Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Сенатор Кабдыгали Ахметов: Суды не должны повторять ошибки прокуроров

7 июня 2007, 11:20



Совместные заседания палат парламента обещают быть жаркими. Уже 8 июня трибуны рассмотрят в первом чтении предложенные главой государства поправки в конституционные законы о выборах, правительстве, парламенте и президенте. Вполне возможно, что о традиционных каникулах парламентариям придется забыть. Как и о том, что мажилис объявит о самороспуске палаты для того, чтобы впредь регулировать свою деятельность в соответствии с обновленной Конституцией. Хотя все это пока лишь домыслы. «ЛИТЕР-Неделя» попросила поделиться мнением на этот счет сенатора Кабдыгали Ахметова. Юрист со стажем, в прошлом прокурор, прогнозы делать не стал. Но, тем не менее, высказал свою точку зрения на происходящие изменения в стране.

ЛИТЕР-Неделя: Парламентарии много рассуждают о перспективах конституционной реформы. Если сенат может спать спокойно, то мажилис, скорее всего, ждут новые выборы. Когда это произойдет? И согласны ли вы с утверждением, что сенат становится палатой избранных и неприкасаемых?

К.А.: Конституционная реформа не закачивается изменениями в Конституции. Все только начинается. Думаю, что нынешний состав мажилиса доработает до окончания сроков третьей сессии. И вряд ли президент пойдет на то, чтобы распустить палату. Но не исключены варианты того, что депутаты проявят инициативу и объявят о своем самороспуске. Такое может случиться. Однако гадать и предсказывать, как известно, неблагодарное занятие. Поэтому я за своих коллег из мажилиса определять ничего не хочу.
В соответствии с предложенными конституционными поправками решено, что сенат в случаях временного отсутствия мажилиса будет принимать законы. Во-первых, мажилис избирает правительство, принимает его отчеты. И вполне возможно, что во взаимодействии с правительством возможность роспуска мажилиса увеличивается. В таких случаях кто-то должен принимать законы. Это может быть президент или сенат. В данном случае глава государства мудро поступает, не беря ответственность на себя, а возлагая ее на сенат. В этот период, в пределах двух-четырех месяцев, сенат будет представлять парламент в целом. Но это не означает, что сенаторы становятся палатой неприкасаемых. Наоборот, следует говорить о большей ответственности.

ЛИТЕР-Неделя: Готовы ли парламентарии к огромному объему законотворческой работы, которую предстоит проделать в сжатые сроки? Означает ли это, что в этом году депутатам придется забыть о парламентских каникулах?

К.А.: Я не думаю, что принятие конституционных законов нас так задержит. Поправки в конституционные законы уже внесены на рассмотрение парламента. И их первое чтение состоится 8 июня на совместном заседании палат. Другое дело, что есть еще двенадцать законопроектов, которые предстоит принять в свете послания президента. Вот они потребуют времени. Хотя я ежегодно слышу о том, что наши каникулы могут быть отсрочены или перенесены. Не надо забывать, каникулярные сроки определены Конституцией. И для того, чтобы нарушить Конституцию в этой части, тоже нужно иметь серьезное основание.

ЛИТЕР-Неделя: Насколько эффективно конституционные поправки отразятся на судебной ветви власти? Учитывая, что социальный статус судей еще далек от совершенства…

К.А.: Если отвлечься от материальной стороны, от заработной платы судей, то конституционные изменения предоставляют больше прав и обязанностей судейскому органу. Благодаря поправкам в Конституцию исключена статья 84, гласящая, что суд и прокуратура отделены от органов дознания и следствия. Отмена этой статьи очень многообещающа, и возможность развития судебной системы в Казахстане согласно нормам международного права увеличивается.
Санкции на арест переданы в исключительную компетенцию судов. В будущем вполне возможна передача суду и других функций контроля над следствием и дознанием и оперативно-розыскной деятельностью. Но в первую очередь, конечно, надо решать вопрос с практической передачей ареста суду. Это очень серьезный шаг. Да, мы приближаемся к европейским стандартам, но на судей возлагается очень большой объем работы.
В год в нашей стране органы прокуратуры дают санкции на аресты 22-23 тысяч граждан. Значит, теперь вся эта нагрузка ляжет на плечи судей. Кто эти функции будет выполнять? Возложат ли такие обязанности на административных судей, которых в районах нет? Потому что они работают только в областных центрах и крупных населенных пунктах. Это одно. Значит, надо увеличить количество административных судей. А если эти функции передадут председателям районных и городских судов?
В восточноевропейских и западных государствах данные функции переданы судам общей юрисдикции. Причем опытные судьи меньше всего рвутся давать санкции на аресты граждан, этим занимаются начинающие судьи.
В России санкции на арест переданы судам с 2004 года. И сразу обнаружилось, что суды бракуют примерно 10 процентов от общего количества поступивших запросов на аресты. Именно эти 10 процентов и были ошибкой прокуратуры. Выяснилось, что людей затем освобождали по реабилитирующим основаниям. То есть позитив есть и большой.
Суды вообще не должны повторять ошибки прокуроров. Они должны исходить из собранных доказательств на момент дачи санкции. Поэтому дача санкции в какой-то степени уже есть определение виновности. Без доказательств санкции вообще давать нельзя. Но кто это будет определять? Степень вины должен определять суд. Передача санкции на арест судам несет с собой гарантию соблюдения прав граждан. Появляется возможность обжаловать решения судов, давших санкции на арест, в вышестоящих инстанциях. Подозреваемым дается возможность защищать себя процессуально, находясь в стенах суда.
Согласен, что социальный статус судей далек от совершенства. Почему-то считается, что статус судьи Верховного суда ниже, чем председателя областного суда. Сами верховные судьи предпочитают уходить в председатели областных судов. Государству еще предстоит повысить статус Верховного суда. Зарплата судьи района составляет около 87 тысяч тенге. По сравнению с другими странами это очень мало.
Кстати, доходы судей Казахстана и России и сравнивать нечего, это небо и земля. А по условиям работы наши страны сильно не отличаются.
Остро вопрос стоит и в исполнении судебных решений по гражданским делам. В стране исполняются порядка 60-70 процентов всех судебных решений. Здесь целый клубок проблем вокруг судебных исполнителей. То, что этот вопрос до конца не решен, снижает авторитет и престиж власти перед народом. И это неприемлемо в правовом государстве.

ЛИТЕР-Неделя: Как вы оцениваете изменения, которые произойдут в деятельности надзорных и правоохранительных органов?

К.А.: Передача санкции ареста судам - это благо для органов прокуратуры. Хорошо, если эти функции успешно выполнят суды. Мы освободим прокуроров для другой работы, для основной их деятельности - надзора за применением законов. Убрав нормы о том, что прокуратура отделена от органов дознания и следствия, мы открываем дорогу для создания следственных структур в органах прокуратуры. Прокуроры смогут проводить расследования, возглавлять следственные группы на законных основаниях. Это благо, так как органы следствия, МВД, КНБ не могут еще обеспечить объективности и всесторонности следствия.

ЛИТЕР-Неделя: Что вы можете сказать о нововведениях в сфере защиты прав и свобод человека?

К.А.: Грядут серьезные изменения. Когда был объявлен мораторий на смертную казнь, начался процесс отмены казни вообще. Она будет предусмотрена лишь за тяжкие преступления в военное время и за теракты. Слава богу, нашей стране это не грозит. Казнь заменят пожизненным заключением. Я сторонник того, что государство не имеет права отбирать жизнь человека, пусть даже преступника. Если государство предоставляет право казнить, значит, мы априори устанавливаем, что можно лишить человека жизни - естественного права, данного природой.
Логическое развитие получают суды присяжных. Лучшей системы судопроизводства с участием народа нет. Мы эту систему принимаем и надеемся, что будут не только обвинительные, но и оправдательные приговоры. Появление оправдательных приговоров - это нормальный процесс. И это не признак плохой работы самих присяжных или правоохранительных структур. В России суды присяжных заседателей подвергают справедливой критике за несоблюдение процессуальных порядков. Вот за этим надо следить.

Жазира БУКИНА, фото Советбека МАГЗУМОВА, Астана


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...