Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Демократия налицо. О необходимости конституционной реформы

«Литер» предлагает вниманию читателей серию материалов, посвященных конституционной реформе в стране. Объявленная недавно президентом Казахстана конституционная реформа и неожиданное решение парламентариев сделать срок правления Нурсултана Назарбаева пожизненным вызвали широчайший резонанс в обществе. Кроме того, вызывает немало споров факт придания конституционного статуса Ассамблее народов Казахстана. Что же повлекут за собой новые нюансы в Конституции? Будут ли они полезными для страны? На эти и некоторые другие, не менее интересные вопросы сегодня отвечает председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса парламента Сергей Жалыбин, принимавший непосредственное участие в разработке поправок в Основной Закон страны.

Политическая реформа необходима, считает мажилисмен

Астана в эти дни бурно обсуждает объявленную президентом конституционную реформу и неожиданное решение парламентариев сделать правление Нурсултана Назарбаева пожизненным. «Литер» попросил прокомментировать их председателя комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса парламента Сергея Жалыбина, принимавшего непосредственное участие в разработке поправок в основной закон страны. Напомним, что воплощение в жизнь идей, предложенных Госкомиссией по демократизации общества, было поручено специальной рабочей группе из девяти человек, созданной распоряжением главы государства. В нее вошли известные в стране правоведы. В их числе был и профессор, доктор юридических наук мажилисмен Сергей Жалыбин.

- Президент, объявив конституционную реформу, дал депутатам для ее осуществления очень короткие сроки. Как вы думаете, с чем связана такая спешка? Неужели вам придется пожертвовать своими каникулами?

- Конституционная реформа действительно была необходима для дальнейшего развития страны. Что касается сроков, отведенных для подготовки законодательной базы, то здесь все очевидно. Нам до конца сессии нужно подготовить и принять целый пакет законов, вытекающих из конституционной реформы: «О правительстве», «О парламенте и статусе депутатов», «О выборах», «О президенте». Чтобы уложиться в оставшееся до каникул время, придется работать в очень жестком режиме. Но тут нужно учесть несколько нюансов. Считается, что каникулы у депутатов длятся с 1 июля по 31 августа. Это не совсем так. У нас, как и у большинства населения, отпуск длится месяц. Просто к нему приплюсовываются 10 дней для выездов в регионы на встречи с избирателями. Депутату можно отсутствовать на рабочем месте 40 дней. Что касается оставшихся 20 дней, то депутаты сами определяют время для работы в парламенте. Кто-то продолжает работать до 20 июля, а затем отбывает в отпуск и регионы, кто-то начинает отдыхать уже с 1 июля, а в парламент возвращается 20 августа, кто-то разбивает это время на части. Таким образом, для того чтобы рассмотреть и принять ожидаемые законопроекты до конца сессии, депутатам достаточно принять решение о переносе отпуска на конец июля либо начало августа.

Но если работа не позволит уложиться в отведенные сроки, то действительно придется пожертвовать своими отпусками.

- Почему парламент легко согласился с предложением сократить полномочия президента до пяти лет, сделав исключение для первого главы государства?

- Думаю, что этот вопрос придется конкретизировать парламенту следующего созыва. Речь шла о том, чтобы с 2012 года, после истечения срока полномочий действующего президента, сократить срок полномочий следующего до пяти лет. Поэтому этот вопрос для нашего созыва не очень актуален. Но поскольку такая поправка была предложена, надо было поработать над этим. Однако в процессе ее обсуждения возникла идея дать возможность первому президенту работать и после истечения нынешнего срока его полномочий.

Напомню, что на предыдущих выборах за Нурсултана Назарбаева отдали голоса более 90 процентов избирателей. Последовательно осуществляемые политические, экономические и социальные реформы позволяют сделать вывод о том, что дальнейшее развитие Казахстана неразрывно связано с деятельностью нынешнего главы государства. В связи с этим возникает вопрос: а нужны ли казахстанцам эксперименты по новым институциональным подходам к обществу? Ответ напрашивается сам собой. Если практически весь народ Казахстана в пятницу вверил свою судьбу первому президенту, то и сегодня люди свои ожидания и надежды связывают только с его личностью.

- Будут ли выборы местным населением акимов в городах, районах и селах прямыми?

- Этот вопрос во время обсуждения конституционной реформы рабочей группой не рассматривался. Он, наверное, будет поднят при подготовке проекта закона «О выборах». Сейчас, как известно, кандидатуры акимов определяют выборщики. Это на первом этапе, видимо, себя оправдало, но, я полагаю, раз Казахстан взял достаточно высокий старт при проведении демократических реформ, прямые выборы будут введены уже в соответствии с новыми веяниями в процессе подготовки проектов новых законов.

- Будет ли у нынешнего состава мажилиса возможность доработать до конца или осенью будут объявлены новые выборы?

- Даже в представленных поправках оговорено, что все нововведения будут в полной мере работать после истечения полномочий нынешнего созыва. Там есть маленькая оговорка, что на депутатов нынешнего созыва это не распространяется, они будут дорабатывать свой срок. Но наряду с этим заложена и другая норма закона. Согласно ей, на основе консультаций с премьер-министром и председателями палат, президенту предоставляется право распустить парламент. Я исхожу из того, что данные поправки не надо рассматривать как безусловное основание к роспуску сегодняшнего парламента. Скорее всего, нынешний созыв свои полномочия отработает до конца. Но независимо от этого у президента могут появиться другие основания, которые он сочтет необходимым применить для прекращения деятельности нынешнего созыва и назначения новых выборов.

- На самом ли деле увеличение роли парламента улучшит работу исполнительной власти?

- Уровень работы исполнительной власти повысится, так как возрастает степень ее ответственности на всех уровнях. У маслихатов появляется возможность влиять на местную исполнительную власть. Здесь речь идет о назначении акимов с согласия депутатов маслихатов. Значит, они будут работать более организованно, с оглядкой на людей, доверивших им такой серьезный мандат. Если перейти к правительству, здесь появляются ранее не существовавшие рычаги воздействия на него и возникает обратная связь. После того как у мажилиса появится возможность формировать его, нижняя палата парламента тем самым автоматически возложит на себя ответственность по проведению в жизнь различных реформ. То есть появляется ответственность мажилиса перед правительством, которому он доверяет реализацию важных функций. Поэтому это обоюдное влияние должно, безусловно, улучшить, с одной стороны, как работу мажилиса, так, с другой стороны, и деятельность исполнительной власти.

- Некоторые считают, что усиление роли Ассамблеи народов Казахстана (АНК) не отразит структуру политических предпочтений общества. Как вы думаете?

- Во-первых, сам факт придания АНК конституционного статуса повышает ее роль и не может не отразиться в последующих структурных преобразованиях. Сегодня, по существу, АНК присутствует в обществе как самостоятельная сила, зачастую декларативно решающая проблемы этносов в Казахстане. Когда она приобретет конституционный статус, должна будет поменять наименование. Называться она должна не Ассамблея народов Казахстана, а Ассамблея народа Казахстана, потому что только это название будет отвечать требованиям действующей Конституции. Как известно, в ее преамбуле говорится: мы народ Казахстана. Если говорить об Ассамблее народов Казахстана, получается разночтение. В Конституции она будет зафиксирована именно как Ассамблея НАРОДА. А уже отсюда будут произрастать и организационные моменты, которые только позитивно скажутся на развитии гражданского общества.

Во-вторых, АНК будет иметь своих представителей в парламенте. Следовательно, нацпредставительства народа РК получат более широкую возможность доводить до государства и реализовывать свои чаяния путем законодательных инициатив, что как раз и отражает структуру политических предпочтений значительной части нашего многонационального общества.

- Когда будут приняты новые конституционные законы?

- Когда наша рабочая группа занималась подготовкой изменений и дополнений в Конституцию, параллельно проходила концептуальная работа и над поправками в законы, которые сейчас действуют. Не исключаю, что эти законы мы примем еще до конца этой сессии, чтобы с 1 января следующего года они начали действовать.

- Теперь главная роль в утверждении правительства отводится мажилису. Не будет ли эта роль номинальной, то есть депутаты автоматически проголосуют за предложенную президентом кандидатуру?

- Раз парламентское большинство предлагает кандидатуру премьер-министра президенту, который предлагает ее мажилису, именно нижняя палата будет решать, насколько кандидатура будущего премьера подходит нам на сегодня. Существует опасение: может произойти возможное ее лоббирование. Определенные группы наверняка используют такую возможность. Но поскольку в связи с последними новациями вводится повышенная ответственность именно партийных фракций, должна улучшиться и партийная дисциплина, что в конечном итоге приведет к торжеству единого мнения в мажилисе. Тогда есть гарантия, что кандидатура будет выбрана действительно достойная.

- Президент заявил о департизации сената. Что это означает и каковы механизмы?

- Дело в том, что на сегодняшний день существующая система фракционности не очень себя оправдывает. Получается, что фракция работает не на мажилис и не на сенат, а на парламент в целом. На первом этапе это было оправдано, потому что парламент выражал волю народа Казахстана во всем многообразии. Сейчас ответственность за проводимую политику разделится, поскольку мажилису дается абсолютное право формировать правительство. Следовательно, только он может отвечать за качество исполнительной власти. Та фракция, которой будет доверено право формировать правительство, должна курировать дальнейшую работу кабмина и отслеживать ее именно в рамках мажилиса. Поэтому предложенный шаг совершенно оправдан. Я имею в виду разделение ответственности между мажилисом и сенатом. Но поскольку фракции в сенате не будут наделяться никакими политическими полномочиями, их существование в рамках верхней палаты, на мой взгляд, является неоправданным.

- Поскольку мы заговорили о роли фракций, хотелось бы услышать ваше мнение о новой системе выборов в мажилис только по партийным спискам. Это не ущемляет наши права на свободу волеизъявления?

- Никто не может отрицать того, что в существующей ныне схеме, когда большинство депутатов избирается по одномандатным округам, имеется ряд позитивных моментов. Да, народные избранники отчитываются перед своим электоратом, глубоко вникают в их нужды. Естественно, и народ хорошо знает своих избранников, спрашивает за промахи в их деятельности, но на этом плюсы существующей мажоритарной системы исчерпываются.

Если же говорить об избрании по партспискам, то сразу можно привести прикладной аргумент в его пользу. Отныне избирателям не надо ломать голову: по какой схеме им голосовать? То ли за кандидата по одномандатному округу, то ли за лидера из партсписка. В то же время избрание на пропорциональной основе позволяет консолидировать усилия политэлиты в решении задач, стоящих перед государством. Не секрет, что отдельные депутаты, ассоциирующие себя во время выборов с той или иной партией, получив вожделенный мандат, затем фактически дистанцировались от поддержки партфракции, поставив целью удовлетворение своих личных амбиций. Рычагов воздействия на них не существует, поэтому фракция вынуждена лишь констатировать подобные факты, а это не способствует созидательным началам в деятельности партии в целом. Избрание же по партспискам предполагает введение жесткой дисциплины для партийцев. И здесь можно отметить введение института отзыва депутата. Нарушил партдисциплину, будь добр освободи место и переходи в другую партию.

Такая практика соответствует общемировым демократическим традициям, мы не могли оставить в стороне решение данного вопроса в рамках отечественного конституционного поля. Причем отныне у избирателей появляется возможность накануне выборов сверить не только партпрограммы, но и ознакомиться с позицией потенциальных депутатов из списка конкретной партии. Это не только не ущемляет избирательных прав граждан, а существенно их расширяет.

- Список сенаторов по списку президента увеличивается с 7 до 15. Следовательно, в сенате будет 47 депутатов. Не означает ли это появления дополнительного рычага влияния президента на парламент?

- Постановка вопроса не совсем оправдана. Существует мнение, что якобы президент влияет на парламент через сенат. Меж тем практика уже сложившихся парламентских государств свидетельствует о том, что чем больше состав верхней или нижней палаты, тем меньше у президента возможности влиять на парламент.

Не надо забывать о том, что президент является гарантом Конституции и координатором всех ветвей власти. То есть возможность влияния на сенат либо мажилис является не только его правом, но и обязанностью для исправления или недопущения случаев нарушения палатами требований основного закона.

Так что расширение сенатского корпуса не может в принципе повлечь за собой уменьшение или повышение влияния президента на парламент. И говоря о том, что постановка вопроса не совсем оправдана, я имел в виду то, что никакие организационные либо правовые меры не могут быть направлены на ограничение прав главы государства по исполнению его конституционных обязанностей.

Жанна ОЙШЫБАЕВА, Астана


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...