Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

С.Дьяченко: ...Это прежде всего пример политической зрелости

Поправки в Основной закон республики, принятые Парламентом и утвержденные Главой государства, многие отечественные и зарубежные эксперты уже окрестили «революционными». И думается, не напрасно. Начавшийся процесс конституционного реформирования максимально приближает казахстанское общество к категории «классической демократии», где высшие ценности — жизнь, свобода и права человека — из декларативно-теоретического формата переходят в сферу приоритетных и, главное, практических интересов государства. О закономерных предпосылках и перспективах этого процесса наш сегодняшний разговор с заместителем председателя Мажилиса Парламента РК, заместителем председателя Ассамблеи народа Казахстана Сергеем ДЬЯЧЕНКО.

— Сергей Александрович, какова, на ваш взгляд, роль начавшегося процесса конституционного реформирования в развитии Казахстана?

— Это прежде всего логичный этап эволюции политической системы страны, пример политической зрелости казахстанского общества. Специфика принятых конституционных поправок в том, что они продиктованы не столько соображениями текущего момента, сколько направлены на будущее долгосрочное, стабильное и устойчивое развитие Казахстана.

Действующая Конституция страны позволила нам пройти большой путь не только глубоких экономических, но и политических преобразований. На ее основе создан прочный фундамент нового Казахстана — страны с рыночной экономикой, гарантирующей права и свободы граждан. Нынешние же «точечные» изменения и дополнения затронули разделы Основного закона, определяющие устройство государственной власти и посвященные конституционному статусу Президента, Парламента и Правительства. Кроме того, предложены отдельные изменения в разделы, касающиеся Конституционного совета, судебной системы, местного государственного управления и самоуправления.

И это естественный ход событий, поскольку в процессе децентрализации власти должны меняться принципы государственного управления. Оно становится более открытым, транспарентным, демократичным.

— Почему, изначально избрав модель президентской республики, мы теперь переходим к президентско-парламентской форме правления?

— Неожиданного в этом ничего нет. Предлагаемые поправки разрабатывались в течение нескольких лет при активном участии политических партий и общественных объединений страны. Постоянно действующее совещание, Национальная комиссия по вопросам демократизации и гражданского общества, Государственная комиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ, которую возглавлял Глава государства, действовали прозрачно и открыто, приглашали к сотрудничеству представителей оппозиции, изучали мнение общественности во время выездных заседаний в регионы страны. То есть процесс политической модернизации в нашей стране шел последовательно, целенаправленно, эволюционно, буквально шаг за шагом с момента обретения Казахстаном независимости и, конечно же, с учетом мировой практики.

Вспомним Указ Главы государства «О дальнейшем использовании потенциала действующей Конституции Республики Казахстан», поступательное внедрение института выборности акимов районов, создание Палаты общественных экспертов при Мажилисе Парламента. Или последний пример, когда кандидатура нового Премьер-Министра впервые была рассмотрена на заседании членами партийной фракции партии «Hyp Отан». Реформы последовательно велись, и все это время вносились конкретные изменения и дополнения в действующее законодательство.

Итогом этой кропотливой системной работы стал инициированный Главой государства и принятый Парламентом Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». В нем все новшества сгруппированы по нескольким направлениям, и важнейшим из них является перераспределение властных полномочий и ответственности, повышение роли Парламента. И здесь я хотел бы сделать акцент на том, что государственная комиссия в целом единогласно поддерживала сохранение в стране президентской формы правления, благодаря которой, как все мы хорошо знаем, государство сделало успешный рывок в XXI век. Республика наша и теперь остается президентской, однако при этом существенно расширяются полномочия Парламента.

— А достигло ли казахстанское общество того уровня развития демократического сознания, когда оно может доверить Парламенту столь широкие полномочия?

— Уверен, да. Все эти годы происходил процесс повышения политической культуры казахстанцев. Парламент действительно стал отражением тенденций в обществе, и поэтому расширение полномочий высшего представительного органа своевременно и оправданно.

— Поправки в Конституцию очень подробно комментируются сейчас в казахстанских СМИ. Тем не менее в чем качественно новая суть полномочий Парламента?

— Вы правы, пересказывать весь спектр новых полномочий не имеет смысла, они уже всем хорошо известны. Отмечу лишь, что важнейшим нововведением, конечно же, являются новые подходы к формированию и подотчетности исполнительных органов перед представительными.

Думаю, эти меры позволят добиться большей прозрачности в деятельности Правительства, повысят его ответственность.

Цена же вопроса расширения полномочий Парламента заключается в перераспределении властных полномочий между ветвями власти в целях создания более открытой, прозрачной и гибкой системы государственного управления. Это, в свою очередь, позволит создать механизмы более действенного, дебюрократизированного взаимодействия между ветвями власти. Это действительно необходимая мера, поскольку перед нами стоит задача ускорения демократических реформ и гармонизации экономического и политического развития страны.

— О чем, на ваш взгляд, свидетельствует тот факт, что Глава государства предложил сократить срок президентства с семи до пяти лет?

— Прежде всего о том, что Президент последовательно проводит курс на дальнейшую либерализацию и демократизацию общества. В принципе, эта норма соответствует общепринятым демократическим подходам и традициям.

Здесь важно отметить, что данная поправка делает равными сроки полномочий ключевых избираемых субъектов власти: депутатов Мажилиса, а также маслихатов, где также введены положения об установлении пятилетнего срока полномочий.

И еще один весьма важный аспект. Несомненно, причина перехода к семилетнему президентскому сроку в 90-е годы заключалась в необходимости обеспечения стабильности и устойчивости политической власти в целях результативного проведения экономических и демократических реформ в стране. Как мы все видим, эта мера на практике доказала свою эффективность.

Сегодня Казахстан устойчиво развивается, экономика растет, созданы важнейшие предпосылки для модернизации политической системы. Этот процесс уже необратим, поэтому появилась возможность корректировки и данной конституционной нормы.

Но, думаю, здесь важен и другой момент. Несмотря на то что реализуемый Н. Назарбаевым курс поддерживает большинство казахстанцев и без каких-либо революционных перемен, Президент осознанно пошел на эти меры. Тем самым он еще раз подтвердил свою приверженность демократическим принципам и ясно дал понять, что современному Казахстану ценности демократии не менее важны, чем стремление к экономическому успеху или социальному благополучию людей.

Внесенная же депутатами поправка, дающая первому Президенту Республики Казахстан право выдвигать свою кандидатуру после 2012 года, лишь выразила дань уважения личности, с которой неразрывно связаны все успехи Казахстана. При этом следует отметить, что в таких странах, как Франция и Италия, Президент страны вообще не ограничен в возможности выдвигать свою кандидатуру на высший пост в государстве, сколько бы то ни было раз. Так что все идет в демократическом русле.

— Почему «неожиданной поправкой» называют предложение Главы государства формировать Мажилис по партийным спискам? И вообще, целесообразно ли это нововведение. Ведь практика показывает, что в выборных кампаниях участвует немало кандидатов-самовыдвиженцев, не принадлежащих к политическим партиям?

— И это предложение неожиданным назвать нельзя. Данный вопрос активно обсуждался в обществе, в том числе и на заседаниях Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ. Члены Госкомиссии, в частности, предлагали 50 процентов депутатов избирать по мажоритарной системе и 50 процентов по пропорциональной. Однако в результате обсуждения и изучения мирового опыта принято решение о полном переходе к пропорциональной системе, то есть к избранию депутатов по партийным спискам.

Укрепление политических партий, повышение их роли в деле государственного строительства — весьма назревший вопрос. Все общественно-политические силы страны получают возможность быть представленными в Парламенте. Это обеспечит реальное отражение, точную ретрансляцию расклада политических сил и действительной воли граждан. Сегодня во многом именно партии способствуют реализации гражданами страны своих политических прав. Они содействуют участию широкой общественности во властных процессах, открытому и публичному влиянию на них. Таким образом, партийность обеспечивает цивилизованное вовлечение общественности в реализацию государственной политики. Она снимает социальную напряженность, обеспечивая учет интересов граждан на уровне принятия решений. Партии эффективно структурируют политическое пространство, консолидируют социум.

Хочу отметить, что в большинстве демократически развитых государств мира применяется именно пропорциональная система. Победившая на выборах партия составляет парламентское большинство, формирует правительство, а ее члены занимают ключевые государственные посты, принимают важнейшие государственные решения. И это апробированная демократическая практика, характерная для США, стран Европы, Японии.

— Тем самым политические партии фактически становятся ключевыми субъектами политического процесса в стране?

— Думается, что сложившийся в Казахстане алгоритм партийных преобразований ведет именно к этой цели. Это наглядно продемонстрировали и выборы в маслихаты, и в Парламент, и динамика электоральной активности объединенных в коалиции партий во время президентских выборов. Можно ли данный факт считать укреплением партийности казахстанской власти? Разумеется, да.

Еще одним важным шагом к этому является исключение из Основного закона нормы о том, что Президент на период осуществления полномочий приостанавливает свою деятельность в политической партии. В условиях демократизации политических процессов, возрастания роли партий такой запрет представляется излишним. За всенародно избранным Главой государства может и должна стоять политическая сила, лидером которой он, как правило, и является.

— А не будет ли укрепление роли Парламента и расширение его полномочий способствовать потенциальному конфликту между ветвями власти?

— Мною уже фактически дан ответ на этот вопрос. Ведь, согласно новым правилам, Премьер-Министр, как и само Правительство, будет избираться на основе парламентского большинства, от правящей в Мажилисе политической партии. В целом же члены Правительства и члены партийной фракции, составляющей большинство в Парламенте, будут представителями одной и той же партии, и их главная миссия будет заключаться в реализации программы и политических установок этой партии. То есть здесь прослеживается четкая взаимосвязь, а значит, и общая ответственность за проводимый курс.

— Новую роль и статус приобретает и Ассамблея народа Казахстана...

— Совершенно верно. Именно новый, конституционный статус, и это правильно. Ведь важным условием политической модернизации нашего уникального по своему этническому составу государства, и об этом постоянно говорит Глава государства, является обеспечение общественной стабильности, межнационального согласия, дружбы всех граждан страны, независимо от национальности и вероисповедания.

На решение этой важной задачи, как известно, нацелена деятельность созданной в 1995 году Ассамблеи народа Казахстана. Она стала уникальным инструментом реализации национальной политики государства, в основе которой лежит принцип равенства возможностей всех граждан. Сейчас в Конституцию вводится норма о формировании ассамблеи Президентом страны. Ассамблея народа Казахстана получила конституционный статус организации, обеспечивающей представительство различных этнических групп страны в общественно-политической жизни. Обеспечение представительства ассамблеи в Парламенте, безусловно, поднимет на новую ступень роль и авторитет этого органа и будет служить дальнейшему укреплению мира и согласия в стране. Конечно, это нестандартный ход, не имеющий аналогов в мировой политической практике. Но и Казахстан — нестандартная страна, у нас проживает около 130 национальностей и этносов, поэтому нам необходимо искать свои, отечественные, неординарные решения. Важно, что каждым своим поступком, каждым своим действием Глава государства дает сигнал обществу о том, что ему дороги все казахстанцы, независимо от национальности и вероисповедания. И это своего рода символ государственной политики многонациональной и многоконфессиональной страны. Закономерный результат — межнациональное согласие и стабильность в сегодняшнем Казахстане, уверенность народа в завтрашнем дне.

— А каким образом будет формироваться казахстанская модель местного самоуправления? Полемика по данной проблеме ведется давно, однако внятного законопроекта об институте МСУ до сих пор нет...

— Думаю, основой местного самоуправления в нашей стране должны стать маслихаты. В частности, предлагаемый пятилетний срок полномочий депутатов маслихатов, несомненно, будет способствовать стабильности власти на местах. Кроме того, уже предлагается избирать и акимов областей, городов и столицы с согласия соответствующих маслихатов. Далее предусматривается также упростить процедуру выражения маслихатом недоверия акиму. Решение об этом должно приниматься не двумя третями голосов депутатов маслихата, как сейчас, а простым большинством по соответствующей процедуре.

Это нововведение, помимо расширенных полномочий, также накладывает и большую ответственность на депутатов маслихатов. Если раньше маслихаты, к примеру, лишь принимали программы развития регионов, то теперь они будут отвечать перед общественностью за их реализацию, за эффективность работы акима.

Все это серьезные, я бы сказал, капитальные изменения, которые существенно должны повысить роль маслихатов, а значит, и органов, которые будут представлять эффективное местное самоуправление, благодаря большей подотчетности им исполнительных органов.

— Глава государства отметил, что политическая модернизация предусматривает увеличение роли средств массовой информации. В связи с этим каким изменениям может подвергнуться Закон «О СМИ»?

— Действительно, в Парламенте рассматривается соответствующий законопроект, он весьма важен, так как мы все прекрасно понимаем значение и большую роль СМИ в обществе. Но в то же время и средства массовой информации, безусловно, должны чувствовать и осознавать свою роль и ответственность перед обществом в процессе демократизации. И главное — действовать исключительно в правовом поле.

Убежден, что именно таких принципиальных подходов мы и должны придерживаться, разрабатывая законы по информационной политике. Свобода слова, конечно же, не должна способствовать культивированию бесконтрольности и безответственности СМИ. В свое время «железная леди» Маргарет Тэтчер сказала, цитирую: «свобода без порядка есть ни что иное, как хаос». Думается, что в целом эту мысль можно применить и к СМИ.

— Каковы ваши прогнозы относительно работы Парламента на ближайшую перспективу?

— Депутатам предстоит очень большая работа по приведению всего огромного массива законодательства в соответствие с новыми положениями Конституции. В первую очередь потребуется внесение изменений в ряд Конституционных законов: «О Президенте», «О Парламенте и статусе его депутатов», «О Правительстве», «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», «О выборах» и так далее. Придется вносить коррективы в законодательство о политических партиях и общественных объединениях. И многое другое. Так что впереди много работы...

Беседовала Ольга КАЗАНЦЕВА


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...