Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

На алтарь демократии. Эксперты говорят о возможности самороспуска Мажилиса

Фото : 19 мая 2007, 11:42

На алтарь демократии.

Эксперты говорят о возможности самороспуска Мажилиса

Конституционная реформа, о необходимости которой так много говорилось в последнее время, наконец, свершилась. Глава государства представил Парламенту поправки в Основной закон страны, которые существенно расширяют полномочия законодательного органа и укрепляют местное самоуправление. Настолько существенно, что, судя по всему, нас ждет жаркое лето и не менее жаркая осень.

Сразу после того, как Президент огласил поправки в Основной закон, в парламентских кулуарах стали говорить о том, что Мажилис (после, конечно, принятия изменений в Конституцию и поправок в конституционные законы, которые, собственно, и должны запустить «двигатель» конституционной реформы), не доработав до конца срока, то есть 2009 года, объявит о самороспуске. При всей - пока! - теоретичности подобных разговоров, за ними нельзя не признать логику. Депутаты, изменив конституционное поле, сами перестанут ему соответствовать. В первую очередь это касается Мажилиса, который в соответствии с обновленной Конституцией должен быть не только увеличен на 30 депутатов (в этом случае речь можно было бы вести о простых довыборах), но и избираться практически полностью по партийным спискам.

Более того, как пояснил сразу после выступления в Парламенте Президента председатель Конституционного совета РК Игорь Рогов, большинство конституционных новелл сможет заработать только после того, как Парламент (а точнее - Мажилис) третьего созыва сложит свои полномочия. Каким путем это произойдет - в срок, отмеренный им Конституцией, или досрочно, по желанию самих депутатов - что называется, для истории значения не имеет. А потому, надо полагать, парламентарии не захотят стать тормозом на пути прогресса. Тем более что большинству из них, насколько можно сегодня спрогнозировать, потеря депутатского кресла и вовсе не грозит. Ведь вряд ли найдется человек, всерьез сомневающийся в победе на будущих парламентских выборах партии «Нур Отан», которая сегодня, напомню, и без того является партией парламентского большинства. Понятно, каких-то персоналий мы в новом Мажилисе не досчитаемся, естественно, появятся там и новые лица. Но все это, по большому счету, уже не столь принципиально. Думаю, эту реальность осознают сегодня все - и члены провластных партий, и оппозиционеры. Конечно, можно не сомневаться, что оппозиция предпримет усилия для того, чтобы поучаствовать в борьбе за депутатские мандаты, и даже, не исключено, получит один или два из них. Впрочем, такой вариант можно рассматривать скорее в теоретическом плане - преодолеть 7-процентный барьер, необходимый для «выхода в финал», сегодня, когда провластные партии встали под один нуротановский флаг, будет совсем не просто. Но выборы - это не Олимпийские игры. Здесь важно побеждать, а не участвовать.

А потому, надо полагать, основную борьбу оппозиционеры поведут не за кресла в Мажилисе, а за (пусть не такие мягкие, но теперь довольно значимые) места в областных маслихатах. После проведения конституционной реформы маслихаты получат небывалую до сих пор возможность - не согласиться с назначением на должность акима того или иного чиновника, в том числе предложенного Президентом акима области. Кроме того, свои люди в маслихатах, если и не гарантия, то довольно большой шанс на проведение партийных кандидатов в Сенат. Что, согласитесь, весьма немаловажно. В любом случае активизация политической жизни в до сих пор, положа руку на сердце, довольно сонных регионах нам обеспечена. А значит, надо заранее побеспокоиться о том, чтобы предвыборные баталии не нарушили социально-политическую стабильность на местах, за которую сегодня отвечают акимы. Но в новых условиях, когда их судьба зависит от маслихатов, вряд ли они смогут решительно применять все доступные, в том числе и те, которые принято называть непопулярными, меры для поддержания этой стабильности. Вероятно, нужен новый «стабилизационный механизм» взамен ныне действующего.

И еще один аспект конституционной реформы. Интересно, теперь, когда Казахстан выполнил практически все рекомендации ОБСЕ по политическим реформам и демократизации общества, какие аргументы будут искать противники председательства Казахстана в этой организации в 2009 году.

Полина Корн, Астана


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии