Незаконное предпринимательство: виды и ответственность

 

Предпринимательство, как гласит статья 10 ГК РК, это инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя. В статье 1 Закона РК «О частном предпринимательстве» дается понятие индивидуального предпринимательства, под которым понимается инициативная деятельность физических лиц, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих физических лиц и осуществляемая от имени физических лиц, за их риск и под их имущественную ответственность.

Права предпринимателей, осуществляющих не запрещенную законодательством деятельность, защищаются:

1) возможностью осуществления предпринимательской деятельности без получения чьих-либо разрешений, кроме лицензируемых видов деятельности;

2) максимально простым явочным порядком регистрации всех видов предпринимательства во всех сферах экономики в одном регистрирующем органе;

3) ограничением законодательными актами проверок , осуществляемых государственными органами;

4) принудительным прекращением предпринимательской деятельности только по решению суда;

5) установлением законодательными актами перечня работ, видов товаров и услуг, которые запрещены для частного предпринимательства, запрещены или ограничены для экспорта или импорта;

6) привлечением государственных органов, должностных лиц, а также иных лиц и организаций к установленной законодательством имущественной ответственности перед предпринимателями за неправомерное воспрепятствование их деятельности;

7) иными средствами, предусмотренными законодательством.

Государственная поддержка и развитие частного предпринимательств

осуществляются путем:

- создания при государственных органах научно-исследовательских институтов по изучению проблем и разработке предложений по развитию частного предпринимательства;

- организации деятельности экспертных советов при центральных государственных и местных исполнительных органах;

- создания финансовых институтов поддержки и развития частного предпринимательства;

- организации деятельности бизнес-инкубаторов и индустриальных зон;

- продажи земельных участков, зданий, помещений либо перевода жилых помещений в нежилые в соответствии с законами РК.

Осуществляя поддержку частного предпринимательства, государство вместе с тем осуществляет и контроль за его деятельностью, который является одним из видов государственного администрирования. Основной задачей государственного контроля является обеспечение безопасности производимой и реализуемой предпринимателями продукции для жизни и здоровья людей, защиты их имущества, безопасности для окружающей среды, национальной безопасности РК, включая экономическую безопасность, предупреждения обманной практики, экономии природных и энергетических ресурсов, повышения конкурентноспособности национальной продукции.

Другими видами государственного администрирования являются:

1) установление законами РК требований к продукции и процессам частного предпринимательства;

2) аккредитация органов по подтверждению соответствия, поверочных, калибровочных и испытательных лабораторий (центров);

3) обязательное подтверждение соответствия отдельных видов продукции требованиям законодательства;

4) лицензирование отдельных видов частного предпринимательства;

5) обязательное страхование гражданско-правовой ответственности субъектов частного предпринимательства в соответствии с законами РК;

6) установление юридической ответственности субъектов частного предпринимательства, государственных органов и их должностных лиц.

Анализ действующего законодательства Казахстана, регламентирующего предпринимательскую деятельность, выявил следующие виды незаконного предпринимательства, за которые предусмотрена административная или уголовная ответственность:

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или с нарушением правил регистрации в уполномоченном органе.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) в случаях, когда наличие таких документов является обязательным для производства каких-либо товаров, выполнения работ или оказания услуг.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных условий или в период приостановки действия лицензии.

4. Занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности.

5. Предоставление в уполномоченный орган, осуществляющий государственную регистрацию или выдачу лицензий и иных разрешений, документов, содержащих заведомо ложные сведения.

6. Осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей перерегистрации юридического лица, филиала или представительства.

7. Лжепредпринимательство.

Все вышеперечисленные действия составляют объективную сторону незаконного предпринимательства. Непосредственным объектом этого правонарушения (преступления) является установленный нормативными правовыми актами порядок осуществления предпринимательской деятельности, а субъектами - вменяемые граждане, достигшие возраста шестнадцати лет, должностные и юридические лица. В качестве субъектов могут быть как граждане и юридические лица Казахстана, так и иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица.

Субъективная сторона незаконной предпринимательской деятельности предполагает наличие умышленной вины в виде прямого умысла.

Кодекс РК об административных правонарушениях (КоАП) содержит ряд статей, предусматривающих административную ответственность за отдельные виды незаконного предпринимательства.

Согласно статье 357-1 КоАП занятие предпринимательской или иной деятельностью, а также осуществление действий (операций) без регистрации или без лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) в случаях, когда наличие таких документов обязательно, если эти деяния не содержат признаков уголовного преступления, - влекут штраф на физических лиц в размере до двадцати, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, - в размере от тридцати до сорока, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей с конфискацией товаров, являющихся непосредственными объектами правонарушений, либо без таковой, а занятие предпринимательской или иной деятельностью без лицензии дополнительно влечет конфискацию дохода (дивидендов), денег, ценных бумаг, полученных вследствие административного правонарушения.

Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения вышеназванного административного взыскания, влекут штраф на физических лиц в размере до пятидесяти, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, - в размере от пятидесяти до ста, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства - в размере от трехсот до семисот месячных расчетных показателей с конфискацией товаров, явившихся непосредственным объектом правонарушения, а занятие предпринимательской или иной деятельностью без лицензии дополнительно влечет конфискацию дохода (дивидендов), денег, ценных бумаг, полученных вследствие административного правонарушения.

За нарушение правил и норм лицензирования статья 357-2 КоАП предусматривает следующие санкции:    1. Нарушение установленных законодательством лицензионных правил и норм, в том числе несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к лицензируемым видам деятельности, - влечет штраф на физических лиц в размере от десяти до двадцати, на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, - в размере от пятидесяти до ста, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей с приостановлением действия лицензии на определенный вид деятельности или без такового.

Неустранение нарушений лицензионных правил и норм, повлекших привлечение к административной ответственности, по истечении срока приостановления действия лицензии - влечет штраф на физических лиц в размере от двадцати до сорока, на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, - в размере от ста до ста пятидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от двухсот до трехсот месячных расчетных показателей с лишением лицензии на определенный вид деятельности.

Осуществление деятельности без перерегистрации юридического лица, филиала, представительства в случаях, предусмотренных законодательством, согласно статье 357-4 КоАП влечет штраф на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, в размере двадцати, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере сорока месячных расчетных показателей.

Несвоевременное извещение регистрирующего органа об изменении места нахождения юридического лица влечет штраф на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, в размере десяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере тридцати месячных расчетных показателей.

Лжепредпринимательство, то есть создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, не причинившее крупного ущерба физическому лицу, организации или государству, - влечет согласно статье 154 КоАП штраф на физическое лицо, индивидуального предпринимателя в размере от пяти до десяти, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства - в размере от десяти до тридцати, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от тридцати до пятидесяти месячных расчетных показателей.

Те же действия, причинившие гражданину, организации или государству крупный ущерб, являются уже уголовным преступлением, за совершение которого статья 192 Уголовного Кодекса (УК) РК предусматривает наказание штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятидесяти месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового. Примечание: крупным ущербом в данной статье признается ущерб, причиненный гражданину на сумму, в сто раз превышающую месячный расчетный показатель, либо ущерб, причиненный организации или государству на сумму, в пятьсот раз превышающую месячный расчетный показатель, установленный законодательством РК на дату совершения преступления.

Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство установлена статьей 190 УК РК, которая имеет следующую редакцию:

«1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, а равно занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере или производством, хранением и сбытом подакцизных товаров в значительных размерах, -

наказываются штрафом в размере от трехсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.

2. Те же действия:

а) совершенные организованной группой;

б) сопряженные с извлечением дохода в особо крупном размере;

в) совершенные лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность, - наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой.»

Примечание: в процитированной статье доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает пятьсот месячных расчетных показателей; доходом в особо крупном размере - доход, сумма которого превышает две тысячи месячных расчетных показателей; значительными размерами - такое количество товаров, стоимость которых превышает сто месячных расчетных показателей.

Значительными размерами признается такое количество товаров, стоимость которых превышает сто месячных расчетных показателей.

Рассмотрим некоторые нормы этой статьи более подробно.

Прежде всего, следует учесть, что осуществление предпринимательской деятельности без лицензии может квалифицироваться как незаконное в следующих ситуациях:

1) документы для получения лицензии в уполномоченный орган отправлены, но лицензия еще не выдана;

2) лицензия с самого начала предпринимательской деятельности не была получена, поскольку субъект указанной деятельности не знал о необходимости ее получения (незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение) либо знал, но по каким-то причинам не собирался ее приобретать;

3) лицензия была получена, но с нарушением установленного порядка ее приобретения, и в этой связи не имеет юридической силы;

4) лицензия была получена в установленном законом порядке, но срок ее действия истек и она потеряла свою юридическую силу;

5) лицензия была получена в установленном законом порядке, срок ее действия не истек, но за допущенные нарушения (несоблюдение условий лицензии) ее действие приостановлено либо она аннулирована (отозвана), то есть досрочно потеряла свою юридическую силу.

Под нарушением условий лицензии понимается, например, реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) за пределами территории, указанной в лицензии, или самовольное расширение указанных в лицензии перечня реализуемых товаров (видов работ, оказываемых услуг).

Незаконная предпринимательская деятельность может быть также связана с такими факторами, как место, время, способ и обстановка (условия) совершаемого деяния. Данные признаки объективной стороны рассматриваемого преступления не указаны в статье 190 УК РК в качестве обязательных, но они могут учитываться как отягчающие или смягчающие вину обстоятельства.

В заключение необходимо отметить, что в настоящее время, как законодательно закреплено в специальном Приложении к Закону «О частном предпринимательстве», государственный контроль и надзор за деятельностью предпринимателей осуществляют 28 государственных органов. Не трудно представить ситуацию предпринимателя, которого решат проконтролировать в течение года представители всех этих органов. Поэтому законы нужно не только знать, но и выполнять - тогда никакие проверки не страшны.

А слишком ретивым проверяющим при необходимости надо цитировать пункт 1 статьи 44 Закона «О частном предпринимательстве», который гласит следующее: «В случае нарушения государственным органом или его должностным лицом установленного порядка проведения проверки субъекта частного предпринимательства(необоснованное назначение проверки, производство проверки без вынесения акта и регистрации его в органе по правовой статистике, неправомерное изъятие документов, незаконная инвентаризация материальных ценностей, приостановление производства, составление излишних справок, предъявление необоснованных запросов и в иных случаях) в объем убытков, предъявляемых к возмещению, могут быть включены суммы вознаграждений, выплаченных работникам субъектов частного предпринимательства за подготовку материалов для проверки, заработная плата за время вынужденной остановки производства, упущенная выгода, которую получил бы субъект частного предпринимательства при реализации соответствующих товаров (работ, услуг), не выпущенных вследствие приостановления производства». Возмещение таких убытков производится по иску предпринимателя в суд в соответствии с гражданским законодательством, а неправомерные действия проверяющих влекут административную или уголовную ответственность.

 

Анатолий Лобков, юрист, эксперт по бизнесу

 

14 мая 2007, 16:59
Источник, интернет-ресурс: Делового еженедельника «Бизнес Путеводитель» , Лобков А.Х.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код