Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

О перераспределении властных функций между Президентом и парламентом и других важнейших составляющих политической реформы - заместитель руководителя администрации президента М.Ашимбаев

Жети кун, 20 мая 2007 года

ВЕДУЩИЙ:

ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ИТОГОВ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПОПРАВОК - ЭТО ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАСТНЫХ ФУНКЦИЙ МЕЖДУ ПРЕЗИДЕНТОМ И ПАРЛАМЕНТОМ. ПОЛНОМОЧИЯ, КОТОРЫМИ НАДЕЛЯЕТСЯ ПАРЛАМЕНТ, БЕЗУСЛОВНО, МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ КАК ФУНДАМЕНТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛНОЦЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, В КОТОРОЙ НОВОЕ КАЧЕСТВО ДОЛЖНЫ ОБРЕСТИ ПАРТИЙНЫЕ СТРУКТУРЫ. В ЭТОМ ПЛАНЕ КАЗАХСТАН ДВИЖЕТСЯ К КЛАССИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВЕДУЩИХ ЗАПАДНЫХ СТРАН, ГДЕ ИМЕННО ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВНЫМИ ВЫРАЗИТЕЛЯМИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАСТРОЕНИЙ. ДОСТАТОЧНО МНОГО КОММЕНТАРИЕВ БЫЛО ПОСВЯЩЕНО НОВОЙ ВЫБОРНОЙ СХЕМЕ, КОТОРАЯ ТАКЖЕ ОРИЕНТИРОВАНА НА УСИЛЕНИЕ РОЛИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ. СОБСТВЕННО, ЗАЩИТНИКОВ ПРЕЖНЕЙ - МАЖОРИТАРНОЙ СИСТЕМЫ, ГДЕ НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫХОДИЛИ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕТЕНДЕНТОВ, ОКАЗАЛОСЬ СОВСЕМ НЕМНОГО. ОЧЕВИДНО, ЧТО ВОЗМОЖНОСТИ КРУПНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕШЕНИИ ЛЮБЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ МНОГОКРАТНО ПРЕВЫШАЮТ ВОЗМОЖНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕПУТАТОВ, КАКИМИ БЫ ЯРКИМИ ЛИЧНОСТЯМИ ОНИ НЕ БЫЛИ. В ЭТОМ СМЫСЛЕ БЕЗУСЛОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПОЛУЧАЮТ И ИЗБИРАТЕЛИ. ОБ ЭТОМ И О ДРУГИХ ВАЖНЕЙШИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ НАШЕЙ ПРОГРАММЫ ТИМУР МУХАМАДЕЕВ БЕСЕДУЕТ С ИЗВЕСТНЫМ КАЗАХСТАНСКИМ ПОЛИТОЛОГОМ, ЗАМЕСТИТЕЛЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА МАУЛЕНОМ АШИМБАЕВЫМ.

СЕГОДНЯ ОН - ГОСТЬ ПРОГРАММЫ «ЖЕТi КУН».

- Маулен Сагатханович, ещё совсем недавно говорилось о том, что пакет изменений в Конституцию является частью второго этапа политических реформ, который - как предполагалось - завершится к 2010 году. И вот поправки в Конституцию вносятся уже сейчас - в первой половине 2007 года. Многие политологи увидели в этом некие сигналы к возможным изменениям в электоральных циклах. Насколько оправданы, на Ваш взгляд, такие предположения?

МАУЛЕН АШИМБАЕВ, заместитель руководителя Администрации Президента РК:

- Уверенно могу сказать о том, что в основе данных конституционных изменений лежат не какие-либо цели по изменению электоральных циклов, как вы говорите, а четкие и ясные стратегические интересы страны. В целом эти изменения в Конституцию готовились не в течение одной - двух недель, на протяжении последних четырех лет большая работа проводилась. Активно работало Постоянно Действующее Совещание по вопросам демократии, активно работала Национальная Комиссия по вопросам демократии, последний год активно действовала Государственная Комиссия под руководством Президента страны и в результате деятельности этих структур была подготовлена Общенациональная программа политических реформ. В основе тех изменений в Конституцию, которые вчера во втором чтении приняты Парламентом, на 80% лежат предложения Государственной Комиссии. Было предложение рабочей группы Госкомиссии в рамках подведения деятельности этой структуры, чтобы реформы проходили в два этапа - на первом без внесения в Конституцию, на втором - с внесением. Но Глава государства на февральском итоговом заседании Государственной Комиссии четко обозначил, что реформы по этим двум направлениям будем вести параллельно. Это связано с тем, что на сегодняшний день созданы все необходимые условия для глубоких политических преобразований, стабильная экономическая ситуация в стране, рост благосостояния населения, благоприятная внешняя обстановка и страна эволюционным образом подошла к тому этапу, когда нужны изменения в Конституцию страны, которые откроют новый этап в рамках политических преобразований. В результате работы специальной рабочей группы юристов подготовлен законопроект о внесении изменений в Конституцию страны. Что дают эти изменения в Конституцию? Наверное, одно из стратегических изменений, которое произойдет в результате этих поправок - это движение нашего государства от президентской республики в сторону президентско-парламентской республики. Также, можно отметить по крупным блокам - внесенные изменения будут способствовать обеспечению большего баланса во взаимоотношениях ветвей власти, усиливается роль Парламента, часть полномочий Президента передаются Парламенту. Правительство будет формироваться при активном участии Парламента. Также, одно из стратегических последствий, которое будет иметь в результате внесения изменений в Конституцию, это то, что общество получает больше возможностей участвовать в управлении государством. Это будет осуществляться в результате укрепления роли партий, как вам известно, политические партии будут конкурировать за места в мажилисе, в дальнейшем будут участвовать в формировании Правительства. Таким образом, через механизм политических партий обеспечивается большее участие общества в управлении государством. Третье стратегическое изменение, которое будет иметь место в результате внесенных поправок в Конституцию, это формирование системы местного самоуправления на местах. Все последние годы, в общем-то, было много дискуссий, много вопросов вокруг местного самоуправления, не продвигался законопроект о местном самоуправлении, это было связано с тем, что были определенные правовые коллизии. В результате того, что теперь маслихаты будут основой местного самоуправления, правовые коллизии снимаются, второй дублирующий центр местного самоуправления он не будет появляться, большие стратегические изменения будут происходить в системе управления на местах. И можно с уверенностью говорить, что Казахстан вступает в новый качественный этап, который будет характеризоваться активной ролью Парламента, активной ролью политических партий в политической системе. И мы сделали очень серьезный шаг в сторону создания открытой, сбалансированной политической системы.

- Ещё одна неожиданность - формула выборов депутатов мажилиса. Всё же Государственная комиссия предлагала несколько иной вариант - 50% по мажоритарной системе, 50% - по пропорциональной. В результате была выбрана схема, которая ориентирована исключительно на партийное представительство. Насколько оптимальным кажется Вам такой выбор, учитывая сегодняшние политические реалии Казахстана?

- Я думаю, что сделан очень правильный выбор. Если мы в Казахстане хотим создать нормальную политическую, демократическую систему, мы должны укрепить, поднять роль политических партий. Партии - это один из ключевых инструментов выражения и трансляции интересов определённых социальных групп и без нормальной, многопартийной политической системы мы не осуществим все намеченные демократические преобразования. И в этой связи переход на пропорциональную систему при избрании депутатов мажилиса будет мощным стимулом, даст мощный импульс к развитию политических партий в Казахстане.

- Какие тенденции, на Ваш взгляд, на партийном поле будет стимулировать пропорциональная схема выборов в мажилис?

- Я вижу две тенденции: первая тенденция, которую будет стимулировать введение пропорциональной избирательной системы, это, как я говорил, формирование многопартийной системы в Казахстане. Вторая тенденция - пропорциональная избирательная система, она по своей сути более гибкая, более представительная, более репрезентативная, если так можно выразиться. Что это значит? В основе мажоритарной избирательной системы лежит принцип: «Победитель получает все». В основе же пропорциональной политической системы лежит принцип: «Все основные политические силы должны быть представлены в Парламенте». Для понятности проиллюстрирую это на примере. Вот, возьмем избирательный округ какой-то области. При мажоритарной системе, допустим, баллотируются два депутата от двух партий. Один получает 51%, другой 49%. В результате проходит тот, кто получил 51% голосов избирателей, второй же представитель политической партии, хотя он получил почти половину поддержки населения, не проходит в Парламент. Таким образом, половина населения этого округа, которая голосовала, не имеет своего представителя в Парламенте. Пропорциональная же система, если брать республиканский разрез, она дает возможность всем значимым политическим силам быть представленными в Парламенте, для этого нужно иметь минимальный уровень поддержки избирателей, т.е. проходной порог, который в соответствии с Конституцией сегодня 7%.

- Вам не кажется при после вступления в силу конституционных новелл, Правительство окажется в сильной зависимости от Парламента? По сути ему придётся почти каждый свой шаг согласовывать с депутатами. Не видите ли Вы здесь угрозы эффективности работе Правительства?

- Я не думаю, что Правительство будет вынуждено согласовывать свой каждый шаг с мажилисом парламента. Я думаю, что моменты, где нужно будет проходить согласование будут прописаны в конституционных законах. Если Премьер-министр представляет партию парламентского большинства, если Правительство представляет партию парламентского большинства, то весь парламент или большая часть парламента должны быть заинтересованы в эффективной деятельности Правительства. Собственно говоря, изначально уже подразумевается, что Парламент, Правительство должны работать в тесной связи, поддерживая друг друга, взаимодействуя по ключевым вопросам. Но в случае, если произойдет, как вы говорите, определенная такая коллизия, теоретически мы ничего исключать не можем, если мажилис Парламента начнет тем или иным образом ограничивать деятельность Правительства, выходить за определенные законодательные рамки, начнутся противоречия между мажилисом и правительством, в этих условиях вступает в свою арбитражную роль Глава государства, который имеет по Конституции возможность или распустить мажилис парламента, в таком случае, или парламент в целом, или оправить в отставку правительство. И в этих условиях Глава государства выполняет те арбитражные функции, которые заложены в Конституции.

- Ассамблея народов Казахстана теперь получит 9 депутатских мест в мажилисе и, кроме того, Президент будет проводить с ней консультации при назначении части сенаторов. Кажется, в мировой практике это первый подобный случай практического отражения национальной политики на уровне представительства этносов в законодательном собрании…

- Ну, вполне возможно, но здесь нужно иметь в виду следующее. Казахстан - это уникальное государство, уникальное по своему расположению, на стыке Европы и Азии, уникальное по своему многонациональному составу, исторически так сложилось, что в Казахстане проживает более ста этносов, национальностей. И, конечно же, мы в таких нестандартных условиях должны искать нестандартные решения, нестандартные инструменты по поддержанию межнационального согласия, мира в нашей стране. Ассамблея народов Казахстана, собственно говоря, доказала свою эффективность, как инструмент регулирования межнациональных отношений, поддержки и защиты прав всех этносов, всех национальностей, проживающих в Казахстане и в этих условиях, я думаю, что потенциал этой организации большой и его надо максимально использовать. Здесь я хочу один важный момент отметить. Ввиду внесения этих изменений в Конституцию, Ассамблея народов Казахстана вступает в новый этап, качественно новый этап своего развития. Во-первых, мы уже привыкли говорить - Ассамблея народов Казахстана, но теперь в соответствии с поправками в Конституцию, эта структура будет называться Ассамблея народа Казахстана, т.е. в единственном числе. Это концептуальное изменение и это изменение подразумевает, что будут делаться приоритеты в дальнейшем в деятельности этого органа на консолидацию нашего многонационального народа и помимо защиты интересов всех национальностей, проживающих в нашем государстве, будет большое внимание уделяться формированию единой гражданской общности в лице казахстанского народа. Т.е. здесь подчеркну, что речь не идет о каких-то моментах, касающихся этнической общности, ресь идет о гражданской общности. Второй момент - Ассамблея в соответствии с этими внесенными изменениями в Конституцию, получает статус конституционного органа, поднимается ее статус и там четко указано, что Президент формирует Ассамблею народа Казахстана. И третий аспект. У этой структуры появляются реальные рычаги влияния на законодательную деятельность и принятие тех или иных законов, обеспечивающих интересы как всего народа Казахстана, так и отдельных этнических групп, проживающих в нашей стране. Поэтому, у Ассамблеи народа Казахстана открывается новый этап в деятельности, видимо, в дальнейшем нужно будет принимать отдельный закон об Ассамблее и я думаю, этот институт будет эффективно способствовать развитию межнациональных отношений в Казахстане.

- В одобренном Парламентом пакете конституционных изменений появилось несколько поправок, которых не было в итоговом варианте изменений, подготовленном Госкомиссией. Например, неожиданно возникло предложение о сокращении срока Президентских полномочий. Юристы в своих комментариях говорят, что с такой инициативой выступил сам Президент. Какова, на Ваш взгляд, логика перехода с семилетнего до пятилетнего срока президентских полномочий?

- Это предложение, действительно, было озвучено Президентом страны. Логика, я думаю, здесь очевидна. Этим шагом Глава государства еще раз подчеркивает свою твердую приверженность демократическим реформам в Казахстане. Несколько моментов здесь являются важными. Во-первых, и семилетний срок, и пятилетний срок они встречаются в мировой практике. Даже в демократических государствах семилетний президентский срок - это нормальное явление, никаких противоречий с демократическими нормами нет. В то же время, пятилетний президентский срок он более чаще встречается в мире, в президентских республиках. И необходимо иметь в виду, что в 90-ые годы когда страна была в политическом кризисе, когда достаточно сложная была экономическая ситуация внутри страны, было принято решение перейти на семилетний президентский срок, что было необходимо для обеспечения стабильности власти, было необходимо для реализации экономических реформ, и эта норма, т.е. увеличение срока с 5 до 7 лет сыграла самую положительную роль в те непростые для нашей страны годы. Теперь, когда экономическая ситуация в стране достаточно стабильная, растут доходы населения, социальное положение выправляется, Президент страны идет на этот шаг, тем самым подчеркивая то, что демократические реформы в Казахстане набирают обороты, они необратимы, а также в будущем создавая возможность для активизации политической конкуренции в рамках борьбы за президентский пост.

- Ещё одна поправка или предложение, которое появилось в ходе подготовки ко второму чтению и в итоге также была одобрена, касается снятия ограничений по количеству сроков для первого Президента Казахстана. Ее предложила группа депутатов, эту ситуацию прокомментируйте, пожалуйста…

- Эта инициатива была предложена большой группой депутатов, эта инициатива встретила единодушную поддержку со стороны и мажилисменов, и сенаторов. Обе палаты Парламента единодушно поддержали данное предложение и здесь несколько аспектов являются важными. Прежде всего, депутаты выражали, конечно, свое мнение, но более важным здесь является то, что депутаты озвучивали предложения своих избирателей, т.е. казахстанцев. И можем говорить о том, что это предложение идет сегодня со стороны казахстанцев, и депутаты его озвучили и в целом поддержали. Второй момент. То, что сегодня в Казахстане ограничения по двум президентским срокам не распространяются на первого Президента страны, эта практика в мире встречалась. В частности, на такого рода поддержку своего лидера шли некоторые европейские государства, и азиатские государства. И обычно это имело место в критические, судьбоносные, важные моменты для развития тех или иных государств. Сейчас Казахстан также переживает важный этап, важный период своего развития, своего становления, как сильного, независимого государства, и в этих условиях, принимая это решение, парламентарии от лица народа показывают свою поддержку первого Президента страны.

- Маулен Сагатханович, последний вопрос. Предваряя своё выступление в Парламенте по конституционным изменениям, Президент подчеркнул, что Казахстан в политических преобразованиях идёт по своему собственному пути. Можно вспомнить, что и раньше Президент неоднократно говорил о необходимости выверять каждый шаг реформ, что позволит избежать крайностей, примеры которых мы можем видеть в некоторых республиках бывшего Советского Союза. Насколько сбалансированным Вам кажется тот пакет предложений. который был подготовлен рабочей группой и предложен на утверждение Парламенту?

- Я думаю, что все эти предложения очень сбалансированы, очень хорошо проработаны, продуманы, несколько лет работа над предложениями шла. Учитывался мировой опыт, учитывался опыт развитых стран, развивающихся стран, транзитных стран при подготовке этих предложений. И уверен, что в результате реализации этих предложений, которые уже оформлены в рамках Конституции, произойдет очень резкое укрепление политической системы нашей страны, Казахстан сделает большой шаг в сторону создания открытой демократической системы. Уверен, что в результате внесенных изменений в Конституцию, в дальнейшем в результате их реализации Казахстан сделает очень серьезный шаг в сторону создания открытой современной демократической системы в нашей стране.

- Я благодарю Вас за интервью, спасибо.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...