Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

МВФ советует отпустить тенге и отказаться от противодействия росту внешних банковских займов

Тулеген АСКАРОВ, 04.05.2007

Монетарным властям Казахстана необходимо изменить свои нынешние подходы к регулированию экономики, отказавшись в первую очередь от противодействия дальнейшему укреплению тенге и росту внешних займов банков. К такому заключению приводит изучение выводов миссии МВФ и выступлений других представителей этой международной организации на конференции в Алматы.

Предварительные выводы миссии МВФ, посетившей Казахстан в период с 16 по 27 апреля, были опубликованы в конце прошлой недели на сайте Нацбанка. Как выясняется из этого документа, выражающего «взгляды команды членов миссии, а не МВФ», экономические показатели нашей страны остаются впечатляющими, а «основные задачи экономической политики в краткосрочной перспективе заключаются в снижении темпов инфляции и смягчении рисков в быстро растущем банковском секторе».

Недоделанный урок
Миссия заключает, что «задачи экономической политики по удержанию показателей на высоком уровне усложнились», ибо инфляция особо не снижается и может вырасти под влиянием повышения зарплаты бюджетникам, усилилась уязвимость банковского сектора в случае шоков. «По этой причине, - указывает миссия, - необходимы меры экономической политики по снижению инфляции и смягчению рисков банковского сектора с тем, чтобы обеспечить благоприятные макроэкономические перспективы и в дальнейшем».
Что касается известных усилий Нацбанка по ужесточению денежно-кредитной политики (ДКП), то вопреки им продолжается быстрый рост денежных агрегатов, кредитования и рисков. Из этого миссия делает вывод о необходимости дальнейшего ужесточения ДКП, включая повышение резервных требований к банкам, увеличение разницы между требованиями в отношении внешних и внутренних обязательств, повышение процентных ставок интервенции по депозитам и нотам Нацбанка. Правда, миссия оговаривает, что рост этих ставок может вызвать усиление притока капитала, однако предполагается ответное компенсационное влияние со стороны повышенных резервных требований.
А вот главным инструментом Нацбанка в борьбе с инфляцией должно быть укрепление тенге - это позволит сократить масштабы его интервенций на валютном рынке, замедляя рост тенговой ликвидности. Кстати, нечто подобное делает центральный банк Азербайджана, где темпы роста ВВП почти вчетверо выше, чем у нас, тогда как цены растут ненамного быстрее. Правда, предварительно там еще и взяли курс на сильный манат, приравняв его к доллару, от чего упорно отказывается наш Нацбанк.
По мнению миссии МВФ, «более высокий и гибкий обменный курс должен также помочь устранить представления о «беспроигрышности ставок в игре», которые, возможно, поощряют приток капитала. Кроме того, повышение обменного курса приведет непосредственно к снижению цен импорта в тенге, что сдержит инфляцию». А в ответ тем, кто связывает слабый тенге с развитием отечественного производства, миссия указывает, что «ограничение повышения номинального курса за счет более высокой инфляции не гарантирует сохранения конкурентоспособности и лишь усугубит будущую дезинфляцию».
По поводу известных ограничительных мер со стороны АФН в отношении быстрых темпов роста кредитования и внешнего долга миссия не приводит каких-либо значимых достижений, за исключением увеличения капитальной базы нескольких банков и результатов стресс-тестов, показавших, что «даже значительные шоки процентных ставок и обменного курса не создадут критическую ситуацию в банковской системе». Как бы то ни было, «кредит все же продолжает расти высокими темпами, и у многих банков остаются значительные возможности для дальнейшего внешнего заимствования в рамках новых лимитов внешнего долга, о чем и свидетельствуют их объявленные планы получения новых займов».
Из этой ситуации следует умозаключение миссии в пользу дальнейших мер «по укреплению способности банковской системы устоять в случае шоков. Такие меры могли бы включать ужесточение норм резервирования (создания провизий) по просроченным ссудам, более жесткие правила залогового обеспечения и более строгие требования к достаточности капитала или веса рисков, особенно по потребительским кредитам, валютным ссудам заемщикам, не имеющим хеджирования, и имущественным кредитам с высокими коэффициентами заемных средств к стоимости залога».
Против дальнейшего роста бюджетных расходов, который происходит главным образом по воле политического руководства страны, миссия МВФ не выступает, «ввиду все еще значительных потребностей Казахстана в развитии социальной сферы и инфраструктуры и высокой нормы сбережений нефтяных доходов в последние годы». Однако отмечается, что «при повышении государственных расходов до 25 процентов в текущем году увеличилась нагрузка по борьбе с инфляцией, которую несут денежно-кредитная и курсовая политика, и обострилась необходимость в обеспечении качества расходов». Поэтому миссия «приветствует намерение официальных органов не производить дополнительные расходы до тех пор, пока не укрепится тренд снижения инфляции». Правда, когда было высказано такое намерение правительством, узнать не удалось.
Свои претензии есть у миссии и к институтам развития, ибо расширение доступа к финансированию за счет их ресурсов «может ослабить спрос сектора корпораций на финансирование при помощи выпуска акций и долговых ценных бумаг, препятствуя, таким образом, развитию рынка капитала».
Примечательно, что как раз во время пребывания миссии МВФ в нашей стране глава государства провел в Алматы встречу в расширенном составе, в которой участвовали руководители Нацбанка, АФН и Агентства по регулированию деятельности РФЦА. Со слов участников мероприятия, помимо годовых отчетов на ней обсуждались вопросы устойчивости финансовой системы и возможные риски, с которыми она может столкнуться.
Глава Нацбанка Анвар САЙДЕНОВ, например, сообщил о поручении президента Нацбанку и правительству обеспечить работу по реализации антиинфляционной политики. Будет проведен стресс-тестинг на устойчивость казахстанской банковской системы к возможным шокам и начнется сбор информации в связи с либерализацией валютного режима для отслеживания и оценки оттока и притока капиталов. Естественно, обсуждался и вопрос растущего внешнего долга страны.

За закрытыми дверями
Впрочем, выводы миссии МВФ в том виде, в каком они представлены на сайте Нацбанка, выглядят весьма лаконично. К счастью, нам удалось найти другой источник, где представители МВФ представили более подробную информацию по данной проблеме.
Как уже известно читателям нашей газеты из предыдущего номера, региональная конференция «Управление крупными притоками иностранной валюты в странах Южного Кавказа и Центральной Азии» прошла без представителей СМИ. Тем не менее Нацбанк подтвердил свое реноме наиболее открытой госструктуры, выложив презентации ключевых спикеров этой конференции на своем сайте.
Руководитель миссии МВФ по Казахстану Аасим ХУСЕЙН назвал презентацию так: «Решение проблем, связанных с притоками средств: опыт Казахстана, 2004-2006 годы». График на ее первом слайде убедительно доказывает, что главным источником экономического роста в нашей стране служит не нефть, а строительство и услуги, включая, естественно, финансовый сектор, обеспечивающие примерно 8% из общего прироста ВВП на уровне 10%. Понятно, что из этого легко сделать вывод и о том, чему мы все в конечном итоге обязаны сокращением безработицы и снижением бедности, ростом ВВП на душу населения, - росту доверия к банкам, что повлекло за собой привлечение огромных ресурсов в экономику.
Что касается растущего притока инвалюты в Казахстан, то, судя по данным г-на Хусейна, обвинения в адрес банков беспочвенны - они занимают лишь 4-е место по этому показателю за 2004-2006 годы после экспорта нефти, ненефтяных товаров и услуг, а также прямых иностранных инвестиций. Та же картина имеет место и по оттоку инвалюты, где львиная доля приходится на импорт товаров и услуг.
В отношении последствий известных мер по ужесточению ДКП в нашей стране из анализа г-на Хусейна следуют выводы, уже известные читателям, - быстрый рост денежных агрегатов и внешних заимствований банков, высокий уровень инфляции. И хотя докладчик предлагает и впредь ужесточать ДКП, в большей степени он все же полагается на повышение гибкости обменного курса, в том числе за счет устранения одностороннего характера валютного рынка.
Г-н Сайденов выступил в роли содокладчика г-на Хусейна и в своем докладе на тему «Приток капитала: Казахстан - проблемы и меры» представил информацию по текущему счету платежного баланса, подтверждающую давно известный парадокс - по мере роста сальдо внешней торговли страны одновременно растет и отрицательный результат по статьям международных услуг и доходов.
Из данных о структуре внешнего долга следует, что доля банков в нем выросла с 3,2% в 2001 году до 45,4% по итогам прошлого года, тогда как доля межфирменной задолженности снизилась с 58,6% до 34,6%, а доля государственного и гарантированного государством долга - с 25,1% до 4,3%. Отдельный слайд иллюстрирует значительный рост обязательств банков перед нерезидентами, хотя для полноты картины главному банкиру следовало бы привести данные и по другим заемщикам, в первую очередь нацкомпаниям и частным компаниям реального сектора.
Слайд, посвященный соотношению активов и пассивов банков, по всей видимости, должен был продемонстрировать дисбаланс между внешними активами банков, на которые приходилось 23,9% от совокупных активов, и их обязательствами перед нерезидентами (45,5%). Несколько слайдов показывают графики изменения номинального и реального обменного курсов тенге, динамику инфляции и показатели, характеризующие меры ДКП по регулированию ликвидности.
Фортуна здесь оказалась благосклонной к прессе, ибо в итоге нам удалось обнаружить сумму средств, в которую обошлись экономике страны новые МРТ Нацбанка. Если к 1 июля прошлого года остатки на корреспондентских счетах банков в Нацбанке находились на уровне примерно 200 млрд. тенге (включая тенговые и валютные счета), то к концу прошлого года они выросли до 600 млрд. тенге, то есть втрое! По резервным требованиям суммы за полугодие выросли с менее чем 100 млрд. тенге почти до 500 млрд. тенге.
Старший советник департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ Дэвид ОУЭН посвятил свое выступление анализу притоков инвалюты в регион Кавказа и Центральной Азии, а также ответным мерам ДКП. По его данным, с 2000 года иностранные притоки в этот регион выросли вдвое, причем за счет разных источников. Если в Азербайджане, Казахстане и Туркменистане ключевая роль принадлежит экспорту нефти и газа, то в Таджикистане и Кыргызстане лидируют денежные переводы. Но при этом значительный рост международных резервов наблюдался именно у экспортеров углеводородов, причем если пересчитывать их размер на покрытие импорта в месяцах, то лидирует здесь Туркменистан, а Узбекистан вполне достойно соперничает с Казахстаном.
Курсовые режимы во всех странах, как считает г-н Оуэн, являются негибкими и предполагают ограниченное повышение номинальных обменных курсов. Что касается налогово-бюджетной политики, то Казахстану выпала честь оказаться лидером по величине соотношения профицита бюджета к ВВП в 2005-2006 годах, которое оказалось на уровне примерно 7%, тогда как у Туркменистана и Узбекистана этот показатель был втрое ниже.
Инфляция в целом по региону превышает 10%, и в большинстве стран находится на уровне выше приемлемых 6%. Казахстан идет здесь на 4-й позиции по итогам прошлого года, пропустив вперед Таджикистан, Азербайджан и Грузию. Практически во всех странах, кроме Таджикистана, в 2004-2006 годах происходило повышение реального обменного курса национальных валют, но, к счастью, одновременно рос и ненефтяной экспорт, причем повсюду темпами не ниже 10% (здесь наша страна оказалась на третьем месте, пропустив вперед Азербайджан и Грузию).
В итоге г-н Оуэн делает вывод о том, что устойчивый рост и повышение реального обменного курса могут происходить одновременно. К тому же последнее обстоятельство способствует и ускорению роста ВВП на душу населения, измеряемому в долларах. А поскольку большинство стран региона как раз-таки противодействовали укреплению реального обменного курса своих валют, предпочитая ему в основном нестерилизованные интервенции, то получается, что их правительства и центральные банки противодействовали улучшению показателя ВВП на душу населения.
Вкратце изложим содержание еще двух презентаций - руководителя миссии МВФ по Грузии Джона ВЕЙКМАНН-ЛИННА и постоянного представителя МВФ в Армении Нинке ОМЕС. Г-н Вейкманн-Линн напоминает, что наличие масштабных притоков инвалюты в регион не является уникальным, ибо подобное явление уже пережили самые разные страны. В 1993-95 годах такое счастье обрушилось на Чехию, где притоки составляли порядка 18% от ВВП. В начале 2000-х годов то же самое пережила Россия.
Г-н Вейкманн-Линн утверждает, что для центрального банка предпочтительно не проводить интервенции, ибо в любом случае реальный обменный курс повысится, а инфляция неизбежно растет в результате интервенций. Однако в таком случае важную роль играет ужесточение налогово-бюджетной политики, способной предотвратить повышение реального обменного курса за счет сокращения внутреннего спроса, что заодно ослабляет и инфляционное давление. В качестве примера идет ссылка на опыт Эстонии, где действует режим валютного управления, корректировки политики проводятся через бюджет, а результатом стали умеренная инфляция на фоне умеренного повышения реального обменного курса и устойчивого высокого экономического роста.
Г-н Вейкманн-Линн считает спорным вопрос о том, могут ли меры контроля за операциями с капиталом действительно ограничить притоки или изменить их характер. Например, в Чили в 90-х годах применялось обязательное резервирование по краткосрочным притокам, однако в итоге рынок нашел способы обходить такие ограничения. А пострадали главным образом небольшие компании, для которых стоимость финансирования заметно возросла. В Малайзии меры контроля за капиталом были введены в 1998 году, но эффект оказался незначительным в силу слабости государственного управления. Таиланд в прошлом году ввел 30-процентное обязательное резервирование по притокам капитала сроком на один год, однако после резкого падения фондового рынка эти меры больше не применялись.
В Хорватии, где были установлены высокие нормы обязательных резервов по внешним обязательствам банков, и в Болгарии, где власти пытались бороться с ростом кредитования, рынки легко нашли способы обойти эти ограничения. В первом случае хорватские компании просто стали занимать у иностранных банков напрямую, а во втором кредиты пошли через финансовые организации Болгарии, не подлежащие надзору. А зачастую попытки ставить барьеры на пути притоков капитала вызывали их внезапное прекращение и даже оттоки, независимо от внутренней ситуации в странах-получателях!
Бывало, возникал и валютный кризис, за которым следовал экономический спад. Поэтому г-н Вейкманн-Линн рекомендует странам региона разработать меры, призванные сократить риск сокращения притоков капитала. В качестве примера стран с переходной экономикой, успешно решивших задачу управления притоками, он приводит Польшу, Словению и Эстонию. А предотвратить укрепление реального обменного курса в долгосрочной перспективе можно только за счет ужесточения бюджетных мер.
В презентации Нинке Омес в первую очередь удивляет быстрый экономический рост Армении, которая в последние годы неизменно опережает Казахстан. Впечатляют и объемы денежных переводов, поступающих в Армению из России, - они составили порядка 70% из общего объема более $600 млн. по итогам прошлого года. При этом наблюдается высокая корреляция с динамикой ВВП России! Другое наблюдение г-жи Омес показывает связь между ростом объемов денежных переводов и ценами на недвижимость в Армении, хотя, по алматинским меркам, они довольно низки - примерно $800 за кв. метр в центре Еревана.
Центральный банк Армении за последние годы допустил значительное укрепление курса местной валюты, однако это не привело к ухудшению счета текущих операций платежного баланса. Правда, немного снизился экспорт. Денежные агрегаты росли при вполне контролируемой невысокой инфляции и жесткой бюджетной политике.

О чем не сказал Нацбанк
Поскольку публикации выводов миссии МВФ предшествовало появление на сайте Нацбанка текста Основных направлений денежно-кредитной политики Нацбанка на 2007-2009 годы, одобренных постановлением его правления 20 апреля, то, естественно, журналистам не оставалось ничего другого, как просто сопоставить этот документ с позицией представителей МВФ.
Факт усиления инфляционного давления в Нацбанке признают, однако при этом указывают на весьма умеренную бюджетную политику властей, ибо расходы госбюджета в прошлом году сократились до 21,4% от ВВП по сравнению с 22,9% в 2005 году, а поступления (без учета Нацфонда) - до 22,2% с 23,6%.
Кроме того, отмечается, что «в целом за 2006 год темпы расширения совокупного спроса практически не опережали рост совокупного предложения». Правда, впредь правительству рекомендуется ограничивать рост бюджетных расходов вплоть до отказа от политики сокращения налогового бремени и ограничения использования государством нефтяных доходов в виде гарантированного трансферта из Нацфонда!
Значительное расширение денежных агрегатов в Нацбанке объясняют массированным притоком инвалюты в страну. В итоге за прошлый год денежная масса увеличилась на 79,9%, наличные деньги в обращении - на 45,8% (в 2005 г. - на 8,6%), а денежная база расширилась в 2,3 раза (в 2005 г. - на 14,7%).
Кстати, в этом нет ничего плохого, ибо монетизация экономики за год поднялась с 27,2% до 38,1%. Рост заработной платы (на 19,7% в номинальном и 10,2% - в реальном выражении) значительно опережал увеличение производительности труда, которая выросла, по оценке экспертов Нацбанка, на 8,4%. Наблюдался ускоряющийся рост издержек производства - только бензин в прошлом году подорожал на 21,5%, а в целом цены на материально-технические ресурсы для промышленных предприятий повысились на 9,7%. Рынок многих товаров и услуг остается монополизированным.
Собственные меры по ужесточению ДКП в Нацбанке считают эффективными. Так, повышение ставок по операциям Нацбанка (политика «дорогих денег») вызвало рост ставок по 7-дневным межбанковским операциям репо на бирже до 5,15% в среднем за декабрь 2006 года (с 1,54% за декабрь 2005 г.). На межбанковском рынке за второе полугодие прошлого года ставки по тенговым депозитам повысились с 3,77% до 4,45%, по долларовым депозитам - с 5,08% до 5,35%, что должно вызвать рост ставок и по кредитам экономике.
Объемы депозитов банков второго уровня в Нацбанке выросли в прошлом году в 3,1 раза - с 2,6 трлн. тенге до 8,1 трлн. тенге. Почти в 5 раз - с 31 млрд. тенге до 150 млрд. тенге - вырос объем предложения краткосрочных нот Нацбанка на одном аукционе. Общий объем их выпуска за прошлый год увеличился в 2 раза, до 3,8 трлн. тенге, а объем нот в обращении - в 3,3 раза, до 533,1 млрд. тенге. И, наконец, свою роль сыграли повышенные минимальные резервные требования к банкам.
Зато по поводу своей политики обменного курса Нацбанк ничего определенного не говорит, констатируя лишь известную статистику за прошлый год. На внутреннем валютном рынке Нацбанк все также обещает сократить свое участие, хотя его масштабы упорно растут из года в год, и придерживаться режима плавающего обменного курса тенге, чего на практике не существует с 4 апреля 1999 года, когда и был провозглашен СПОК. Впрочем, лучше всего обратиться к делам на бирже, чтобы убедиться в том, в какой степени расходятся эти заявления центрального банка с реальным положением дел.

Другого не дано
Спустя месяц после вступления в силу новых ограничений АФН по внешним займам стало ясно, что ведущие банки страны по-прежнему твердо следуют курсом на Запад за его дешевыми деньгами.
Банк «ТуранАлем» на прошлой неделе известил о завершении сделки по привлечению своего первого синдицированного займа в японских иенах на сумму, эквивалентную $500 млн. Ведущими уполномоченными организаторами сделки выступили ING Bank N.V., Standard Chartered Bank и Sumitomo Mitsui Banking Corporation Europe Limited. Эту крупную сумму сроком на 36 месяцев заняла «дочка» БТА - голландская компания TuranAlem Finance B.V. под гарантию головного банка. При этом значительная часть средств была предоставлена азиатскими инвесторами. Занятые деньги пойдут на общие корпоративные цели банка, включая торговое финансирование.
Кроме того, БТА должен завершить в мае роуд-шоу 5-летних евробондов, номинированных в британской валюте, с объемом размещения не менее 300 фунтов стерлингов. Другая сделка этого банка предусматривает секьюритизацию входящих платежей на $750 млн. путем выпуска облигаций на 7-8 лет. Затем наступит черед секьюритизации для кредитов на приобретение автомобилей и ипотеки.
«Темірбанк», входящий в конгломерат БТА, на этой неделе должен был провести роуд-шоу своих облигаций, которые будут выпущены сроком на 7 лет, и привлечь таким путем не менее $300 млн. Банк «Каспийский» заявил о планах выпуска осенью этого года евробондов на $250 - 300 млн.
По всей видимости, бессмысленность давления на банки в этом вопросе понимают теперь и в правительстве - недаром же премьер-министр Карим МАСИМОВ на своей первой пресс-конференции вполне лояльно отнесся к росту внешних заимствований даже выше размеров ВВП, отметив, что «в этом ничего страшного нет» при условии сопоставимых рисков управления. В противном случае правительству приходится следовать двойным стандартам, ибо контролируемые государством компании никто не ограничивает в аппетитах.
Так, на днях в прессе выступила Асия СЫРГАБЕКОВА, управляющий директор «КазМунайГаза», возглавлявшая ранее «Народный банк Казахстана» до прихода в него Григория МАРЧЕНКО. Она отметила, что «значительная часть инвестиционной программы компании реализуется за счет заемного финансирования», и напомнила о привлечении $600 млн. в 2004 году компанией «РД КазМунайГаз» на предэкспортное финансирование под гарантию нацкомпании «КазМунайГаз». В августе прошлого года сумма займа выросла до $650 млн. В прошлом же году «КазМунайГаз» привлек необеспеченный кредит в размере $800 млн. для финансирования своей доли в Северо-Каспийском проекте. Никого это особо не беспокоит, хотя случись что с нацкомпанией или ценами на нефть, расплачиваться по ее долгам придется государству.
Впрочем, банкиры продолжают пополнять свои капиталы и за счет внутреннего рынка. «Нурбанк» сообщил на биржу о размещении 2,9 млн. простых и 100 тысяч привилегированных акций банка по цене размещения 10 тысяч тенге за акцию. При этом акционерам банка предоставляется право преимущественной покупки новых «бумаг». Нетрудно подсчитать, что в общей сложности за счет этой операции капитал «Нурбанка» увеличится на 30 млрд. тенге.
В продолжение темы владельцев банков отметим, что акционеры банка «ТуранАлем» встретятся на годовом общем собрании 25 мая, дабы утвердить финотчетность банка и распределить его чистый доход за прошлый год вместе с размером дивиденда на одну простую акцию. Также будет утвержден устав банка в новой редакции и состав счетной комиссии.
Банк «ЦентрКредит» проведет годовое общее собрание своих акционеров в этот же день в новой штаб-квартире. Судя по повестке дня, обсуждаться будут вполне рутинные для таких мероприятий вопросы: отчет правления банка о результатах деятельности за прошлый год, годовая финотчетность, порядок распределения чистого дохода банка, определение аудитора и внесение изменений в устав банка.
А 31 мая на годовое общее собрание придут акционеры совместного «Лариба-Банка», на руководство которого недавно обрушилась карающая длань АФН. Тем не менее кадровые вопросы в повестке дня собрания не числятся. Акционеры утвердят годовую отчетность и заключение аудитора, определят порядок распределения чистого дохода и размер дивиденда, примут решение об увеличении количества объявленных акций. Кроме того, будет принят кодекс корпоративного управления и утверждены результаты деятельности совета директоров и правления банка.
На состоявшемся недавно годовом собрании «АТФБанка» его акционеры решили направить почти 900 млн. тенге чистого дохода за прошлый год на пополнение резервного капитала банка. Другая часть - 1 млрд. 840,5 млн. тенге - будет учтена как нераспределенный чистый доход. Дивиденды по простым акциям выплачиваться не будут, зато по привилегированным акциям их владельцы смогут получить 100 или 120 тенге на одну бумагу. Всего же дивиденды по таким акциям будут выплачены на 1 млрд. 480,0 млн. тенге. Кроме того, совет директоров «АТФБанка» уведомил биржу о своем решении продать долю 6,67% в ТОО «АТФИнвест». Кто является покупателем и почему продается столь малая доля, не сообщалось.
В «Нефтебанке» произошли кадровые перемены. Его совет директоров принял решение назначить и.о. председателя правления Ерлена ЖАНГЕЛЬДИНА, который в свое время занимал пост заместителя председателя Нацбанка, а затем руководил АО «Процессинговый центр». Примечательно, что на заре независимости г-н Жангельдин трудился в МИДе, а потом пошел в бизнес, заняв руководящую должность в компании «Алем Систем». Кроме него, в состав правления банка вошли также Ускенбаева А.М., Онгарбаев Е.Х. и Габбасов А.Т. Примечательно, что на днях «Экспресс Банк» уведомил о прекращении с 19 апреля полномочий заместителя председателя правления этого банка УСКЕНБАЕВОЙ Анаргуль, которая, по всей видимости, и перешла в «Нефтебанк».


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...