Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Логика реформ

Наша страна сегодня вступила в полосу серьезных политических реформ. Их необходимость диктуется самой логикой успешного развития и взаимодействия на региональном и мировом уровнях. События последних десятилетий позволяют выделить ряд общемировых тенденций в модернизации политических систем, которые сопровождают и процесс казахстанской конституционно-правовой реформы.

Конституционные изменения обычно происходят в периоды радикальных перемен существующих экономических, политических и социальных институтов. В таких случаях приходится говорить не просто об отдельных реформах, а о новом качестве разворачивающихся процессов, носящих, скорее, революционный характер. Для Казахстана таким периодом стал рубежный 1995 год, тогда была принята Конституция РК. По сути, она и закрепила фундамент казахстанской государственности, заложив основу демократического развития.

Среди западных стран подобная тенденция проявила себя через опыт конституционных преобразований во Франции на рубеже перехода от Четвертой к Пятой республике в 1958 году. Тогда от парламентской системы с ее правительственными отставками по 5-7 раз в год и неспособностью остановить сползание страны к гражданской войне пришлось перейти к президентской. Свою историческую роль сыграл в тот критический для французов момент президент Шарль де Голль. И для Казахстана, и для Франции конституции, рожденные подобными обстоятельствами, изначально заключали в себе возможность корректировок и пересмотров для лучшего соответствия новому балансу политических сил.

Проведение конституционной реформы и принятие новой Конституции часто происходят и в результате преодоления глубокого экономического и политического кризиса. В подобных случаях властным структурам приходится иметь дело с таким масштабом преобразований, которые выступают за существующие или традиционные для данной страны правовые рамки. Нам пришлось преодолеть сложный период перехода от болезненных экономических кризисов к стабильной социально-экономической системе через укрепление полномочий по вертикали исполнительной власти. Приоритет экономического развития при осознанной государственной поддержке помог обществу не допустить дестабилизации страны.

Казахстан использовал в своей практике общественно-политического устройства конституционный опыт Французской Республики, остановившись на президентской форме правления. Совпал и выбранный для президентов срок работы в качестве главы государства, первоначально определенный семью годами. Французы и по сей день с большим уважением относятся к первому президенту Пятой республики Ш. де Голлю. Во французском Основном Законе нет статьи, лимитирующей право на переизбрание.

Сокращение срока полномочий французского президента в 2000 году с 7 до 5 лет было вызвано необходимостью сбалансировать сроки пребывания у власти главы государства и парламента, с одной стороны, и избежать повторения опыта длительного "сосуществования" правого президента (голлистская партия) с левым (социалистическим) большинством в парламенте - с другой. Для Казахстана решение о сокращении президентского мандата до 5 лет соответствует задаче усиления роли парламента, передачи ему части властных полномочий в период перехода к смешанной, президентско-парламентской форме политической системы.

Необходимо учесть и тот факт, что в современном мире конституционно-правовое устройство становится все более динамичным, и для его устойчивости, как показывает опыт западных стран, необходима модификация в соответствии с общемировой тенденцией. При этом политические реформы могут осуществляться как в рамках действующей Конституции, так и с частичным или полным ее изменением. Индивидуальная практика зависит от конкретной политической ситуации в стране и от наличия (или отсутствия) традиций конституционализма. Понятно, что конституционно-правовая система более устойчива и гибка в западных странах. Казахстан, осуществляя конституционные реформы, продолжает следовать по пути политической модернизации, и вносимые изменения в Основной Закон способствуют его устойчивости и повышению адаптивности.

В Казахстане Государственная комиссия по разработке демократических реформ, работавшая в течение года, подготовила пакет предложений, на основе которых и были внесены поправки в наш Основной Закон. Для обеспечения его стабильности как незыблемой основы политической системы президент предложил усложнить порядок принятия поправок в Конституцию, вместе с тем оставляя возможности для ее своевременной модификации. Например, в США Основной Закон остается достаточно жестким, за всю его историю было внесено всего 27 поправок, причем 17 из них внесены в Конституцию во второй половине ХХ века. Только с начала 2001 года в конгресс США поступило порядка 2000 предложений о необходимости внести поправки или принять нормативную регламентацию в отношении норм частного и публичного права.

Если смотреть шире, то политическая модернизация с началом нового столетия приобрела общемировой характер. Она затрагивает государственную структуру как стран со сложившимися традициями демократии, так и выходящих из-под действия тоталитарной системы. Для каждой из этих групп политическая модернизация ставит свои задачи, и соответственно решаться они могут по-разному.

Для западного мира актуальными становятся вопрос баланса между внутренними и внешними проблемами, большая ответственность за проводимую международную политику перед собственными гражданами (США, Великобритания, страны ЕС). Для Казахстана ключевой остается проблема преемственности власти, сохранение внутриполитической стабильности, устойчивого роста экономики и благосостояния населения, углубление демократических традиций многонационального и многоконфессионального общества.

Перечисленные тенденции дают основание прийти к заключению, что глубокие изменения социально-экономического характера рубежа ХХ-XXI веков неминуемо влекут за собой соответствующие изменения в социально-правовой структуре. Мировая практика здесь так же разнообразна, как и сам мир.

В странах СНГ просматривается общая тенденция к демократизации, поддержке и развитию партийной системы, активному привлечению избирателей в дела местных органов управления и самоуправления. Казахстан становится лидером не только по экономическим показателям, а реально демонстрирует построение мобильного гражданского общества.

США принимают поправки и законы, еще более расширяющие представительные функции местных органов. В британском обществе идут дискуссии о конституционной реформе и упразднении палаты лордов. В странах ЕС происходит движение к созданию единой наднациональной конституции, вносятся изменения в национальные конституции стран-участниц с приоритетностью общих норм ЕС над внутренним законодательством.

Казахстанская конституционная реформа порождена особенностями и логикой всего предшествующего этапа и направлена на перспективу успешного развития, отвечающую характерным для XXI века глобальным экономико-информационным сдвигам. Наше общество идет по пути формирования политико-правовой модели, не имеющей реальных прецедентов ни в собственном историческом прошлом, ни в нынешнем мировом.

Таким образом, проблема демократизации политических систем одинаково актуальна и для стран с развитой демократией, и для новых независимых государств. Казахстан на сегодня занял собственное место в мировой палитре демократической трансформации. Ставя перед собой цели построения открытого гражданского общества на основе партийной системы представительства и усиления авторитета местных органов, наша страна инициирует возможность движения по демократическому пути для всего региона Центральной Азии.

Современный процесс развития общественно-политических систем сталкивается со многими проблемами. Имеются они и у западных стран. Поэтому необходимо учитывать то, что достигнутый ими на сегодня уровень демократии представляет собой очередную степень в глобальном развитии либерально-демократических принципов. Потрясения, переживаемые французскими пригородами, нерешенные проблемы с сепаратистами в Испании и Великобритании, проблемы Косово, мусульманских общин в Евросоюзе - все является показателем того, что и западный мир находится в процессе поиска оптимальной модернизации политической системы, способной адекватно реагировать на вызовы времени.

Для новых независимых государств и Казахстана, в частности, в силу сложившихся исторических условий позитивный опыт либерально-демократических систем является востребованным в качестве поиска решений по целому комплексу внутренних проблем. Однако механический перенос даже самого позитивного опыта без учета объективной национальной специфики не всегда дает желаемые результаты. В этом плане показательны политические кризисы, которые переживают Украина, Кыргызстан и Грузия. Казахстан, продолжающий свое следование по пути глубоких демократических преобразований, опирается на опыт западных стран, учитывая все базовые составляющие демократических систем, выстраивая собственную национальную модель.

Последние конституционные изменения в Казахстане призваны решить сразу четыре стратегические задачи, нацеленные на повышение эффективности политической системы РК. Заключаются они в следующем: построение сбалансированного механизма сдержек и противовесов между тремя властными ветвями, укрепление системы партийного представительства, усиление местной системы самоуправления, повышение эффективности судебной системы.

С началом нового столетия в процесс глобальной демократизации вовлечены практически все страны мира. Путь, выбранный Казахстаном, приоритет экономики над политикой и поэтапная политическая модернизация как нельзя лучше соответствуют местной специфике и общей мировой тенденции.

№ 105 (16253) от 14.06.2007

Сауле ЛУКПАНОВА, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник КазИСИ при президенте РК, Алматы


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...