Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Обновленный арсенал маслихатов

Споры, затрагивающие принцип реализации местного самоуправления в Казахстане, решены на конституционном уровне. Основой самоуправления, согласно поправкам, внесенным в Основной закон нашей страны, становятся районные, городские и областные маслихаты. Фундаментальными называет эти законодательные новшества депутат Сената Тасбай СИМАМБАЕВ.

— Тасбай Кабашевич, полемика о внедрении института местного самоуправления в нашей стране ведется с 1997 года, но до последнего времени ни один законопроект об МСУ так и не получил одобрения. Что несут в этой связи последние конституционные изменения?

— Как известно, в Конституции Республики Казахстан от 1995 года была заложена норма, которая в течение двух последующих лет предусматривала принятие закона «О местном самоуправлении». Однако, как вы верно заметили, четкой законодательной основы для создания соответствующего института так и не было создано. Только последние изменения в Конституции, ставшие логическим завершением масштабной работы по реализации общенациональной программы политических реформ, дали ответ на этот вопрос, четко определив место и роль органов самоуправления в лице маслихатов.

Согласно поправкам, внесенным в Конституцию, маслихаты получили ряд важных полномочий, позволяющих вести более активный и, если можно так сказать, более полный общественный контроль за деятельностью акиматов. Кроме того, эти поправки также предусматривают ряд других принципиально важных полномочий, значительно повышающих политическую роль органов местной представительной власти.

— Расскажите подробнее о механизмах внедрения самоуправления.

— Один из базовых аспектов местного самоуправления — непосредственное участие маслихатов в назначении на должность акимов областей и городов республиканского значения Астаны и Алматы. Акимы, как и раньше, назначаются Президентом, но теперь только с согласия депутатов. Это принципиально важные поправки, поскольку подотчетность местных исполнительных органов, как ожидается, даст новый импульс заинтересованности в их работе. Возможность отслеживать пошаговую реализацию тех или иных программ, как правительственных, так и местных, а также строго спрашивать за недостатки в работе — все это будет подстегивать власти на местах. И такие механизмы есть в обновленном арсенале маслихатов.

Если же станет ясно, что аким не справляется со своими обязанностями, депутаты имеют право выразить ему вотум недоверия простым большинством голосов и поставить вопрос об освобождении от занимаемой должности перед Президентом республики либо вышестоящим акимом.

Помимо этого, усиливается роль местных представительных органов в реализации местных бюджетов. Раньше акимат готовил проект бюджета, а маслихат лишь одобрял или не одобрял его. На этом полномочия депутатов заканчивались. По действующему ныне законодательству маслихатам дано право полностью распоряжаться бюджетом, утверждать его, делать в течение года необходимую корректировку. К тому же из числа депутатов, которые получат статус освобожденных, будет выбираться ревизионная комиссия для контроля за расходованием бюджетных средств.

Такой перманентный мониторинг не позволит акиму пускать пыль в глаза начальству и людям, ведь депутаты слишком хорошо знают обстановку на местах.

Еще одна конституционная поправка затрагивает срок депутатских полномочий, которые продлены для депутатов маслихатов с четырех до пяти лет, как и для депутатов Мажилиса Парламента. Особо хочу подчеркнуть тот факт, что выборы, которые состоятся в августе этого года одновременно в республиканские и местные представительные органы, дают возможность работать депутатам Мажилиса и маслихатов в унисон, так сказать, в едином временном порыве.

— Основной проблемой в реализации принципа самоуправления всегда был вопрос разделения полномочий между представительной и исполнительной ветвями власти. Был и остается?

— Для уточнения всех полномочий необходимо принять специальный закон «О местном самоуправлении», расписать его суть, что называется, от а до я. Полагаю, мы не будем откладывать разработку этого документа в долгий ящик, так как необходимо уточнить очень многие моменты. Например, если на областном, городском, районном уровнях органы самоуправления будут переставлять маслихаты, то как быть на уровне поселковых административно-территориальных единиц?

У депутатов районного звена до отдаленных аулов, увы, руки не доходят. Многие села в крупных районах не имеют своего «представительства». Сколько депутатов в районном маслихате? Двенадцать, может быть, тринадцать человек. Они физически не способны нести столь тяжелую общественную нагрузку, совмещая ее с основной деятельностью. Поэтому, я думаю, необходимо будет предусмотреть поправки в действующее законодательство, увеличив численность маслихатов.

— Не повлияют ли предстоящие парламентские каникулы на эффективность законодательной деятельности Сената?

— Не думаю. В связи с конституционной реформой Парламент, представленный в настоящее время лишь верхней палатой, работает в усиленном режиме, в счет летних каникул. Четыре основополагающих конституционных закона мы уже рассмотрели: «О Парламенте и статусе депутатов», «О Правительстве», «О Президенте» и «О выборах». В ближайшее время предстоит работа над уточняющими законами, в том числе и над специальным законом о местном самоуправлении.

Впрочем, даже отсутствие специального закона не мешает стать маслихатам реальной основой народного представительства, если есть желание работать. В Северо-Казахстанской области, от которой я баллотировался в депутаты, таких примеров немало. В частности, исполняющий обязанности секретаря гормаслихата города Петропавловска Анатолий Мишин, по-настоящему увлеченный человек, болеющий душой за свой родной край, практически каждый день обходит город пешком, знает каждую улицу, каждый камешек в мостовой. Именно с подачи Петропавловского гормаслихата был решен вопрос ремонта ветхого жилья. Депутаты добились на законодательном уровне возможности выделять на эти цели бюджетные средства. Немало на их счету и других добрых дел.

Новые же принципы самоуправления, среди которых главным мне видится подотчетность власти, только усилят такие обязательные постулаты ответственных лиц, как критика и самокритика, оценка и самооценка, без которых в обществе не может быть прогресса.

Владимир КУРЯТОВ


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...