Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Все дороги ведут в Минфин. О том, какие важные документы сейчас разрабатываются в стенах Минфина и как это отразится на экономическом климате страны - Н. Коржова

Совершенствование налогового администрирования, развитие таможенной службы, управление государственным долгом, приватизация и контроль за использованием государственного имущества, финансово-экономическое оздоровление неплатежеспособных предприятий, система государственного финансового контроля - это лишь неполный перечень тех задач, которые стоят перед министерством. О том, какие важные документы сейчас разрабатываются в стенах Минфина и как это отразится на экономическом климате страны, мы беседуем с министром финансов республики Натальей Коржовой.

- Наталья Артемовна, журналисты, да и в целом общество, едва успевают следить за вашей активной деятельностью. Только недавно были приняты законы о легализации имущества, игорном бизнесе, о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и другие, подготовленные вашим министерством, а уже на подходе другие законопроекты.

- Да, такова специфика нашей работы. Мы осознаем, что от финансовой политики в буквальном смысле зависит будущее страны.

В своем Послании «Новый Казахстан в новом мире» президент Нурсултан Абишевич Назарбаев определил стратегический курс на обеспечение высокого уровня жизни казахстанцев и построение конкурентоспособного государства. В данный момент у меня на столе лежат законопроекты, которые затрагивают интересы практически каждого из нас. Речь идет о внесении изменений в налоговое и таможенное законодательство, а также о проекте закона РК «О государственных закупках».

- Как известно, сложившаяся система госзакупок вызывает постоянную критику как со стороны бизнес-сообщества, так и со стороны государственных структур. Что предпринимается правительством, и в частности Министерством финансов, для улучшения ситуации в данной сфере?

- Во-первых, пересматривается действующее законодательство о госзакупках. На сегодня проект нового закона о госзакупках находится на рассмотрении в мажилисе парламента.

Во-вторых, проводится работа по автоматизации процессов госзакупок. В-третьих, мы намерены уделить особое внимание развитию программ обучения специалистов. Сегодня в стране нет постоянно действующих курсов повышения квалификации специалистов в области госзакупок.

- Учтены ли в законопроекте предложения бизнес-сообщества?

- Начну с того, что мы обсудили концепцию нового законопроекта со всеми заинтересованными сторонами. Совместно с союзом «Атамекен» мы провели практически во всех регионах семинары-совещания с представителями местных исполнительных органов, а также общественных объединений. Было высказано много конструктивных предложений. Затем законопроект, разработанный Министерством финансов на основании одобренной концепции, был рассмотрен всеми госорганами, а также экспертным советом.

- Некоторые общественные объединения, тем не менее, высказывают опасения, что предложенный законопроект не решает проблем, связанных с коррупцией в сфере госзакупок. Что вы можете сказать по этому поводу?

- На наш взгляд, одним из условий для совершения коррупционных нарушений в сфере госзакупок является отсутствие прозрачности процедуры их проведения и принятия решений. Поэтому при разработке законопроекта особое внимание было уделено решению указанных проблем.

Так, мы предусмотрели в законопроекте обязательное опубликование государственными заказчиками своих планов закупок на новый финансовый год. Это позволит предпринимателям заранее определиться с интересующими их госзакупками и основательно подготовиться к таким конкурсам.

По действующему закону информация о сумме конкурса является закрытой, но это привело к тому, что недобросовестные участники конкурса незаконно получали такую информацию и, соответственно, имели определенное преимущество перед другими участниками конкурса. Поэтому в законопроекте мы обязываем государственных заказчиков публиковать информацию о сумме конкурса.

Также в целях обеспечения прозрачности принятия решений мы предусмотрели нормы, обязывающие размещать на веб-сайте тексты всех протоколов и решений, принимаемых на каждой стадии конкурса. По действующему закону обязательному опубликованию подлежит только решение об итогах конкурса.

По предложению бизнес-среды мы в законопроекте предусмотрели, что победитель конкурса определяется на заседании комиссии в присутствии участников конкурса. При этом они вправе вести аудиовидеосъемку заседания комиссии.

Для защиты интересов участников конкурса, которые намерены оперативно, в досудебном порядке обжаловать решение комиссии, мы предусмотрели 10-дневный мораторий на заключение договора с победителем конкурса. Этот срок предоставлен участникам конкурса для обжалования решения комиссии в контролирующих органах. По истечении указанного срока участник конкурса вправе обжаловать итоги конкурса в судебном порядке.

Правительством также рассматривается вопрос о введении уголовной ответственности за нарушение законодательства о госзакупках.

И это только некоторая часть мер, которые мы предложили в законопроекте для решения проблем, связанных с коррупцией в сфере госзакупок. Министерство финансов в пределах своей компетенции участвует в этой работе и открыто для конструктивного диалога с бизнес-сообществом.

- Как вы относитесь к высказываниям оппонентов о том, что предложенный законопроект не является законом прямого действия?

- Мы понимаем, что закон прямого действия, то есть не требующий принятия для его реализации большого количества подзаконных актов, это то, к чему надо стремиться, и мы идем к этому последовательно. Опыт нашего соседа России показывает, что мы поступаем правильно. В России закон, аналогичный нашему, был принят в 2005 году. Наши российские коллеги постарались написать закон прямого действия, но в реализацию этого закона они уже приняли более 20 подзаконных актов и еще готовят пакет изменений. Мы уверены, что нам нельзя допускать такой ситуации. Поэтому при разработке законопроекта мы перенесли из действующего закона те нормы прямого действия, которые имеют положительную практику применения, и предложили новые. Однако правовое регулирование некоторых нововведений, предусмотренных в законопроекте, мы предлагаем сначала «обкатать» на уровне подзаконного акта, а затем включать в закон. Таким образом, последовательно мы придем к закону прямого действия. Количество подзаконных актов, которые мы планируем разработать в реализацию закона, будет не более 9.

- Некоторые общественные объединения предпринимателей считают, что в законопроекте не предусмотрена поддержка малого бизнеса.

- По законопроекту на поддержку в сфере госзакупок могут претендовать только субъекты малого предпринимательства, а также производственные предприятия, созданные республиканскими общественными объединениями инвалидов. Для последних, в отличие от действующего закона, мы предусмотрели возможность гарантированного закупа товаров, работ, услуг, производимых ими, в объеме, позволяющем максимально задействовать их производственные мощности. При этом равномерная загрузка мощностей предприятий должна быть обеспечена во всех регионах, чтобы не повторилась текущая ситуация, когда, например, одни предприятия смогли заключить договоры о госзакупках, а другие не имеют объемов работ и находятся на грани выживания.

В отношении субъектов малого предпринимательства в действующем законе, как известно, предусмотрена только одна мера поддержки - квотирование для них объемов закупок по ограниченному перечню товаров, работ, услуг. Но если спросить у представителей малого бизнеса, насколько эффективна в настоящее время такая мера поддержки, думаю, что ответ будет неоднозначный.

По мере развития и специализации малого бизнеса объективно потребуется определенная гибкость, направленная на поиск наиболее действенных мер поддержки.

Поэтому в интересах малого бизнеса мы предлагаем устанавливать меры поддержки не в законе, а в актах правительства, так как, во-первых, это даст возможность оперативно реагировать на обоснованные обращения бизнес-сообщества о пересмотре принятых мер поддержки, во-вторых, при необходимости принять комплекс мер, более широкий, чем квотирование. Мы надеемся, что предлагаемый нами подход в определении мер поддержки малого бизнеса будет позитивно воспринят представителями этой категории предпринимательства.

- Известно, что государство сегодня направляет значительные объемы денег на строительство. Уделено ли в законопроекте должное внимание вопросам упорядочения госзакупок строительных работ?

- Начну с того, что для упорядочения госзакупок строительных работ требуется изменение не только законодательства о госзакупках, но и доработка профильного законодательства. Законодательство о госзакупках направлено в общем на обеспечение добросовестной конкуренции и по своей сути регламентирует процедуры организации и проведения госзакупок.

Те проблемы, о которых сегодня говорят, а это участие в конкурсах строительных компаний, не имеющих материально-технической базы и при этом выигрывающих конкурсы, некачественное выполнение ими работ и многое другое, на наш взгляд, появляются не только из-за несовершенства законодательства о госзакупках. Ведь такие компании имеют лицензии на строительную деятельность, а значит, соответствуют всем требованиям, установленным профильным законодательством. Это же законодательство определяет, что ежегодно строительные компании должны подтверждать свою лицензию и что за ходом строительства должен осуществляться определенный надзор и контроль со стороны уполномоченных органов.

В то же время мы не отрицаем, что в законодательство нужно ввести нормы, исключающие возможность участия в тендерах компаний, которые не имеют достаточной материально-технической базы.

Поэтому мы в законопроекте предусмотрели дополнительные требования по наличию материально-технических и трудовых ресурсов как к самой строительной компании, так и ко всем субподрядчикам, которых она планирует привлечь.

Также в законопроекте мы предусмотрели, что компании, которые судом признаны недобросовестными, не могут участвовать в конкурсах. Это, как мы надеемся, исключит участие в выполнении работ ненадежных подрядчиков.

В целом в законопроекте заложены правовые основы для упорядочения госзакупок строительных работ. Но достижение ожидаемого эффекта зависит от усилий не только Министерства финансов, но и профильного министерства, которое, надеемся, также пересмотрит отраслевое законодательство, в том числе правила лицензирования, с акцентом на ужесточение требования к претендентам на получение лицензий, а также обеспечение должного контроля за ходом выполнения строительных работ.

- Каким образом в законопроекте учтена специфика закупок производственных предприятий, подведомственных национальным компаниям?

- Из обсуждения с представителями производственных компаний мы пришли к выводу, что специфика их закупок заключается в необходимости обеспечения своевременного приобретения и долгосрочных гарантированных поставок товаров, работ, услуг, используемых в производственной деятельности. Закупки других товаров, работ, услуг, по их мнению, могут осуществляться на общих основаниях, предусмотренных в законопроекте.

Исходя из этого, мы в законопроекте предусмотрели нормы, которые позволяют им обеспечить бесперебойную поставку товаров, работ, услуг ежедневной и еженедельной потребности, которые используются ими в производственной деятельности. Эти нормы направлены на то, чтобы производственный цикл таких предприятий не останавливался.

Для обеспечения на долгосрочной основе гарантированных поставок товаров, работ, услуг, используемых в производственной деятельности, мы предусмотрели возможность заключения ими долгосрочных договоров с поставщиками таких товаров, работ, услуг.

- На коллегии холдинга «Самрук» руководством компаний были высказаны пожелания о включении в законопроект особых условий для закупок, осуществляемых компаниями, которые имеют рейтинг корпоративного управления. Учтены ли их предложения?

- В законопроекте мы предусмотрели, что компании, имеющие рейтинг корпоративного управления, могут осуществлять закупки согласно внутренним правилам, регламентирующим в таких компаниях процедуру снабжения.

При этом мы считаем, что такое право должно быть предоставлено при условии, что, во-первых, система корпоративного управления в таких компаниях предусматривает наличие внутренних правил закупок. Во-вторых, внутренние правила закупок компаний разработаны и утверждены на основании типовых правил, утверждаемых для них правительством РК. В-третьих, внутренние правила закупок таких компаний должны обеспечивать соблюдение принципов прозрачности, добросовестной конкуренции, а также включать положения, направленные на защиту прав и интересов участников закупок.

- Новый законопроект планировалось принять до конца прошлого года. В чем причина того, что он до сих пор не принят?

- Законопроект в настоящее время находится на рассмотрении в мажилисе парламента. Создана рабочая группа, в которую вошли 112 заинтересованных представителей, включая представителей общественных объединений, а также некоторые депутаты. Рабочая группа трудится в интенсивном режиме, еженедельно проводя от 4 до 8 заседаний. На сегодня проведено более 60 заседаний рабочей группы.

Мы создаем новую правовую базу в сфере госзакупок и понимаем, что для заинтересованных лиц это реальная возможность обсудить наболевшее, предложить свое видение решения существующих проблем, постараться максимально предусмотреть интересы тех или иных представителей бизнес-сообщества.

В период рассмотрения законопроекта в рабочую группу поступило более 700 предложений, каждое из которых было обсуждено. Конечно, не все наши аргументы, так же, как и предложения бизнес-сообщества, нашли поддержку у членов рабочей группы, но по многим предложениям уже найдены компромиссные решения, и это нормальный процесс.

Мы считаем, что главным положительным результатом такого длительного обсуждения законопроекта является то, что нам всем удалось достичь понимания того, что работа над законопроектом - это только первый шаг в вопросах совершенствования системы госзакупок. Впереди предстоит большая совместная работа.

Учитывая это, мы надеемся, что в ближайшее время рабочая группа рассмотрит возможность внесения законопроекта на рассмотрение мажилиса.

- Какие дополнительные меры по совершенствованию системы госзакупок предлагаются Министерством финансов?

- Как было отмечено, пересмотр нормативной базы является первым шагом в вопросах совершенствования системы госзакупок. Мы считаем, что еще одним важным направлением в нашей деятельности является внедрение информационных систем и технологий в этот процесс.

В целом эта работа проводится нами в рамках мероприятий по созданию электронного Минфина и электронного правительства. На первом этапе мы планируем объединить в единую информационную систему все процессы госзакупок, начиная от их планирования, выбора поставщика, заканчивая заключением и контролем за исполнением договора.

Что это даст участникам процесса? В первую очередь, доступ к информации, а именно о планируемых закупках, т.е. кто, когда и что планирует закупить, какие цены сложились на товары, работы, услуги, приобретенные в системе госзакупок, где можно получить дополнительную информацию по интересующему вопросу. Во-вторых, посредством использования информационных систем будет обеспечена прозрачность тендерных процедур и принятия комиссиями решений.

На втором этапе мы планируем внедрить электронный документооборот в конкурсных процедурах. В этом случае количество «бумажных» документов, которые должен представлять участник конкурса, значительно сократится. Это, в свою очередь, нивелирует возможность отклонения участников конкурса по формальным причинам.

На третьем этапе мы планируем внедрить систему электронных госзакупок, главное отличие которой от традиционных закупок заключается в совершении сделок купли-продажи в режиме реального времени, т.е. с минимальным участием человеческого фактора в выборе поставщика, а также заключения сделок день в день. Этот способ закупок наиболее прозрачный и не требует вмешательства людей при принятии решений о выборе поставщика.

Конечно, достичь этих целей мы сможем не сразу. На это есть и объективные причины, связанные с тем, что наше общество пока не достаточно готово к применению информационных технологий в повседневной жизни. Но мы настроены на последовательную работу и надеемся, что совместно с заинтересованным бизнес-сообществом мы придем к поставленным целям.

Другим важным направлением в нашей деятельности является развитие сети обучающих центров по подготовке специалистов по госзакупкам и повышению их квалификации. Мы считаем, что наряду с превентивными мерами в отношении лиц, которые проводят закупки, необходимо обратить должное внимание на систему их подготовки и повышения квалификации. Поэтому нами будет предложена единая типовая программа многоуровневого обучения специалистов, оказана методологическая помощь и содействие развитию обучающих центров, подготовке преподавателей для этих центров. При этом, как нам видится, такие центры должны быть частными. Акцент в этой работе будет сделан на создание и развитие обучающих центров в регионах.

Комплексная, последовательная реализация перечисленных направлений нашей деятельности, надеемся, создаст условия для поступательного развития отечественной системы госзакупок.

- Наталья Артемовна, а что касается внесения изменений в налоговое и таможенное законодательство, предполагает ли законопроект меры по усилению налоговой дисциплины?

- В целях обеспечения соблюдения налогоплательщиками норм налогового законодательства законопроектом предлагается уточнить положение по исчислению административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 209 КоАП, непосредственно от завышенной суммы НДС, необоснованно отнесенной налогоплательщиками в зачет. Это обусловлено тем, что на практике зачастую возникают ситуации, когда по итогам налоговой проверки при корректировке сумм НДС, отнесенного в зачет, у налогоплательщика не возникает обязательств по уплате данного вида налога (в частности, это касается крупных недропользователей-экспортеров, у которых отсутствует реализация на внутреннем рынке Казахстана).

Анализ подобной практики показывает, что в таких случаях органы налоговой службы начисляют административный штраф исходя из всей суммы НДС, исключенного из зачетной стороны, что впоследствии в большинстве случаев приводит к отмене судами постановлений об административных правонарушениях на основании статьи 68 КоАП (малозначительность правонарушения, отсутствие материального вреда интересам государства). Однако это влечет безнаказанность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства.

- А какие изменения и дополнения вносятся в законодательные акты по вопросам упрощения таможенных и налоговых процедур?

- Вносятся изменения для устранения дополнительного барьера, в целях исключения излишнего документационного оборота, облегчения таможенного администрирования, сокращения временных и стоимостных затрат участниками ВЭД. При этом таможенная стоимость товара должна быть не ниже заявленной при помещении под таможенный режим таможенного склада. Это позволяет устранить двоякое толкование норм, касающихся определения таможенной стоимости, а также избежать злоупотреблений со стороны должностных лиц таможенных органов.

Вносимые изменения направлены на сокращение разрешительной системы в сфере таможенного дела. В этой связи принятие данных поправок повлечет регулирование посреднических услуг, связанных с таможенным оформлением, посредством выдачи одного разрешительного документа - лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. Данная поправка исключает «двойное лицензирование». Более того, в законопроекте учитываются и такие случаи, когда плательщик ошибочно перечисляет в бюджет таможенные платежи и налоги. К примеру, РНН не соответствует наименованию налогоплательщика, неверно указанное РНН налогового органа-получателя или неточное оформление банком платежного поручения… Речь идет об урегулировании и оперативном таможенном оформлении. Таким образом, все нововведения направлены на расширение условий для субъектов предпринимательства в сфере таможенного дела, облегчения свободы частного предпринимательства в стране.

Недавно перед сотрудниками Министерства финансов выступил с лекцией доктор экономических наук, профессор МГУ Александр Владимирович Сидорович. Комментируя Послание президента, он отметил, что Казахстан - региональный лидер, строящий свою экономику в соответствии с общемировыми тенденциями. «Казахстан уже вступил в категорию динамично развивающихся стран, который сам строит экономику на новых принципах и особом характере открытости в условиях глобализации», - сказал известный ученый. Уверена, что такая оценка признанных международных экспертов говорит о том, что мы на правильном пути.

Беседовала Ирина САВЕЛЬЕВА, Астана


Лучший выбор – инвес-тиции в свое образо-вание! MINI-MBA -43%

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...