Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

ЖКХ в парламентском промежутке

Петр СВОИК

Ну вот, не сегодня-завтра будет уже официально оглашена и дата новых выборов, после чего уже не в форме предположений, а констатации, можно будет подводить итоги работы этого Мажилиса и прогнозировать перспективы следующего.

В остающиеся же неофициозными два-три дня стоит порассуждать на парламентско-правительственную тему в более общих категориях. Так, в самый раз было бы продолжить затронутую мною в прошлый раз тему насчет неполного суверенитета Казахстана. Она ведь “долгоиграющая” и имеющая много сторон-аспектов. И один из главных в том, что “урезание” государственной суверенности, - оно происходит не под давлением некоей внешней силы, а реализуется собственноручно, самим правящим национальным истэблишментом.

Конечно, в современном глобальном мире всякая суверенность есть понятие относительное, но критерии все же выделить можно. Так, есть государство (не будем показывать пальцем), не стесняющееся открыто формулировать именно свой национальный интерес, и даже распространять его на противоположные точки земного шара. А есть и такие, которые фактически обслуживают интерес (экономический и политический) внешний. Конечно, произнося при этом те или иные правильные слова.

Что поделаешь, - к этому “полусуверенов” обязывают сложившиеся в их государствах вполне объективные реалии, - тот же расклад внутренней и внешней собственности на стратегические экономические объекты и финансовые ресурсы, выданные лицензии на недропользование, подписанные контракты и соглашения о разделе продукции.

Изменить все это одним махом нереально, а эволюционная трансформация - она требует созревания в стране эдакой здоровой национально-патриотической идеи. Насыщенной не звонкими (тоже правильными) словами о народной духовности, а вполне прагматическими критериями. Которые, между прочим, тоже можно было бы измерить в денежной форме.

Так, у “медали” насчет степени патриотичности национальной законодательной и исполнительной власти есть, как и положено, две стороны. И так уж сложилось, что лицом к публике обращена именно внешняя сторона, - касательно добычи природных ресурсов и использования валютной выручки, включая госбюджет. Описывай эту сторону хоть в восторженно-оптимистических, хоть в остро-критических тонах, представляй работу Парламента и Правительства хоть как совместную, хоть как конфликтную, но нельзя не признать, что на этой стороне жизнь худо-бедно кипит, и что-то постоянно делается. И депутаты что-то такое законотворничают, и со стороны Премьера сразу несколько важных министерств и их высоких руководителей то так, то сяк себя проявляют.

Обратная же (не менее важная!) сторона, - насколько национальные власти дееспособны и компетентны относительно забот не о крупном бизнесе, а о повседневном быте собственного населения - она вся какая-то “полупроявленная”. Так, если в области образования и здравоохранения все-таки что-то происходит (что и как - отдельная тема) то, например, в такой более чем массовой и подлинно народной сфере, как жилищно-коммунальное хозяйство - вообще ничего!

Поправлюсь - кое-какая суета наблюдается и здесь, но лучше бы ее не было вовсе, потому что как раз она и показывает, что ни общего понимания проблемы, ни дееспособного государственного органа, способного это понимание сформулировать и системно реализовать - нет.

Я, собственно, закатил такую длинную и “широкозахватную” преамбулу для того, чтобы проиллюстрировать тему космической удаленности наших родных Парламента и Правительства от насущных бытовых нужд населения только одним и, казалось бы, частным примером.

Однако, именно этот, не самый, может быть, масштабный пример и характеризует как нельзя красноречивее всю общую ситуацию

Итак, как раз год назад, тоже в июне, Правительство разродилось-таки “Программой развития жилищно-коммунальной сферы на 2006-2008 годы”, содержащей, собственно, только два посыла: что на накопившиеся капремонты жилья требуется под 450 миллиардов тенге, и что каждый многоквартирный дом должен быть зарегистрирован, как самостоятельный кондоминиум.

При этом ни на ремонт, ни на “кондоминизацию” государственных денег не предусматривалось. Предполагалось, что и то и другое будет обеспечено за счет финансового энтузиазма самих жильцов. Соответствующие поправки в Закон “О жилищных отношениях” Правительство вымучивало очень долго - они были внесены в Мажилис спустя полгода после утверждения “Программы…”. И там надежно … застряли.

А теперь вот, и вообще “зависли”, неизвестно насколько.

Зато одно такое законодательное новшество, тоже имеющее прямое отношение к “кондоминизации”, появиться успело. Тоже год назад, тоже в июне, в Закон “О естественных монополиях”, в самом конце, эдак походя, была вписана статья под названием “переходные положения”, совсем даже короткая:

Субъекты естественных монополий, оказывающие регулируемые коммунальные услуги, обязаны обеспечить потребителей, не имеющих приборов учета, в соответствии с заключенными договорами приборами учета регулируемых коммунальных услуг (общедомовыми приборами учета тепловой энергии, воды и индивидуальными приборами учета воды) до 1 января 2009 года.

Имеющие дело с законодательством знают: если в какой-то правовой акт вносятся на самом деле важные изменения, затрагивающие самую суть действующего до того порядка, то в конце, действительно, дописывается раздел (или несколько статей) под названием “переходные положения”. Предназначенные как раз для перекидывания необходимого правового мостика от того, как оно было “до того”, к тому, как отныне должно быть.

Вот это тот самый случай: несмотря на краткость, в этом новом требовании Закона действительно заключен принципиально иной, нежели ныне сложившийся, подход к организации договорных отношений между Поставщиком и Потребителем коммунальных услуг. Прежде всего - в части отопления и горячего водоснабжения.

Сейчас, как это не удивительно, к исходу уже второго десятка лет рыночных отношений, как раз рынка в этой сфере - нет! Коммерциализация, - да, есть, даже с перебором, а вот узаконенных нормальными договорными условиями рыночных отношений - нет!

Поскольку рынок, это, прежде всего, измерение той продукции, которую Продавец отпускает, а Покупатель - приобретает. И, во-вторых, это четко прописанные в законодательстве права и обязанности сторон, включая и типовые договоры, если отношения строятся на постоянной основе.

В теплоснабжении же у нас до сих пор продолжается обещанное еще Никитой Сергеевичем строительство коммунизма: каждому (абоненту) - по потребности, от каждого (поставщика) - по способности. Голимая идеология без материального базиса: нет ни измерений, ни договорных обязательств. И это при том, что “ножницы” между способностями и потребностями все более расходятся.

Единственное рыночное новшество - теперь ни в райком партии, ни в ОБХСС уже не пожалуешься.

Поэтому вот это новое требование Закона - насчет всеобщего “оприборивания” - оно и актуально, и необходимо. Одна вот только закавыка: похоже, что ни депутаты, вписавшие эти замечательные “переходные положения”, ни соответствующие исполнительные органы, отвечающие за исполнение законодательства в данной сфере, не имеют ясного представления, что за революцию они затеяли, и как (главное - кем, и за счет каких средств?) все это должно осуществляться.

Почему я так говорю?

Да потому, что вписать в Закон в эти “переходные положения”, и считать, что на этом государство свою долю работы выполнило, осталось просто подождать до конца следующего года, когда кто-то (коммунальные предприятия, жильцы, КСК…) сами все исполнят, - это, знаете ли… не серьезно. Как если бы издать закон, что поля должны сами вспахиваться, пшеница - сама сеяться и убираться, мука - молоться, хлеб - печься. И сидеть с открытым ртом - ждать, что каравай сам заскочит.

Надо ведь хорошо понимать, что установка приборов измерения тепла и горячей воды на входе в каждый многоквартирный дом, сама по себе никому ничего не упрощает и не удешевляет. Да, есть много разговоров (и многое в них - правда), будто бы там-то и там-то люди поставили (или им поставили) общедомовые приборы, после чего, оказалось, платежи уменьшились наполовину, или, там, на треть. Короче - стоит разово потратиться на прибор - и постоянная экономия на всю оставшуюся жизнь - в кармане!

На самом же деле, если по приборам и удается платить меньше (что выходит далеко не всегда), то это не благодаря измерению, а благодаря неадекватной методике тарифообразования, применяемой ныне АРЕМ.

Суть этой методики в том, что ни к отпуску, ни к получению реального тепла она отношения не имеет, - так, одна чиновная абстракция, основанная на неких никак и никем не обоснованных нормативах теплопотребления на один квадратный метр отапливаемой площади. Поразительно, но факт: при утверждении тарифа уполномоченный госорган вообще не интересует, сколько реально тепла отпускают ТЭЦ и котельные (там-то приборный учет имеется!), чиновники витают исключительно в собственных бумажных эмпириях.

Вот уж кто, действительно, не готов к переходу на всеобщее “оприборивание”, так это наше замечательное Агентство по регулированию естественных монополий! И это, в частности, выражается в том, что уже сейчас расчет с крупными потребителями, имеющими приборы учета (около 30%), вносит заметный дисбаланс в смету расходов-доходов теплоснабжающих предприятий. А если массово “оприбориваться” начнут жилые “многоэтажки” - то чем быстрее это будет делаться, тем чаще монополистам придется обращаться в АРЕМ за все новыми повышениями тарифов. Короче - сама нынешняя тарифная методика АРЕМ стоит поперек задачи оприборивания, но Агентство ведет себя так, будто первое января 2009-го наступит где-нибудь после 2030 года.

Здесь надо посмотреть в лицо реалиям: установка приборов, разумеется, нужна, она просто безальтернативна. Но - не как быстрая панацея от всех накопившихся в теплоснабжении больных проблем, а как долгосрочная основа нормализации отношений поставщик-потребитель на будущее.

Сама же компания по установке приборов - это весьма дорогое и очень, очень хлопотное дело, тянущее за собой дополнительную кучу новых проблем. И не только материальных, но и ментальных. При том, что с теплоснабжением и сейчас - “завал”.

И, если подходить объективно, то народу, населению, жильцам - вся эта морока с установкой приборов - совершенно не нужна. И глупо винить людей в таком “пофигизме”. Наоборот, - это совершенно нормальная житейская позиция нормального обитателя городских многоэтажек.

И предприятиям теплоснабжения тоже - это еще более не нужно. Закон требует - они, конечно, будут выполнять - куда деваться! Но - выполнять тупо, не вкладывая собственный интерес и не рассчитывая на конечный результат.

Такое “тупое” выполнение, кстати, уже было: в том же 1996 году, вскоре после резкого снятия “коммуналки” с бюджетной поддержки, в одной только Алма-Ате было затрачено несколько миллионов (приборы-то - очень не дешевы!) долларов (в основном - зарубежные грантодатели) на организацию расчетов по приборам всего-то для нескольких сотен многоквартирных домов (их общее количество в Южной столице - более семи тысяч).

И где сейчас эти приборы? Работают буквально единицы, остальные - разворованы, раскурочены или просто не используются.

И вот история повторяется. Законодатель, извините, тупо постановил - предприятия сами должны “оприборить” всех потребителей, на тех условиях, которые, дескать, прописаны в договорах между ними.

Договоров, кстати, - нет! Закон гласит, что типовые договоры на этот случай должно утверждать Правительство, а разрабатывать АРЕМ, но - ничего не сделано. И некому спросить с государства и его органов, не исполняющих собственные законы.

Вместо разработки требуемого по Закону типового публичного договора, АРЕМ, спихивая с себя проблему, поторопился выпустить всего лишь разъясняющую порядок финансирования инструкцию: естественные монополисты приборы устанавливают, а потом предъявляют свои затраты потребителям.

То есть, пара, которой обоюдно и совсем не хочется, и не сильно можется, должна слиться в эдаком предписанном государством энтузиазме, чтобы произвести на свет принципиально новую схему взаимоотношений…

Смотрите, что получается с теми же кондоминиумами. Мало того, что типовая договорная база вообще даже не разработана. Но и практически - создание кондоминиумов есть совершенно необходимый шаг еще до установки приборов. Иначе просто некому сдавать их на ответхранение, обеспечивать сохранность и комиссионный съем показателей. А кондоминиумы, они, извините, на фиг не нужны 99% жильцов. Даже если бы их регистрировали задаром. Минюстовско-акиматовские же конторы “заряжают” за регистрацию, самое малое, по 50-70 тысяч тенге на стандартную “многоэтажку”.

Если бы перед властями стояла задача кого-то обмануть, создать иллюзию некоего движения, притом, что никуда двигаться они, на самом деле, не собираются, - тогда происходящее было бы понятно.

Но - ведь на самом деле надо решать, и без государственного участия проблема реально не решается, участия же - нет!

И я вам скажу почему: не потому, что кто-то “наверху” специально саботирует, а потому что сама проблема ЖКХ отдана на откуп таким разрозненным и малозначимым ведомствам, которые просто плетутся в хвосте ситуации. Третьестепенным чиновникам не по рангу ставить вопросы на государственном уровне, вот они и не ставят.

Спрашивается, как же сможет повлиять на все это новый Парламент?

Вопрос, боюсь, риторический…


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...