Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Электронное голосование в Республике Казахстан: настоящее и будущее

АСТАНА. 8 июня. КАЗИНФОРМ - Процессы демократизации, происходящие в казахстанском обществе, требуют дальнейшего совершенствования избирательной системы, являющейся одним из важных институтов становления и развития демократии.

Прошедшие за годы суверенитета избирательные кампании показали, что действующее избирательное законодательство Республики Казахстан является достаточной правовой базой для проведения выборов, соответствующих общепризнанным международным нормам и демократическим стандартам.

В то же время имеющаяся практика выявила ряд недостатков в системе подготовки и проведения выборов. Отмечающиеся в избирательном процессе недостатки зачастую становятся следствием низкого уровня организации работы избирательных комиссий, несовершенства механизма подсчета голосов и подведения итогов голосования, несоблюдения норм избирательного законодательства участниками избирательного процесса.

Голосование — это процедура, лежащая в фундаменте всей демократической политической системы. Поэтому обеспечение «прозрачности» и честности подведения итогов голосования - задача большой политической важности.

Как показывает мировая практика, одним из путей решения указанных проблем является внедрение автоматизированных информационных систем, позволяющих решать задачи организации избирательного процесса на всех этапах, включая планирование, подготовку и проведение выборов, а также учет избирателей.

По мнению директора РГП «Инженерно-технический центр ЦИК РК», кандидата технических наук Серика Еслямова, автоматизированные системы также предоставляют возможности оптимальной организации работы избирательных комиссий разных уровней, подведения в режиме реального времени итогов голосования и доведения их с помощью средств отображения информации и электронных средств массовой информации до каждого гражданина страны.

Исходя из объективной необходимости совершенствования избирательной системы с учетом реалий современности, в нашей республике комплексное решение обозначенных проблем было найдено путем создания государственной автоматизированной информационной системы «Сайлау» (АИС «Сайлау»).

Автоматизированная информационная система «Сайлау», введенная в эксплуатацию в 2004 году, позволила реализовать задачу автоматизации процесса организации и проведения выборов, достижения их прозрачности путем максимального исключения из всего технологического цикла негативного воздействия так называемого «человеческого фактора».

Введение электронной системы голосования стало важным событием в политической жизни государства. Как и всякое новшество, событие вызвало большой общественный резонанс. Противники системы утверждали, что ввод этой системы может привести к искажению результатов голосования, так как любое программное обеспечение не защищено от постороннего вторжения. Сторонники же АИС «Сайлау» считали, что внедрение этой системы сделает выборы более прозрачными и открытыми.

Следует заметить, что Республика Казахстан приступила к разработке и внедрению электронной избирательной системы с учетом мирового опыта в автоматизации избирательных процедур.

- В настоящее время высокие информационные технологии активно внедряются в выборный процесс во многих государствах, на электронное голосование переходит все больше стран. Широко используется эта практика странах Евросоюза, США и Российской Федерации, отмечает С.Еслямов.

К примеру, в США компьютерные машины для подсчитывания голосов применяются уже несколько лет. В процессе голосования избиратель просто нажимает кнопки на специальном устройстве. Такая технология гораздо упрощает процесс голосования, что, как считают ее сторонники, может повысить явку на выборы. В 2004 году впервые в истории США жители штата Мичиган проголосовали на предварительных выборах, не выходя из дома. Отныне они могут зарегистрироваться на особом сайте и отдать свой голос через Интернет.

С 90-х годов прошлого века электронные машины для регистрации и подсчета голосов избирателей используются на местных выборах во многих индийских штатах. В перспективе Индия намерена вообще отказаться от бумажных бюллетеней.

Австралия тоже испробовала электронную систему на выборах 2001 года, однако в общенациональном масштабе она пока не введена.

В России используется Государственная автоматизированная система «Выборы», основной особенностью которой является автоматизированный подсчет бумажных избирательных бюллетеней. Вычислительный парк данной системы составляет более чем 10 тысяч единиц компьютеров, объединенных в единую сеть в 3000 городах и районных центрах Федерации. Система представляет собой подобие огромного калькулятора и позволяет минимизировать временные затраты только на этапе подсчета избирательных бюллетеней и подведения итогов выборов.

Применяемая в странах Евросоюза система электронного голосования E-Poll, охватывает весь процесс голосования полностью. Процедура электронного голосования проводится под контролем общественных экспертов, консультантов, при использовании специфической защищенной и безопасной коммуникационной сети. Данная система базируется на инновационной архитектуре удаленного голосования, позволяющей осуществлять голосование независимо от места нахождения избирателя.

Привлекательность системы E-Poll заключается в том, что она обеспечивает избирателям после завершения процедуры голосования возможность получения бумажного подтверждения о факте голосования и процедуре подписи каждого поданного голоса в системе независимыми наблюдателями.

Таким образом, как показывает мировой опыт, обширное использование в избирательном процессе современных информационных технологий становится естественной необходимостью. При этом внедрение в обществе системы электронного голосования требует достаточно длительного времени с постепенным завоеванием доверия со стороны электората.

Начало созданию автоматизированной информационной системы в нашей стране было положено поручением Главы государства о внедрении автоматизированной системы составления списков избирателей, голосования, установления итогов голосования и определения итогов выборов, озвученного в Послании народу Казахстана на 2004 год от 4 апреля 2003 года.

Конституционным законом Республики Казахстан от 14 апреля 2004 года были внесены дополнения в Закон «О выборах в Республике Казахстан», регламентирующие особенности проведения выборов с использованием электронной избирательной системы.

В основу концепции «Сайлау» были положены такие основные задачи, как повышение эффективности сбора, обработки, хранения и передачи информации, используемой в ходе подготовки выборов, повышение уровня информационного обеспечения деятельности избирательных комиссий всех уровней, их оперативного взаимодействия в ходе организации и проведения выборов. Также была поставлена задача автоматизации избирательных процедур по подсчету голосов и определения результатов выборов, обеспечения защиты информации от несанкционированного доступа.

Разработанная проектная и эксплуатационная документация АИС «Сайлау» тщательно изучалась экспертной комиссией, в которую вошли представители политических партий.

В соответствии с выводами экспертной группы Государственной комиссией по приемке электронной избирательной системы 15 сентября 2004 года был подписан акт о приемке автоматизированной информационной системы «Сайлау» в эксплуатацию. Для обеспечения сервисного системно-технического обслуживания, сопровождения и администрирования АИС «Сайлау» было создано республиканское государственное предприятие «Инженерно-технический центр Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан».

Начиная с 2004 года система начала поэтапно использоваться в реальных выборных мероприятиях. Уже 5 сентября 2004 года в качестве эксперимента система была применена на 4 избирательных участках г.Астаны при проведении довыборов депутатов маслихатов вместо выбывших.

19 сентября 2004 года АИС «Сайлау» использовалась на 961 (10%) избирательном участке при проведении очередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, а 4 декабря 2005 года уже на 1 447 (15%) избирательных участках при проведении очередных выборов Президента Республики Казахстан.

Количество участков, на которых применялась АИС «Сайлау» определялось с учетом технического состояния каналов связи, а также с учетом рекомендаций БДИПЧ/ОБСЕ о постепенности её внедрения. Кроме того, избирателям предоставлялась возможность выбора способа голосования - с использованием электронной избирательной системы или бумажными бюллетенями.

Как отмечает начальник отдела сервисного системно-технического обслуживания РГП «Инженерно-технический центр ЦИК РК» Канат Арсакбаев, в результате проведенной в течение 2003-2005 годов работы Центризбиркомом была создана территориально-распределенная автоматизированная информационная система, оперативно реализующая задачи по сбору информации, подсчету голосов и передаче результатов выборов в условиях открытости и гласности. На всех выборных мероприятиях АИС «Сайлау» работала достаточно надежно и получила многочисленные положительные оценки со стороны иностранных наблюдателей.

Она обеспечивает прозрачность, открытость и информативность избирательного процесса, а также полностью защищена от несанкционированного проникновения в нее. Работая исключительно через выделенные защищенные каналы связи, не связанные с такими внешними сетями, как Интернет и другие сети общего пользования, система исключает вмешательство посторонних лиц.

По мнению К.Арсакбаева, «Сайлау» обеспечивает автоматизацию всех процедур - от учета избирателей до подсчета голосов и распечатывания итоговых протоколов - без вмешательства членов избирательных комиссий. Результаты выборов становятся известны сразу же по завершении голосования.

Наряду с оптимизацией избирательных процедур, автоматизированная избирательная система дает большую экономию времени и материальных ресурсов при проведении выборов, что также делает её привлекательной.

Любая информационная система должна развиваться в соответствии с современными тенденциями в сфере информационных технологий.

АИС «Сайлау» после выборов депутатов Мажилиса Парламента 2004 года была усовершенствована с учетом пожеланий избирателей об упрощении процедуры голосования.

Во время выборов Президента страны в декабре 2005 года избиратели уже имели возможность вместо мобильного терминала использовать электронную карточку избирателя, которая напоминает обыкновенную смарт-карту, хорошо знакомую всем, кто привык пользоваться банкоматом или таксофоном. Причем избирателю можно было выбрать любую из нескольких карточек, что гарантировало соблюдение тайны голосования.

- Работа по усовершенствованию автоматизированной информационной системы «Сайлау» продолжается и в настоящее время. В ходе этой работы учитываются как пожелания избирателей, политических партий, неправительственных организаций, так и специалистов международных организаций, говорит директор РГП С.Еслямов.

В частности, экспертами БДИПЧ/ОБСЕ были даны рекомендации по изменению интерфейса системы таким образом, чтобы при голосовании «ни за одного из кандидатов», система запрашивала подтверждение. Также ими было предложено предусмотреть возможность дублирования учета голосов на бумажном носителе, что позволит в случае необходимости пересчитать поданные избирателями голоса вручную.

Все выявленные недостатки планируется устранить в процессе дальнейшего совершенствования и развития системы, в рамках разработанной концепции развития электронной избирательной системы на 2009 - 2011 годы.

В этот период будут дорабатываться существующие и разрабатываться новые образцы специализированного оборудования и программного обеспечения системы, совершенствоваться ее нормативно-правовая и методологическая база.

В будущем рассматривается возможность установки на избирательном участке устройства считывания электронной карты избирателя со встроенным принтером (“считыватель”). В случае внедрения этого новшества после процедуры голосования на терминале, избиратель будет подходить к считывателю, вставлять карточку в соответствующий картоприемник, и видеть в специальном окошке распечатанные на бумажной ленте результаты своего голосования. При этом бумажная лента должна находиться в специальном опечатанном контейнере. После визуального подтверждения своего выбора, избиратель извлекает ЭКИ. Одновременно с этим бумажная лента прокручивается, и результаты голосования избирателя сдвигаются за пределы окошка, что обеспечит тайну голосования. После этого карточка сдается члену избирательной комиссии или оператору.

В случае возникновения спорной ситуации, с помощью распечаток на бумажной ленте может быть проведена проверка правильности итогов голосования. Кроме этого, предусматривается присутствие аппаратной функции печати всех результатов голосования по участку, сохраненных в энергонезависимой памяти считывателя.

Кроме этих новшеств, планируется создание системы контроля и управления доступом, сетевой безопасности, единого центра управления.

Большое внимание будет уделено исследованию возможностей использования в выборных мероприятиях новейших информационных технологий (глобальная сеть Интернет, мобильная связь, беспроводной доступ в пределах одного города).

Одной из ключевых задач является проведение мероприятий по внедрению стандартов качества ISO 9000 и соответствующей сертификации аппаратно-программных систем, что позволит поднять уровень используемой системы электронного голосования до уровня международных требований.

Немаловажным аспектом развития электронной избирательной системы является продолжение в стране политических реформ, направленных на демократизацию нашего общества, введение выборности руководителей местных исполнительных органов различного уровня. При этом количество избирательных участков, в которых будет применяться электронная избирательная система, необходимо планомерно увеличивать, постепенно приобщая к ней всё большую часть населения страны.

Поэтому, в числе стоящих перед нами задач также увеличение количества избирательных участков, в которых возможно проведение выборных мероприятий с использованием электронной избирательной системы, замена технических средств электронной избирательной системы, выработавших свой ресурс.

Неуклонное стремление Республики Казахстан вступить в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мирового сообщества, процессы демократизации в республике приводят к возникновению новых тенденций развития нашего государства, порождают потребность в более открытых механизмах управления государственными задачами. Появляются государственные программы развития, требующие постоянного взаимодействия с системой «электронного правительства».

Автоматизированная информационная система «Сайлау», являющаяся частью крупных достижений в области информационных технологий, достигнутых нашим государством за последние годы, также призвана служить целям дальнейшего развития и укрепления демократии. Ибо она, как уже было отмечено, предоставляет возможность автоматизации процессов организации и проведения выборов, достижения их прозрачности, обеспечения избирательных прав граждан в соответствии с Конституцией и избирательным законодательством Республики Казахстан, общепризнанными принципами и нормами международного права в области организации избирательного процесса путем широкого применения новых информационных технологий.


Лучший выбор – инвес-тиции в свое образо-вание! MINI-MBA -43%

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...