Выступление Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы Турисбекова З.К. на презентации книги «Административные барьеры как источник коррупционных правонарушений в сфере госслужбы»

 

Уважаемые представители

средств массовой информации!

 

Административная реформа, проводимая в стране, предполагает большую открытость и прозрачность государственного аппарата для общественности и институтов гражданского общества. Как отметил Глава государства, государственные органы должны быть ориентированы, прежде всего, на нужды потребителя, то есть на обеспечении качественных услуг населению. Поэтому основным критерием оценки деятельности любого государственного органа станет оценка его работы данная казахстанцами.

В этом контексте особую актуальность приобретают вопросы организации и проведения социологических опросов населения, взаимодействия государственных органов и различных центров исследования общественного мнения.

Такие шаги Агентство по делам государственной службы уже делает.

Впервые по инициативе Агентства при помощи исследовательского центра «Сандж» в 2006 году проведено исследование по диагностике административных барьеров при оказании государственных услуг.

Разрабатывая правила или процедуры взаимодействия граждан, предпринимателей и государства, государственные органы в некоторых случаях создают слишком сложные и трудные условия для оказания и получения услуги, то есть процедура превращается в административный барьер. Огромные очереди, сложные инструкции, необходимость предоставления множества подтверждающих документов для получения услуги, недоброжелательный персонал, грубость - все это объективно создает ситуацию, когда человеку проще и быстрее, не затрачивая нервов, времени и сил дать взятку чиновнику, чем честно пройти всю процедуру.

Населением отмечены 10 основных барьеров, препятствующих получению государственных услуг. Среди них :

 

Выступление Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы Турисбекова З.К. на презентации книги «Административные барьеры как источник коррупционных правонарушений в сфере госслужбы» (22 июня 2007 года)

 

Эти проблемы и послужили поводом для организации более тщательного и научно-обоснованного исследования. Результаты этого исследования вылились в книгу «АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ КАК ИСТОЧНИК КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ГОССЛУЖБЫ».

Уникальность этой научной работы заключается в том, что впервые предпринята попытка систематизации условий, провоцирующих коррупцию, и расчета финансового ущерба от коррумпированности государственных органов для экономики страны.

Оказалось, что только из-за наличия очередей в различных инстанциях совокупные потери предприятий малого бизнеса в 2006 году составили 160-254 млрд. тенге.

72% предприятий и 62% граждан используют неофициальные пути решения своих вопросов.

Общий объем коррупционных услуг в Казахстане оценен в размере 156 млрд. тенге, при этом самая высокая коррупционная емкость - у таможни (17 млрд.) и судов (13 млрд.). Следующие по объемам - финполиция, акиматы и органы юстиции, полиция, регистрация земли и центры регистрации недвижимости (7-10 млрд.).

 

Выступление Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы Турисбекова З.К. на презентации книги «Административные барьеры как источник коррупционных правонарушений в сфере госслужбы» (22 июня 2007 года)

 

По мнению населения, наиболее часто потребители сталкиваются с административными барьерами в службе регистрации земли, архитектуре, в системе документирования населения, органах занятости и социальной защиты, в центрах регистрации недвижимости, судах, налоговых органах, в дорожной и миграционной полиции.

 

Выступление Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы Турисбекова З.К. на презентации книги «Административные барьеры как источник коррупционных правонарушений в сфере госслужбы» (22 июня 2007 года)

 

Также в ходе исследования нами на основе изучения общественного мнения в областных центрах были составлены карты распространения коррупции: по неофициальному решению вопроса, оказанию услуг по знакомству и вымогательству.

Карта 1

 

Распространение неофициального решения

вопросов по областным центрам Казахстана.

 

 

Выступление Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы Турисбекова З.К. на презентации книги «Административные барьеры как источник коррупционных правонарушений в сфере госслужбы» (22 июня 2007 года)

 

Карта 2

 

Распространение оказания услуг по

знакомству по областным центрам

Казахстана.

 

 

Выступление Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы Турисбекова З.К. на презентации книги «Административные барьеры как источник коррупционных правонарушений в сфере госслужбы» (22 июня 2007 года)

 

Карта 3

 

Распространение вымогательства по

областным центрам Казахстана.

 

 

Выступление Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы Турисбекова З.К. на презентации книги «Административные барьеры как источник коррупционных правонарушений в сфере госслужбы» (22 июня 2007 года)

 

Как вы заметили, на представленных слайдах коричневый цвет, характеризующий максимальное распространение какого-либо из указанных признаков, был зарегистрирован в Уральске и Павлодаре (более 60% респондентов заявило об оказании услуг по знакомству), восемь областей оказалось окрашенными в красный цвет - это уровень когда распространенность коррупции оценивается от 30 до 59%. Светло - желтая (уровень ниже 10%) окраска оказалась только в одном случае - по вымогательству в г. Усть-Каменогорске, хотя по оказанию услуг по знакомству Восточно-Казахстанская область также закрашена в красный цвет.

Причины использования неофициального способа решения вопросов можно подразделить на 3 основные группы: в первую входят наиболее часто называемые причины, связанные с административными барьерами времени и качества услуги; во вторую - более редко упоминаемые причины нелегитимного характера, к примеру, связанные с отсутствием полного пакета документов; в третьей группе собрались причины, обусловленные низкой квалификацией персонала.

Обращаясь к карте № 2 следует заметить, что оказание услуг по знакомству не расценивается как коррупция. Вместе с тем распространенность этого явления значительно искажает доступность услуг, ограничивает круг получателей и служит препятствием для получения качественных государственных услуг. Создание предпочтительных условий для одних означает неминуемое ухудшение качества услуг для других, так как оказание услуг по знакомству забирает время, отведенное для очередного потребителя. Также огромный урон такой «сервис» наносит общественной морали, попирающей принцип справедливости и равенства прав граждан. Поэтому для преодоления данного вида коррупции необходимо как более жесткие требования к непреклонности персонала, так и коренное улучшение качества оказания услуг, которое сделает неактуальным получение услуг обходным путем.

На основе оценки населения нами выявлен уровень коррумпированности, который представлен следующим образом:

 

Выступление Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы Турисбекова З.К. на презентации книги «Административные барьеры как источник коррупционных правонарушений в сфере госслужбы» (22 июня 2007 года)

 

Выступление Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы Турисбекова З.К. на презентации книги «Административные барьеры как источник коррупционных правонарушений в сфере госслужбы» (22 июня 2007 года)

 

Как мы видим, все эти факты являются дополнительным подтверждением необходимости скорейшего проведения инициированных Главой государства административных реформ, направленных на качественное улучшение системы государственного управления, снижение уровня коррумпированности государственного аппарата и повышение качества государственных услуг.

Ценность любого социологического опроса населения заключается в том, чтобы полученные результаты были обобщены и использовались для совершенствования деятельности в исследуемой сфере.

Поэтому подобные исследования мы намерены проводить ежегодно для изучения качества предоставления государственных услуг и подготовки соответствующих предложений по ним. Также на постоянной основе Агентством планируется проведение исследований по национальному индексу восприятия коррупции. Кроме того, в наших планах формирование института жалоб в Казахстане. В перспективе Дисциплинарные советы Агентства на уровне областей должны стать центром рассмотрения жалоб.

 

22.06.2007

 

23 июля 2007, 14:37
Источник, интернет-ресурс: Министерства РК по делам государственной службы

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код