные части и связь этих частей между собой составляют их структуру. Эта проблема пока еще не нашла единообразного решения в юридической науке [1].

Можно считать практически общепринятым рассмотрение структуры правовой нормы в виде трёх частей: гипотезы, диспозиции и санкции. Такое представление её в какой-то мере совпадает с хорошо известной в современном программировании логической функцией или условным оператором если (If), выраженным в виде следующей формулы: «если …, то…, иначе…» (if…, then…, else…) [3]. Этот оператор читается следующим образом: если (if) истинно сформулированное условие, то (then) должен выполняться один определённый набор операторов, иначе (else), т. е. если условие не истинно, выполняется другой набор операторов (действий). Сама же правовая норма может несколько по-другому трактовать этот логический оператор. В ней, например, та часть действий, которая следует за словом иначе, может наступать тогда, когда не выполняется набор действий, идущий за союзом то. Например, если Вы являетесь участником уличного движения, то должны соблюдать правила уличного движения, иначе последует санкция за их нарушение.

Существует и такое представление о структуре правовой нормы, согласно которому в ней должны быть представлены следующие составляющие её неотъемлемые части (атрибуты нормы):

1 Объект регулируемых правоотношений.

2 Субъект регулируемых правоотношений.

3 Механизм реализации предложенного нормой правила поведения.

Объект - это вид общественных отношений, регулируемых нормой права.

Субъект - это лица, принимающие участие в регулируемых отношениях.

Механизм реализации - это, в первую очередь, ответственность (санкция) за не соблюдение или не исполнение нормы, порядок действий, необходимых для её реализации, а также соответствующие действия должностных лиц.

Так, например, в процессе выявления общности между способом, как объектом изобретения, и правовой нормой, как способа регулирования общественных отношений, нами приводилась такая формулировка норм права, как это принято в изобретательском деле, а именно, в виде формулы изобретения [2]. При формулировке правовой нормы в таком виде нами использовалось понятие - «цель издания правовой нормы».

Исходя из всего вышесказанного, перечислим теперь все, на наш взгляд, безусловно-необходимые составляющие правовой нормы:

А. Цель издания нормы.

Б. Объект регулируемых правоотношений.

С. Субъект регулируемых правоотношений.

Д. Формулировка прав и обязанностей участников общественных отношений.

Е. Способ реализации предложенного нормой правила поведения.

Под способом реализации предложенного нормой правила поведения следует понимать в данном случае то, что выше мы понимали, определяя механизм реализации. Нормы, в которых отсутствует способ реализации, а такое нередко бывает, носят декларативный характер.

Подзаконные нормативные акты, изданные на основе и во исполнение законов, должны являться дополнением к способу реализации основной нормы (закона).

 

Примеры.

Кража

Цель - защита прав собственности.

Объект - имущество юридических лиц, физических лиц или государства.

Субъект - физические лица, находящиеся на территории государства.

Формулировка прав и обязанностей - тайное хищение чужого имущества признается уголовным преступлением, т.е. совершенным виновно общественно опасным деянием.

Способ реализации - различные виды наказания: штрафы, привлечение к общественным работам, арест, лишение свободы.

Сделка

Цель - регулировка товарно-денежных и иных, основанных на равенстве участников, имущественных отношений, а также связанных с имущественными личных неимущественных отношений.

Объект - имущественные и личные неимущественные блага и права. К имущественным благам и правам (имуществу) относятся: вещи, деньги, в том числе иностранная валюта, ценные бумаги, работы, услуги, объективированные результаты творческой интеллектуальной деятельности, фирменные наименования, товарные знаки и иные средства индивидуализации изделий, имущественные права и другое имущество.

К личным неимущественным благам и правам относятся: жизнь, здоровье, достоинство личности, честь, доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право на авторство, право на неприкосновенность произведения и другие нематериальные блага и права.

Субъект - граждане, юридические лица, государство, а также административно-территориальные единицы.

Формулировка прав и обязанностей - в результате сделки юридические и физические лица возлагают на себя новые обязательства или приобретают гражданские права, изменяют старые или прекращают их.

Способ реализации - форма сделки, письменная форма сделки, нотариальное удостоверение сделки, регистрация сделок и т. д.

Дадим теперь структурную оценку такому важнейшему для государства нормативному документу как конституция. Кроме своей особой значимости (цели) форма построения этого документа демонстрирует не только основные (важнейшие) способы регулирования общественных отношений, но и описание самого механизма государственного управления, необходимого для их реализации. В технике такому документу по своей форме соответствует, например, изобретение, описывающее способ и устройство для его реализации.

Учитывая современное развитие демократических (правовых) принципов управления и соответствующие этим принципам государственные структуры управления, в ряде случаев можно заранее поставить вопрос: «А в состоянии ли, описываемые в конституции форма правления, форма государственного устройства и политический режим, реализовать те демократические принципы, которые декларируются конституцией?».

Конституция

Цель - Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, т.е. формулировка основополагающих принципов жизнедеятельности Республики и способы (механизм) их осуществления.

Объект - принципы жизнедеятельности Республики Казахстан и государственное устройство.

Субъект - народ РК и государство.

Формулировка прав и обязанностей - Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующие ей законы, иные нормативные правовые акты, международные договоры и иные обязательства Республики, а также нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики, а также Раздел 2 - «Человек и гражданин».

Способ реализации - Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления (более подробно см. в Разделах 3-9).

Безусловно-необходимые составляющие правовой нормы (атрибуты нормы) могут иметь между собой логические связки в виде изложенной нами выше формулы - «если …, то…, иначе…» (if…, then…, else…). Однако, гораздо чаще используется упрощенный вид этой формулы в виде «если …, то».

Например, ст.11 п. 3 Конституции РК. - Если иное не установлено международными договорами Республики, то гражданин Республики Казахстан не может быть выдан иностранному государству.

В данном примере формулировка прав и обязанностей гражданина РК зависит от формулировки международных прав и обязанностей государства РК, т. е. от международных договоров РК.

Например, ст. 150 п.3 ГК РК. Если наступлению условия недобросовестно воспрепятствовала сторона, которой наступление условия сделки невыгодно, то условие признается наступившим. Если наступлению условия сделки недобросовестно содействовала сторона, которой наступление условия выгодно, то условие признается не наступившим.

В данном примере учитывается способ реализации сделки. Если он был порочным, то формулировка прав и обязанностей участников сделки может изменяться.

Например, ст. 175 п. 2 УК РК. Если кража совершена группой лиц по предварительному сговору, то виновные наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет с конфискацией имущества или без таковой.

В данном примере увеличение количества субъектов кражи (более одного) изменяет формулировку прав и обязанностей, т.е. деяние имеет иную квалификацию, что влечет и ужесточение способа реализации (наказания).

При рассмотрении права как универсального способа регулирования общественных отношений, а государства в качестве структуры (устройства) для его реализации естественно логически вытекает и принципиальная основа построения правового государства. В контексте этой взаимосвязи между правом и государством само право играет роль мысли (слова), а государство играет роль механизма (дела) его реализующего. Очевидно, что всякому делу предшествует мысль, и она то является верховенствующим фактором во всяком действии. Как говорит бытовая мудрость - нельзя ставить телегу впереди лошади. Аналогичную зависимость приоритетов мы наблюдаем в теории правового государства, основным признаком которого является верховенство (господство) права (мысли).

Придерживаясь, изложенного выше, естественным образом вытекает и такой существенный признак правового государства, как принцип верховенства законодательной власти.

Cicero Marcus Tullius: Vere dici potest, magistratum legem esse loquentem, legem autem mutum magistratum. [Цицерон Марк Туллий: По справедливости можно сказать, что начальник есть говорящий закон, а сам закон - немой начальник].

Из приведённого выше высказывания знаменитого римского оратора и юриста мы можем с полным основанием полагать, что закон (немой начальник) сидит внутри и самого начальника. Главное отличие правового государства в том и состоит, что и для него (государства) закон является немым начальником.

В повседневной практической (производственной) деятельности людей, связанной с созданием, использованием, ремонтом и отладкой различных технологических процессов и технических устройств, уже давно наблюдается следующее разделение труда:

Творческие работники (инженеры-конструкторы) разрабатывают новые технологии и устройства для промышленного производства. Производственники (инженерно-технические работники) используют (эксплуатируют) в процессах производства новые технологии и устройства, созданные первыми. Ремонтники восстанавливают это оборудование, когда оно выходит из строя.

Аналогичная закономерность имеет место и в государственной (государственно-правовой) регуляции общественных отношений. На месте инженеров-конструкторов функционирует законодательный орган государственной власти. На месте производственников - исполнительный орган государственной власти. Судебная же власть исправляет изъяны в работе первых и вторых.

Вполне естественно, что на всех стадиях процесса разработки, эксплуатации и ремонта, научно-технические работники налаживают между собой творческие контакты, способствующие эффективности работы каждого из них в отдельности и всего производственного процесса в целом.

В работе государственного демократического механизма управления имеет место аналогичная ситуация - это законодательная инициатива, подотчетность, система сдержек и противовесов и пр.

Когда способы управления (законодательный орган) и средства их реализации (исполнительный орган) находятся в одних руках, то в этом случае власть, чаще всего, идет по пути наименьшего сопротивления (больших для себя удобств), отдавая предпочтение исполнительным функциям и личным интересам власть предержащих.. В теоретической механике такому состоянию системы соответствует принцип наименьшего действия или принцип Гамильтона.

Здесь мы не будем затрагивать давно известные, негативные последствия сосредоточения ветвей (функций) власти в одних руках.

Недаром Людовику XIV - французскому королю с 1643 по 1715 гг., одному из самых ярких представителей французского абсолютизма, приписывается изречение: «Государство — это я».

Но следует, однако, учитывать и тот факт, что сосредоточение большей части властных функций государства в одних руках может иметь как негативные последствия для самого государства и общества в целом, так и, при стечении некоторых обстоятельств, может играть и положительную роль.

К некоторым обстоятельствам следует, в первую очередь, отнести всевозможные экстремальные состояния общества и государства. Это природные или техногенные катаклизмы, а также военная или другая угроза существованию государства.

Titus Livius: Leges, quae in pace latae sunt, plerumque bellum abrogat, quae in bello, pax. [Тит Ливий: Законы, которые изданы во время мира, большей частью отменяет война, а которые изданы во время войны, (отменяет) мир].

В военное время, когда существованию демократического государства угрожает реальная опасность, практически все демократические институты в нём прекращают свою деятельность. Необходимость в максимально эффективном оперативном управлении во всех сферах жизни общества требует и максимальной концентрации властных функций в руках одного органа или конкретного лица. Экстремальные условия выживания общества и государства отбрасывают на второй план прежние разногласия и способствуют выдвижению на руководящие (ответственные) посты наиболее способных (талантливых) людей. Так, например, даже И.В. Сталин во время войны реабилитировал ещё оставшихся в живых репрессированных военачальников, которые внесли свой заметный вклад в победу над фашистской Германией.

Способность высшего правомочного лица в государстве определять и осуществлять наиболее существенные для общества преобразования, а главное, выдвигать для их реализации наиболее одарённых людей - есть высшая заслуга политического деятеля перед обществом.

Современное правовое государство успешно справляется с задачей предотвращения даже самой возможности узурпации власти какой-либо личностью или узкой группой лиц, а также практически исключает возможность высшим должностным лицам государства нанести вред (существенный ущерб) самому государству. Но вместе с тем, на наш взгляд, оно также лишает власть возможности оперативно и кардинально, т.е. существенно и тем более революционно, повлиять в положительном направлении на развитие (совершенствование) общества. Проведение подобного рода реформ в какой-то мере аналогично экстремальным преобразованиям в обществе и требует сосредоточения большей части властных функций государства в одних руках. Даже, так называемая, система сдержек и противовесов сдерживает (тормозит) оперативно-быстрое и эффективное решение назревших проблем. Но самое главное, и редко осуществимое условие успешного проведения подобных реформ, - это незаурядные личные (политические) достоинства и способности главы государства. В этом смысле, общество (государство) попадает в сферу повышенного риска, вверяя свою судьбу конкретной личности.

Эпоха абсолютизма тем и знаменательна, что судьба народов (государств) была в руках монарха. Отсюда, главным образом, исходили достоинства и недостатки этого периода существования цивилизации.

 

Пример воспитания молодого поколения

на историческую судьбу российского государства

 

В российской историографии принято считать Великими двух монархов - это Пётр І и Екатерина II. Пётр І Великий, если и признаётся западом Великим, то только потому, что в самой России он считается таковым безоговорочно. Екатерина II звание Великой приобрела сначала на западе (Европе), а уже после этого стала величаться Великой в России. В Европе Екатерина II считалась еще при жизни просвещенной императрицей. Советская историография титула Великой за Екатериной II не признавала.

В современной российской Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия достаточно много говорится о заслугах Екатерины II Великой перед отечеством и лишь вскользь упоминается:

«В эти же годы (1764) был основан ряд новых учебных заведений, в том числе первые в России учебные заведения для женщин (Смольный институт, Екатерининское училище). В 1780-х гг. была продолжена и реформа образования: создана сеть городских школьных учреждений, основанных на классно-урочной системе».

На наш взгляд русская историческая наука в целом не оценила достаточно полно последствия проведенных Екатериной воспитательных преобразований. Приведенный ниже пример должен послужить иллюстрацией того, как носитель высшей власти в государстве, изменив в положительную сторону процесс воспитания молодого поколения, коренным образом изменил судьбу своей страны.

(Весь фактический материал автором взят из статьи В.О. Ключевского «Два воспитания» [4]. Далее он приводит выборочно отрывки из неё. прим. ред.).

«Нет ничего удивительного в том, что умная и образованная женщина, вступившая на русский престол в 1762 году, поспешила подумать о воспитании юношества: кому же, прежде всего, и подумать о таком важном предмете, как не женщине?! …При специальном обучении должно быть общее воспитание, подготавливающее к гражданскому общежитию; это воспитание должно быть сосредоточено на разработке нравственного чувства; это должно взять в свои руки государство. Такие мысли Екатерина высказала потом в своём Наказе.…С президентом Академии художеств И.И. Бецким, внимательно изучившим учебное дело за границей, Екатерина задумала целую систему «воспитательных училищ», которая должна была сетью покрыть всю Россию. Тому же Бецкому поручено было разработать и исполнить задуманный план. Он изложил общие начала нового воспитания в докладе под заглавием: Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества. Эту педагогическую теорию, созданную веком и мало еще где испытанную на деле, краткая надпись «Быть по сему» превратила в простой закон Российской империи от 12 марта 1764 г. Эти общие начала потом переложены были в статьи Устава сухопутного корпуса 1766 г. и подробно развиты в приложенных к нему в виде руководства Рассуждениях о установлении корпуса, и этот ряд учено-педагогических трактатов вместе с уставом объявлен был «недвижимым законом» к точному и непременному исполнению. Казалось, никогда еще власть не подходила так близко к ученой мысли, и впервые ученая мысль становилась властью.

Усилия и средства, потраченные со времени Петра I на обучение наукам и художествам, принесли мало добрых плодов.… «Беда в том, что изучению наук не сопутствовало «добродетельное воспитание», без которого ждать прочных успехов в науках - суетная надежда, ибо опытом доказано, что «один только украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина» и не предохраняет от пороков, которые делают научные успехи бесплодными и даже иногда вредными». Итак, «корень всему злу и добру - воспитание». «Путь к цели - создать воспитанием, «так сказать, новую породу, или новых отцов и матерей», от которых бы пошли в бесконечный ряд дальнейших поколений непрерывною нитью предания правила истиной благовоспитанности». «Имея в виду эту великую цель, следует завести для детей обоего пола не простые школы, а воспитательные училища...»…. Воспитатель соединял в себе двоякое значение - воспитателя (дядьки) и преподавателя наук; но где эти значения разделялись, учительская должность становилась ниже воспитательской

Опыт Бецкого убедил, что в деле воспитания школа не может оторваться от семьи…..Под родным кровом дитя получает то, чего не может дать школа; школа должна дать то, чего оно (дитя) не находит дома. Дома оно [дитя] привыкает понимать и любить своих, в школе приучается жить с чужими и, применяя к ним привычку понимать и любить, выработанную на родных объектах, учится превращать чужих в своих ближних.»…. «Никогда ни в каком женском воспитательном заведении педагогия не предписывала более осторожного, заботливого и деликатного обращения с сердцем и впечатлением воспитываемого существа, чем какое предписывалось в этом сухопутном шляхетном питомнике русских офицеров-граждан». Конец цитат [4].

О результатах такого воспитания прекрасно выразился замечательный русский писатель С.Т. Аксаков, прошедший к 1807 году полный курс воспитания и обучения в Казанской гимназии и университете:

«Прощай, шумная, молодая, учебная жизнь! Прощайте, первые невозвратные годы юности пылкой, ошибочной, неразумной, но чистой и благородной! Ни свет, ни домашняя жизнь со всеми их дрянностями еще не омрачали вашей ясности! Стены гимназии и университета, товарищи - вот что составляло полный мир для меня. Там разрешались молодые вопросы, там удовлетворялись стремления и чувства! Там был суд, осуждение, оправдание и торжество! Там царствовало полное презрение ко всему низкому и подлому, ко всем своекорыстным расчетам и выгодам, ко всей житейской мудрости, - глубокое уважение ко всему честному и высокому, хотя бы и безрассудному. Память таких годов неразлучно живет с человеком и, неприметно для него, освещает и направляет его шаги в продолжении целой жизни, и куда бы его ни затащили обстоятельства, как бы ни втоптали в грязь и тину, - она выводит его на честную, прямую дорогу. Я, по крайней мере, за всё, что сохранилось во мне доброго, считаю себя обязанным гимназии, университету, общественному учению и тому живому началу, которое вынес я оттуда. Я убежден, что у того, кто не воспитывался [именно, воспитывался, а не обучался. Примеч. автора] в публичном учебном заведении, остается пробел в жизни, что недостает некоторых, не испытанных в юности, ощущений, что жизнь его не полна …» [5].

Приведённое выше высказывание выражает не единственное в своем роде отношение к воспитанию в публичном учебном заведении. Известно множество замечательных стихов А. С. Пушкина, посвященных лицею, воспоминаниям о нём и лицейских друзьях.

Трудно переоценить качество и количество выдающихся людей, которых дало России внедренное Екатериной Великой «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Это их трудами возник рассвет русской литературы, музыки, живописи, науки и искусства. Особенно важно отметить то, что главное назначение воспитанников лицея, гимназий, школ и училищ было устройство на государственную службу. Из них формировалось высшее, среднее и низшее звено государственных служащих Российской империи.

С тех пор все, что мы знаем лучшего о русской государственности, науках и искусствах создано людьми, вышедшими из колыбели екатерининских училищ, гимназий и высшей школы.

Советская общеобразовательная и высшая школы, несмотря ни на что, в некоторых своих аспектах заимствовала эти идеи.

В Российском Энциклопедическом справочнике школьника [6] в разделе Философия истории приводится основополагающий вывод английского историка и социолога 20 века Тойнби А.Ж. [7]: «Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет. В настоящее время существует пять основных цивилизаций: китайская, индийская, исламская, русская и западная».

Наверное, нет более лестной характеристики для любого народа или нации чем быть поставленным в ряд мировых цивилизаций человечества. По нашему мнению громадная заслуга в этом принадлежит воспитательной деятельности российского государства, установленной еще Екатериной II Великой.

Выводы

«Политическое мышление 18 века усвоило себе верование, что хорошее учреждение надежнее хороших людей, которые всегда - только счастливая случайность, и что хорошим учреждениям легче перевоспитать плохих людей, чем хорошим людям перестроить плохие учреждения» [4].

Современное политическое мышление два с лишним века спустя только начинает постепенно приходить к пониманию того, что самые искусные манипуляции с государствами и государственными учреждениями, самые изощренные (изысканные) законодательные и другие нормативные акты не в состоянии разрешить прогрессивно обрушивающиеся на человеческое сообщество глобальные экологические, экономические, социальные, техногенные, информационные, а главное, культурно-нравственные проблемы. Настала пора менять методы и акценты политического мышления. Настала пора переходить от «прав человека и гражданина» к самому человеку и гражданину, т. е. формировать (воспитывать) нравственную личность с системой обобщенных взглядов на окружающий мир, её место в нём, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы.

Без духовно сформированной личности вся государственная машина управления не более как автоматический прибор, лишенный жизненности.

 

Литература

1. Проблемы теории государства и права. Учебник. Стр. 48, 388 .2005.

2. Юрист № 3, 2006.

3. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 12. М., 1994.

4. В.О. Ключевский. Сочинения в девяти томах. «Два воспитания». Т. 5. стр. 417; Т. 9. стр. 5-27. М. 1989.

5. С.Т. Аксаков. Избранные сочинения. «Воспоминания». М.-Л. 1949. стр. 303.

6. Энциклопедический справочник школьника. Гуманитарные науки. М. 2002. стр. 707.

7. Тойнби Арнольд Джозеф. «Постижение истории» (т. 1-12, 1934-61).

 

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: