Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Казахстанские бренды и корпоративные лидеры. Государство будет создавать серьезные стимулы для отечественных инвесторов, финансирующих новые прорывные проекты. Комментарий помощника Президента РК С.Буркитбаева

Жети кун, 13 мая 2007 года

ВЕДУЩИЙ:

В КАЗАХСТАНЕ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ БУДЕТ СОЗДАН СОВЕТ КАЗАХСТАНСКИХ ИНВЕСТОРОВ ПОД ПАТРОНАЖЕМ ПРЕЗИДЕНТА. ЭТУ НОВОСТЬ В ЭКСКЛЮЗИВНОМ ИНТЕРВЬЮ НАШЕЙ ПРОГРАММЕ СООБЩИЛ ПОМОЩНИК НУРСУЛТАНА НАЗАРБАЕВА СЕРИК БУРКИТБАЕВ. НАПОМНЮ, ЧТО АНАЛОГИЧНАЯ СТРУКТУРА, ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ КРУПНЕЙШИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ КОМПАНИИ, СУЩЕСТВУЕТ УЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ И ЯВЛЯЕТСЯ ОЧЕНЬ ЭФФЕКТИВНЫМ МЕХАНИЗМОМ РЕШЕНИЯ ВСЕХ ВОПРОСОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В КАЗАХСТАНЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ О СОЗДАНИИ СОВЕТА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИНВЕСТОРОВ ПРОЗВУЧАЛО НА НЕДАВНЕЙ ВСТРЕЧЕ ПРЕЗИДЕНТА НАЗАРБАЕВА С РУКОВОДИТЕЛЯМИ ВЕДУЩИХ КАЗАХСТАНСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И БАНКОВ. НАПОМНЮ, ЧТО ПРЕЗИДЕНТ ПРИЗВАЛ «КАПИТАНОВ» БИЗНЕСА АКТИВНО ВКЛЮЧИТЬСЯ В НОВЫЙ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «30 КОРПОРАТИВНЫХ ЛИДЕРОВ» - ЦЕЛЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ СОЗДАНИЕ ПРОИЗВОДСТВ, СПОСОБНЫХ ВЫПУСКАТЬ ПРОДУКЦИЮ С ВЫСОКИМ ЭКСПОРТНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ. КАК СКАЗАЛ ПРЕЗИДЕНТ, НАСТАЛО ВРЕМЯ, КОГДА ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС ДОЛЖЕН ПРОЯВИТЬ СЕБЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ МАСШТАБАХ. БЛАГО, ФИНАНСОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПОЗВОЛЯЮТ ИНВЕСТИРОВАТЬ ДАЖЕ ОЧЕНЬ ДОРОГИЕ ПРОЕКТЫ. КРУПНЕЙШИЕ КАЗАХСТАНСКИЕ БАНКИ, НАПРИМЕР, СЕГОДНЯ МОГУТ ВЫДАВАТЬ РАЗОВЫЕ КРЕДИТЫ ДО МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ. СО СВОЕЙ СТОРОНЫ, ГОСУДАРСТВО ГОТОВО ПРЕДЛОЖИТЬ ЧАСТНОМУ БИЗНЕСУ ОЧЕНЬ СЕРЬЁЗНЫЕ СТИМУЛЫ - ВПЛОТЬ ДО ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАСТИЯ В РАЗРАБОТКЕ НОВЫХ СЫРЬЕВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ. БОЛЕЕ ПРЕДМЕТНО О ПЕРСПЕКТИВАХ ПРОЕКТА КОРПОРАТИВНЫХ ЛИДЕРОВ МЫ ПОГОВОРИМ С ОДНИМ ИЗ УЧАСТНИКОВ ВСТРЕЧИ ПРЕЗИДЕНТА И БИЗНЕСМЕНОВ, ПОМОЩНИКОМ НУРСУЛТАНА НАЗАРБАЕВА - СЕРИКОМ БУРКИТБАЕВЫМ. ЕГО СОБЕСЕДНИК - ОБОЗРЕВАТЕЛЬ НАШЕЙ ПРОГРАММЫ ТИМУР МУХАМАДЕЕВ.

- Серик Минаварович, Президент в разговоре с бизнесменами ориентировал их на инвестиции, прежде всего, в индустриально-производственную отрасль. Как Вы полагаете, готов ли отечественный бизнес к финансированию проектов, которые достаточно затратны и не обеспечивают такой быстрый возврат капиталовложений как, например, в сфере торговли и услуг?

СЕРИК БУРКИТБАЕВ, Помощник Президента РК:

- Общий ответ: однозначно «да», бизнес готов. Это видно и по внутренним инвестициям казахстанских бизнесменов, и по их экспансии очень динамичной на внешние рынки. Поэтому, безусловно, ответ - «да». Сегодня и государство готово к реализации масштабных проектов - именно к реальному переходу казахстанской экономики с сырьевой направленности на индустриальные и постиндустриальные рельсы. С другой стороны, я думаю, созрел по многим параметрам и отечественный бизнес. Те торгово-закупочные операции, о которых вы говорите, я думаю, это присуще любому бизнесу на этапе становления, к счастью Казахстан этот этап прошел быстро, динамично. Сформировался определенный класс, группы промышленно-финансовые, которые поднялись на этом бизнесе - в плане накопления опыта, капитала. Далее, безусловно, последуют крупные промышленные предприятия, промышленные проекты и последует инфраструктура. Конечно, это не так быстро может быть и не так выгодно, как в торговле, но это престижно, это надежно, это долгосрочно. И это создает такую серьезную стратегическую основу для формирования их активов и капитализации. Поэтому ситуация, я думаю, с обеих сторон очень позитивная.

- Во время разговора Президента и бизнесменов выяснилась довольно любопытное обстоятельство. Оказывается многие казахстанские компании очень успешно инвестируют крупные проекты за рубежом - в России и других странах. Причем стоимость большинства таких проектов превышает полмиллиарда долларов. С одной стороны, это хороший повод порадоваться за наш отечественный бизнес, который успешно осваивает внешние рынки, но, с другой стороны… не является ли это тревожным звоночком к тому, что внешние условия для капиталовложений становятся более привлекательными, чем внутри страны?

- Ну, вы задаете действительно очень животрепещущий вопрос. Я думаю, эта тенденция есть, и она будет расти. Вопрос не в том, чтобы оценивать эту тенденцию плохо или хорошо, вопрос в её сбалансированности. Т.е. я думаю, что внутренние и внешние инвестиции частного бизнеса должны быть разумно сбалансированы. 10 лет назад я был свидетелем целого ряда поездок. Президент лично формировал молодой и зеленый «зеленый» тогда выводок казахстанских бизнесменов, образно говоря - за руку выводил их на мировой рынок - и мне посчастливилось быть среди тех, кого Президент представлял зарубежным «китам» мирового бизнеса. И вот в Австралии, когда был доклад о казахстанской банковской системе, сидящий со мной рядом иностранный банкир сказал мне: «Знаете, по-моему, переводчик ошибся, когда назвал капитал казахстанского банка в миллионах долларов. Наверное, речь шла о миллиардах?». Я - к стыду своему - кивнул ему, мол, да, да, переводчик ошибся… Естественно, капитал крупного казахстанского банка должен исчисляться миллиардами. Ну вот, теперь, к счастью, мы достигли этой точки, когда у нас миллиардные капиталы в банках, и они инвестируют за рубеж. С другой стороны, нужно сказать, что банкиры и финансисты инвестируют, если вы заметили, в те страны, которые ещё, наверное, не прошли все те рыночные преобразования, которые уже прошел Казахстан. Поэтому мы имеем уже исторический опыт десятилетний и нам видно куда пойдут эти страны завтра. Поэтому наши банкиры и бизнесмены инвестируют на опережение - там, где ещё недооценены активы, недооценена недвижимость, разумную стоимость имеют промышленные предприятия, банки. Это скоро пройдет, многое изменится, но именно временная ниша и опыт, который наша страна накопила на опережение, именно этот опыт позволяет и в России и в других странах СНГ очень динамично действовать.

- Банкиры на встрече с Президентом говорили о том, что для них интересны промышленные проекты, но есть определённые проблемы, связанные с непрозрачностью некоторых секторов экономики. Инвесторы и финансисты хотели бы иметь чёткое представление о тех объектах, в которые они будут вкладывать деньги. Всё же наш банковский сектор работает по международным стандартам, чего, к сожалению, пока нельзя сказать о сырьевых и промышленных отраслях. Каким Вам видится решение этой проблемы?

- Ну, вы знаете, в последнее время сделаны очень серьезные шаги в этом направлении, сегодня государство ставит во главу угла именно прозрачность, легитимность всех экономических процессов. И ставить вопрос так, что вот где-то более прозрачно, что-то менее прозрачно - это в прошлом.

- Ещё один проблемный вопрос, о котором говорилось на встрече Президента и бизнесменов - пересечение интересов частных инвесторов и государственных институтов развития. Особенно обижались банкиры, которые стали терять инвестиционные проекты из-за того, что заёмщики предпочитают обращаться к кредитам институтов развития, обладающим более дешевыми финансовыми ресурсами. Т.е. вопрос ужесточения внутренней конкуренции инвесторов. Как бы Вы прокомментировали эту ситуацию?

- Я скажу, что в части крупных проектов, где речь идет о сотнях миллионов долларов, где проекты находятся на уровне, который контролируется Главой государства, руководством Правительства, думаю, да, однозначно, кредиты или инвестиции государственных институтов дешевле. Но что касается наиболее массового среднего уровня, который действительно составляет основу устойчивости экономики, ситуация не такая простая.

Вот те 1-2%, которые в принципе, теоретически, могут быть достигнуты как экономия при получении бюджетных или денег через институты развития, она иногда с компенсируется со знаком «минус» тем, что все-таки это бюджетный механизм принятия решений, он имеет определенную логику, уровень бюрократизации. Я думаю, пока ещё достаточно силен этот барьер. Достаточно серьезная система контроля над использованием этих денег. Поэтому, как мне кажется, сегодня государственные институты развития не имеют таких серьёзных преимуществ перед предложением частных инвестиций - если говорить об этом комплексно.

С другой стороны, сегодня - если объективно говорить - у государства есть собственные ресурсы, есть деньги, есть институты развития, есть другие формальные механизмы, чтобы сделать эти проекты самим. Сформировать проект, дать инвестиции, пригласить исполнителей, это все возможно. Здесь не вопрос в том, что нам не хватает денег или возможностей. Президент смотрит в комплексе это проект, и он рассматривает участие казахстанских инвесторов именно как элемент сбалансированного развития. И я думаю, что наиболее продвинутые инвесторы сами это видят. Здесь это обоюдный процесс.

- «30 корпоративных лидеров» выглядит как проект усиления позиций Казахстана на международных рынках, как проект создания экспортоориентированных брэндов Made in Kazakhstan для внешнего пользования. А какие выгоды ожидают внутренний рынок, отечественных потребителей?

- Сегодня надо сказать, что крупные сырьевые лидеры Казахстана уже сформировались полностью. Может быть, появится ещё 2-3 корпоративных лидера в каких-то новых, недоосвоенных сырьевых областях - это вполне возможно. Но вряд ли это серьезно изменит корпоративный облик сырьевой части казахстанской экономики. Т.е. поддержка этих корпораций, продвижение их интересов на международном рынке - это вполне понятная и адекватная задача. Что дает это на внутреннем рынке? Я вам скажу - у нас в Министерстве финансов есть специальный отдел, который курирует крупных налогоплательщиков. Их очень не так уж много и вот эти крупные налогоплательщики, их буквально можно пересчитать по пальцам, они формируют основной экономический пул страны. Они в буквальном смысле кормят страну своими налогами, они создают рабочие места, вокруг них создаются вспомогательные производства, т.е. это такие большие локомотивы. И сегодня, поддерживая формирование этих лидеров мы будем автоматически поднимать и целый пласт компаний, идущий за ними. Там работают сотни тысяч, если не миллионы людей, они все получают достойную зарплату, это очень серьезный мультипликативный эффект.

- Тем не менее, какая сфера выглядит наиболее приоритетной, где бы страна смогла показать себя со своим национальным проектом. Есть такая сфера?

- Я думаю, что лицо Казахстана и динамика его развития на разумно прогнозируемое будущее - это ограниченное количество направлений. Это нефть и газ, это минерально-сырьевой комплекс, имеется в виду металлургический сектор. И это сельское хозяйство и, возможно, транзит. Вот четыре направления, три основных и одно возможное, которое появится, если будет проявлена воля, и будут найдены подходящие инициативные люди и компании. Вы, наверное, удивитесь, что в этом списке нет нанотехнологий, в этом списке нет биотехнологий, в этом списке нет космических технологий, о чем достаточно много говорили. Я хочу высказать свою персональную точку зрения, поскольку сегодня этот вопрос достаточно серьёзно обсуждается, и не только в кулуарах. Президент проинформирован о наличии различных точек зрения на столбовые направления развития, и, я думаю, что он лично над этим очень серьёзно думает и анализирует ситуацию. Мне думается, что нанотехнологии и биотехнологии, как новые и перспективные направления развития, как и компьютерные, информационные технологии, это очень перспективно в мире. На данном этапе в Казахстане эти направления мы не должны упускать из виду, под них нужно создать точечные инвестиции, создать национальные лаборатории, и посмотреть за ходом развития. Как будет развиваться это направление и будет ли готов Казахстан к тому, чтобы сделать это столбовым направлением своего развития. Но сегодня, говоря откровенно, нам не нужно тешить себя иллюзиями, что завтра мы станем мировым лидером в космосе или мы станем мировым лидером в нанотехнологиях. Эти направления готовятся десятилетиями и мы должны быть готовы в течение десятилетий вкладывать миллиарды долларов ежегодно, причем делать это по нарастающей. В этих направлениях не бывает группы лидеров, там бывает один явный лидер, который выигрывает, чей стандарт принимается, чьи технологии запускаются. Остальные создают фон, на котором и вырастает это дерево прогресса. Но дело в том, что Казахстан имеет свои естественные преимущества. Конечно, мне много возразят, скажут, что есть юго-восточные тигры, которые достигли мировых вершин. Знаете, я не хочу обижать этих тигров, но нет у этих тигров мировых достижений. Нет таких лидеров. Есть компании, которые создали хорошие передовые производства, есть компании, которые достигли серьезных успехов в массовых технологиях, но нет юго-восточных лидеров, которые создали мировые брэнды в смысле новейших технологий. У Казахстана есть свое историческое, естественное преимущество. Я хочу сказать, что мы очень богаты, слава Богу, сырьевыми ресурсами. И я сегодня должен, видимо, в ответ на этот вопрос, объявить такой тезис - на самом деле минерально-сырьевой комплекс - это и есть самая высокотехнологически насыщенная отрасль промышленного производства. Как ни странно, это не производство каких-то спутников, это не производство микросхем, где все красиво двигается. На самом деле, для того, чтобы добыть нефть и газ на глубине нескольких километров, имея в окружении гигантские давление и температуру, а потом эту нефть довести до мировых стандартов, задействованы самые лучшие в мире достижения. Для того, чтобы произвести сверхчистый металл, которые котируется на Лондонской бирже и является стандартом, нужны самые современные технологии. И они, слава Богу, у нас в Казахстане есть. Вот там есть hi-tech, вот там есть место приложения наших интеллектуалов, там есть спрос. И сегодня у нас имеется поручение Главы государства пересмотреть стратегию развития геологической отрасли, у нас колоссальное количество недоисследованных месторождений, я думаю, мы кратно умножим ресурсную базу Казахстана. Я думаю, что у нас есть потенциал извлечения целого ряда редких и ценных металлов, которые чем дальше, тем больше приобретают ценность на рынке.

- Серик Минаварович, давайте поговорим о некоторых «технических» аспектах проекта «30 корпоративных лидеров». На встрече с Президентом «капитаны» бизнеса говорили о том, что они готовы вкладывать сотни миллионов долларов в новые перспективные проекты, но при этом просили поддержки государства, например, в части налоговых преференций. Между тем, правительство, как известно, готовит обратную реформу, предполагающую сокращение всевозможных налоговых льгот. Не возникнет ли здесь серьёзных противоречий между планами правительства и надеждами бизнеса?

- Ну, я думаю, что нет. Дело в том, что преференции - это нормальный и эффективный рычаг или механизм, чтобы государство направляло инвестиции туда, где это нужно стране. Т.е. это нормально и это нормальный рычаг, используемый во всем мире. Я думаю, вопросы бизнеса связаны не с тем, будут или нет преференции, а вопросы бизнеса связаны с тем, чтобы было унифицированное применение этих преференций. Чтобы было понятно, если ты это делаешь, тебе дают эти преференции независимо от того, чей ты, хороший или плохой. Если ты делаешь этот проект, ты получаешь этот пакет преференций, кто бы ты ни был.

- Ещё один вопрос в продолжение темы стимулов. После встречи с Президентом некоторые бизнесмены говорили в интервью, что компаниям, которые будут вкладывать значительные финансовые ресурсы в создание казахстанских брэндов, государство предоставит дополнительные возможности в разработке сырьевых месторождений. Действительно ли возможны такие формы поощрения бизнеса?

- Думаю, что да, думаю, что бизнесмены понимают лучше, чем любой другой наш гражданин страны, что природная рента, т.е. норма прибыли, которая заложена в месторождение, особенно в нефтегазовом месторождении, она сегодня и в недалеком будущем будет велика, как никогда. Поэтому, действительно, это приз, и я думаю, что это вполне возможно и реалистично, что такой приз будет объявлен. Главное, что об этом заявлено, инвесторы об этом знают, поэтому правила игры открыты. Кто будет лучшим, думаю, что Глава государства решит, как и в какой форме это сделать. Но это открыто, это на столе и обсуждается. Лучшие получат такие призы, я думаю, это реалистично.

- На встрече с Президентом бизнесмены благодарили Нурсултана Назарбаева за откровенный разговор и попросили его создать Совет отечественных инвесторов - аналогичный тому, что объединяет иностранные компании, работающие в Казахстане. Говорилось о том, что такой орган помог бы казахстанскому бизнесу лучшее координировать реализацию новые проектов и быстрее решать проблемные вопросы. Как Вы полагаете, будет ли создан такой Совет?

- Безусловно - да. Глава государства такое поручение дал и я думаю, что такой совет будет создан. Действительно, это будет наш аналог Совета иностранных инвесторов, который уже значительное время существует при Главе государства. В него входят руководители самых крупных в мире компаний, работающих в стране. И совет иностранных инвесторов, по-моему, доказал свою эффективность. На протяжении определенного срока уже практически нет текущих вопросов. Это возможность диалога бизнеса и власти напрямую, без посредников, без бумажных процедур и Президент принимает решения непосредственно в ходе совещания, и это даёт, конечно, колоссальный эффект. И вот создание отечественного совета инвесторов - это признание заслуг нашего отечественного бизнеса, это приглашение к строительству новой страны и это приглашение занять достойное место в том бизнесе, в той экономике, которая будет в ближайшее время построена.

- Я благодарю вас за интервью, спасибо.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...