Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Главной фигурой любой выборной кампании является избиратель - из международного опыта

АСТАНА. 18 июня. КАЗИНФОРМ - Международный опыт организации и проведения выборов интересен всегда. Казинформ продолжает публикацию материалов по анализу зарубежного опыта, подготовленных членом Центральной избирательной комиссии РК Маратом Сарсембаевым. Сегодня он рассказывает о международном опыте в области учета и регистрации избирателей.

Список избирателей представляет собой документ, который содержит сведения об избирателях, проживающих на территории избирательного участка и обладающих активным избирательным правом, то есть правом избирать. Это - юридически значимый носитель информации об избирателях с соответствующими реквизитами.

На основании данного документа устанавливают общее число избирателей, проживающих на территории избирательного участка, выдают избирательные бюллетени и определяют результаты выборов. Именно наличие списка избирателей позволяет идентифицировать личность избирателя при проведении голосования на избирательном участке.

Правовые основания ведения списков избирателей регулируются соответствующими законодательными актами, в основном выборным законодательством государств. Например, в нашей республике основанием для включения гражданина в список избирателей для голосования на том или ином избирательном участке является факт его регистрации по месту жительства на территории именно этого избирательного участка.

Аналогичная норма содержится и в австрийском законодательстве: «Каждое лицо, имеющее право избирать, должно быть внесено в избирательный список по месту своего постоянного места жительства» (параграф 24 Федерального закона Австрийской Республики о выборах в Национальный Совет 1992 года). А в законодательстве США говорится, что «Любое изменение адреса, представленное в соответствии с законом, должно быть официально внесено в список избирателей» (Титул Е42, глава 20.Национальный закон о регистрации избирателей 1993 года).

В Австралии, где государственные органы отслеживают информацию о продаже домов и квартир, избирательная комиссия осуществляет мониторинг и направляет уведомление новым жильцам о необходимости зарегистрироваться в качестве избирателя.

Реквизиты избирательного списка в каждой стране разные. В частности, в законе Канады о выборах 2000 года о реквизитах избирательного списка сказано следующее: «Регистр (Список) избирателей содержит фамилию, все имена, принадлежность к мужскому либо женскому полу, дату рождения, почтовый адрес и другую информацию» (часть 4, пункт 44, подпункт 2 канадского закона). Согласно же нашему законодательству, в списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства избирателя.

В зависимости от того, на ком лежат обязанности по регистрации избирателей — на государстве в лице его соответствующих органов или самом гражданине — различают два основных вида регистрации: публичную (обязательную) и личную (добровольную). Государство в своем законодательстве определяет приемлемость того или другого вида регистрации.

Публичная (обязательная) регистрация практикуется в 96 странах мира, в том числе таких как, Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Швеция. В Великобритании обязательным является не только регистрация избирателя, но и его голосование в день выборов, а в Австралии неучастие избирателя в федеральных выборах квалифицируется как административное правонарушение и наказывается штрафом.

На национальных, местных выборах и выборах в Европарламент избиратели, чтобы проголосовать, должны быть включены в реестр. Незадолго до выборов каждому зарегистрированному избирателю направляется карточка для голосования, которая является основанием для допуска к голосованию Правда, участие на выборах депутатов в местные представительные органы является делом добровольным. В Казахстане действует государственная система регистрации избирателей, но при этом гражданин имеет право отказаться от регистрации в качестве избирателя, к тому же голосование на всех уровнях выборов является сугубо добровольным.

В большинстве развитых стран регистрацию избирателей и составление списков избирателей, в которые заносятся все граждане, имеющие право голоса, осуществляют местные органы власти.

Например, в 24-х странах, в том числе в Австрии, Франции, ФРГ, Ирландии, Италии, Нидерландах, Португалии, регистрацией избирателей и составлением избирательных списков занимаются местные органы власти. В Федеральном законе ФРГ о выборах от 7 мая 1956 года (в редакции, опубликованной 23 июля 1993 года) записано: «Муниципальные органы ведут по каждому избирательному участку список избирателей» (пункт 1 параграфа 17). Что касается нашей страны, то регистрация избирателей в списках является обязательной, и осуществляют ее государственные органы в лице акиматов всех уровней.

В Финляндии, Венгрии, Исландии, Норвегии и еще 9 странах регистрация избирателей возложена на центральные исполнительные органы. Во многих странах списки избирателей составляют избирательные органы. Таких стран больше 80-ти. Уникальным является опыт Латвии, где регистрация избирателей вообще отсутствует.

Определенный интерес представляет процедура личной добровольной регистрации избирателей. Необязательной, добровольной является регистрация избирателей в 61 стране, среди которых находятся такие государства, как: Канада, Франция, Ирландия, США. В тех странах, где регистрация избирателей является делом каждого отдельного гражданина, с целью повышения активности избирателей прибегают к упрощению процедуры регистрации. Так, например, в США в 1993 году был принят Национальный Акт о регистрации избирателей, который разрешает регистрировать избирателей в различных службах, в том числе в центрах выдачи водительских удостоверений, центрах для инвалидов, государственных школах, государственных библиотеках. Регистрацию осуществляют специальные уполномоченные - чиновники городских округов и графств, а также местные избирательные комиссии и бюро. Лица, не достигшие 18 лет, должны в течение 8 недель до наступления совершеннолетия зарегистрироваться в качестве избирателя. Также если они поменяли место жительство, они должны уведомить избирательную комиссию в течение 8 недель.

С 1992 года в Канаде регистрация избирателей осуществляется Избирательным бюро. Поскольку регистрация избирателей в этой стране добровольная, данная система в силу своей несовершенности, по утверждению многих граждан, допускает многочисленные случаи неучета избирателей.

Основная цель института личной регистрации избирателей заключается в том, чтобы руководители избирательных участков могли установить личность голосующего, убедиться, является ли этот избиратель лицом, проживающим на территории данного избирательного округа, и имеет ли он право голосовать на предстоящих выборах. В известной мере этим объясняется введение ценза оседлости в качестве одного из условий допуска граждан к избирательным урнам. Лица, желающие участвовать в голосовании, должны предоставить удостоверение личности, соответствующие документы, подтверждающие их местожительство и гражданство. Система личной регистрации предусматривает, чтобы сами избиратели периодически возобновляли свою регистрацию.

При формировании списков избирателей в зарубежных странах используют и ряд других принципов. К примеру, одним из важных принципов в этой деятельности является принцип всеобщей включенности граждан в избирательные списки. В такие списки должны быть включены все социальные группы и категории населения. Федеральный Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 29 мая 2002 года с учетом принципа всеобщей включенности установил: «Регистрации (учету) подлежат все избиратели, участники референдума» (статья 16 закона).

Данные социальных и других государственных служб являются основой избирательных списков в 14 государствах (Австралия, Канада). Ряд стран, в частности, Австралия, Великобритания, Канада, ФРГ, допускают регистрацию избирателей по почте. Австралия, Франция, ФРГ, Ирландия, Португалия и еще 70 стран практикуют приглашение избирателей в регистрирующий орган. При составлении избирательных списков к поквартирному обходу прибегают в 25 странах (Австралия, Великобритания, Ирландия). С целью корректировки избирательных списков используют такой метод как сравнение данных об избирателях с данными о населении других государственных служб. Такой метод используют в Австралии, Бразилии, Канаде и некоторых других государствах. Продвинутыми в этом деле государствами являются Австралия и Канада, которые осуществляют регистрацию избирателей по Интернету.

Существует еще один принцип - принцип исключения административных барьеров для регистрации избирателей. К таким барьерам можно отнести установление крайнего срока представления заявления и иных документов, необходимость внесения регистрационных сборов, длинные очереди.

Следует заметить, что в странах, где регистрация избирателей осуществляется на добровольной основе (когда гражданин сам изъявляет желание зарегистрироваться в качестве избирателя), отмечается достаточно низкий уровень активности избирателей. И, наоборот, в странах, где регистрация избирателей осуществляется самими государственными органами и является обязательной, наблюдается высокий уровень посещаемости избирательных участков в день голосования.

Государственные органы стремятся к составлению более точных списков избирателей. Соответствующие уполномоченные органы государств, как правило, автоматически обновляют регистрацию избирателей, и когда избиратели меняют место жительства, регистрация также автоматически меняется. Однако, ввиду активного движения населения (внутренняя миграция, иммиграция, эмиграция), данные органов, осуществляющих учет населения, не всегда оказываются точными. Все это предполагает непрерывное или периодическое обновление списков избирателей.

К примеру, в Венгрии, где население составляет немногим более 10 миллионов человек, 650 системных администраторов по всей стране обязаны передавать в Центральное бюро данные о гражданах, которые поступают от органов внутренних дел, вооруженных сил, органов социального обеспечения, учреждений регистрации актов гражданского состояния, налогообложения, прокуратуры, судебных органов.

Списки избирателей в более чем 50-ти государствах мира (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Канада, Испания) обновляют непрерывно. Ежегодно обновляют регистрацию избирателей в Румынии, Франции и еще в двух десятках стран мира. В Великобритании избирателей регистрируют в местных государственных органах в любое время года. Дважды в год обновляют списки избирателей в целях включения прибывших на данную территорию лиц или исключения лиц, убывших из нее.

В ряде государств, в частности, в Исландии, Италии, Норвегии, Финляндии, Японии проводится периодическое обновление регистрации избирателей или обновление перед выборами. В период выборов обновляют регистрацию избирателей Молдова, Танзания и ряд других стран.

В нашей республике сведения об избирателях обновляются дважды в год и представляются местным исполнительным органом на электронных и бумажных носителях в соответствующие территориальные избирательные комиссии к 1 июля и 1 января каждого года.

Законами разных государств, в которых введена обязательная регистрация избирателей, предусматривается также право каждого избирателя лично зарегистрироваться в качестве избирателя в соответствующем исполнительном органе с момента объявления или назначения выборов. Так, закон о выборах в Республике Казахстан предусматривает право избирателя проверить данные о себе в списке избирателей. Это можно сделать или в местном органе исполнительной власти, или в избирательном участке, образованном по месту жительства граждан, в котором списки должны быть предоставлены избирательной комиссией для ознакомления граждан за 15 дней до дня голосования. Каждый избиратель может проверить наличие своей фамилии в списках избирателей и при необходимости обратиться в акимат или соответствующую избирательную комиссию с заявлением о включении в списки или уточнении допущенных неточностей. При этом основанием для включения в списки избирателей является регистрация по месту жительства на территории соответствующего избирательного участка.

Таким образом, максимальная точность списков избирателей зависит не только от ответственности исполнительной власти, но и от гражданской позиции каждого из нас, нашего желания принять участие в выборах. Ведь главной фигурой любой выборной кампании является избиратель, ибо результаты выборов зависят от активности электората, его желания реализовать право свободного волеизъявления.

В законодательстве многих государств закреплены нормы, которые устанавливают некоторые ограничения на регистрацию избирателей. Многие страны мира, включая Австралию, Австрию, Бельгию, Канаду, Японию, Норвегию, Испанию, Великобританию, имеют в своем законодательстве ограничение «отбытие наказания за совершение уголовного преступления», которое не позволяет осужденным и отбывающим наказание в тюремно-исправительных учреждениях быть включенным в список избирателей. Такое ограничение есть и в выборном законодательстве Республики Казахстан: «В выборах не участвуют граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда» (статья 4 закона Республики Казахстан о выборах).

В ряде государств, в том числе в Австралии, Бельгии, Италии, Нидерландах, Франции прежняя судимость не позволяет отбывшим уголовное наказание гражданам осуществить свое активное избирательное право. Согласно законодательству ряда стран, в том числе Аргентины, Беларуси, Мексики, Таиланда, содержание под арестом является препятствием к включению в списки избирателей. В Казахстане прежняя судимость и содержание под арестом не служат ограничительными барьерами на пути к включению в списки избирателей.

Около сотни государств в своих законах сформулировали ограничение к регистрации избирателей в виде признанной судом недееспособности в связи с психическим заболеванием. Аналогичное, но в несколько расширенном варианте ограничение содержится в выборном законодательстве Казахстана. Небезынтересно то, что военная служба признана в качестве ограничения к регистрации избирателей в 16 странах, в частности, таких как Бразилия, Испания, Турция. В Казахстане такого ограничения нет, списки избирателей-военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов их семей и других избирателей, проживающих в местах расположения воинских частей, составляются на основе сведений, представляемых командирами воинских частей.

Если лицо обладает более чем одним гражданством, то оно не может претендовать на право избирать на основании соответствующего списка избирателей. Именно такое правило существует в 9-ти странах, к примеру, в Беларуси, Танзании, Чили. Не во всех странах служители правосудия могут рассчитывать на включение в избирательные списки. Такое ограничение предусмотрено в законодательстве Египта, Марокко и Туниса. Республика Казахстан не ограничивает работников судебной системы страны в этом вопросе, и они включаются в списки избирателей.

Следует отметить, что в таких странах мира, как Ирландия, Исландия, Финляндия и ряд других на регистрацию избирателей вообще не налагаются никакие ограничения.

Надо иметь в виду, что в Испании не вправе избирать ряд высокопоставленных чиновников, депутаты местных представительных органов и члены избирательных органов. В Англии на всеобщих выборах не могут голосовать члены Палаты Лордов и Королева. В Норвегии могут отказать в регистрации избирателю, если он работает на иностранные государства без получения на то согласия правительства.

Удивительно то, что в Нидерландах во время выборов в нижнюю палату Парламента страны в 2006 году комиссии на избирательных участках, например города Гааги, не имели списков избирателей в том виде, в котором мы привыкли видеть у себя в Казахстане. Хотя небольшой список все же был. Но это был список лиц, не допущенных к голосованию на основаниях, предусмотренных законом. А в законодательстве страны прописано: «Лишаются права голоса: лицо, совершившее преступление, считающееся таковым по Акту парламента и осужденное по вступившему в силу приговору суда на срок не менее одного года и одновременно лишенное избирательных прав; лицо, признанное по вступившему в силу решению суда недееспособным в силу психического заболевания».

Демократическим элементом в вопросе о списках избирателей является возможность ознакомления граждан со списками избирателей. Такое право предусмотрено статьей 26 закона Республики Казахстан о выборах: «Гражданам обеспечивается возможность в помещениях соответствующих избирательных комиссий знакомиться со списками избирателей, а также проверять правильность внесенных в них данных об избирателях». Примерно такое же положение закреплено в пункте 1 параграфа 25 Федерального закона Австрийской Республики о выборах в Национальный Совет 1992 года. Каждый гражданин имеет право «обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в данных об избирателе» и подать соответствующее заявление о необходимости внесения исправлений в список в местную избирательную комиссию или в суд (статья 26 закона Республики Казахстан о выборах). Аналогичная гарантия объективности списков избирателей предусмотрена в законодательстве Российской Федерации, Армении, Кыргызстана.

Анализ мирового законодательства по вопросам учета избирателей и составления списков избирателей показал, что казахстанское законодательство в этой сфере вполне соответствует международным стандартам.

В законодательстве ряда стран в вопросе о реализации принципа всеобщности выборов предусмотрены как минимум 7 ограничений на пути регистрации избирателей. Эти барьеры препятствуют значительной части населения участвовать в выборах.

Между тем, Казахстан установил только 2 ограничения, которые логически вполне объяснимы (не имеют право участвовать в выборах граждане, признанные судом недееспособными и осужденные по приговору суда).

В законодательстве Казахстана нет ограничений по признакам наличия прежней судимости, содержания под арестом, нахождения на военной службе, на судейской работе, пребывания в статусе депутата местного органа власти.

Все это дает основания говорить о том, что существующая в нашей стране система учета избирателей обеспечивает реализацию избирательных прав граждан в этом вопросе. Но, несмотря на это, сами граждане - избиратели должны проявлять большую активность и заинтересованность в том, чтобы каждый из них был своевременно включен в соответствующий список избирателей. Только совместные усилия государства и самих избирателей могут обеспечить максимальную точность списков избирателей и своевременную и оперативную их актуализацию.

Что касается дальнейшего развития системы учета избирателей, то возможно есть смысл рассмотреть вопрос о внедрении со временем системы регистрации избирателей посредством Интернета, а также более активного использования новых технологий и идей в организации этого процесса.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...