Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Приживется ли исламское финансирование в Казахстане?

Сергей ЗЕЛЕПУХИН, 18.05.2007

Впрочем, удивляться этому вопросу не приходится, ведь мало кто из нас знал ранее о существовании такого термина, как «исламское финансирование», и что под ним следует понимать. Тем более что в Казахстане впервые проводится столь специфичное, но знаменательное мероприятие. Знаменательное - потому что, по словам официальных лиц, в будущем финансирование на принципах ислама займет более 5% казахстанского рынка банковских услуг.
Специфика конференции «Исламский банкинг и финансы Казахстана» заключалась и в том, что проходила она в формате «круглых столов», где в начале выступал основной докладчик, другие добавляли несколько слов от себя, а затем спикеры отвечали на вопросы аудитории. И хотя ответа на основной вопрос, приживется ли исламское финансирование в реалиях Казахстана, четко так и не прозвучало, зато участники мероприятия узнали, в чем заключается специфика исламского банковского дела и каковы его преимущества перед обычным банкингом.

Законодательные барьеры
Одним из первых с приветственным словом на конференции выступил вице-министр финансов Даулет ЕРГОЖИН. По его словам, с целью развития партнерства с исламскими финансовыми институтами Минфин в настоящее время рассматривает возможность заключения соглашения об избежании двойного налогообложения с ОАЭ и Катаром.
В свою очередь заместитель председателя Агентства финансового надзора Гани УЗБЕКОВ сообщил, что в настоящее время АФН и Исламским банком развития обсуждается вопрос выпуска в Казахстане исламских ценных бумаг, номинированных в тенге. Если это случится, то «Казахстан будет второй страной в мире после Малайзии, в которой Исламский банк развития выпустит исламские ценные бумаги в национальной валюте».
- Речь идет о том, чтобы выпустить инфраструктурные облигации и финансировать развитие электрической отрасли в Усть-Каменогорске, - пояснил позже в кулуарах представителям СМИ зампред АФН. - Принципиальное согласие от ИБР получено. Однако технические детали, возможные объемы и сроки сделки находятся еще в стадии обсуждения.
В своей речи г-н Узбеков также отметил, что регулятор намерен предпринять меры, чтобы в перспективе доля исламского финансирования на казахстанском финансовом рынке составляла 5-7%, что, по его мнению, «положительно скажется как на развитии фондового рынка республики, так и на внедрении в Казахстане исламских финансовых инструментов».
Более того, зампред финнадзора выразил уверенность, что у Казахстана есть реальная возможность стать региональным центром по исламскому банкингу. Но для развития финансирования по исламскому принципу следует внести изменения в законодательство.
- Анализ действующего законодательства Казахстана показал наличие ряда моментов, которые препятствуют развитию исламских финансов в республике. Существует несоответствие ряда исламских банковских продуктов налоговому законодательству. Отсутствует законодательная база регулирования деятельности банков, осуществляющих операции в рамках исламского финансирования. Нет точного перечня операций, соответствующих принципам исламского банкинга, которые можно осуществлять без внесения изменений и дополнений в действующий в республике Закон «О банках». Не имеется ведомства или госоргана, обладающего знаниями норм шариата, а также порядка ведения бухучета и финансовой отчетности указанных финансовых операций.
Для решения этих вопросов, пояснил представитель АФН, создана межведомственная рабочая группа, а также разработан план мероприятий в рамках помощи Исламского банка развития по внедрению исламского банкинга и финансов в Казахстане.
- Основной вопрос заключается в том, кто будет говорить, что финансовые инструменты, которые будут выпускать наши юридические лица или частный сектор, соответствуют исламским принципам? Вопрос: нужен или не нужен этот орган, который будет действовать согласно канонам шариата? И кто будет туда входить: представители духовенства, частного сектора, госсектора, эксперты зарубежных стран, может, Исламского банка развития? Это все необходимо обсудить, - сказал в кулуарах журналистам г-н Узбеков.
Между тем заместитель председателя Нацбанка Медет САРТБАЕВ в своем выступлении сообщил, что «при разработке концепции развития финсектора Казахстана на 2007-2001 годы государство внесло предложение по развитию фондового рынка, в том числе и за счет внедрения исламских финансовых инструментов».
- Развитие казахстанского финансового сектора путем привлечения исламских финансовых продуктов и ресурсов, создание исламского банкинга - это шаг к укреплению конкурентоспособности страны, - заявил г-н Сартбаев.
В свою очередь председатель Агентства по регулированию деятельности регионального финансового центра Алматы Аркен АРЫСТАНОВ назвал исламские финансы одним из приоритетов РФЦА, которые в настоящее время изучаются агентством для активного внедрения их в будущем, так как «потенциал исламских финансов в этом регионе очень высок».

Аргументы «pro»
После приветственных речей началась основная часть конференции. Одним из наиболее интересных оказался первый дискуссионный стол «Почему именно исламское финансирование?». Модератор дискуссии, финансовый эксперт, начальник тренингового подразделения «Шариа» Emirates Islamic Bank доктор Мабид Аль ДЖАРХИ рассказал об основных преимуществах исламского банкинга над обычным банковским делом. Самое большое преимущество исламского финансирования, считает он, это макроэкономическая эффективность.
- Монетаристы разработали теорию оптимального предложения денег, согласно которой существуют ситуации, когда интерес к денежным средствам равен нулю, при этом экономика не обладает оптимальным соотношением ресурсов, то есть неэффективна. А поскольку исламская экономика против процентов, мы разработали финансирование бизнеса, сельского хозяйства и промышленности без процентной ставки и тем самым помогаем развивающимся странам избавиться от источника неэффективности в экономиках, кредитование в которых основано на процентах.
Второе преимущество исламского банкинга, по мнению представителя Emirates Islamic Bank, заключается в стабильности системы финансовых институтов, что «можно объяснить как с точки зрения активов, так и обязательств».
- В отношении активов по правилам исламского банкинга инвестиции осуществляются по финансовым схемам Мудараба и Мурабаха. Если говорить об обязательствах, то финансовые ресурсы формируются за счет необеспеченных депозитов. В этом плане вкладчики участвуют в прибылях и убытках. Таким образом, у исламских банков меньше шансов стать банкротами, чем у обычных банков, обязательства которых гарантируются самими банковскими институтами, что заставляет их учитывать процентную ставку. В случае если что-то неладное происходит с инвестиционным проектом, обычный банк может обанкротиться, потому что окажется неспособным отвечать по своим обязательствам, - считает д-р Мабид Аль Джархи.
Третье преимущество исламского банкинга представитель Emirates Islamic Bank видит в отсутствии интегрированного рынка долговых обязательств.
- В обычном долговом финансировании имеется один интегрированный рынок долговых обязательств с соответствующей процентной ставкой, то есть, взяв в долг сейчас $100, в будущем вы должны выплатить в зависимости от ставки и сроков большую сумму. Поэтому было доказано, что рынок такого финансирования является источником нестабильности и напряженности. Источником нестабильности служат так называемые «горячие деньги», которые уводятся с одного рынка и используются в инвестиционных проектах на другом. Если происходит обвал на одном рынке, то, как правило, по принципу домино обвал происходит и на других, как это было во время кризиса в Юго-Восточной Азии в 1998 году.
- У нас нет интегрированного рынка долговых обязательств, - продолжил он, - что исключает возможность перетока денег с одного рынка на другой, создающего нестабильность. Каждый продукт финансируется через форвардные соглашения о продаже или через Мурабаха. Но эти долговые обязательства не перепродаются.
Четвертым преимуществом исламской модели финансирования д-р Мабид Аль Джархи назвал незначительный «риск морального ущерба» по сравнению с традиционным банкингом.
- Обычный банкинг несет помимо материального риска и риск большего морального ущерба. Работая по его принципам, вы предоставляете финансирование бизнесу, который больше знает, как использовать эти деньги, чем банк. Это мы называем информационной дессимметрией, что несет в себе ряд рисков. Во-первых, банк может неправильно выбрать клиента. Во-вторых, банковский институт, не зная, как клиентом используются эти средства, подвергает себя риску, поскольку не располагает заранее информацией от клиента. В исламском банкинге все происходит по-другому, так как исламские банковские институты используют партнерские схемы финансирования на основе активов и обязательств. Поэтому они точно знают, куда идут денежные средства и на что они используются. Отсюда при неправильном выборе риск материального и морального ущерба намного ниже.
Отличие исламского финансирования от обычного д-р Мабид Аль Джархи охарактеризовал с помощь метафоры.
- Обычный банкинг подобен футбольной игре, в которой задействованы 22 игрока и частично запасные, а также судьи. Болельщики только сопереживают и не принимают непосредственного участия в игре. Исламский же банкинг подобен игре, в которой задействованы все. Мы совместно принимаем решения и совместно разделяем ответственность.
Шестое преимущество исламского банкинга, по словам докладчика, заключается в том, что в мусульманских странах по шариату есть правило «заке».
- Согласно этому правилу исламские банки должны собирать заке у акционеров и отдавать полученные деньги бедным, то есть часть прибыли от хозяйственной деятельности отдается нуждающимся. Одновременно допускается исламским банковским институтам использовать заке на микропроекты, которые были бы в интересах бедных. Тем самым банки в мусульманских странах могут играть большую роль в искоренении бедности.
Седьмым преимуществом представитель Emirates Islamic Bank назвал устойчивость исламского банкинга.
- Зачастую при финансировании в обычном банке клиент в последующем платит в два, а то и в три раза больше, чем сумма самого кредита. Через несколько лет он может узнать, что не выплатил еще всей задолженности. А за это время уже набежала пеня, то есть сумма долга возросла. Но в исламском банкинге, если банк осуществляет финансирование в рамках Мурабаха, цена фиксируется на тот момент, на который оно было произведено, и поэтому цена не может быть увеличена даже в случае задержки в выплате. Таким образом, клиент может выплачивать долг исламскому банку на протяжении длительного периода времени без дополнительных затрат. Тогда как долг за просрочку при обычном финансировании может увеличиваться, что создает неустойчивость.

Методы разные, прибыльность та же?
Участники следующего дискуссионного стола «Рентабельность исламского банка» отметили, что начиная с 1983 года наблюдаются «огромные темпы роста» исламского финансирования. По мнению представителя группы компаний «Силверлэйк» Камаруддина Абу БАКАРА, выступавшего в качестве модератора, основная проблема любой экономики связана с тем, что существуют ограниченные ресурсы, которые необходимы для роста благосостояния общества. В обычном и исламском финансировании она решается по-разному.
- В то время как обычный банкинг направлен на максимизацию прибыли и связан с эгоистическими устремлениями, исламское финансирование фокусируется на духовных и гуманистических целях. Оно способствует развитию торговли, расширению контрактов, обязательств. Кроме этого, имеется более симметричный подход между затратами, личным вкладом и вознаграждением, - считает представитель группы компаний «Силверлэйк». - В обычном банкинге отдается предпочтение тем видам деятельности, которые приносят максимум прибыли, что связано с высокой процентной ставкой. Тогда как исламское финансирование по своей природе не ориентировано на получение максимальной прибыли. В то же время в большинстве случаев отдача от деятельности исламских банков не меньше, чем от обычных банковских институтов, - считает доктор Мабид Аль Джархи.
- Доходность на активы у них примерно одинаковая. Обычные банки демонстрируют от 10% до 15% дохода на акционерный капитал, что также характерно и для исламских банковских институтов, а то и больше. То есть основной наш вывод заключается в том, что исламское банковское дело не менее рентабельно, чем обычное.

Какова доля, таков и риск
После обеда наиболее насыщенным и интересным стал дискуссионный стол «Управление рисками в исламском банкинге: резервные фонды, страхование, методы управления рисками». По словам основного докладчика, президента International Institute of Islamic Finance Inc доктора Мода Дауда БАКАРА, для того чтобы гармонично и гибко управлять активами и обязательствами, в исламском банковском деле используются особые операции с наличностью. А для снижения валютного риска существуют три механизма: «специальный продукт, инструмент хеджирования, а также своп-механизм, обеспечивающий прибыль».
Ассистент вице-президента казначейства и финансовых институтов Abu Dhabi Islamic Bank Майкл КЛАРК напомнил участникам конференции, что исламский банкинг наиболее распространен в сфере торговли с присущими ей рисками. А принципы исламского финансирования делают их более специфичными. В целом, отметил г-н Кларк, финансирование по исламскому принципу предполагает «разделение рисков и, соответственно, активов, с которыми эти риски могут быть связаны».
После выступления представителя Abu Dhabi Islamic Bank участники дискуссионного стола ответили на некоторые вопросы аудитории.
Насколько банковский сектор готов к внедрению финансирования по исламскому принципу?
- В нашей работе с казахстанскими банками сегодня мы видим их аппетит на внедрение новых структур и принятие новых решений. И мы считаем, что казахстанские банки занимают хорошую позицию по внедрению исламского банкинга, - уверен д-р Мод Дауд Бакар.
На вопрос, существует ли какой-либо регуляторный орган, который отслеживает качество кредитных сделок, совершаемых исламскими банками, и подтверждает их отчетность, президент International Institute of Islamic Finance Inc отметил, что исламские банки регулируются документом IFSB и исламским советом. Причем, подчеркнул он, исламские банковские институты «не могут соответствовать «Базелю-II», поскольку существует разное отношение к рискам и требованиям к достаточности капитала (в мусульманских и немусульманских странах - ред.). Поэтому центральные банки исламских стран должны соблюдать стандарты, разработанные в документе IFSB».
Отвечая на вопрос, в чем заключается специфика исламских депозитов, д-р Мод Дауд Бакар подчеркнул, что существует два вида депозитов: до востребования и инвестсчет.
- Для нас наиболее важен инвестиционный счет, который имеет два вида: ограниченный и неограниченный. Деньги, которые поступают на неограниченный инвестсчет, соединяются в единый пул со всеми другими средствами, находящимися на сберегательном и текущем счетах. Это пул акционеров банка. Однако вкладчик неограниченного счета не является акционером банка, а принимает участие в прибылях, поскольку его средства становятся частью активов банковского института.
- Деньги вкладчика на ограниченном инвестиционном счете, - продолжил он, - направляются на реализацию конкретного проекта, причем вкладчик сам выбирает проект, в который вкладываются его средства: строительство, недвижимость, инфраструктуру, торговое финансирование. Банк только управляет этими деньгами согласно техническому заданию конкретного депозитария.
Участников конференции также интересовало, будет ли соответствовать банк требованиям исламского банкинга, если в одном «окне» он предоставляет обычные банковские услуги, а в другом - исламские фининструменты. По мнению начальника управления кредитных рисков банка «ТуранАлем» Андрея Ковшарова, «каждый будет выбирать то, что ему нравится, как с точки зрения бизнеса, так и с точки зрения убеждений».
- Нет препятствий, чтобы банк одновременно предоставлял услуги исламского банкинга и обычного финансирования, - добавил д-р Мод Дауд Бакар. - Но есть ряд условий, которые необходимо соблюсти. Во-первых, счета «обычного окна» и исламского должны вестись отдельно, то есть по балансу и по отчетам о прибылях и убытках. Во-вторых, банк, осуществляющий исламское финансирование, должен отчитываться перед шариатским комитетом. В-третьих, источник фондирования должен соответствовать исламскому банкингу.
При этом президент International Institute of Islamic Finance Inc считает неважным, по какому принципу осуществляется исламское финансирование - через «одно окно», филиал или отдельный банк. Казахстану, по его мнению, для начала можно использовать только схему «исламских окон».
…По итогам конференции состоялся брифинг для прессы, на котором его участники, в частности, заявили о намерении активно внедрять исламское финансирование в Казахстане. Подтверждением тому стало подписание между банком «ТуранАлем» и Emirates Bank Group меморандума о взаимном сотрудничестве. В качестве первого шага по внедрению исламского банкинга в республике предполагается в ближайшее время внедрять беспроцентный кредит.


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...