Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Проект строительства канала из Каспия в Черное море может стать поводом для противостояния региональных элит юга России

«Евразийские» сомнения
Проект строительства канала из Каспия в Черное море может стать поводом для противостояния региональных элит юга России

Александр БЕЛЬСКИЙ, 29.06.2007

Пока эксперты спорят о возможности реализации проекта строительства канала «Евразия», который предложил на недавнем экономическом форуме в Санкт-Петербурге президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ, в России разгорается «битва за каналы».

Дело в том, что в России еще до появления идеи «Евразии» на самом высоком уровне была озвучена идея строительства другого судоходного канала – «Волго-Дон-2». В своем Послании Федеральному собранию президент России Владимир ПУТИН объявил о целесообразности создания международного консорциума по строительству второй очереди Волго-Донского канала. И хотя Нурсултан Назарбаев громогласно заявил, что его предложение куда более выгодное, чем этот проект, а затем появилось сообщение о том, что и Кремль склоняется теперь поддержать идею именно президента Казахстана, сторонников строительства «Волго-Дона-2» не меньше, чем «евразийцев». А поскольку речь идет об инвестициях в миллиарды долларов, схватка обещает быть жестокой.

Борьба в разгаре
По информации российской «Независимой газеты», уже сейчас на региональном уровне на юге России вполне отчетливо сформировались две группы интересов, каждая из которых отстаивает свой проект строительства судоходного канала. Так, административные и деловые элиты Астраханской и Волгоградской областей сформировали «волго-донскую» группировку, которая активно поддерживает идею строительства второй ветки Волго-Донского канала. По информации газеты, явную поддержку им оказывает министр транспорта России Игорь ЛЕВИТИН.
В свою очередь в Ставропольском крае, Ростовской области, Калмыкии и Дагестане все активнее лоббируют проект строительства канала «Евразия». При этом местные аналитики не устают повторять, что реализация именно «казахского» варианта транспортировки грузов через Каспийский и Азово-Черноморский бассейны наиболее выгодна Южному федеральному округу и России в целом, так как позволит решить важнейшие не только геополитические, но и экономические проблемы.
Кстати, первый бой «волго-донцы» дали сторонникам «казахского» проекта уже на XI Петербургском международном экономическом форуме, причем явно его проиграли – «евразийцы» в лице руководства Ставропольского края оказались куда более подготовленными.
Так, директор ростовского Института эффективного управления «Система» заявил, что с экономической точки зрения проект «Евразия» более выгоден, чем вторая очередь Волго-Донского канала уже по той причине, что протяженность второй ветки «Волго-Дона» составляет 1500 километров, а канала «Евразия» – всего 700 километров. Он также повторил тезис казахстанской стороны о том, что пропускная способность «Евразии» будет несравненно выше, а с технической стороны на этом канале придется построить всего 6 шлюзов при 18 шлюзах на второй линии «Волго-Дона».
При этом эксперт особо отметил, что ориентировочная стоимость обоих проектов примерно одинакова и составляет 4,5–5 млрд евро.

Лагань может стать «яблоком раздора»
Впрочем, в стане «евразийцев» начинают появляться сомнения в эффективности «Евразии». Дело в том, что, по замыслу авторов этого проекта, канал должен быть прорыт от ростовского Азова до калмыцкой Лагани. Однако, как дал понять источник «НГ» в правительстве «проевразийской» Калмыкии, техническая неготовность калмыцкого порта Лагань на побережье Каспийского моря может стать серьезной помехой в строительстве.
По словам этого источника, строительные работы по реконструкции порта в Лагани фактически заморожены, а ранее – в течение двух последних лет – здесь велись лишь сезонные земляные работы. Поэтому калмыцкого порта на Каспии, по сути, не существует, его создание застыло на стадии разработки технологической документации.
Этот факт, как отмечает «НГ», может серьезно осложнить позиции сторонников канала «Евразия» в борьбе с «волго-донской партией», а также привести к дополнительной напряженности в отношениях с казахстанскими партнерами России. Ведь, как известно, на форуме в Санкт-Петербурге Назарбаев дал понять Кремлю, что в случае провала проекта «Евразия» (а без лаганского порта он нереализуем) казахстанская нефть пойдет в Европу в обход России.
Как говорит в этой связи один российский политолог, возможно, что Кремль в такой ситуации может даже пойти на то, чтобы начать строительство сразу двух каналов. «Безусловно, вторая ветка «Волго-Дона» даст новый импульс развитию экономики Нижне-Волжского региона и ЮФО в целом. Однако отказ от проекта «Евразия» может серьезно осложнить отношения Москвы и Астаны и даже привести к российской геополитической катастрофе в Центральной Азии», – отмечает эксперт.
По его словам, ситуация в российско-казахстанских отношениях такова, что они «во многом зависят не от интриг США или КНР, а от результатов борьбы российских федеральных и региональных элит за различные версии судоходного каспийско-черноморского транзита».
Впрочем, независимо от того, какой транзитный проект в результате станет реальностью, его реализация может привести к еще одной проблеме – серьезному конфликту элит юга России. Дело в том, что уже сейчас экономические и политические интересы нижневолжских региональных элит все острее входят в противоречие с северокавказскими административно-финансовыми элитами. И можно только представить, к какой политической дестабилизации на юге России приведет новое противостояние вокруг «Евразии».

«Водные» минусы «Евразии»
Между тем со стороны противников строительства «Евразии» в последнее время звучат все более обоснованные аргументы. Как заявил известный российский эксперт, директор Института водных проблем РАН Виктор ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН, водный транспорт в принципе является одним из самых дешевых и эффективных, но только в том случае, когда эксплуатируется естественный путь – река, море. Сооружение же каналов, по его словам, – предприятие исключительно капиталоемкое и невозможно прикидывать, во что обойдется «Евразия», не принимая во внимание все сопряженные обстоятельства.
Так, уверен эксперт, деньги понадобятся не только для сооружения русла канала и шлюзовой системы, но и для каналов, доставляющих воду, а также водохранилищ. Кроме того, нельзя забывать и о косвенных потерях, к которым приведет отбор воды. В итоге, по его мнению, может получиться так, что самый короткий канал между морями окажется и самым дорогим.
Тем более что, по словам эксперта, у «Евразии» есть «минус», который трудно не брать во внимание: Южный округ России – регион аридный. В таком засушливом районе, как Кубань, потребность в воде удовлетворяется не более чем на 60%. В итоге уже сегодня, безо всякого канала, из-за дефицита воды встает вопрос о перестройке структуры экономики Краснодарского края. В этой ситуации отбор воды в пользу канала может нанести очень болезненный удар по экономике региона.
Если же попытаться использовать в проекте «Евразия» воды Терека, то в этом случае, по мнению российского академика, также немного надежд – в русле этой реки и вовсе мало воды, если исключить то, что приносит сезонный паводок. Следовательно, канал надо будет питать паводковыми водами, для чего необходимо водохранилище, которое будет заполняться весной и все остальное время разгружаться в пользу канала. Но построить его – дело дорогостоящее.
Между тем, выражая свое негативное отношение к строительству «Евразии», Виктор Данилов-Данильян неожиданно приходит к выводу, что у России… вообще нет острой необходимости затевать строительство новых водных артерий. По его мнению, пока существующий грузопоток спокойно проходит по имеющимся транспортным путям и назвать «узким местом» действующий Волго-Донской канал нельзя. При этом резерв мощности каспийских портов России, принимающих грузы с востока (из Туркмении и Казахстана), не исчерпан – они загружены только на 70%.
И хотя по предлагаемому каналу можно будет доставлять не только нефть, но и другие грузы, в ближайшей перспективе кроме энергетического сырья ничего не просматривается. Поэтому не задуматься ли лучше о реализации в чистом виде нового трубопроводного проекта, задается вопросом академик.


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...