Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Конституционная реформа - основа для дальнейшей модернизации правовой системы - Игорь Рогов

АСТАНА. 30 мая. КАЗИНФОРМ / Марат Манаспаев/ - Как уже сообщалось, сегодня на конференции в Сенате Парламента РК с докладом «Конституционная реформа и углубление демократических процессов в Казахстане» выступил Председатель Конституционного Совета РК Игорь Рогов. В эксклюзивном интервью корреспонденту Казинформа Игорь Иванович раскрывает основные положения своего доклада.

- В эти дни мы являемся свидетелями эпохального события в общественно-политическом развитии страны. Принятый 18 мая на совместном заседании Палат Парламента и подписанный Главой государства 21 мая т.г. Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» ознаменовал собой начало нового этапа демократического развития и политической модернизации суверенного Казахстана и вызвал положительный резонанс у отечественной и международной общественности.

Положения, нашедшие отражение в данном Законе, являются результатом многолетнего обсуждения перспектив развития Республики с привлечением представителей всех ветвей государственной власти, политических партий, общественных деятелей, проделавших большую работу в рамках соответствующих комиссий. В основу внесенных поправок легли предложения и рекомендации Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ, сформулированные в итоговом документе ее работы. Немалый вклад внесла и рабочая группа по разработке изменений и дополнений в Конституцию.

- Игорь Иванович, дальнейшее углубление конституционных реформ предполагает, несомненно, огромную законотворческую работу?

- Конституционная реформа не заканчивается изменением Конституции. Наоборот, положено начало большой законотворческой работы. Прежде всего, необходимо изменение следующих конституционных законов «О Президенте Республики Казахстан», «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О Правительстве Республики Казахстан», «О выборах в Республике Казахстан», являющихся законодательным фундаментом общественно-политической системы страны. Уверен, что и Парламент, и Правительство успешно решат поставленные перед ними в данной сфере задачи.

Хотелось бы отметить, что конституционные новеллы требуют от законотворческого процесса адекватных мер, обеспечивающих их практическое исполнение. Закрепление в Основном законе такого явления, как фракции политических партий, наверняка должно стать основой полноценного и всеобъемлющего блока правовых норм, регулирующих права и обязанности фракций, условия и порядок их формирования и прекращения деятельности и другие важные вопросы их функционирования в Парламенте страны.

Признание на уровне Конституции Правительства коллегиальным органом соответственно создает основу для корректировки правовой структуры исполнения им своих функциональных обязанностей.

Вышеназванные конституционные нормы и законы, естественно, приведут в действие механизм изменения других законодательных актов, а также нижестоящих нормативных правовых актов, от Регламентов Парламента и Правительства до приказов министров и т.д. Сразу же хотелось бы отметить, что обновленная Конституция, скорее всего, активизирует деятельность Конституционного Совета в вопросах ее толкования, что, думается, дает возможность по-новому посмотреть на статус и положение нормативных постановлений Совета в иерархии нормативных правовых актов. Полагаю, что наибольшая эффективность таких постановлений Совета, как актов, детализирующих Конституцию и определяющих таким образом развитие действующего права страны, может быть придана путем определения их места не за пределами системы нормативных правовых актов, как сейчас, а во главе ее, сразу после Конституции. Этим будет обеспечен новый качественный уровень конституционной законности в стране в случае соответствующих изменений Закона о нормативных правовых актах.

Далее, учитывая повышение роли политических партий и открытие доступа к их государственному финансированию, ревизии подлежат законы о политических партиях, об общественных объединениях и другие законы, регулирующие вопросы функционирования взаимодействия государства и неправительственных организаций. Регулирование деятельности политических партий в новых условиях подразумевает усиление ответственности политических партий и четких критериев их финансирования государством, одним из главных которых могло бы являться наличие признания их электоратом по результатам выборов.

Кроме того, здесь необходимо учесть, что предоставление финансовых ресурсов государства не означает наделение общественных объединений государственными функциями, поэтому хотелось бы предостеречь законодателя от соблазна «поделиться властью» с НПО или, более того, создать правовое поле для создания негосударственных военизированных и подобных тому структур (это запрещено Конституцией).

- Какие новации будут внесены в сферу защиты прав и свобод человека?

- В связи с конституционной реформой существенные изменения произошли и в названной сфере.

Довольно длительное время в Казахстане обсуждался вопрос об отмене смертной казни. Первым шагом на этом пути явилось принятие действующего УК, сократившего по сравнению со своим предшественником количество преступлений, за совершение которых возможно применение исключительной меры наказания. Вторым шагом явился введенный Главой государства в конце 2003 года мораторий на исполнение смертной казни. За период действия моратория в стране не наблюдался всплеск преступности, и криминогенная обстановка сохраняется относительно стабильной. В связи с введением в действие наказания в виде пожизненного лишения свободы, приговоры о назначении исключительной меры наказания практически не выносились.

Поправка, внесенная в статью 15 Конституции, гарантирующая право человека на жизнь, фактически отменяет данный вид наказания в Казахстане, так как, согласно ей, смертная казнь может предусматриваться законом, как исключительная мера наказания лишь за особо тяжкие преступления, совершаемые в военное время и террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании.

Адекватно угрозам XXI века Казахстан приравнял террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, к преступлениям, совершаемым в военное время. Теперь должны быть внесены соответствующие изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. В Уголовном кодексе, подобно коррупционным и экстремистским преступлениям, необходимо дать перечень террористических преступлений. Не случайно, в новой редакции статьи 15 Конституции говорится не о терроризме, а о террористических преступлениях. В этой связи, в круг последних из действующего Уголовного кодекса можно отнести такие составы преступлений как диверсия (статья 171), терроризм (статья 233) и т.д.

После того, как будет решен данный вопрос, из санкций статей Уголовного кодекса, предусматривающих в настоящее время исключительную меру наказания и не отвечающих новым конституционным требованиям, смертная казнь должна быть исключена и заменена пожизненным лишением свободы.

Одновременно с этим, необходимо внести изменения в раздел Уголовно-процессуального кодекса, регулирующий порядок осуществления уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей. К подсудности дел суду с участием присяжных заседателей следует отнести дела о преступлениях, за совершение которых уголовным законом предусмотрена как смертная казнь, так и пожизненное лишение свободы.

- Конституционная реформа вносит существенные изменения и в деятельность судебных, надзорных и правоохранительных органов. Какие важные моменты следует учитывать при разработке поправок в законодательство в этих сферах?

- Огромная работа предстоит в судебной и правоохранительной сферах. В первую очередь, следует подумать о новой роли Верховного Суда. Согласно статье 81 Конституции, он является высшим судебным органом по всем делам и осуществляет надзор за деятельностью местных и других судов. Однако сегодня Верховный Суд выступает и в качестве апелляционной инстанции (статья 292 УПК), а надзорными функциями наделены наряду с ним и областные, и приравненные к ним суды.

В этом плане хотелось бы высказать мнение о целесообразности создания компактного Верховного Суда, который бы сосредоточился исключительно на надзорных функциях и выработке разъяснений по вопросам судебной практики. Апелляционными инстанциями могли бы выступить окружные (региональные) суды, возможность создания которых открыта поправками, внесенными в статью 75 Конституции.

Принятие нормы о судебном санкционировании ареста и исключение из Основного Закона статьи 84, предусматривавшей осуществление дознания и предварительного расследования по уголовным делам специальными органами, отделенными от суда и прокуратуры, позволяет начать обсуждение вопроса о расширении судебного контроля в досудебном производстве путем судебного санкционирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод человека. Однако здесь не нужна спешка, и такие новшества целесообразно вводить поэтапно. Пока же судам после принятия соответствующего закона необходимо освоить новую функцию по санкционированию меры пресечения в виде ареста.

Органы прокуратуры в исключительных случаях можно было бы наделить правом проведения предварительного расследования уголовных дел о преступлениях, представляющих серьезную общественную опасность и сложность в расследовании.

В связи с упразднением Квалификационной коллегии юстиции, отдельного рассмотрения требуют вопросы о статусе и компетенции Высшего Судебного Совета. Сохраняя организационно функционирование при Президенте Республики, необходимо подумать о наделении его, наряду с кадровыми, другими полномочиями, позволяющими более эффективно влиять на судебную систему, не посягая при этом, естественно, на независимость судей при осуществлении правосудия. В его структуре следует, видимо, создать подразделение, принимающее квалификационный экзамен у кандидатов в судьи. Полагаю, что Председатель Высшего Судебного Совета должен выполнять свои обязанности на постоянной основе, а не по «совместительству», как это делается сейчас.

- Какие еще направления конституционной реформы, на Ваш взгляд, требуют к себе повышенного внимания?

- Серьезные изменения внесены в нормы Конституции, регулирующие порядок формирования и осуществления местного государственного управления и самоуправления. Следовательно, должен быть принят пакет законодательных актов, направленный на реализацию соответствующих конституционных положений.

Подводя итог сказанному, хочу подчеркнуть, что конституционные новеллы должны быть подкреплены принятием комплекса законодательных, организационных и иных мер. Чтобы данные меры не были хаотичными, а глубоко продуманными и системными будет правильным внести определенные изменения в утвержденную Главой государства Концепцию правовой политики. В целом данный программный документ себя оправдал, потенциал его рассчитан до 2010 года, в связи с чем, всеобъемлющего его пересмотра не требуется. С учетом данных точечных корректив, считаю возможным разработку и утверждение соответствующего плана мероприятий с определением исполнителей и сжатых, но реальных сроков.

- Спасибо за интервью.


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...