Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Большой «Казахстанский транзит»

6 июля 2007, 14:25

Применительно к нынешнему периоду становления новых демократических институтов в Казахстане можно говорить о завершении строительства основ либерально-правового государства и переходе к завершающему этапу консолидации сложившейся политической системы. Уже возникла институциональная основа демократии и новое соотношение политических акторов, осуществились коренные перемены в структуре государственного управления и законодательном обеспечении деятельности политических институтов.

Фото Игоря БУРГАНДИНОВА

Как и в других постсоветских странах, вступивших в транзитный этап, политические реформы в Казахстане изначально имели свою специфику. Она выражалась в том, что в начале 90-х годов переход к демократии начался в сложных условиях, которые не могли не оказывать сдерживающего влияния на либерализацию политической системы.

Республика переживала системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, гиперинфляция, резкое снижение уровня жизни населения. Не было сложившихся демократических традиций и опыта функционирования демократических институтов. С распадом СССР почти во всех постсоветских странах усилилась политизация этничности и обострились межнациональные отношения.

Осенью 1991 года основные политические мероприятия в Казахстане были направлены на демонтаж партийно-советской системы, формирование нового политического устройства и обеспечение реального суверенитета. В то же время была ликвидирована политическая монополия коммунистической партии, на практике введена многопартийность. Существенно расширились права и свободы граждан. В сложной, неустойчивой и неопределенной политической и экономической ситуации во всех союзных республиках возросла роль института президентства.

Элементы демократии в политической системе Казахстана возникли и начали действовать при отсутствии рыночной экономики и частной собственности. Поэтому, учитывая взаимообусловленность политического и экономического либерализма, в сфере достижения эффективной экономики были предприняты беспрецедентные для нашей страны шаги: проведена широкомасштабная приватизация, заложена основа совершенно новой налоговой системы, созданы условия для формирования отечественного предпринимательства, образована современная банковская система, завоевана ниша в системе внешних мирохозяйственных связей, перестроены экономические отношения на селе, наработан опыт решения широкого спектра задач государственного строительства — от национальных Вооруженных сил до открытия посольств за рубежом.

Двадцать восьмого января 1993 года принята первая Конституция суверенной республики. Этот документ можно оценивать как половинчатое решение в тех сложных условиях трансформации общественной системы, не устранившее до конца противоречий в функционировании власти в условиях транзита. Предложенные Президентом положения не вошли в тот Основной закон. В нем прямо не была указана парламентская либо президентская форма правления.

По всему тексту Конституции порядок перечисления ветвей власти один: сначала — Верховный совет, затем — Глава государства.

Конституция 1995 года коренным образом изменила политико-государственное устройство страны, отразив переход к президентской форме правления. Поправки 1998-го также усилили данную форму.

Что касается современного этапа, то одним из главных приоритетов является политическая модернизация. Пристальное внимание к демократическим реформам именно на нынешнем этапе развития страны оправданно. Последовательная демократизация общественного устройства воспринимается как необходимое условие роста конкурентоспособности государства и нации.

Как подчеркнул Президент Н. А. Назарбаев, демократизация является главным стратегическим стержнем всех политических реформ. Политическая модернизация — важнейшая задача завершающего этапа «казахстанского транзита». И, анализируя его, можно выделить ряд принципиальных подходов.

Во-первых, реформы имеют продолжающийся характер. Они нацелены на совершенствование, а не на ломку существующей политической и административной системы. Во-вторых, очевидно, что готовых универсальных рецептов трансформации политических систем не существует. Проводимые преобразования строго соотносятся не только с заданными демократическими целями, но и со своеобразием казахстанской политической системы, социокультурными особенностями общества.

Эта специфика сложилась под влиянием многих факторов, в том числе имеющих конфликтную природу, среди которых взаимоотношения элит, проблемы регионализма, геополитическое давление, этнический состав и даже менталитет населения. И, соответственно, реформа политической системы преследует целью устранение потенциальных линий разлома внутри общества.

В-третьих, демократический процесс не должен приводить к хаосу и неразберихе, потере управляемости государственным механизмом. Необходимо соблюдать баланс между последовательным углублением демократии и ее легитимностью в общественном сознании.

Двадцать первого мая текущего года приняты изменения и дополнения в Конституцию, ставшие очередным модернизационным прорывом, который влечет за собой кардинальное изменение всей политической системы. Основной акцент при этом сделан на разграничении полномочий разных уровней управления и децентрализации.

Система госуправления совершенствуется за счет оптимального распределения функций, полномочий и ответственности между всеми уровнями власти. Речь идет о сбалансированности системы сдержек и противовесов через расширение функций и полномочий представительных органов. Парламент теперь играет важную роль в обеспечении контроля за деятельностью Правительства, а маслихаты — акимов.

Далее Глава государства подписал конституционные законы о внесении изменений и дополнений в законы о Президенте, о Парламенте и статусе его депутатов, о Правительстве и о выборах. Тем самым перечисленные документы приведены в соответствие с обновленной Конституцией.

В свое время указом Президента была образована Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества. В состав этого коллегиального органа вошли лидеры всех партий, в том числе оппозиционных, депутаты Парламента, видные представители общественности. Комиссия наделялась необходимыми полномочиями и была призвана стать действенным механизмом по выработке мер, направленных на дальнейшую модернизацию политической системы. В ходе ее работы обсуждались предложения всех политических групп и открыто вырабатывались согласованные предложения.

На наш взгляд, это очень важный шаг, который подтвердил реальное стремление государства идти по пути либерализации и демократизации. Более того, речь шла об организации широкого диалога с гражданским обществом на системной и постоянной основе. В результате, сегодня значительно усилены позиции политических партий в представительных органах, в том числе статус и полномочия партийных фракций.

В республике продолжается процесс децентрализации власти. В рамках административной реформы регионам передаются более широкие полномочия. Кстати, если в России идет «свертывание» суверенитета регионов, то у нас обратные тенденции — центральная власть с каждым годом переносит функции управления на местный уровень. Также в Казахстане предприняты конкретные шаги по совершенствованию системы государственного управления и государственной службы, так как именно от их эффективности зависит успех преобразований.

В настоящее время административная реформа набирает обороты: началось сокращение числа чиновников всех рангов, создано и действует «электронное правительство», постепенно повышается заработная плата госслужащих, сокращаются масштабы разрешительной системы, внедряются правила и этика государственной службы.

Другим показательным шагом в осуществлении политической модернизации стали изменения в деятельности акимов всех уровней. Речь идет об отчетных встречах глав местных исполнительных органов с населением, целью которых является информирование казахстанцев о ходе проводимых в стране социально-экономических и политических реформ, решение насущных проблем региона, обмен мнениями по наиболее актуальным вопросам развития конкретного населенного пункта. Данные мероприятия направлены на повышение эффективности работы госаппарата, на борьбу с коррупцией и ее искоренение в госорганах.

Логичным стало и решение о роспуске Мажилиса и назначении внеочередных выборов. Отечественная политическая система уже созрела для того, чтобы двигаться дальше, не дожидаясь очередных выборов 2009 года. Выборы по партийным спискам отвечают и интересам демократического развития, и задачам ускоренной модернизации страны.

Подводя итоги, хочу отметить, что избранный алгоритм умеренных, но последовательных политических реформ в полной мере отражает предпочтения большинства населения Казахстана. В республике сделана ставка на эволюционный путь модернизации политической системы, которая себя оправдала.

Камал БУРХАНОВ,

директор Института истории и этнологии имени Ч. Валиханова, доктор политических наук


Лучший выбор – инвес-тиции в свое образо-вание! MINI-MBA -43%

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...