Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Конституционные поправки - благо для всех. Бизнесмены считают, что с принятием изменений в Основной закон улучшится качество жизни всего общества

Страна продолжает обсуждать конституционные изменения. Чья конкретно жизнь улучшится после внесения поправок в Основной Закон? Насколько изменится деятельность предпринимателей, создающих рабочие места и являющихся крупными налогоплательщиками в государственную казну? Эти и другие вопросы «Литер» адресовал председателю Союза предпринимателей «Атамекен» Азату Перуашеву.

- Какие изменения в жизни казахстанского общества следует ожидать по мере реализации конституционных поправок?

- Конечно, нельзя сказать, что теперь в один день решатся все проблемы. Но и говорить, что принятие новых конституционных поправок не внесет особых перемен в жизнь казахстанцев, еще ошибочнее.

Конституция, правовая система - это, скорее, потенциал общественного развития, реализация которого на деле в решающей степени зависит от самих граждан. Если мы все вместе сможем использовать те новые возможности, которые дает новая редакция Конституции, выиграют и государство, и общество. Потому что основные направления, заложенные в этих поправках, безусловно, предполагают изменение формата отношений между обществом и властью, между ветвями власти и, в целом, делают эти отношения более открытыми, понятными и прозрачными. И лишь от нас самих теперь зависит, сумеем ли мы этот потенциал конвертировать в реальной жизни.

- Насколько, по-вашему, либерализация политического устройства страны поможет укреплению бизнес-сообщества?

- Бизнес и политика - это, конечно, разные сегменты общественной жизни. Но общественная свобода и экономическая свобода - это две составляющие одного процесса. Не бывает, например, либерального общества без рыночной экономики, как и рыночной экономики без либерализации. Сегодняшний класс предпринимателей был бы невозможен без демократических реформ начала 90-х, без смены социального строя, кардинальных перемен в ментальности населения, формирования прогрессивных общественных взглядов. В то же время сегодняшняя конституционная реформа, смена вектора развития политической системы была обусловлена мощной экономической составляющей, важную роль в которой играет именно казахстанский бизнес.

Поэтому демократизация общественного строя априори отвечает интересам бизнес-сообщества. Конкретный пример: вводимое судебное санкционирование ареста. В повседневной экономике происходит масса споров, связанных с экономической деятельностью предпринимателей и затрагивающих их отношения с партнерами, конкурентами, недобросовестными чиновниками, имеются факты рейдерского захвата бизнеса, недобросовестной конкуренции. В этих условиях бизнесмен как гражданин часто бессилен перед злоупотреблениями и давлением, скажем, более могущественных фигур, нередко он оказывается обвиненным во всех мыслимых грехах и лишен даже шанса бороться за свои интересы. Введение же судебного санкционирования ареста предоставляет предпринимателям возможность доказывать свою правоту цивилизованным способом, своевременно прибегать к помощи адвокатов и т.д.

- Будет ли, по-вашему мнению, распущен нынешний состав мажилиса? Если да, будете ли вы баллотироваться в парламент?

- Это должны решить сами депутаты. Но, по логике событий, нынешнему составу мажилиса было бы целесообразно начать реформу с себя. Когда в 1998 году президент внес поправки в Конституцию, депутаты предложили ему начать реформу с себя. И он пошел на досрочные президентские выборы. Так и здесь, мажилису парламента стоит взять на себя ответственность по реализации поправок в Конституцию.

Что касается предстоящих выборов, то я не вижу себя депутатом по той простой причине, что для этого нужен богатый жизненный опыт, которым можно делиться. Мне еще нет сорока, так что я пока скорее «собиратель» навыков и знаний. С другой стороны, если НДП «Нур Отан» примет решение о необходимости моего баллотирования в парламент, как член партии буду обязан подчиниться. Если команда сочтет, что мое участие в выборах может добавить партии плюсов в выборной компании, то, возможно, придется поддержать коллег.

- Не кажется ли вам зависимость акимов всех уровней от маслихатов номинальной? Если нет, то почему?

- Если мы не возьмем на себя ответственность за реализацию поправок в Основной Закон, то они могут так и остаться на бумаге. Говорят, что хорошие законы не исполняют плохие граждане, и наоборот. Ничего подобного. Эти субъекты взаимно дополняют друг друга. Я участвовал в работе ПДС, национальной комиссии по демократизации и в Госкомиссии. На протяжении пяти лет мы обсуждали эти поправки, и 90 процентов из них начали реализовываться. В формировании мажилиса президент пошел дальше, поэтому реформа отражает интересы абсолютного большинства политических сил, включая оппозицию. Многие политики любят строить «прожекты», но заниматься ежедневным их претворением в жизнь - это гораздо более сложный труд. Что касается поправок в Конституцию, то здесь нагрузка ляжет на госаппарат, который, подобно садовнику, должен будет терпеливо ухаживать за только что посаженным деревом. Поэтому вначале функции маслихатов могут быть и номинальными, но по мере вхождения новых принципов в каждодневную практику, по мере формирования новой политической культуры они перерастут в реальную подотчетность акимов обществу.

- Некоторые утверждают, что пропорциональная избирательная система даст очень сильный импульс к развитию партий в Казахстане и формированию конкурентоспособных политических партий. Нет ли у вас желания снова создать новую партию?

- Создание партии - не хобби, а серьезное дело. Она не создается по прихоти одного человека, нужна реальная необходимость. От того, что я захотел создать партию, выделил несколько миллионов, ничего не получится, если эта партия не будет востребована обществом. Даже если на это будут выделяться средства из бюджета, они должны пойти не на финансирование партийных проектов, а должны определяться по итогам выборов. То есть новой партии нужно зарегистрироваться, принять участие в выборах и набрать определенное количество голосов. Только тогда партия может рассчитывать на бюджетное финансирование. У нас пошла странная мода: каждый мнящий себя оратором мечтает стать партийным лидером. Но умение складно говорить - еще не признак государственного ума и уж тем более не критерий общественной необходимости. Хотя, конечно, мечтать не запретишь: есть установленный порядок формирования политической партии, четкие требования. Страждущие могут дерзать.

Если говорить о себе, то передо мной сегодня стоят такие задачи и лежит такая ответственность, что я был бы рад достойно справиться с текущими обязанностями. Только в нынешнем послании глава государства трижды дал прямые поручения по решению конкретных экономических задач союзу «Атамекен». Так что времени на «игрища» у нас нет.

- Некоторые говорят о необходимости создания партии предпринимателей…

- Предприниматели - очень большая часть общества, и если мы начнем создавать партии по сословному принципу, то появятся партии учителей, врачей, селян, пенсионеров, любителей бабочек и т. д. Возьмите, к примеру, Кыргызстан, где на три миллиона населения порядка двухсот партий. Разве от этого страна выиграла? По численности населения Казахстан тоже небольшая страна. Но зато с гораздо большими, чем у соседей, амбициями и возможностями. Поэтому наши общественные силы должны объединяться, а не распыляться. Даже по этимологии слово «партия» происходит от английского «part», то есть часть. Сколько можно откалываться, если есть ясные цели? Зачем выходить на баррикады и драть глотку, если за это же время можно прилично заработать?

- Вы боитесь, что в лице партии предпринимателей появится каста богатых?

- У людей бизнеса своя нагрузка в процессе разделения общественного труда. Эти люди создают рабочие места, ремонтируют дороги, строят дома, создавая экономическое благосостояние страны. При этом их политические взгляды, как у всех граждан, могут быть различными. Кто-то может быть членом «Нур Отана», кто-то - «Ак жола». Это не наше с вами дело. Это их право. Обособление своих корпоративных интересов - прямой путь к коррупции.

- Вам не жалко Гражданскую партию, в которую вы вложили столько сил?

- Мое детище продолжает жить и работать в составе объединенной партии, председатель которой - глава государства. Что может быть лучше? Мои амбиции полностью удовлетворены: я создал партию, которая не раз прошла через парламентские выборы с успехом, собирала сотни тысяч голосов избирателей. Сейчас я член высшего органа объединенной НДП «Нур Отан». В составе Гражданской партии было много предпринимателей из реальных секторов экономики - металлургии, энергетики, машиностроения, строительства... Многие из них являлись членами «Атамекена». Поэтому, когда в сентябре прошлого года член правления союза, президент АО «Южполиметалл» Турсынбек Асанбаев предложил мне возглавить «Атамекен», я согласился и продолжаю заниматься тем же, чем в Гражданской партии, отстаивая интересы тех, кто создает своим трудом сегодняшний Казахстан.

- Повлияет ли конституционная реформа на уменьшение уровня коррупции в стране? Что думают по этому поводу предприниматели?

- В новых шагах мы видим защиту интересов предпринимателей. В том числе от коррупции. Передача многих функций представительским органам значительно сужает поле для коррупции, делая прозрачной работу исполнительных органов. Нам надо научиться отделять зерна от плевел, то есть функциональные издержки от явного злоупотребления. Здесь решающую роль должны сыграть именно представительные органы власти, и никто другой. Предприниматели страдают от коррупции, поэтому заинтересованы жить по нормам цивилизованного общества и по новой Конституции.

- Заявленная административная реформа перекроит госаппарат и все звенья исполнительной власти. Чиновники все чаще говорят о принципах корпоративного управления. А что по этому поводу может сказать Союз предпринимателей и работодателей «Атамекен»?

- Лучший менеджмент всегда был частным. Доказательством тому - СССР, где государственное управление экономикой потерпело крах при всех огромных сырьевых, производственных, интеллектуальных и трудовых ресурсах. Поэтому адмреформа - попытка перенести принципы частного управления в госструктуры, разделив ответственность и риск в принятии решений. Государство станет более модернизированным, и бизнесменам будет проще и понятнее работать, потому что мы будем говорить на одном языке с чиновниками. Понятно, что при этом государство останется государством, но модернизация системы управления по типу корпоративного, с его оперативностью и ответственностью - требование времени.

Другая сторона этого процесса - выстраивание системы обратной связи с потребителями ваших услуг. К примеру, на днях в Минэкономики прошел «круглый стол» по обсуждению изменений в налоговое законодательство. Радует, когда чиновник не просто принимает решение, а вынужден выслушивать мнение бизнес-сообщества, учитывать позицию людей, которые платят налоги.

- Не возникает ли в таком случае риска аффилированности госорганов с предпринимателями? Нет ли желания у «Атамекена» выдвигать своих людей на посты ответсекретарей?

- Вот я, например, постоянно общаюсь со всеми членами правительства, но когда дело касается интересов государства, в наших отношениях личный фактор роли не играет. Каждый выполняет ту задачу, которая перед ним стоит. У госорганов одна задача, у бизнеса - другая. Задача министра - создать развивающую среду для его отрасли, решать сопутствующие проблемы. Задача бизнесмена - заработать деньги и платить налоги. В этом и выражается наша ответственность перед государством и обществом. Вот и все. Да, мы заинтересованы во взаимодействии с госорганами и будем продвигать наших представителей в маслихаты и парламент. Но не в исполнительные органы (ответсекретарь - ключевое звено в исполнительных органах в административной реформе), поскольку это как раз поле для злоупотреблений. По нашему же мнению, и госорганам, и бизнес-структурам следует избегать такой аффилированности.

- Признайтесь: вы считаете себя публичным человеком и искусным оратором?

- Конечно, фактор публичности в моем деле присутствует. Но что касается ораторства… Понимаете, говорить - это не профессия. Профессия - это делать. Я - менеджер, и в этом плане нахожусь на своем месте, выполняя задачи, поставленные передо мной и нашим союзом. Согласно поручениям президента, нам нужно вывести казахстанский бизнес на новый уровень конкурентоспособности, обеспечить индустриальную диверсификацию крупных предприятий, выход казахстанских товаров на внешние рынки; добиться приемлемых условий вступления Казахстана в ВТО… Поверьте, тут надо не ораторствовать, а пахать.

- Вы с детства мечтали добиться успеха, стать известным на всю страну человеком?

- Возможно, разочарую, но никогда не мечтал о карьере политика. Ни в школе, ни в институте не входил ни в какие комсомольские или студенческие комитеты, не был делегатом каких-то конференций или слетов. Подобные тусовки меня как-то мало трогали, не вызывали интереса. Это ведь были 80-е годы, закат советской эпохи, когда политика была как бы сама по себе, а жизнь и хлеб насущный - сами по себе. Я вырос в обычной семье, мама работала учителем, отец - инженером. Даже инструктор райкома партии в нашем селе считался большим политиком.

Поэтому в политику я попал, можно сказать, случайно: появилась независимая страна, а вместе с тем и чувство ответственности за нее. Наконец, просто сложилась такая ситуация, когда нужно было это сделать, как делается любое нормальное мужское дело.

- Судя по вашему сложению, вы умеете держать удар и давать сдачу. Вы могли бы применить физическую силу, отстаивая свои взгляды?

- Для отстаивания собственной точки зрения физическая сила не нужна. Человека надо убедить аргументами. В жизни всякое бывает - любой из нас может оказаться на темной улице один на один с пьяной компанией. Я могу применить силу, защищая свою жизнь, безопасность близких мне людей. Но есть тонкая грань: публичный человек уязвим. Если, не дай Бог, такое произойдет, то неизвестно, как это преподнесут СМИ. Могут преподать так, что Перуашев избил «мирно отдыхающих граждан» и «забыть», что я, допустим, защищался от четверых. Поэтому для меня силовой метод - очень редкое исключение.

Жанна ОЙШЫБАЕВА, Астана


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...