Старая система сломана, новая работает на результат

(интервью Председателя Налогового комитета МФ РК Рахметова Н.К. газете «Казахстанская правда»)

 

О новых подходах в управлении органами налоговой службы и путях искоренения нарушений в своем ведомстве говорил на вчерашней пресс-конференции председатель НК МФ РК Нурлан Рахметов. По признанию главы комитета, это первая пресс-конференция за год с небольшим его работы на нынешнем посту. По ее окончании он дал эксклюзивное интервью корреспонденту «Казахстанской правды».

Старая система сломана, новая работает на результат (интервью Председателя Налогового комитета МФ РК Рахметова Н.К. газете «Казахстанская правда») 

— Нурлан Кусаинович, перед вашим ведомством поставлена задача: построить высокоэффективную систему управления налоговой службой. Что нужно для этого сделать, в каком направлении вы намерены работать?

 

— Мы видим три стратегических направления, в которых нужно работать. Первое — это обеспечение максимально полного поступления в бюджет налогов и платежей. Звучит стандартно, но на самом деле это достаточно емкое понятие, ведь наша задача не просто следить за тем, чтобы предприятия исправно платили налоги, но и выявлять «теневые» деньги, заставлять людей платить. Второе направление — обеспечение максимальной удовлетворенности налогоплательщика работой налоговых органов, так как мы оказываем очень много государственных услуг: выдаем РНН, справки, выписки. И третье — построение высокоэффективной системы управления органами налоговой службы. Все они связаны. Поэтому можно сказать, что Налоговый комитет должен быть государственным органом с очень эффективной системой управления, который обеспечивает максимальное поступление налогов и платежей в бюджет, при этом предоставляя услуги налогоплательщику на должном уровне.

 

— Направления вы назвали, а каких целей вы намерены добиться?

 

— Путь движения обозначен Главой государства Нурсултаном Назарбаевым: внедрять лучший опыт корпоративного управления. У нас должно быть максимум 7—8 стратегических четко измеримых целей. Затем ставятся показатели, которых нужно достигнуть. В мировой практике корпоративного управления это называется системой сбалансированных показателей. Работу налоговых органов оценивают количеством собранных налогов по отношению к ВВП. Поэтому мы ставим перед собой цель: к 2010 году этот показатель будет не меньше 26 процентов к ВВП. По итогам 2006 года эта цифра составила 22,8 процента. И этой цели мы намерены достигнуть, несмотря на то что ожидается снижение налоговых ставок. Мы знаем, что есть резерв. Другая стратегическая цель — создать такую атмосферу открытости, чтобы не менее 90 процентов налогоплательщиков были удовлетворены качеством работы налоговых органов в плане предоставления услуг.

 

— Правительство сейчас работает над административной реформой, как ваше ведомство планирует развивать и обучать персонал, ведь поставленные перед Налоговым комитетом задачи требуют высокого профессионализма?

 

— Мы внедряем систему мотивации, ориентированной на результат. В центральном аппарате она уже работает. По итогам первого квартала одни получили много денег, другие — мало. И люди поняли, что просто так премии даваться не будут. Теперь только так: результаты по итогам квартала достигнуты — премии получили, не достигнуты — не получили. Это позволило в два раза увеличить количество вакансий, появилась экономия, за счет которой я смогу устанавливать высокие зарплаты и приглашать квалифицированных работников. Что касается повышения квалификации сотрудников, то Минфин нас поддержал, и Правительство рассматривает вопрос открытия центра повышения квалификации для работников финансовой системы. Еще одно направление — жесткий отбор при приеме на работу. Мы поломали старую систему. Когда появляются вакансии, сначала проводим электронное тестирование на знание налогового законодательства, затем претендент демонстрирует пятнадцати руководителям комитета, какой он менеджер и какие у него идеи. Решение принимается только коллегиально. В центральном аппарате система уже работает, в течение года внедрим ее на местах.

 

— Нурлан Кусаинович, ваша пресс-конференция была посвящена главным образом вопросам коррупции. Каков ее уровень в вашем ведомстве по данным контролирующих органов и в чем причина такого положения дел?

 

— На сегодняшний день нет объективного показателя того, где коррупция выше или ниже. Об этом мы можем судить только по количеству коррупционных преступлений, зарегистрированных в Комитете правовой статистики Генеральной прокуратуры. По этой сухой статистике на наше ведомство приходится вроде бы много, но нас, налоговиков, больше, чем служащих других госорганов, — 11 тысяч. К тому же у нас наиболее опасная с точки зрения вероятности возникновения условий для коррупции профессия, мы наиболее часто контактируем с людьми. Но показатель у нас самый низкий: по количеству уголовных дел — 4,4 на 1 000 человек. И даже к этой цифре я отношусь с недоверием. Поэтому мы приветствуем инициативу предпринимательских объединений по проведению профессиональными институтами опросов населения об удовлетворенности работой налоговых органов. Это будет анонимная, профессиональная и, самое главное, объективная оценка.

 

— Но коррупция пока все же есть. Что вы намерены предпринять в будущем для ее искоренения?

 

— Это целый комплекс мер. Задача непростая. У нас две сферы деятельности — налоговый контроль и предоставление услуг — выдача РНН, справок, выписок. От налоговых проверок мы никогда не уйдем, контакт с налогоплательщиком всегда будет. И именно здесь наиболее высока вероятность получения взяток, и немаленьких. Но можно сократить этот риск. Каким образом? До начала проверок мы будем проводить мониторинг налогоплательщиков. У нас есть база данных, анализируя ее, система выбирает те предприятия, где наиболее высокий риск получить взятку, то есть где наибольшая вероятность нарушений налогового законодательства. Для начала проверяющий будет направляться в менее рискованные организации. Когда же очередь проверки дойдет до группы риска, мы предупредим сотрудника, что он идет в компанию, где наибольшая вероятность нарушений, и если возникнут вопросы по проведенной проверке, то проверять будем его самого. Кроме того, раньше не было четкой методики проведения проверок, сейчас она внедряется. Что касается второй сферы, то в настоящее время мы занимаемся разработкой и внедрением стандартов государственных услуг. Согласно мировому опыту мы обозначим четкие сроки, качество и, что немаловажно, возможность клиента пожаловаться на сотрудника налоговых органов. Налоговик должен знать, что он обязан предоставить услугу в конкретном объеме и в конкретные сроки, в противном случае будет наказан. Сейчас обратная связь с налогоплательщиком у нас налажена плохо. Люди пока боятся жаловаться на сотрудников налоговых органов, беспокоясь о том, что завтра с ними еще придется встретиться. Но мы и впредь будем бороться с непрофессионализмом своих сотрудников и наказывать их за нарушения.

 

Дмитрий ПОПАЗОВ

8 мая, 2007 г.

 

 

15 мая 2007, 10:28
Источник, интернет-ресурс: Газеты «Казахстанская правда» , Рахметов Н.К.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код