Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Выступление председателя сената К. Токаева на конференции посвященной внесенным изменениям и дополнениям в Конституцию РК (Астана, 30 мая 2007 года)

Выступление председателя сената К


Құрметті әріптестер,

Конференцияға қатысушылар!

Қазақстан Республикасы Парламенті Сенаты атынан бүгінгі конференция қатысушыларына алғысымды білдіремін.

Біздің жиынға Парламент депутаттары, министрлік басшылары, сондай-ақ, дипломатиялық корпус өкілдері мен ғалымдардың қатысуы конференциямыздың мәртебесін арттырады.

Біздің баршамыз ерекше оқиғаларға толы айрықша кезеңде өмір сүрудеміз. Бұл еліміздің жаңғыруы мен демократиялық өзгерістер уақыты; Ел экономикасының алға басып, әлеуметтік өзекті мәселелерді батыл шешу кезеңі; Бұл бейбітшілік пен қауіпсіздікті жақтайтын Қазақстанның халықаралық беделінің нығая түскен дәуірі; Мемлекетіміздің толыққанды демократияға қадам басып, экономикалық және саяси дамудың жаңа кезеңіне көтерілген сындарлы сәті.

Парламент қабылдаған өзгерістер мен толықтырулар сипаты - Конституциямыз жаңа мазмұнға ие болғанын көрсетеді. Бұл - демократиялық мемлекеттің негізгі заңы болып табылады.

Конституциялық реформа авторы Президент Нұсұлтан Назарбаевтың өзі болды. Ол Мемлекеттік комиссияны, және кейін Жұмыс тобын тікелей басқарды.

Бұл шешімді ол еліміздің болашағы үшін және демократиялық ел ретінде гүлденіп дамуы үшін қабылдады.

Уважаемые коллеги, приглашенные, участники международной научно-практической конференции,

дамы и господа!

Позвольте мне от имени Сената Парламента Республики Казахстан приветствовать вас и выразить признательность за участие в данной конференции.

Наша конференция носит представительский характер. В ней помимо депутатов обеих палат, принимают участие руководители министерств и ведомств, дипломатический корпус, видные ученые, а также представители неправительственного сектора. Хотел бы отметить, что на данный форум приглашены секретари областных маслихатов, которые, уверен, внесут большой вклад в достижение его успеха.

Мы с Вами живем и работаем в период кардинальных перемен, направленных на модернизацию и демократическую трансформацию Казахстана.

Это время беспрецедентного подъема экономики страны, решения наиболее актуальных социальных проблем.

Это время утверждения Казахстана на международной арене как авторитетного государства, приверженного миру и безопасности.

Это время прорыва нашей страны в полномасштабную демократию, выхода на новый уровень экономического и политического развития.

Глава государства в своем выступлении на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан отметил, что «наш принцип - сначала экономика, а потом политика - полностью оправдал себя».

На базе очевидных успехов в экономике предпринимаются меры, направленные на политическую модернизацию общества. Поэтому проведение политической реформы стало основным вопросом, обсуждаемом в последние годы. Для изучения мнения общества были созданы Национальная комиссия по развитию демократии и гражданского общества, Государственная комиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ.

Итогом работы Госкомиссии стали практические предложения по основным направлениям политической модернизации, ставшие основой принятых поправок в Конституцию.

Цель моего выступления - избегая повторов, с учетом высокого уровня нашей аудитории, обозначить конкретные новации конституционной реформы и вытекающие из этого задачи ее законодательного обеспечения.

Первое. Передача отдельных полномочий Главы государства Парламенту.

Было принято рациональное решение: при сохранении президентской формы правления, усилить парламентаризм в системе управления государством. Речь, по существу, идет о перераспределении целого ряда полномочий в пользу обязанностей и ответственности Парламента, другими словами, о фактическом переходе к президентско-парламентской форме правления.

Второе. Именно Президент инициировал сокращение срока президентского правления с 7 до 5 лет. Это свидетельствует о последовательности демократических устремлений Главы государства.

Третье. Парламент принял поправку, инициированную большой группой депутатов, согласно которой Нурсултан Абишевич Назарбаев, как Первый Президент, основатель современного казахстанского государства и общепризнанный национальный лидер, получил исключительное право и возможность баллотироваться на пост Главы государства сверх установленных Конституцией двух сроков, естественно, на альтернативной основе.

Убежден, что принятое депутатами решение по данной статье Конституции полностью отражает мнение подавляющего большинства избирателей.

Четвертое. Демократизация системы выборов. Президент с учетом реалий, тенденций и динамики ощественно-политического развития страны, развил предложения Госкомиссии, которая предлагала избирать половину депутатов по мажоритарной, а половину - по пропорциональной системе. Предложения Президента перейти на выборы депутатов Мажилиса по пропорциональной системе, на наш взгляд, являются более обоснованными.

Это серьезный шаг вперед в сфере демократизации, поскольку выборы депутатов Мажилиса по пропорциональной системе направлены на повышение роли политических партий, усиление активности партий, следовательно, значительной части нашего общества. Граждане становятся более сопричастными к управлению государством.

Пятое. Принято предложение Госкомиссии об увеличении численности Парламента до 154 депутатов. Такой количественный состав высшего законодательного органа является оптимальным для нашей страны.

Состав Сената возрастет за счет повышения президентской квоты, увеличивающейся от 7 до 15 депутатов, причем часть из них будет назначаться после соответствующих консультаций с Ассамблеей народов Казахстана, за которой теперь закрепляется конституционный статус.

Серьезно усиливается и роль Сената. Теперь верхняя палата наделяется функцией так называемой «блюстительной власти», то есть будет выполнять функции всего Парламента в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий.

В дополнение к уже имеющимся полномочиям, Сенат наделяется правом согласования кандидатуры на должность Председателя Национального Банка.

Принципиальным моментом, касающимся деятельности депутатов, является исключение норм о том, что депутат Парламента не связан каким-либо императивным мандатом.

Шестое. В соответствии с внесенными в Конституцию поправками устанавливается ответственность Правительства не только перед Главой государства, но и перед Парламентом.

Таким образом обеспечивается высокая эффективность и качество государственных услуг, оказываемых исполнительной властью, а также общественная подотчетность и прозрачность деятельности ее органов. Соответственно усилены полномочия Парламента по эффективному контролю за работой Правительства.

Ключевой момент заключается в создании новых правил формирования и функционирования Правительства на основе парламентского большинства. Теперь главная роль в утверждении Премьер-Министра, а значит и всего Правительства, отводится Мажилису.

Для выражения Мажилисом вотума недоверия Правительству достаточно простого большинства голосов депутатов, а не двух третей, как это было раньше, то есть это является серьезным шагом в демократизации общества.

Конституционная обязанность Премьер-Министра ставить перед вновь избранным Мажилисом вопрос о доверии Правительству станет еще одним важным фактором влияния на судьбу Правительства.

Кроме того, Премьер-Министр будет представлять партию парламентского большинства. Положительные моменты такого подхода в формировании Правительства вполне очевидны, они положительно восприняты обществом. Повышается роль политических партий и, что очень важно, партия парламентского большинства будет нести ответственность за деятельность Правительства.

Седьмое. Особое значение для установления конструктивного диалога между властью и неправительственными организациями приобретает инициированный Главой государства Гражданский форум, в рамках которого был создан Гражданский Альянс Казахстана. Для обеспечения его участия в законотворческих процессах учреждена палата общественных экспертов при Мажилисе Парламента.

На сегодняшний достигнут высокий уровень диалога власти и неправительственных организаций, что дает возможность дальнейшего усиления роли институтов гражданского общества в социальной и экономической жизни общества и в целом государства.

Восьмое - изменения и дополнения, касающиеся вопросов местного самоуправления. Их внесение в Основной Закон государства является результатом многолетнего и заинтересованного обсуждения всем народом Казахстана.

Без преувеличения, это ключевой вопрос демократии в Казахстане. Эффективное самоуправление необходимо для привлечения населения к непосредственному решению вопросов местного значения. Чтобы люди не просто уповали на помощь государства, а сами решали насущные проблемы. Местная власть, наконец, обретет необходимый авторитет и полномочия.

В Конституции закрепляется, что основой местного самоуправления, становятся маслихаты, которым в соответствии со специальным законом может быть делегировано осуществление государственных функций.

В целях обеспечения стабильности власти на местах срок, на который избираются маслихаты, увеличен с 4 до 5 лет.

Еще один важный момент Конституционной реформы. Назначение Президентом на должность акимов областей, городов республиканского значения и столицы теперь будет осуществляться с согласия соответствующего маслихата. Акимы иных уровней будут назначаться на должности по аналогичной схеме.

Существенно упрощена процедура выражения маслихатом недоверия акиму. Для этого потребуется простое большинство депутатов, которые принимают решение о вотуме недоверия акиму и постановке вопроса об его освобождении соответственно перед Президентом Республики либо вышестоящим акимом.

Таким образом, резко повышается политическая роль маслихатов и их депутатов, которые по смыслу внесенных норм станут представлять действенное местное самоуправление благодаря большей подотчетности им исполнительных органов.

И последнее: в совершенствовании судебной системы наиболее существенным моментом является передача в исключительную компетенцию суда санкционирование ареста. Органы прокуратуры лишены этого права.

Практически во всех цивилизованных государствах санкционирование ареста это исключительная компетенция суда. Уже давно признано, что судебное санкционирование ареста граждан — это неотъемлемый и важнейший принцип правового государства, приоритетами которого являются права и свободы граждан.

Наконец, в стране, по сути дела, отменяется смертная казнь.

Конституционная реформа означает вступление Казахстана в новую историческую эпоху. Президент Нурсултан Назарбаев, став автором всех упомянутых мною изменений, подтвердил свой статус выдающегося реформатора и государственного деятеля.

Конституционная реформа - это свидетельство масштабного, стратегического мышления Главы государства. И особо хотел бы отметить: его мужества и несгибаемой воли.

Құрметті әріптестер!

Қоғамдағы ұлы өзгерістердің жақтаушылары және оның қарсыластары да болатыны белгілі. Елбасының бастамаларын Қазақстан халқы қызу қолдауда. Парламент алдында қазіргі заңнаманы Конституцияда қабылданған өзгерістерге сай келтіру міндеті тұр. Ең алдымен Президент, Парламент және Үкімет арасындағы өкілеттіктерді бөлісуге қатысы бар заңдарға өзгерістер енгізу қажет. Конституциялық реформалар сайлау заңнамасында көрінуі тиіс.

Жергілікті өзін-өзі басқаруды дамыту «Жергілікті мемлекеттік басқару туралы» және «Жергілікті өзін-өзі басқару туралы» заңдар арқылы жүзеге асады.

Сонымен бірге сот жүйесі туралы заңнамаға тиісті түзетулер жасалады.

Барлық өзгерістер Қазақстан әлемдік қауымдастықтың толыққанды мүшесі екенін ескере отырып, жүзеге асуы қажет. Жақында біз Тәуелсіз мемлекеттер достастығына мүше-елдердің демократиялық сайлау стандарттары, сайлау құқығы мен бостандығы туралы Конвенцияға қосылдық.

Аталған Конвенция ТМД елдерінің БҰҰ және ОБСЕ алдындағы міндеттемелеріне сәйкес, халықаралық құқық нормаларына сай қабылданған.

Өзіміздің ішкі құжаттар жөнінде ұмытпауымыз керек. Әңгіме Парламенттің, Сенат пен Мәжілістің регламенттері жайында болып отыр. Бұл жұмыс басталып та кетті.

Палата депутаттары Мемлекет басшысының стратегиялық бағытын заңнамалық тұрғыда қамтамасыз етуге байланысты алдымызда тұрған міндетті толық орындай аларына сенімдімін. Осылайша еркін, демократиялық және гүлденген мемлекет - Қазақстан Республикасының игілігіне лайықты үлес қоса алады.

Мемлекет лидері Нұрсұлтан Әбішұлы ұсынған елімізді жаңғыртудың жаңа үлгісі бойынша Қазақстан саяси реформалардың халықаралық қалыптарына сай дамиды. Алайда, еліміз өркендеудің өзіндік жолымен жүреді. Бұл біздің ұлы жетістігіміз - әлемнің дамыған демократиялық елдерімен бір қатардан лайықты орын алуы.

Қазақстанды және біздің халқымызды Елбасы Нұрсұлтан Назарбаевтың бастауымен гүлдену және жарқын болашақ күтіп тұрғаны күмән туғызбайды. Біздің Президентіміз - халықаралық деңгейдегі дарынды мемлекеттік қайраткер, барша халықтың қолдауына ие болып отырған әйгілі реформатор.

Конференция қатысушыларына жемісті жұмыс тілеймін.

Назарларыңызға рахмет!


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...