Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Демократия — выбор осознанный

Демократия — выбор осознанный

Закон об изменениях и дополнениях в Конституцию РК, подписанный Главой государства 21 мая, — важная веха на пути построения демократического общества в Казахстане. Процесс принятия решения о реформировании политической системы был глубоко продуман и обсужден со всеми политическими силами страны, учеными, отечественными и зарубежными экспертами, принимавшими участие в работе Постоянно действующего совещания, Национальной комиссии по вопросам демократизации и гражданского общества, Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ.

Особо следует отметить работу Госкомиссии, которую лично возглавил Президент страны и которая детально проработала все предложения, высказанные участниками многочисленных конференций и «круглых столов», всеми гражданами республики. Был изучен опыт ведущих демократий Европы, состоявшихся демократических стран Азии и, что очень важно, транзитных государств. Таким образом, конституционные изменения стали плодом масштабной работы, учитывающей и современные реалии, и менталитет казахстанского общества.

Последний аспект особенно важен: общество, продемонстрировав свою возросшую зрелость, однозначно одобрило изменения и высказало поддержку политике Президента, стратегически дальновидной, смелой и учитывающей все особенности развития страны. Кстати, особо здесь следует отметить тот факт, что в истории можно найти мало примеров, когда популярный лидер, находящийся на вершине своего успеха, добровольно делится властью и отдает часть властных полномочий.

Сегодня прослеживаются два пути развития транзитных государств: один заключается в отказе от проведения реформ, другой — в их искусственном подстегивании через так называемые «цветные» революции, результаты которых сказываются на положении стран далеко не лучшим образом. Но есть и третий путь — путь эволюционного развития, казахстанский путь, характеризующийся опережающими экономическими реформами, последовательно подкрепляемыми политической либерализацией общества.

Одним из важнейших шагов по продвижению демократических реформ в Казахстане стало усиление полномочий Парламента, представительной власти. Баланс сдержек и противовесов меняется очень существенно, укрепляя устойчивость и стабильность нашего общества.

По-видимому, для повышения представительности Парламента с целью максимального учета мнений социальных и этнических групп следует сохранить две палаты. Тезис о том, что двухпалатный парламент необходим только в федеративных государствах, несостоятелен, так как вторая палата обычно создается для снятия региональных, этнических, религиозных и других противоречий.

Кстати, такая система характерна не только для шестнадцати федеративных государств мира (США, ФРГ, РФ и так далее), но и для почти половины унитарных стран — двухпалатные законодательные собрания действуют в Австрии, Норвегии, Канаде, Голландии, Индии, Италии, Ирландии и ряде других.

Изменениями также вводится пропорциональная система избрания депутатов Парламента, которая направлена на повышение роли политических партий, усиление их конкурентоспособности. Ведь если при мажоритарной избирательной системе действует принцип «победитель получает все», то при пропорциональной главенствует тезис: «Все общественно значимые политические силы должны быть представлены в Парламенте».

Выбор электоральной системы — решение не техническое, ведь последствия могут оказать значительное влияние на всю политическую систему. В целом избирательные системы представляют собой набор правил, которые регулируют проведение выборов и подсчет голосов. При этом критериями оценки избирательных систем выступают качество представительства и эффективность управления. Лучшая система позволяет сформировать Парламент, наиболее полно учитывающий мнения избирателей и позволяющий создать «лучшее» Правительство.

Мажоритарные системы обнаруживают свои слабые стороны по первому критерию. В этом случае наблюдается несправедливость по отношению к малым партиям. В 2001 году британская лейбористская партия получила 63 процента мест в парламенте при 41 проценте голосов, набранных на выборах. Консервативная партия — 25 процентов мест при 31 проценте. По либеральным демократам статистика такова: восемь при восемнадцати. Иными словами, мажоритарный подход порождает двухпартийную систему и... однопартийное правительство.

Пропорциональная же система полнее обеспечивает представительность, однако зачастую приводит к созданию коалиционных правительств, которые в этом случае опираются на больший процент электората, а значит, на общественную поддержку.

М. Дюверже разделил эффекты избирательных систем на механические и психологические. Механический проявляется в результате распределения мест в парламенте по той или иной электоральной формуле и выражается в том, насколько избирательная система «поощряет» одних акторов за счет «наказания» других.

Механический эффект пропорциональной системы с семипроцентным заградительным барьером, существующим в настоящее время в Казахстане, означает, что из всех партий, участвующих в выборах, в высшем законодательном органе получат места только те, которые смогут выйти за этот «порог». При этом количество таких политических объединений может быть на порядок меньше тех, которые не смогли получить необходимой общественной поддержки.

Механический эффект проявляется уже на первых выборах, проходящих по новым избирательным законам. Далее начинает действовать психологический аспект, который, в отличие от механического, проявляется только на последующих выборах и выражается в стратегии: за какую партию голосовать, с одной стороны, и, с другой — при выборе стратегической линии политобъединения на оптимизацию своих действий для получения мест в Парламенте. Другими словами, избиратель не хочет «терять» голоса и предпочитает голосовать за те партии, которые, по его мнению, смогут преодолеть семипроцентную планку.

Но... амбиции остаются и у малочисленных партий, которые, даже будучи наученными предыдущим опытом участия в выборах, тем не менее, принимают решение об участии в новом «электоральном соревновании». И здесь избиратели сталкиваются с эффектом психологическим.

Таким образом, избирательная система в решающей степени формирует контуры партийных взаимоотношений. Резюмируя, напомним, что в политической науке широко известны «три закона Дюверже», доказавшего влияние типа представительства на характер партийной системы. Они таковы: пропорциональная система выборов ведет к партийной системе с многочисленными партиями, обладающими достаточно жесткой внутренней структурой, стабильными и независимыми друг от друга; мажоритарная однотуровая система голосования порождает двухпартийность; мажоритарная двухтуровая система ведет к системе многочисленных партий, занимающих гибкие позиции и стремящихся к взаимным контактам и компромиссам.

Эти законы уточняются правилами, предложенными известным американским политологом Дж. Сартори. Их суть заключается в том, что мажоритарная система не может сама по себе «производить» двухпартийную систему на национальном уровне, но при любых условиях будет поддерживать таковую, если она существует.

Такая система эффективна при двух условиях: если партийная система уже структурировалась и если электорат рассеян на слабо выраженные крупные группы. При этом двухпартийная формула изначально невозможна, если в стране имеются значительные расовые, языковые, идеологические и другие меньшинства. Таким образом, эффект мажоритарной избирательной системы является сдерживающим по отношению к третьей партии при условии, если она не представляет обособленного меньшинства электората.

В Казахстане переход от мажоритарной системы к смешанной проявился в 2004 году, когда десять мест в Мажилисе были замещены по пропорциональной системе представителями политических партий. Теперь же система должна стать полностью пропорциональной. Тем самым будет активизирован процесс партийного строительства, позволяющий даже малочисленным партиям быть представленными в Парламенте.

Политическая система с одной доминантной партией неустойчива, поэтому указанные изменения должны стимулировать многопартийность, которая впоследствии может быть трансформирована в двух- или трехпартийную систему. Возможно, тогда понадобится изменить и избирательную систему. Другим аргументом в пользу последних изменений может служить тот факт, что при мажоритарной системе отдельные депутатские мандаты могут быть «куплены» олигархическими или даже криминальными структурами.

Важным новшеством будет избрание девяти депутатов Мажилиса от Ассамблеи народа Казахстана, которая выступает уникальным инструментом укрепления межнационального согласия и мира. Или взять такой аспект, как назначение Премьер-Министра с согласия большинства членов нижней палаты Парламента. Создана возможность принятия вотума недоверия Правительству простым большинством депутатов, а не квалифицированным — в две трети.

Все эти изменения позволят резко повысить роль законодательного органа. Кроме того, две трети состава Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии и Счетного комитета также будут формироваться Парламентом, 15 депутатов Сената — назначаться Президентом с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Иными словами, речь идет об учете мнений представителей АНК, науки, культуры, искусства.

Кстати, здесь стоит привести интересный факт: к примеру, в Италии каждый бывший президент республики является сенатором по праву пожизненно, если сам не откажется от такой прерогативы. Кроме того, президент данной страны может назначить пожизненно сенаторами пять граждан, прославивших государство.

Значительно повышается в соответствии с изменениями роль партий, их влияние на систему государственного управления за счет усиления контроля за формированием и деятельностью Правительства. Вводится прямое государственное финансирование политических объединений и НПО, призванное ускорить развитие гражданского общества.

К слову сказать, сегодня практику прямого финансирования политических партий используют 53 государства мира. Среди них такие развитые демократические, как Великобритания, Франция, Италия, Австралия... Косвенное финансирование политобъединений осуществляют около пятидесяти государств. Речь идет о налоговых, других льготах и преференциях, доступе к СМИ и так далее. Вводя государственное финансирование, мы делаем очень серьезный шаг в сторону укрепления наших политических партий и создания демократической политической системы.

Важное новшество касается усиления роли маслихатов как важнейшей структуры местного самоуправления. Отныне без их согласия не могут быть назначены акимы областей, городов и районов. Совершен прорыв и по укреплению системы защиты прав человека. Фактически отменяется смертная казнь, а это ставит Казахстан в один ряд с ведущими европейскими демократиями. Далее, наряду с судом присяжных заседателей, в ходе судебной реформы в Казахстане будет введено судебное санкционирование ареста.

На сегодня для стран, проводящих модернизационные демократические реформы, один из наиболее актуальных вопросов касается выбора модели правления. Исходя из территориального устройства и форм правления, наибольший интерес представляют республики, которые разделяются на парламентские и президентские. Но есть и смешанные системы: президентско-парламентские и парламентско-президентские.

В парламентской республике руководящим органом государственной власти является парламент, который формирует подотчетное правительство. Президентско-парламентская форма соединяет отдельные характеристики парламентской и президентской республик, однако их совокупность создает новое качество. Роль президента здесь достаточно велика, однако усиливаются и полномочия парламента. Подобный тип государственности существует во Франции, Португалии, Финляндии, Шри-Ланке, ряде стран Южной Америки и Африки.

...Изменения, внесенные в Основной закон Казахстана, качественно трансформируют политическую систему государства, создают все условия для перехода от президентской к президентско-парламентской системе. А это абсолютно коррелируется с выбранным республикой курсом эволюционной демократизации.

Дархан КАЛЕТАЕВ,

заместитель руководителя Администрации Президента РК, кандидат политических наук


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...