Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Свободные зоны несвободной страны

02.06.2007 г.

Туркменскому лидеру будет сложно привлечь серьезные инвестиции в сферы, контролируемые государством. Это показала его встреча в Астане с зарубежными инвесторами.

Президент Туркмении Г. Бердымухаммедов незадолго до отъезда в Астану в ходе заседания Совета безопасности высказал намерение создать на Каспийском море, в районе города Туркменбаши, туристическую зону. Больше того, были произнесены слова о введении там режима свободной экономической зоны. Для реализации этого замысла и развития туркменского туристического бизнеса глава государства образовал специальную комиссию.

Создание свободной экономической зоны, в свою очередь, обычно сопряжено с ослаблением визового режима. Поэтому обнародование информации о новых планах Г. Бердымухаммедова вызвало интерес не только и даже не столько у туроператоров и их потенциальных клиентов, сколько у тех, кто следит за развитием политической ситуации в Туркмении и еще испытывает надежды на готовность нового президента либерализовать режим, царивший при его предшественнике Туркменбаши.

Однако оптимисты, заговорившие с начала 2007 года, то есть с момента вступления во властные полномочия Г. Бердымухаммедова, о готовности последнего пойти на ослабление визового режима, поторопились принять желаемое за действительное.

Как сообщила радиостанция «Немецкая Волна», в ходе уже упомянутого заседания Совета безопасности туркменский лидер не поднимал вопросы ни об облегчении режима въезда и выезда из республики, включая район города Туркменбаши, ни об облегчении порядка регистрации зарубежных туристических фирм (этот порядок при С. Ниязове отличался полной ясностью, обозначенной словами «отказать» и «изъять», если речь шла о лицензиях).

Напротив, глава государства на том же заседании поставил вопрос о замене действующих заграничных паспортов, введении в паспорта нового образца дополнительных идентификационных кодов и усилении после этого режима пограничного контроля.

Далее, по сведениям источника в министерстве туризма и спорта, никаких юридических условий для развития туризма и для создания свободной туристической, а тем более экономической зоны власти Туркмении пока не предоставили. В республике зарегистрированы и располагают лицензиями всего семь частных туроператоров и пять государственных. Нет ни одного иностранного туроператора, исключение составляют лишь три российские фирмы, имеющие статус тур-агентов.

В течение последних пятнадцати лет многие фирмы, в основном иностранные, а также частные лица предпринимали попытки заняться в Туркмении туристическим бизнесом, однако министерство, как уже говорилось, выносило стандартное решение «отказать». При этом, как утверждает источник, взносы, которые вместе с необходимыми документами вносили эти просители для того, чтобы их вопрос министерство рассмотрело, не возвращались.

Сумма взноса составляла и составляет 30 миллионов манат, то есть более тысячи долларов по рыночному курсу. И сейчас ни возвращать их, ни выдавать разрешений, судя по всему, власти не готовы. Это к вопросу об оптимистах, увидевших в заявлении Г. Бердымухаммедова знак либерализации визового режима.

Но вернемся к туроператорам, которые на это известие с энтузиазмом откликнуться не спешат. Один из бывших тур-операторов, лишенных лицензии в конце 90-х годов прошлого века, сообщил автору, что усиленный контроль за туристической сферой во времена Туркменбаши в первую очередь был связан с нежеланием властей свободно допускать в страну туристов и намерением иметь полную ясность в вопросе о том, кто въезжает в республику.

Поэтому фактически все туроператоры работали под самым жестким наблюдением КНБ, а затем МНБ. Судя по имеющейся информации, высказал мнение этот источник, после прихода к власти Г. Бердымухаммедова эта позиция не изменилась. Тем более что денег в казне нет. Значит, развитие туризма и создание туристических зон возможно лишь при наличии заинтересованных инвесторов.

Однако, считает специалист, серьезные инвесторы не захотят вкладывать деньги в сферу, которую полностью держит в руках государство, но регулирует ее не правом и законом, а лишь исходя из намерений главы государства и из воздуха взятых экономических обоснований.

Увы, последнее обстоятельство влияет не на одну лишь туристическую сферу, но на всю экономику республики.

Яркий пример тому - визит туркменского лидера в Астану, состоявшийся в начале недели.

В Казахстане итоги встречи Н. Назарбаева и Г. Бердымухаммедова до странности мало освещались. Но, если судить по прессе российской, итоги эти были впечатляющими: подписан целый пакет соглашений, касающихся сотрудничества в самых разных областях, так что России едва ли не стоит призадуматься, не перебьет ли энергичная Астана у Москвы столь важного партнера, как Ашхабад, не вовлечет ли вместо СНГ в свою орбиту, прочерченную идеей Н. Назарбаева о центральноазиатском союзе!

На самом деле итоги переговоров выглядели гораздо скромнее, поскольку большинство проектов, обсуждавшихся в Астане, с туркменской стороны не наполнены деловым содержанием.

Не случайно гость из Туркмении, вернувшись домой, сразу собрал руководителей отраслевых министерств и повелел им в срочном порядке заняться сбором «реальных данных» о положении в экономике для подготовки экономических обоснований тех планов, которые уже оговаривались с коллегой Назарбаевым!

Источники из Ашхабада утверждают, что это, в первую очередь, касается самого шумного проекта, а именно «Прикаспия»!

По словам сотрудников туркменского МИДа, Г. Бердымухаммедов действительно воспользовался возможностью, предоставленной ему Н. Назарбаевым, и встретился в Астане с приглашенными хозяином потенциальными зарубежными инвесторами.

Он выступил с речью, а те его внимательно выслушали, проводили аплодисментами... и попрощались.

Нет пока базы и для реализации туркменской части проекта по строительству путей сообщения между республиками. С другой стороны, там, где Ашхабаду не требуется инвесторов, дело может пойти. В первую очередь имеется в виду казахстанская помощь мукой, хлебом и специалистами-аграрниками, модернизация среднеазиатской ЛЭП с помощью Казахстана и совместная работа по добыче и переработке туркменской урановой руды.

Ну а что до российских опасений по поводу потери Туркмении как партнера ввиду центральноазиатского союза, то по возвращении из Астаны Г. Бердымухаммедов имел телефонный разговор с В. Путиным, где, как сообщили автору источники из президентского аппарата в Ашхабаде, туркменский лидер подтвердил намерение активно участвовать в структурах СНГ и фактически снова из ассоциированного члена стать обычным - надо только подождать до саммита СНГ.

Но Н. Назарбаеву, по крайней мере, во время визита соседа, как утверждают очевидцы, было не до этого. Разве знали в начале мая при определении сроков визита стороны, что именно в этот период разразится скандал в самом близком окружении казахстанского лидера, а именно в его семье!

Виталий ВОЛКОВ, Бонн


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...