Перспективы электронного голосования в Казахстане в свете зарубежного опыта 

 

Осенью 2007 года в стране пройдут третьи очередные выборы депутатов маслихатов. Это важное политическое событие, имеющее большое общественное значение для дальнейшего развития демократической системы Казахстана. Особое внимание при проведении выборов уделяется созданию атмосферы прозрачности, служащей залогом легитимности их итогов. Электронное голосование в Казахстане впервые применено в 2004 году на парламентских выборах. С тех пор избирателю предоставляется наряду с традиционной формой голосования право голосовать с помощью специальных электронных устройств.

19 сентября 2004 года АИС «Сайлау» использовалась на 961 (10 процентов) избирательном участке при проведении очередных выборов депутатов Мажилиса Парламента, а 4 декабря 2005 года уже на 1447 (15 процентов) избирательных участках при проведении очередных выборов Президента. На выборах депутатов маслихатов осенью 2007 года также планируется использование АИС «Сайлау». Количество участков, на которых применялась автоматизированная информационная система, определялось с учетом технического состояния каналов связи, а также рекомендаций БДИПЧ/ОБСЕ о постепенности ее внедрения. Кроме того, избирателям предоставлялась возможность выбора процедуры голосования - с использованием электронной избирательной системы или традиционным способом.

В мире электронное голосование применяется уже довольно широко. В Бельгии оно используется с 1991 года, Бразилии - с 2000, Канаде, Австралии - с 1990, Эстонии - с 2001, Индии - с 1990, Швейцарии - с 2000, Ирландии - с 2004 гг.

Примерно в эти же периоды опыт электронного голосования приобретен в Испании и Аргентине.

Давайте посмотрим, как функционирует старейшая система электронного голосования на выборах в Королевстве Нидерланды, которая используется с 1965 года и где внедрено бумажное подтверждение голосования. Электронное оборудование принадлежит министерству внутренних дел и отношений, которое принимает решение о безопасности системы электронного голосования. В помощь избирательным комиссиям разработана специальная инструкция о порядке проведения голосования и подсчета голосов избирателей. Решение о выборе способа голосования - бумажным, либо электронным способом - принимается муниципалитетами. На избирательных участках, где применяется электронное голосование, голосование посредством бумажных бюллетеней не допускается. В 6 часов в день выборов оборудование для голосования доставляется работником муниципалитета на избирательный участок и передается по акту члену комиссии, отвечающему за электронное оборудование участка. В 7 часов приходят три члена избирательной комиссии. Они проверяют наличие пломбы на оборудовании. После того, как все необходимые процедуры выполнены, начинается голосование.

Прибывший на участок избиратель предъявляет карточку регистрации председателю избирательной комиссии, который проверяет его и выдает ему бумажный талон с порядковым номером, который тот, в свою очередь, передает члену избирательной комиссии, отвечающему за электронное оборудование участка. Получив от избирателя талон, член избирательной комиссии активирует пользовательский терминал для голосования. Избирательный бюллетень состоит из наименований политических партий и кандидатов в депутаты. На каждом из 19 избирательных округов может быть разное количество партий. Избиратель голосует за кандидата в депутаты. Информация о голосовании отображается для него на экране.

В 21 час системой автоматически распечатывается подтверждение (бумажная лента) голосования. Проводится сверка карточек регистрации избирателей и распечатки. Заполняется и подписывается официальный отчет о результатах голосования на избирательном участке. Результаты голосования объявляются всем избирателям, находящимся на избирательном участке по каждому кандидату.

Электронный чип с результатами голосования, распечатка и протокол, а также регистрационные карточки избирателей немедленно в запечатанном и опломбированном конверте доставляются в один из пунктов по подсчету голосов избирателей. Оттуда документы передаются мэру, который заполняет соответствующую форму и обеспечивает передачу документов в главный избирательный комитет избирательного округа. Через 36 часов каждый муниципалитет оглашает результаты выборов по своему городу.

Что касается других стран мира, то многие из них также внедряют и испытывают системы электронного голосования. Например, в ходе местных выборов в нескольких регионах Великобритании, результаты которых опубликованы, правительство объявило о безоговорочном успехе тестового электронного голосования. В штате Онтарио (Канада) с 5 по 13 ноября 2003 года в 12 муниципалитетах успешно проведено первое полностью электронное голосование в Северной Америке. На выборах президента Франции также проводилось тестовое использование электронных кабин для голосования. Большое внимание уделяют вопросу внедрения систем электронного голосования в США. И если в 2000 году за внедрение новых технологий взялись только 10 процентов штатов, то в нынешнем цифра составила уже 18.

Однако во всех странах, в том числе и активно внедряющих подобные системы, существуют как сторонники, так и противники электронного голосования. В настоящее время мнение общества относительно идеи электронного голосования разделилось. Одни считают, что система позволит повысить оперативность и точность подсчета голосов, а также исключит возможности для фальсификации результатов голосования. Другие, напротив, утверждают, что с ее помощью власть сможет полностью контролировать процедуру подсчета и изменять результаты выборов по собственному желанию. Таким образом, по одному и тому же вопросу существуют диаметрально противоположные точки зрения, как будто речь идет о разных вещах. Это само по себе вызывает удивление и должно иметь какое-то логическое объяснение. Попробуем разобраться в позициях противников электронного голосования.

Позиция первая. Электронное голосование не устраняет возможность фальсификаций, и даже наоборот, такая возможность может быть заложена в системе ее изготовителем.

Когда активисты группы протеста «Мы против компьютеров для выборов» убедительно показали по амстердамскому телеканалу «АТ-5» все недостатки электронных машин для голосования, по поручению Парламента Королевства Нидерландов Служба безопасности подвергла все машины тщательной проверке. Убедившись в наличии недостатков, министр внутренних дел и отношений страны лишил лицензии все компьютеры производства местной фирмы SDU. Другой производитель - компания «Недап» (Nedap) установила новое программное обеспечение, которое невозможно видоизменить. Дополнительно терминал стал запечатываться металлической пломбой. Независимые эксперты провели комплексную проверку этой компании и лишь после этого ее электронные машины были использованы при проведении голосования.

Во избежание подобных казусов в 2004 году разработаны Рекомендации комитета министров Совета Европы по юридическим, операционным и техническим стандартам для электронного голосования. В правовых основах Рекомендаций подробно расписаны принципы избирательного права в свете электронного голосования, процедуры обеспечения тайны голосования, транспарентности, отчетности, обеспечение надежности и безопасности. В разделе «операционные стандарты» заложены нормы по уведомлению о начале электронного голосования, требования о том, чтобы избирателям была предоставлена возможность проверки и перепроверки результатов голосования на электронной машине, расписана процедура электронного голосования. В разделе «технические требования» достаточно подробно говорится о необходимости и требованиях по обеспечению доступа к голосованию, безопасности, аудита, сертификации.

Оппоненты говорят: мы не доверяем машине, она может ошибаться, лучше считать бумажные бюллетени вручную. Это - позиция вторая.

Да, у машин могут быть ошибки. Но это в значительной мере связано с ненадлежащим уровнем обучения персонала. Предлагаются новые инструкции и справочные пособия по электронному голосованию. Необходимо проводить систему аккредитации для тех, кто допускается к этим машинам, проводить выборочные проверки, привлекать лучших национальных экспертов для подготовки электронной программы голосования.

В зарубежных странах, в том числе и России, разработаны средства защиты от ошибок в системе. Так, в обновляемом варианте российской государственной автоматизированной системы (ГАС) «Выборы» предусмотрено шесть компонентов средств защиты: от несанкционированного доступа, антивирусная, криптографическая защита информации, подсистемы обеспечения подлинности документов на основе электронной цифровой подписи, защита при взаимодействии с сетями и от нападения извне, контроль функционирования средств защиты. Марк Беркстренд, вице-президент компании по выпуску избирательного электронного оборудования «Секуод Воутинг Системз», заявил, что его компании еще ни разу не были предъявлены обвинения в ошибочности вычислений.

В целом же электронная система голосования призвана исключить возможность для совершения большинства из используемых сегодня махинаций. Электроника не позволит одному и тому же лицу проголосовать несколько раз. Подбросить в пользу нужного кандидата лишние бюллетени станет невозможно, потому что таковых в обычном виде не будет вовсе. Наконец, поскольку подсчитывать голоса будут беспристрастные машины, а не зависимые от кого-то члены избирательных комиссий, то и умышленных искажений результатов голосования тоже не может быть.

В этой связи нужно иметь в виду, что электронное оборудование для голосования не установят на избирательных участках сразу после заводского конвейера. Оно должно пройти сертификацию соответствующими комиссиями, в состав которых, как правило, входят специалисты в области компьютерного избирательного оборудования, представители от политических партий и общественных объединений.

Таким образом, теоретически использование электронной системы голосования может обеспечить 100-процентную гарантию объективности определения волеизъявления избирателей. Единственное, в чем нужно всем убедиться, так это в том, что электронная система считает голоса правильно, без искажений. Но это проблема не политическая, а сугубо техническая. Поэтому и заниматься ею должны не политики, а соответствующие специалисты.

Позиция третья. Научиться голосовать, нажимать на «таинственные кнопки» на электронной машине голосования - наука сложная, особенно для старшего поколения.

Да, она может показаться сложной, пока не соприкоснешься вплотную с электронной машиной голосования. Органы управления машин для электронного голосования сегодня не сложнее, чем у самого обыкновенного банкомата. Конечно, требуется время на обучение избирателей, но, учитывая уровень развития бытовой техники, а также средств коммуникации и массовой информации в современном мире, можно с уверенностью сказать, что это вполне разрешимая проблема.

Позиция четвертая. Избиратель, проголосовав с помощью электронной машины, не совсем уверен, правильно ли данная машина учла его голос.

В целях обеспечения избирателя возможностью проверить то, как был учтен его голос, разрабатываются, а кое-где уже применяются, системы бумажного подтверждения. Это значит, что машина для электронного голосования, после того как избиратель проголосовал в пользу какого-либо кандидата, будет выдавать избирателю бюллетень-чек. В этом уже бумажном бюллетене-чеке избиратель увидит фамилию того кандидата, за которого он отдал свой голос. Для чего это будет делаться? Во-первых, гражданин (избиратель) будет уверен, что машина правильно подчинилась его воле и проставила отметку там, где она должна была быть. Во-вторых, при малейшем подозрении всегда есть возможность пересчитать вручную бюллетени-чеки.

Пятая позиция. Электронные машины для голосования слишком дороги.

Да, внедрение системы электронного голосования может позволить себе не каждая страна. Однако средства, вложенные в такую систему, окупятся. С помощью информационных систем можно осуществить ряд важных государственных проектов: ведение Государственного регистра населения, проведение Единого государственного экзамена и т. д. и т. п. Кроме того, внедрение систем электронного голосования сократит расходы организационные, а также на канцелярские товары, бумагу и материалы, выделяемые на каждую избирательную кампанию.

Конечно, всегда найдутся неисправимые скептики, которые никогда не согласятся с идеей электронного голосования. Но вряд ли им удастся затормозить технический прогресс. Ведь никто не сомневается, что в ближайшие 10-15 лет системы электронного голосования во всем цивилизованном мире вытеснят традиционные ящики с бумажными бюллетенями, как электронные калькуляторы давно уже вытеснили «амбарные» счеты. И никакие хакеры не смогут этому помешать, как не могут они затормозить развитие электронных банковских систем, которым сегодня доверяют свои сбережения миллиарды людей.

 

Марат Сарсембаев,

член Центральной избирательной комиссии РК

2 июня 2007, 12:57
Источник, интернет-ресурс: Сарсембаев М.А.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код