Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Народный выбор. Казахстан сделал новый широкий шаг на пути демократических реформ

22 мая на страницах центральных республиканских газет был опубликован закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», и тем самым он введен в действие. Другими словами, конституционные реформы, определяющие будущее нашей страны на десятилетия вперед, вступили в законную силу.

Я, пожалуй, один из немногих депутатов, работающих с первого созыва, которым выпала высокая честь уже во второй раз (первый раз - в 1998 году) принять предложенные главой государства Н. А. Назарбаевым поправки в Конституцию страны. Хотя последние поправки носят точечный характер, их значение трудно переоценить.

Во-первых, потому что произошло перераспределение властных функций между президентом и парламентом. И это перераспределение произошло не силой, не давлением извне и даже не на основании каких-то требований оппозиции, а исключительно по доброй воле главы государства. Подобных примеров из мировой практики, когда президентская модель государственного управления превращается в президентско-парламентскую, да еще по инициативе самого президента, можно привести немного. И это возлагает на депутатов парламента будущего созыва большую ответственность за судьбу страны. Ведь теперь мажилис будет реально участвовать в формировании состава правительства и, прежде всего, в назначении премьер-министра. Раньше президент, внося на согласование всего парламента кандидатуру премьер-министра, фактически ставил депутатов перед фактом. Теперь же предстоит процедура предварительного согласования кандидатуры премьер-министра во фракциях политических партий, а уже затем - с согласия большинства депутатов мажилиса, представляющих, естественно, партию, победившую на выборах, президент назначит премьер-министра. Состав правительства также будет формироваться на основе мнения большинства депутатов мажилиса по представлению премьер-министра, который, в свою очередь, представляет фракцию парламентского большинства. У мажилиса появляются также новые рычаги контроля над сформированным при его участии правительством, так как он получает право по инициативе не менее одной трети депутатов простым большинством голосов ставить перед президентом страны вопрос об освобождении от должности члена правительства в случае неисполнения им законов Республики Казахстан.

Но эти права налагают на депутатов мажилиса и реальную ответственность за выработку социально-экономической политики и выполнение всех государственных программ, концепций и стратегий, разработанных правительством.

Приходится слышать мнение, что, получая такие рычаги контроля над правительством, мажилис приобретает явный приоритет перед сенатом, которому якобы отводится второстепенная роль. Не могу с этим согласиться. К исключительным полномочиям сената по выборам председателя и членов Верховного суда РК и дачи согласия на назначение президентом страны Генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности, добавился пункт о дачи согласия на назначение председателя Национального банка.

К тому же сенат наделяется теперь полномочиями по выполнению функции парламента в целом по принятию законов в период временного отсутствия мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий.

Во-вторых, фундаментальными являются поправки, внесенные в раздел Конституции по вопросам местного самоуправления, связанные с существенным усилением роли маслихатов, которые становятся основой местного самоуправления в нашей стране как представительные органы, избираемые населением для решения вопросов местного значения. Они получают реальные рычаги контроля над акимами, так как им представлена возможность выражать недоверие акиму не двумя третями голосов, как было раньше, а простым большинством. Срок полномочий депутатов маслихатов увеличен до пяти лет.

В-третьих, мне как члену народно-демократической партии «Нур Отан» импонирует переход на пропорциональную систему выборов депутатов мажилиса, что позволит учитывать интересы любых групп населения через представительство партии.

Выборы по партийным спискам помогут развить плюрализм мнений и чистую профессиональную конкуренцию партий, свободную от грязных технологий.

Казахстанское общество, являющееся многослойным по экономическому, социальному и политическому статусу, теперь получит больше возможностей отстаивать свои интересы через политические партии, которые будут работать в интересах своего электората.

Очевидно, что выдвижение в парламент депутатов от Ассамблеи народа Казахстана, получившей конституционный статус, будет способствовать росту международного авторитета Республики Казахстан как государства, эффективно решающего проблемы межэтнических отношений, укрепления государственности, защиты прав и свобод человека. Но, конечно, придется вносить значительные изменения в закон «О выборах», в том числе и пункт о том, как выбирать депутатов на девять мандатов для Ассамблеи народа Казахстана.

В-четвертых, еще один важный шаг к подлинной демократии был сделан принятием поправок в Конституцию, которые приведут к фактической отмене смертной казни в Казахстане. Смертная казнь как высшая мера наказания будет применяться только в отношении осужденных за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, и за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время. Как известно, последние четыре года в республике действует мораторий на смертную казнь.

Огромное значение имеет поправка группы депутатов, внесших предложение, что пункт 4 статьи 42 Конституции, в котором говорится, что «одно и тоже лицо не может быть избрано президентом более двух раз подряд», не распространяется на первого президента. Я был одним из членов согласительной комиссии и могу откровенно поделиться с читателями, что на согласительной комиссии рассматривалась и другая депутатская поправка, более радикальная, предлагающая вообще отказаться от нормирования количества сроков избрания президента, однако после обсуждения она была снята инициаторами. И я считаю, что это правильно. Учитывая историческую роль первого президента - одного из основателей нового независимого Казахстана и идеолога проводимых в стране политических и экономических реформ - только ему может быть представлено такое исключительное право.

Внесенные в Конституцию поправки родились не спонтанно, а явились результатом длительного обсуждения и консультаций с политическими партиями, широкой общественностью. Важное значение имеет тот момент, что глава государства лично возглавил Государственную комиссию по демократизации, а на заключительном этапе Конституционную комиссию. В результате были выработаны и внесены в Конституцию тщательно выверенные, глубоко продуманные изменения и дополнения, обеспечивающие новый широкий шаг казахстанского общества на пути демократического развития.

Леонид БУРЛАКОВ, депутат сената парламента Республики Казахстан


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...