Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Обновленная основа. Каков основной результат конституционных новелл? (И. Рогов, председатель Конституционного совета РК)

Вчера Казахстан официально вступил в новый этап общественно-политического развития. Президент страны Нурсултан Назарбаев подписал принятый Парламентом закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию.

К этому мы шли почти три года с момента, когда Глава государства впервые озвучил на VII съезде партии «Отан» идею о том, что Основной закон страны требует своего развития.

Каков основной результат конституционных новелл? Прежде всего, республика сделала ощутимый шаг от президентской к президентско-парламентской форме правления, что является логическим результатом политики Главы государства по развитию демократии и гражданского общества в Казахстане. Это выражается в целом ряде положений.

Во-первых, Президент теперь не ставит Парламент перед фактом о выборе определенной кандидатуры на пост Премьер-Министра, а сначала консультируется с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе, для последующего выражения палатой согласия на назначение главы исполнительной власти. Данный момент очень существенен. Значительно укрепляется фундамент реального участия политических партий в деятельности высшего законодательного органа страны, что характерно для всех демократических государств. Кроме того, теперь обе палаты участвуют в формировании Конституционного совета, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, Центральной избирательной комиссии. При этом избрание членов последней дает новые возможности для участия политических партий в управлении избирательными процессами. А если учитывать, что выборы депутатов Парламента, согласно поправкам, регулируются конституционным законом, то можно смело говорить об активном участии политических партий через депутатский корпус в построении новой избирательной системы.

Во-вторых, теперь именно политические партии будут формировать состав нижней палаты Парламента через пропорциональную систему выборов (по партийным спискам). Увеличение числа депутатов Мажилиса на 30 человек, девять из которых избираются Ассамблеей народа Казахстана, значительно увеличивает шансы всех политических партий занять как можно больше мест в Мажилисе Парламента. Другое дело, как этим шансом воспользуются сами партии.

В-третьих, государству больше не запрещено финансировать негосударственные, общественные объединения. Что это дает? Появление нового мощного источника финансирования в лице государства приведет к увеличению количества неправительственных организаций, укреплению связи между государственными органами и обществом по самым животрепещущим вопросам повседневной жизни, повышению гражданской активности населения. Особо следует сказать о финансировании государством политических партий, в частности работающих в Парламенте. Их государственное финансирование, думается, предпочтительно, поскольку, с одной стороны, не будет почвы для обвинений о прямой поддержке государства отдельных партий в предвыборный период, с другой — государство будет оказывать содействие в продвижении программных установок партий, которые на деле доказали признание электората.

В-четвертых, Правительство вынуждено ставить свою текущую и стратегическую работу на качественно новый уровень, поскольку Мажилису Парламента надо набирать уже не две трети голосов для выражения ему или отдельному члену Правительства вотума недоверия, а лишь простое большинство, что значительно повышает степень ответственности исполнительной власти. При этом Правительству нельзя будет расслабляться и из-за новой нормы, предусматривающей право Парламента судить о работе Правительства по итогам утверждения отчета об исполнении республиканского бюджета. Неутверждение отчета означает теперь выражение Правительству вотума недоверия. Кроме того, Правительство впредь должно ставить вопрос о доверии перед вновь избранным Мажилисом.

Наряду с расширением полномочий усиливается и ответственность депутатов Парламента. Из Конституции исключена норма об отсутствии императивного мандата депутатов, а также определено, что если, например, депутат Мажилиса выйдет из партии, по спискам которой он избран, или она прекратит свое существование, то депутат теряет свой мандат.

Данные новеллы также можно признать прогрессивными, поскольку таким образом закладывается новая система взаимоотношений депутатов со своими избирателями через партийную систему, когда член партии, ставший депутатом, не может в Парламенте выйти из-под ее воли и, соответственно, воли избирателей, не потеряв своего депутатского места.

К другим не менее важным политическим изменениям относятся уменьшение после 2012 года срока пребывания в должности Президента с семи до пяти лет, а также устранение кратности сроков избрания первого Президента страны. Последнее изменение стало результатом инициативы непосредственно народных избранников, что отражает волю их избирателей, народа Казахстана. По моему мнению, вообще ограничение возможности избрания Президента более двух раз ущемляет право народа избирать того и столько раз, кого и сколько раз он хотел бы видеть во главе государства. Как известно, далеко не во всех странах установлены такие ограничения. Например, во Франции их нет.

Кроме того, Президенту предоставлено право законодательной инициативы, когда он самостоятельно направляет в Парламент для рассмотрения и дальнейшего принятия законопроекты.

Количество депутатов Сената увеличивается на восемь человек, которые назначаются Президентом «с учетом необходимости представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества».

Помимо вышеназванных полномочий Сенат теперь дает согласие на назначение не только Генерального прокурора и председателя КНБ, но и председателя Национального банка, выполняет функции Парламента при принятии законов в условиях отсутствия Мажилиса, вызванного его роспуском. Принципиально новым и, я бы сказал, прорывным является решение Главы государства впредь согласовывать назначение акимов областей, столицы и города республиканского значения с соответствующими маслихатами, что значительно повышает статус местной представительской власти. Более того, маслихаты будут иметь большее влияние на акимов, поскольку теперь могут выразить им недоверие, опять же, не двумя третями голосов, а простым большинством своего состава. Наряду с этим маслихаты смогут принимать участие в осуществлении местного самоуправления.

Таким образом, на местах появился новый центр политической силы в лице депутатов маслихата, которые в свою очередь несут наряду с акимами ответственность за судьбу регионов перед своими избирателями и Президентом страны.

Теперь о правах человека и в первую очередь о праве на жизнь. Здесь изменения не менее знаменательные. Казахстан, можно сказать, практически отказался от смертной казни, за исключением случаев терроризма, повлекшего гибель людей, и особо тяжких преступлений в военное время. Жизнь человека священна, и никто не имеет права ее произвольно отнимать, и государство должно быть главным в этом примером.

Наконец, мы окончательно, на конституционном уровне определились, что санкционировать арест будет только суд, что приводит к полному соответствию национального законодательства страны с ратифицированным нами Международным пактом о гражданских и политических правах и отвечает мировой практике. Как известно, обсуждение данного вопроса длилось годами, и вот теперь Президент и Парламент поставили в дискуссии точку.

Немаловажным в связи с этим является укрепление такого органа, как Высший судебный совет. После того как он вберет в себя функции Квалификационной коллегии юстиции, в стране появится единый орган, отвечающий за подбор квалифицированных кадров для судебной системы.

Согласно предложению Государственной комиссии положение о том, что дознание и предварительное расследование по уголовным делам осуществляются специальными органами и отделены от суда и прокуратуры, исключено из Конституции. Таким образом, решение данных вопросов опускается на уровень отраслевых законов, где оно будет осуществляться, исходя из текущих реалий и требований уголовной политики.

Как видим, Конституция претерпела незначительные по объему, но существенные по содержанию изменения. Работа проделана большая, а сделать предстоит еще больше. Конституционная реформа потребует не только изменений в законы и во множество подзаконных нормативных правовых актов, но и повышения политической и правовой культуры населения, что, безусловно, будет способствовать дальнейшему поступательному развитию в сторону более полного наполнения понятия демократии реальным содержанием.

Игорь РОГОВ,

председатель Конституционного совета РК, доктор юридических наук


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...