Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Политнадстройка и базис. Проводимая конституционная реформа - новый своевременный импульс для дальнейшей всесторонней модернизации Казахстана

Конституционная реформа, развернувшаяся в нашей стране, вызвала большой резонанс. Об этом событии говорится сейчас много, широко обсуждается его значимость для государства. Представители различных социальных групп и коллективов отмечают большое значение и исторический характер нынешних преобразований, затрагивающих все сферы и направления жизни общества.

Прежде всего, следует отметить высокую, стратегически значимую роль Главы государства в инициировании и реализации всех проводимых реформ в Казахстане, начиная с обретения им суверенитета. Значительные достижения в государственном строительстве, экономическом развитии республики еще раз ее подтверждают. Принципиально важным является то, что политическая модернизация начата после успешного и своевременного проведения реформ экономических, позволивших достичь высоких темпов роста экономики и благосостояния населения. Без стабильно развивающейся экономики и неуклонного повышения жизненного уровня населения демократизация будет проходить медленно и более болезненно.

Хотя обсуждаемая реформа нацелена на системные преобразования и носит комплексный характер, хотелось бы остановиться на тех ее направлениях, которые способны оказать наибольшее позитивное влияние на экономическое развитие Казахстана.

В первую очередь речь нужно вести о повышении роли Парламента. Основным моментом здесь стало изменение механизма выдвижения и утверждения кандидатуры Премьер-Министра и членов Кабинета. Оно позволит формировать в большей степени социально-ответственное Правительство, где ответственность станет персонифицированной, что даст возможность полнее учитывать и лучше реализовывать интересы населения, связанные, в том числе, и с его повседневной жизнью. При этом высший исполнительный орган становится подотчетным не только Президенту, но и всему Парламенту, что в конечном счете будет способствовать более прозрачной и результативной его работе.

В новых условиях Премьер-Министр не только хозяйственник и организатор деятельности Кабинета министров. Он также должен быть политиком и иметь конкретный, долгосрочный план действий, сформированный на основе предвыборной программы своей партии, включающей вопросы экономической и социальной модернизации страны. Новым элементом в данном случае является то, что стратегия руководителя Правительства будет проходить двухуровневый контроль — внутрипартийный и парламентский, что позволит повысить качество ее содержания и эффективность воплощения.

Следующий аспект касается укрепления роли политических партий, которые являются одним из наиболее значимых институтов в общественно-политической жизни республики. Выступая в качестве политических посредников между народом и властью, партии выражают интересы различных общественных групп и слоев населения. Теперь, действуя в новом конституционном формате, они будут реально заинтересованы в активизации взаимодействия и установлении действенной обратной связи с различными социальными группами граждан.

Главным стимулом развития партий станет необходимость их участия в парламентских выборах. Борьба за депутатские места будет проходить в условиях сильной конкуренции, что является фактором повышения эффективности деятельности политорганизаций. При этом конкуренцию смогут выдержать только те из них, что предложат четкую, реально выполнимую и наиболее социально ориентированную программу действий. В этом документе должны быть заложены меры продвижения реального сектора, социальной защиты населения, конкретные параметры бюджета страны, а также механизмы контроля за деятельностью исполнительной власти, включая актуальные на сегодняшний день вопросы мониторинга полного и целевого освоения ее структурами бюджетных средств.

Кардинальное значение для нашей страны имеет решение о развитии института местного самоуправления. Это важный и своевременный шаг, о необходимости которого начали говорить достаточно давно. Здесь произойдут фундаментальные изменения, связанные с расширением полномочий системы МСУ.

Теперь низовые элементы в вертикальной структуре государственного управления будут представлены органами местного самоуправления. При этом создаются дополнительные возможности по реализации прав граждан на участие в управлении государством через институт МСУ, который будет построен на базе органов представительной власти на местах — маслихатов, избираемых местным населением для решения региональных задач.

В то же время введенная норма о законодательном делегировании органам местного самоуправления права осуществления государственных функций значительно расширит их возможности в решении стоящих перед ними задач, нацеленных, в первую очередь, на обеспечение насущных потребностей населения. Приоритетами здесь будут создание передовых производств, обеспечивающих новые рабочие места, высокая производительность труда и выпуск современной конкурентоспособной продукции, особенно в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности. Это также окажет стабилизирующее воздействие на миграционные процессы, уменьшит отток населения из сельской местности.

Достаточно важной является задача совершенствования бюджетной политики на местах, когда местные представительские органы будут участвовать в формировании бюджета, обеспечивая его оптимальность, и осуществлять более четкий контроль за исполнением. Здесь потребуется решение актуальной проблемы неполного освоения бюджетных средств, приводящей к недофинансированию социально значимых проектов. Ключевые вопросы, которые предстоит решать в данном случае, — улучшение условий жизни и быта населения, развитие системы здравоохранения, школьного и дошкольного образования, повышение уровня занятости и другие.

Еще одним значимым направлением представляется взаимодействие маслихатов с социально-предпринимательскими корпорациями. Эти структуры, нацеленные на реинвестирование полученной прибыли в социально значимые и прорывные проекты на территории своих регионов, способны стать локомотивами их социально-экономического развития. Приоритетом деятельности СПК должно стать внедрение передовых наукоемких технологий, позволяющих выпускать готовую продукцию, соответствующую международным стандартам. В этом ключе целесообразным представляется непосредственное участие органов местного самоуправления в формировании портфеля таких прорывных проектов.

Важным фактором успешного решения имеющихся локальных проблем может стать формирование действенного партнерства местных органов управления и частных предпринимательских структур, позволяющих обеспечить благоприятные условия для развития последних. Верным представляется высказывание о том, что только взаимовыгодные отношения в рамках такого партнерства являются необходимым условием успешного решения задач модернизации общества.

Развитие государства, как показывает опыт ряда стран СНГ, невозможно без общественной стабильности, основанной на межнациональном согласии. Этому в нашей республике во многом способствует деятельность Ассамблеи народа Казахстана, которая теперь получает новый конституционно оформленный статус в Парламенте. Обеспечение представительства АНК в Сенате и Мажилисе согласно установленной квоте позволит обеспечить оптимальное участие различных этносов, проживающих в стране, в общественно-политической жизни. А это, безусловно, повысит эффективность национальной политики и укрепит мир и стабильность в государстве, что является необходимым условием повышения уровня жизни представителей всех народов, проживающих в Казахстане.

С учетом вышеизложенного хотелось бы отметить, что политические реформы должны идти в ногу с решением наиболее важных для страны стратегических задач, поставленных Главой государства Нурсултаном Назарбаевым. В их числе, прежде всего, Стратегия вхождения республики в число 50 наиболее конкурентоспособных государств. Успешно реализовать ее можно, только используя все позитивные ключевые факторы, включая экономический рост, внутриполитическую стабильность, межнациональное согласие и социальную активность населения. При этом они также являются обязательным условием сохранения высокой инвестиционной привлекательности, которая необходима для дальнейшего развития отечественной экономики.

Следует выделить особую роль первого Президента, под руководством которого изучен и осмыслен мировой опыт политических трансформаций, сделаны соответствующие выводы, создана уникальная казахстанская модель, выраженная в формуле «сначала — экономика, потом — политика». Это позволит стране идти дальше собственным, свойственным только ей путем развития. Проводимая же сейчас конституционная реформа — новый своевременный импульс для дальнейшей всесторонней модернизации Казахстана. Обеспечение в ходе такого процесса баланса между политической надстройкой и экономическим базисом станет важным фактором дальнейшего процветания нашего государства, повышения его конкурентоспособности в условиях глобализации.

Марат НАРИБАЕВ,

кандидат экономических наук, Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...