Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Школьная петля

№ 25 (340) от 02.07.2007
Владимир НАГОРНЫЙ, Костанайская область

Этот выпускной они запомнят надолго. Обычный одиннадцатый класс обычной школы Карабалыкского района Костанайской области. За этот учебный год в классе добровольно ушли из жизни двое ребят. Дима в начале учебного года. Кайрат – на следующий день после сдачи Единого национального тестирования (ЕНТ). Ни они, ни другие школьники, сведя счеты с жизнью, предсмертных записок не оставили. Посему остается гадать. Родители говорят об ошибках школьного воспитания, педагоги, напротив, – о недостатках семейного. А психологи – о том, что и те и другие глухи к внутреннему миру подрастающего поколения.

ЕНТ ни при чем?

Около десятка выпускников сидят на лавочке в парке райцентра. Они не прячут от журналиста глаз, они просто не знают, что и сказать. В начале последнего школьного учебного года их одноклассник Дима был найден в петле. Тогда говорили, что с девушкой поссорился. Но кто может сказать точно, если предсмертной записки не было? В тот 2006-й год в Карабалыкском районе из жизни добровольно ушли 26 человек и еще 12 пытались, но не получилось. Причем двое из них – учащиеся. С начало этого года уже два суицида среди школьников. И это в районе с населением менее 40 тысяч человек.

Одноклассники Димы рассказывают о том, что он и его друг Кайрат были вполне нормальными ребятами из так называемых благополучных семей. Еще совсем недавно Кайрат возвращался с ними из Костаная в автобусе после сдачи ЕНТ. И вроде все нормально. По словам ребят, Кайрат набрал нужное количество баллов для поступления в школу милиции в городе Актобе. Сдачу ЕНТ даже отметили. Причем вместе с родителями. А на следующий день ребята узнали, что в их выпускном классе случился второй суицид.

Рассказывая об этом, ребята все же не раз упоминали ЕНТ. Это стресс еще задолго до того, как ты сел за парту и начал ставить галочки в выбранных клеточках. Дело в том, что некоторых из ребят весьма настоятельно уговаривали не сдавать ЕНТ, а сдать обычные экзамены. И даже родителям звонили домой: мол, ваш ребенок все одно ЕНТ провалит. Родители, которые подошли к лавочке, по этому поводу горели возмущением. А некоторые из вчерашних школьников гордо сообщали, что поехали-таки на ЕНТ и «утерли им (учителям и администрации школы. – Прим авт.) всем носы»! То есть набрали нужное число баллов.

Классная обстановка

Примечательно, что, продолжая высказываться по поводу суицидов, одноклассники Димы и Кайрата часто переводили разговор на тему общения с классным руководителем. По их словам, свою классную они, мягко говоря, недолюбливают. Говорят о том, что она бывает груба и не живет жизнью класса. И родители, и дети уверены, что, закончив последний год школы, вздохнули с облегчением. Они устали от школьных поборов на ремонты, конфликтов с классным руководителем. И главное – они полагают, что смена обстановки поможет им отойти от шока двух суицидов. Родители заявляют прямо: они боятся за своих детей.

Сама классный руководитель Алия Абишева отвечать на вопросы при включенном диктофоне наотрез отказалась. А рассказать могла многое. Ведь эту группу школьников она ведет с пятого класса.

– Два суицида за один год в одном классе. Можно ли ставить вопрос о профессиональном несоответствии классного руководителя? – спрашиваю начальника районного отдела образования Галину Дмитриеву.

– Мне кажется – это слишком. В школе обстановка нормальная.

Социальный педагог второй школы Любовь Солдатова также теряется в догадках: в чем причина двух суицидов в одном классе? Ведь Кайрат после того, как его друг повесился, осуждал этот поступок. Он об этом сам говорил во время бесед в классе, которые последовали после самоубийства Димы.

– Хорошо, вы социальный педагог, проводите беседы с учениками. А к вам хоть раз кто-нибудь из школьников подошел сам для того, чтобы поделиться своими проблемами?

– Ни разу не было. Мы сами выявляем. Чаще всего я сама. Я постоянно хожу в классы с беседами, тестами. Может, они еще не привыкли к этому.

Без комментариев.

Кому доверять

В коридоре школы висит специальный почтовый ящик. Ученики могут написать о своих проблемах, предложениях. Раз в неделю производится выемка. Социальный педагог говорит, что за 7 дней бывает несколько писем от школьников. Именно туда, по словам одноклассников Димы и Кайрата, они опустили коллективное письмо с просьбой заменить им классного руководителя. Позже и классная Алия Абишева, и социальный педагог Любовь Солдатова будут отрицать – никакого такого письма не было.

Вот вам и вопрос: кому верить? Вопрос доверия, пожалуй, определяющий в поиске причин подростковых суицидов. Мальчишки своими личными проблемами далеко не всегда поделятся даже с самыми близкими друзьями. Это могут посчитать за слабость. А рассказать о наболевшем родителям – все зависит от обстановки в семье. От того, насколько доверительные отношения с предками. В этом плане посторонним или нейтральным человеком, которому можно довериться, мог бы стать психолог или социальный педагог школы. Собственно, это его работа. Но, если за рубежом давно принято ходить к психологам на задушевные беседы почти так же, как в магазин за сигаретами, то с менталитетом нашего общества такое еще не стыкуется.

– Социальные педагоги в школах занимаются только «неблагополучными» детьми, – говорит врач-психиатр райбольницы Вера Денисенко. – А два мальчика из одного класса второй школы, которые покончили жизнь самоубийством, как раз таки были из вполне благополучных семей. Что касается ЕНТ, то самоубийство Кайрата я бы не связывала с этим. Насколько мне известно, он приехал домой довольный. А потом ему позвонили, и все случилось за секунды. Я думаю, что мы никогда не узнаем причины.

– А почему школьники, которые добровольно уходят из жизни, не оставляют предсмертных записок?

– Возможно, потому, что все происходит моментально, за секунды.

– Родители не видят души ребенка своего, – считает начальник районного отдела образования Галина Дмитриева. – Наверное, сыграла роль перестройка. Нужно было в первую очередь одеть, обуть и накормить ребенка. Но дети все равно чувствуют свою ущербность: у того сотка такая, у этого еще лучше, у одних есть в семье машина, у других нет. Дети сейчас практичные – материальные блага преобладают. Они мало делятся с родителями своими проблемами. Это основная причина. Тем более, что дети сейчас оторваны от идеалов, которые были у нас раньше. Сейчас просто другое время.

– Насколько я понимаю, любой суицид среди школьников – ЧП для района. Это ЧП случилось сегодня, и что вы делаете завтра?

– Разговариваем с детьми. С каждым. Выясняем, почему он не подошел к тебе – ты же его друг. И со взрослыми разговариваем.

– А что еще, кроме разговоров и составления учебных планов «по профилактике суицидов»?

– Когда появились статьи в газетах, мы начали проводить на эту тему «круглые столы», я подумала: а может, мы, напротив, добавляем какую-то мысль у ребенка. Когда об этом говорят, то в сознании ребенка это закладывается. И закладывается, что это возможно.

Школьники-участники «круглого стола» на тему подростковых суицидов.

Е. Березина:

Мои родители никогда на меня не давят. И я не буду никогда давить на своих детей.

В. Бердник (его отец покончил жизнь самоубийством):

И все же стоящих жизни проблем нет и быть не может. Жизнь дороже всего…

Врач-психиатр Центральной райбольницы Вера Денисенко думает, что в школе воспитанием подрастающего поколения, мягко говоря, занимаются мало. Какому учителю охота влезать в конфликты между учениками? Какому педагогу нужна какая бы то ни было огласка нездоровой обстановки в коллективе? Это ведь повод порассуждать о твоем профессионализме. Да и подход присутствует формальный: ты должен не пропускать уроки – и все! А почему ученик их пропустил?

– У нас родители вообще не знают, как детей воспитывать, – уверена врач-психиатр райбольницы. – Начинают воспитывать и не знают, что ребенок потом «выкинуть» может в качестве протеста. Нельзя огульно в деле воспитания детей давать какие-либо рекомендации для общего пользования. Главное, чтобы школьники не держали все проблемы в себе. Если нет доверия к родителям, общаться надо со своими друзьями. Не надо держать все в себе.

Примечательно, что немало школьников в Карабалыкском районе, покончивших жизнь самоубийством, именно из семей благополучных. Местные жители рассказывают, что среди них были дети полицейского, нотариуса, бизнесмена. И вообще район в этом плане неприглядно засветился на всю Костанайскую область. Вот только, судя по словам учителей и родителей, они сами не знают, что делать, чтобы остановить детей от последнего поступка.

P.S. Имена ребят, покончивших жизнь самоубийством, изменены.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...