Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Единство политики и экономики

АСТАНА. 6 сентября. КАЗИНФОРМ /Кенжеболат Жолдыбай/ - Конституционные реформы и прошедшие в стране парламентские выборы знаменуют собой начало нового этапа демократического развития и политической модернизации Казахстана. Вместе с тем они являются отражением глубокого единства и внутреннего взаимодействия между политикой и экономикой. Обо всем этом разговор корреспондента Казинформа с ректором Казахского экономического университета имени Т.Рыскулова, доктором экономических наук, профессором Абишевым А.А.

- Несомненно, между политикой и экономикой существует тесная взаимосвязь. Пример успешной реализации казахстанского пути реформирования и трансформации общества во многом предопределяется правильностью курса на изначальный приоритет экономики, обеспечивающей фундамент не только функционирования, но и поступательного развития всей политической системы общества. Но вместе с тем надо понимать, что эти сферы не оторваны друг от друга. Более того, сам критерий социально-экономического и политического прогресса общества зависит от меры целостности развивающегося объекта. Именно системная целостность, системная завершенность и системная полнота составляют объективную основу существования главного критерия прогресса всякого общества. Еще великий философ Гегель говорил, что любая вещь стремится в своем развитии принять свою завершенную, т.е. развитую форму, любая система в конечном итоге стремится к своей завершенности и полноте. А это означает, что реформирование экономической системы может иметь смысл только тогда, когда в результате этого процесса будет обеспечена также и трансформация политической системы. И именно с этих позиций следует воспринимать произошедшие большие политические нововведения.

- В таком случае можно ли говорить, что нынешние масштабные политические преобразования явились логическим продолжением осуществляемых в стране реформ?

- Именно так. Было бы абсолютно неверным рассматривать их оторвано от всего того, что осуществляется в обществе в течение уже 16 лет. Сама эта политическая модернизация исключительно необходима для страны, тем более поставившей перед собой весьма амбициозные экономические задачи и планирующей войти в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира. Даже сам факт значительного расширения полномочий представительного органа направлен на придание качественно нового и решительного импульса в реализации масштабных задач стратегического характера. И здесь следует особо подчеркнуть, что сами по себе эти преобразования явились не следствием скоротечной, подковерной, как некоторые считают, инициативы, а представляются как результат созидательной работы различных политических партий в рамках Национальной комиссии, а также различных диалоговых площадок, на которых обсуждались вопросы дальнейшей демократизации казахстанского общества. Другим немаловажным моментом хотелось бы отметить усиление роли партий. Даже сам новый принцип формирования состава депутатов по пропорциональной системе позволил именно политическим партиям, а не отдельно взятым кандидатам представить свои программы и организованно осуществлять агитационные мероприятия.

- В чем заключалась эта работа на примере возглавлявшегося Вами районного штаба «Нур Отан»?

- В период с 18 июля по 16 августа нами было организовано и проведено многочисленное количество акций, встреч, митингов, концертов, турниров в поддержку партии «Нур Отан». Ауэзовский район города Алматы является одним из больших, и поэтому наш штаб большое внимание уделил работе с населением, проводя мобильные агитационные акции, причем даже с применением новых предвыборных политтехнологий. Встречи с избирателями дали нам возможность разъяснить основные положения программы XI съезда НДП «Нур Отан», а также получить многочисленные наказы и предложения со стороны избирателей. Будучи в самой гуще предвыборной перипетии, могу сказать, что граждане именно с «Нур Отаном», лично с нашим Президентом Н.А.Назарбаевым связывают свои надежды жить в процветающем Казахстане, в мире и достатке. А четкую организацию работы избирательных участковых комиссий нашего района характеризует хотя бы факт высокой оценки со стороны наблюдателей ОБСЕ.

- Не секрет, что реализация важных задач по коренной модернизации казахстанской экономики тесно связана с подготовкой кадров совершенно нового уровня и квалификации…

- 1 сентября наш университет торжественно праздновал День Знания и вуз в 45-ый раз в своей истории начал новый учебный год. И это начало ознаменовалось рекордным для нас набором - почти 4800 юношей и девушек стали студентами некогда знаменитого Нархоза. Несомненно, это явилось в какой-то мере следствием правильно и решительно осуществленной Министерством образования и науки оптимизации числа вузов в стране. В результате абитуриенты и их родители отдали предпочтение признанным, с развитой материально-технической и научной базой высшим учебным заведениям. В то же время, следует отметить и то обстоятельство, что в течение уже ряда лет КазЭУ им.Т.Рыскулова позиционирует себя как весьма динамичный и современный университет, с широким перечнем качественных образовательных программ не только основного профессионального образования, но и программ продвинутого уровня - магистратура и докторантура, переподготовки и повышения квалификации, бизнес-ориентированных и корпоративных программ, программ с международным участием наших зарубежных партнеров - ведущих университетов России, Японии, Южной Кореи, США, Турции, Германии, Франции, Австрии, Украины, Болгарии, Венгрии. Некоторые из них осуществляются в КазЭУ на английском языке. Университет одним из первых в Казахстане открыл и успешно развивает программы МВА, дополнив их в этом году программой MBA Executive, а также совместной программы МВА с МГУ им.М.В.Ломоносова. Уникальными являются и 2 наши программы PhD. В университете успешно реализуются ряд инновационных проектов, ориентированных на перспективные направления экономики, менеджмента, бизнеса, финансов и информационных технологий, в т.ч. с международным участием. Мы адекватно воспринимаем подчеркнутую в Послании Главы государства задачу распространения модернизации на все без исключения сферы экономики и социальной жизни Казахстана и стремимся осуществить решительную модернизацию всех реализуемых в университете образовательно-профессиональных программ, направленных на формирование основ «умной экономики».

- Что означает этот новый термин, какой смысл в него вкладывают экономисты?

- Выражение «умная экономика» пока новое для Казахстана. Это императив XXI века и без него развивать национальную экономику, а тем более полноправно участвовать в глобальной экономике, уже просто невозможно. Конечно, и прежде наука, ее достижения высоко ценились в обществе и предпринимательских кругах и весьма энергично осваивались на практике. Но кардинально новой чертой современной эпохи является становление экономики знаний, возникновение «умной экономики», где образование, наука, производство, бизнес объединены в единый саморазвивающийся организм. Каждую из этих частей надо рассматривать не по частям, а как единую, целостную и живую систему. И только их тесная интеграция позволит обеспечить ведущие отрасли инновациями. Хотим мы того или нет, но сейчас локомотивом казахстанской экономики выступает сырьевой сектор.

Бесспорно, эта ставка себя оправдала и позволила обеспечить нам достаточно высокие темпы экономического роста. Но цены на сырье, да и сама мировая конъюнктура могут изменяться. Осуществляемые активно разработки новых альтернативных видов топлива, новых источников энергии могут через 40-50 лет привести к ситуации, когда нефть не будет так востребована. Поэтому надо создавать совершенно новый тип экономики, основанный на передовой науке и технологиях, т.е. переходить к «умной экономике». И здесь необходимо обратить внимание на следующее. Дело в том, что Всемирный банк использует разработанную методику, которая на основе множества показателей показывает соответствие экономики конкретной страны определению «умная». На ее основе может быть составлен рейтинг, позволяющий сравнить разные страны по индексу знаний и индексу экономики знаний. Первый (Knowledge Index) относится к общему потенциалу развития знаний в стране, его называют индексом интеллектуального развития, второй (Knowledge Economy Index) - степень движения страны к экономике знаний. Позиции Казахстана в рейтинге интеллектуального развития, включающего 132 страны, обозначаются 64−м местом. В лидерах скандинавы - Швеция, Дания и Финляндия.

В общем-то, показатели у нас неплохие. Но это, напомним, в том, что касается нашего потенциала. Если же взглянуть на Knowledge Economy Index, индекс экономики знаний, отражающий реальное продвижение к ней и учитывающий такие показатели, как индекс институционального режима, индекс инноваций, индекс образования и индекс информационных технологий, то обнаружим, что Казахстан на 71−м месте. Мы видим, что существует разрыв между потенциалом и реальностью. У нас индекс образования по сравнению с отдельными странами выше, однако мы отстаем по показателям институционального режима, инновациям, информационным технологиям, НИОКР, патентам и доступу к средствам коммуникаций, в т.ч. интернет. И совсем плохо - с тарифными и нетарифными барьерами, качеством регулирования, с законодательной базой. Т.е., потенциал вроде хороший, но упирается в вопрос: как его привести в действие? И в этом направлении предстоит большая работа, в т.ч. с выработкой соответствующей законодательной базы, а это уже серьезная работа нашего представительного органа.

- Но это предполагает также и выработку новых подходов к системе образования, организации науки…

- Нужна современная система образования, способная обеспечивать новые кадры для работы в высокотехнологичных и наукоемких производствах. А это означает более тесную интеграцию научных и образовательных ресурсов, обеспечение взаимосвязи науки и образования с бизнесом и придание высокого динамизма коммерциализации результатов прикладных научных исследований и разработок. Пока научно-образовательный потенциал используется еще недостаточно эффективно, в первую очередь, в решении важнейших государственных задач, что сдерживает рост национальной экономики, тормозит ее переход к экономике знаний.

Связано это, прежде всего, с тем, что наука и образование исторически оказались институционально разделены, а действенной правовой базы и адекватных экономических механизмов их интеграции еще не создано. Наиважнейшей задачей является трансформация вузовского сектора науки в крупную составляющую национальной инновационной системы страны. В этих условиях новая роль вузов - это не традиционная передача обществу знаний в форме обучения и подготовки специалистов для удовлетворения потребностей экономики - хотя, безусловно, это и необходимо, но во все большей мере становится явно недостаточной.

Современный университет может и должен оказывать непосредственное влияние на социально-экономическое развитие, выступать своего рода генератором основанных на фундаментальных знаниях и в то же время практически нацеленных инноваций. Ведь везде на Западе университеты представляются в виде оазиса общества и экономики знаний, выступают в качестве центров науки, технологии и бизнеса. Поэтому сегодня в числе первостепенных задач большинства государств - развитие и поддержка фундаментальной науки и университетского образования.

Принципиально новым шагом в этом является стимулирование вузов, активно внедряющих инновационные образовательные и научные программы. Важно осознать, что модернизировать образовательную сферу надо не по частям, а как единую систему, призванную, в свою очередь, стать ведущей составляющей инновационной системы в целом. Это действительно грандиозный и многообещающий план действий на ближайшие 5 лет. И сегодня мы находимся в самом начале этой работы и, если мы хотим преодолеть существующую пока инерцию, повернуть вспять деструктивные процессы, сдерживающие развитие науки и образования, надо искать наиболее эффективные пути решения прежде всего, тех проблем, которые позволят мобилизовать человеческий потенциал, имеющийся в образовательных и научных учреждениях, активизировать инновационную деятельность преподавателей и студентов, стимулировать креативность, инициативность и творческое начало в университетской среде.

- Благодарю за интервью.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...