Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Стенограмма пресс-конференции Государственного Секретаря и руководства Администрации Президента Республики Казахстан (Астана, 18 мая 2007 года)


Пресс-секретарь Президента РК Ерлан Байжанов:

- Құрметті әріптестер, бүгінгі баспасөз мәжілісіне Қазақстан Республикасының Мемлекеттік хатшысы Қ.Саудабаев, Президент Әкімшілігі басшысының орынбасарлары О.Жұмабеков және М.Әшімбаев қатысып отыр.

Уважаемые коллеги, тема сегодняшней пресс-конференции - принятие сегодня Парламентом конституционных поправок, внесенных в среду Главой государства. В пресс-конференции принимают участие Государственный секретарь Саудабаев Канат Бекмурзаевич и Заместители Руководителя Администрации Президента Жумабеков Оналсын Исламович и Ашимбаев Маулен Сагатханович.

Слово предоставляется Государственному секретарю.

Государственный секретарь Канат Саудабаев:

Уважаемые журналисты, как Вы знаете, 16 мая сего года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев внес в Парламент проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан».

Сегодня, по итогам заинтересованного обсуждения, Парламент Казахстана во втором чтении принял этот Закон.

Это важнейшее событие в новейшей истории страны открывает новый этап в развитии нашего общества. Примечательно, что эти исторические поправки в Конституцию внесены в полном соответствии с логикой внутреннего развития Казахстана и опираются на мощный фундамент социально-экономических и общественно-политических реформ, проведенных за годы независимости под выдающимся лидерством первого Президента страны Нурсултана Назарбаева.

Особенность принятых изменений в том, что они продиктованы не столько соображениями текущего момента, сколько направлены на будущее развитие Казахстана как экономически сильного и демократически развитого государства.

Как подчеркнул Президент Н.А.Назарбаев, мы пошли на политические реформы и конституционные изменения без какого-либо давления извне, а исходя из точного понимания и глубокого осознания стратегических интересов государства и народа.

Вы хорошо знаете, что с момента независимости наша страна шла своим собственным путем, не копируя слепо, а внедряя современные стандарты в экономике, в управлении, в политике с учетом мирового опыта, реалий нашей страны и национальных интересов.

Сегодня мы видим два пути развития транзитных государств: один - полное отсутствие реформ, другой - их искусственное подстегивание через так называемые цветные революции, результаты которых мы наблюдаем. Но есть третий эволюционный путь развития, казахстанский, с опережающими экономическими реформами, последовательно подкрепляемыми политической либерализацией общества.
И сегодня Глава государства, как выдающийся политик и государственный деятель точно уловил момент необходимости ускорения демократических реформ и гармонизации экономического и политического развития страны.

Реализация принятых поправок в Конституцию подкрепит признанные экономические достижения Казахстана его политическим лидерством в регионе.

Следует подчеркнуть, что предложенные Президентом поправки в Конституцию стали результатом многолетних дискуссий с участием представителей правительства, парламента, политических партий и общественных движений. Таким образом, они являются квинтэссенцией предложений всех слоев казахстанского общества, своего рода общенациональной программой демократических реформ.
Необходимо отметить, что сегодняшний шаг - это показатель зрелости нашего общества. Оно приняло эти изменения. Оно верит своему первому Президенту, который вновь подтвердил не только свое лидерство, неординарное мышление и стратегическую дальновидность, но смелость и мужество государственного деятеля и человека.

Это редчайший исторический пример, когда популярный лидер, имея поддержку 90 процентов населения страны, без давления изнутри и извне, на вершине своего успеха, делится своей властью и отдает часть полномочий.

Прежде всего, Глава государства сам предложил сократить срок президентства с 7 до 5 лет.
Во-вторых, предусматривается мощное усиление полномочий Парламента и в целом представительной ветви власти. Баланс сдержек и противовесов меняется очень существенно, что укрепит устойчивость и стабильность нашего общества.

Как Вы знаете, вводится пропорциональная система избрания депутатов Парламента, число которых увеличивается со 116 до 154. Важным новшеством будет избрание девяти депутатов Мажилиса Ассамблеей народа Казахстана, которая является уникальным инструментом укрепления межнационального согласия и мира в нашей стране.

Далее, назначение Премьер-министра будет осуществляться только с согласия большинства членов Мажилиса. Создана возможность принятия вотума недоверия Правительству простым большинством депутатов, а не квалифицированным большинством в две трети. Кроме того, две трети состава Конституционного Совета, Центральной Избирательной Комиссии и Счетного комитета будут формироваться Парламентом. Все эти изменения позволят резко повысить роль законодательного органа.

В-третьих, значительное повышение роли политических партий, их влияния на систему государственного управления и другие стороны общественной жизни за счет усиления контроля за формированием и деятельностью Правительства. Вводится прямое государственное финансирование политических партий, а также неправительственных организаций, что повлечет мощное ускорение развития гражданского общества.

В-четвертых, предстоит кардинальное усиление роли местного самоуправления. Его функции будут исполняться Маслихатами - это важнейшая новация. Предполагается качественное изменение в полномочиях местной представительной власти, от которой теперь будет зависеть назначение всех уровней исполнительной власти на местах - акимы областей, городов и районов не будут назначаться без согласия маслихатов.

В-пятых, совершен прорыв по укреплению системы защиты прав человека. Фактически отменяется смертная казнь, что ставит Казахстан в один ряд с ведущими европейскими демократиями. Далее наряду с судом присяжных заседателей, в ходе судебной реформы в Казахстане будет введено судебное санкционирование ареста.

Таким образом, с сегодняшнего дня Казахстан начинает реальную трансформацию в сторону президентско-парламентской республики и стал еще ближе к международным демократическим стандартам.
Таковы основные моменты конституционных поправок, внесенных Главой государства в Парламент.
Как Вы знаете, наряду с вышеизложенным, в результате рассмотрения Парламент принял закон, в который по единодушной инициативе депутатов было внесено важное дополнение. Теперь конституционное положение о том, что одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд, не распространяется на первого Президента Республики Казахстан. Тем самым, сохраняя один из основных демократических постулатов Конституции, высший представительный орган Республики выразил волю народа. В этом решении воздана заслуженная дань уважения и признательности Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, первому Президенту Казахстана и создателю нашей независимой государственности.
Воспользуется ли предоставленной Парламентом и народом возможностью первый Президент - это теперь его право и привилегия.

Со своей стороны, многие годы являясь свидетелем воли, мужества и мудрости этого человека, я рад, что и сегодня он находится в замечательной интеллектуальной и физической форме, оставаясь локомотивом развития страны. И если он воспользуется такой возможностью, это будет на благо нашего молодого независимого государства.

Спасибо за внимание. А теперь я и мои коллеги будем готовы ответить на Ваши вопросы.

«Хабар» агенттігінің журналисі А.Балтабайұлы:

- Бірінші сұрақ Қ.Саудабаев мырзаға. Конституциялық реформаларды әзірлеу кезінде өзге елдердің тәжірибесі зерттелді ме? Мүмкін болса екі тілде де жауап берсеңіз.

Қ.Саудабаев:

- Бүгінгі күні Конституциямызға енгізіліп жатқан өзгерістердің біраз жылдардан бері әзірленіп келе жатқаны белгілі. Оны жаңа өз сөзімде айтып кеттім. Бұл өзгерістердің зерделеніп, зерттелуіне арнайы мамандар, тарихшылар, Президент әкімшілігі, депутаттар, Үкімет адамдары атсалысты. Олар дамыған демократиялық мемлекеттердің конституцияларын, бүгінгі жағдайларын зерттеп, еліміздің, қоғамымыздың дамуына қажетті тұстарын, тиістілерін ала отырып осы өзгерістерді түзіп шықты.

Безусловно, мировой опыт учитывался. Как я уже сказал, сегодняшние решения были и являются плодами очень серьезных многолетних дискуссий в нашем обществе, в которой участвовали представители различных слоев, включая политический истеблишмент страны, оппозицию. Был изучен опыт ведущих демократий Европы, состоявшихся демократических государств Азии и, что важно, транзитных государств. Таким образом, все, что, можно было использовать для дальнейшего развития нашей страны с учетом наших реалии - было использовано.

Ольга Коваленко, РИА «Новости»:

У меня вопрос к Оналсын Исламовичу. Председатель Конституционного Совета Игорь Рогов прокомментировал уже, что часть положений, которые внес Парламент в Конституцию, вступит в силу после того, как будет избран новый состав Мажилиса. В связи с этим вопрос: будут ли распущен Парламент?

О.Жумабеков: Сегодня Парламент республики принял закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», статья вторая которого предусматривает, что Парламент и его палаты приобретают, предусмотренные для них настоящим законом конституционные полномочия после истечения полномочий Мажилиса Парламента Республики Казахстан третьего созыва. Эти полномочия истекают в 2009 году. Поскольку закон принят, и в нем отражена такая норма, нет никаких оснований говорить о том, что предстоит роспуск Мажилиса или в целом Парламента.

Динара Сейтжанова. Телеканал «Астана»:

У меня вопрос к господину Ашимбаеву, что даст политической системе нашей страны пропорциональная система голосования?.

М.Ашимбаев:

Я хотел бы отметить два момента.

Первое. В результате введения пропорциональной избирательной системы в Мажилис, партии получают резкий импульс для развития. Уверен, что в результате этого произойдет становление эффективной политической демократической системы в стране. Для того, чтобы построить подлинное демократическое государство, демократическую политическую систему, мы должны сформировать конкурентоспособные эффективные политические партии. И пропорциональная политическая система даст очень сильный импульс к развитию политических партий в Казахстане.

Второе. Пропорциональная избирательная система по своей природе более представительна, более репрезентативна. Что это значит? Если при мажоритарной избирательной системе действует принцип «победитель получает все», то при пропорциональной избирательной системе действует принцип: «Все общественно значимые политические силы должны быть представлены в Парламенте». То есть при пропорциональной избирательной системе появляется возможность для всех общественно-политических сил быть представленными в Парламенте. Можно сказать, что в наших условиях представительная избирательная система будет эффективна тем, что все политические партии, которые имеют поддержку населения, будут иметь своих депутатов в Мажилисе Парламента страны.

О.Жумабеков: Я бы хотел дополнить. Часто задают вопрос о семипроцентном барьере для получения депутатских мандатов. Хочу подчеркнуть, что в Конституции было предусмотрено положение о том, что депутатские мандаты по итогам выборов по партийным спискам, распределяются между теми партиями, которые преодолели семипроцентный барьер. Сейчас, после принятия сегодняшних поправок в Конституцию, данное положение из нее удалено. Теперь практически все вопросы, которые касаются порядка подготовки, организаций и проведения выборов будут регулироваться конституционным законом «О выборах». Работа над проектом закона «О выборах» ведется, и пока мы предполагаем, что семипроцентный барьер останется. Но впоследствии, при необходимости, внести изменения в закон будет гораздо легче, чем вносить изменения в Конституцию. В перспективе, конечно, возможны изменения в этом тексте. Если учесть, что число депутатов Мажилиса Парламента увеличилось до 98 ( а в нынешнем составе Мажилиса по партийным спискам были распределены 10 мандатов), то даже при семипроцентном барьере шансы всех политических партий участвовать в борьбе и получить больше депутатских мандатов резко возрастают.

Срым Ержанов газета «Мегаполис».

Вопрос к господину Ашимбаеву. Не приведет ли государственное финансирование политический партий к контролю и диктату со стороны власти? И по какому принципу будет осуществляться финансирование политических партий?

М.Ашимбаев: Уверен, что введение государственного финансирования политических партий не приведет к контролю государства над политическими партиями. Почему? Прежде всего, речь идет о частичном финансировании политических партий, то есть партии сами тоже должны будут изыскивать средства из законных, разумеется, источников. Во-вторых, в законе будет предусмотрен прозрачный механизм финансирования политических партий. Сегодня практику прямого финансирования политических партий используют 53 государства мира. Среди них такие развитые демократические государства как Великобритания, Франция, Италия, Австралия и другие. Косвенное финансирование политических партий на сегодняшний день осуществляют около 50 государств мира. Речь идет о налоговых и других льготах и преференциях, доступе к СМИ и так далее. Введя государственное финансирование мы делаем очень серьезный шаг в сторону укрепления наших политических партий и создания демократической политической системы в нашей стране.
Государственное финансирование политических партий нужно для того, чтобы обеспечить большую независимость наших партий. Понятно, что в своей деятельности им постоянно требуются финансовые ресурсы, и для того, чтобы обеспечить их независимость вводится государственное частичное финансирование.

Как это будет происходить? В наших законах вторым этапом будет прописан этот механизм. Видимо, государственное финансирование будут получать те партии, которые пройдут по итогам будущих выборов в Мажилис Парламента. Только та партия, которая преодолела семипроцентный порог и прошла в Мажилис, будет получать государственное финансирование. Это делается для того, чтобы ограничить расходы со стороны государства на партии, которые только зарегистрировались, и чтобы финансировать такие партии, которые доказали свою состоятельность, получили поддержку казахстанцев.

Конкретно сколько и в каком размере - это вопрос обсуждения. Сейчас готовятся изменения в законодательство, которые будут активно обсуждаться в Парламенте. Видимо, будет привязка к количеству мест, которые получат политические партии в Парламенте или к количеству отданных голосов за конкретную политическую партию. Само собой, если партия получает большее количество мест или голосов, то получает и большее финансирование.

Я думаю, механизм будет достаточно открытый, прозрачный, и понятный для самих политических партий, для населения. Поэтому какие-либо злоупотребления здесь по определению исключены.

Миргуль Жилкишева, газета «Вечерняя Астана»:

Вопрос к Оналсын Исламовичу, а коснется ли голосование по партийным спискам местных представительных органов - маслихатов?

О.Жумабеков: Я хочу еще раз повторить, что из Конституции исключены все положения, которые регламентируют процедуру выборов, и все они будут включены в конституционный закон о выборах. Сейчас мы работаем над этими поправками. Планируется, как сказал, Глава государства, ввести пропорциональную избирательную систему выборов только для депутатов Мажилиса Парламента. Что касается местных представительных органов - маслихатов, то тут сохранится мажоритарная избирательная система.

Роза Досумова, Телекомпания «Мир»:

Не приведет ли представительство членов Ассамблеи народов Казахстана к тому, что часть депутатов будет как бы декоративными, а другая - избранными на выборах?

О.Жумабеков:

Я полагаю, что никакой разницы в весомости их депутатского мандата не будет, потому что Ассамблея народов Казахстана - это прекрасно зарекомендовавший себя, эффективно работающий над сохранением и укреплением в стране межнационального согласия, институт.

К.Саудабаев: Все сидящие здесь являются свидетелями того, что это уникальный институт, который за годы своего существования завоевал очень серьезный авторитет в нашей стране. Его уникальность не имеет аналогов в мире. И я многие годы работавший за рубежом, знаю, что наш опыт очень пристально изучается не только в транзитных странах, не только в странах с нарождающейся демократией, имеющих многонациональный характер, но и в достаточно благополучных странах, в которых, к сожалению, межнациональные конфликты не редкость. В этом смысле надо отдать дань уважения тому, что этот институт заслужил авторитет не только в нашей стране, но и за рубежом.

Но до сегодняшнего дня он не был конституционным органом. И то, что Ассамблея будет представлена в высшем законодательном органе страны - это очень важный шаг, направленный на дальнейшее укрепление мира и согласия в нашем общем доме. Эти поправки создают уникальный механизм защиты прав всех наций и народностей, что является важнейшим признаком демократии.

Поэтому, здесь никакого конфликта интересов не будет.

О.Жумабеков: Ассамблея народов Казахстана представляет сотни тысяч, миллионы жителей нашей страны и, конечно, критерии отбора будут достаточно высокими.

В отношении Сената. В соответствии с принятыми изменениями и дополнениями в Конституцию 15 депутатов Сената будут назначаться Президентом республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. То есть, будут учитываться не только представители Ассамблеи народов Казахстана, но и представители, науки, культуры, искусства. Будут учитываться и гендерные интересы. И я приведу пример Италии, где каждый бывший президент республики является сенатором по праву пожизненно, если не откажется от этого права. Кроме того, президент Италии может назначить пожизненно сенаторами 5 граждан, прославивших страну в социальной, научной, художественной и литературной областях.

Примерно такой же подход будет и у нас.

Ольга Казанцева. «Казахстанская правда»:

Вопрос к господину Госсекретарю. Вчера Глава государства встречался с Председателем Государственного собрания Венгерской Республики Каталиной Сили. Из ее уст прозвучала высокая оценка демократических реформ, которые были оглашены на совместном заседании палат. Мой вопрос: каков ожидаемый эффект вообще и резонанс от этих решений политического устройства Казахстана на уровне международной политики, и, в частности, есть ли уже какие-то отклики по поводу влияния этого шага на вопрос исполнения заявки нашей страны на председательство в ОБСЕ в 2009 году?

К.Саудабаев:

Сегодня процессы, происходящие в Казахстане, вызывают самое пристальное внимание в самых важных мировых центрах, в одном из которых я шесть с половиной лет проработал. Это говорит о том, что наше государство занимает очень достойное место в мировом сообществе и становится не просто узнаваемым, но важным игроком на международном рынке.

Что касается поправок в Конституцию, то мы исходим из интересов нашего собственного народа и приняли те решения, которые отвечают нашим коренным национальным интересам. Но мы всегда идем в русле мировых тенденций и наше желание возглавить в 2009 году ОБСЕ - это стремление, которое зиждется на наших реальных успехах в экономике и демократизации нашего общества.

Это очень важный шаг вперед, и новый закон о поправках в Конституцию по многим параметрам приближает нас к международным демократическим стандартам.

Первая реакция международного сообщества на выступление Президента уже есть, и она позитивная. Основное, что я за эти годы понял: никакая самая развитая демократическая страна все эти годы не критиковала нас за несоответствие принципам демократии. Речь шла о темпах нашего движения в политической сфере. И вот сегодня мы эти темпы значительно ускоряем и я уверен, что это будет очень позитивно воспринято в мире.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...