Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

СВМДА: эволюция процесса

Скоро мы отметим 15-летие процесса СВМДА, что станет важным рубежом в эволюции инициативы. Идея о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии впервые была выдвинута Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым пятого октября 1992 года на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Эта дата стала исходной точкой в обеспечении эффективного диалога во имя мира и стабильности в огромном регионе.

Это было время, когда темпы глобализации стали набирать все большие обороты. После окончания «холодной войны» мир становился более взаимосвязанным и взаимозависимым не только экономически, но и политически. Однако процесс глобализации стали рассматривать как палку о двух концах: сторонники данного явления обращали внимание на его преимущества, заключающиеся в либерализации торгово-рыночных отношений, противники поднимали вопросы экономической и политической эксплуатации со стороны крупных государств и сильных торгово-экономических блоков. Среди этих разногласий одно было очевидным — наряду с бурным развитием экономики и распространением демократии глобализация также вела к интернационализации новых вызовов и угроз, единственным механизмом преодоления которых мог быть только диалог в безопасном и стабильном окружении.

В то время Азия не имела какой-либо общеконтинентальной структуры для рассмотрения вышеперечисленных проблем, для продвижения идей мира, безопасности и стабильности. До инициирования процесса СВМДА проекты создания механизма безопасности в Азии несколько раз предлагались рядом государств, но не нашли должной поддержки из-за взаимного недоверия — эффекта «холодной войны», а также других факторов.

Между тем на фоне быстро меняющихся геополитических и геоэкономических тенденций идея о созыве СВМДА получила поддержку со стороны ряда государств, играющих значительную роль в определении политического климата на континенте.

Казахстан и государства, поддержавшие процесс СВМДА, отчетливо понимали чрезвычайную сложность задачи создания подобной структуры безопасности, так как Азия — многообразный континент во всех проявлениях: политических, экономических, религиозных, этнических и культурных. Кроме того, нельзя не отметить высокую степень напряженности в некоторых регионах Азии в силу затяжных исторических конфликтов и устоявшегося недоверия. То есть модели других региональных структур безопасности, таких как, например, ОБСЕ, не могли быть напрямую применены к инициативе. Необходимо было провести последовательные и многосторонние консультации для продвижения процесса СВМДА. Казахстан и поддержавшие инициативу страны предприняли кропотливые усилия, начав со встреч на уровне представителей внешнеполитических ведомств. С каждой такой встречей происходило продвижение процесса СВМДА. Его кульминацией стала первая встреча министров иностранных дел стран-участниц в Алматы 14 сентября 1999 года. Тогда была принята Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами — членами СВМДА, которая и заложила основу последующего развития процесса.

Первый саммит, состоявшийся в Алматы четвертого июня 2002 года, ознаменовал формальное рождение Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии — многостороннего форума по углублению сотрудничества ради обеспечения мира, безопасности и стабильности в Азии. В этом мероприятии участвовали главы государств и правительств, а также специальные посланники шестнадцати стран: Афганистана, Азербайджана, Китая, Египта, Индии, Ирана, Израиля, Казахстана, Кыргызстана, Монголии, Пакистана, Палестины, России, Таджикистана, Турции и Узбекистана. Самым важным итогом встречи стало принятие уставного документа СВМДА — Алматинского акта. Позже количество членов инициативы возросло до восемнадцати после присоединения к ней Королевства Таиланд и Республики Кореи.

За пятнадцать лет СВМДА превратилось в полноценный действенный форум для диалога в целях поиска взаимоприемлемых мер по решению проблем и конфликтов в регионе. Цели и деятельность Совещания получили признание мирового сообщества.

В рамках СВМДА государства-члены прилагают усилия к созданию общего и неделимого пространства безопасности в Азии, где все государства будут мирно сосуществовать, а их народы — жить в атмосфере мира, свободы и процветания.

Как явствует из самого названия, основной целью созыва СВМДА было взаимодействие и осуществление мер доверия между государствами-членами. Деятельность после Первого саммита была посвящена, по сути, выработке механизма взаимодействия. В результате был заключен ряд соглашений и сделаны конкретные шаги, которые продвинули процесс СВМДА вперед. Позже одним из важных событий стало создание в июне 2006 года решением Второго саммита СВМДА Секретариата Совещания — постоянного административного органа форума.

Таким образом, СВМДА вступило в новый этап эволюции, суть которого состоит в непосредственном осуществлении мер доверия среди государств-членов.

Вторая встреча министров иностранных дел стран-участниц, состоявшаяся в Алматы 22 октября 2004 года, приняла Каталог мер доверия СВМДА, который утвердил принципы реализации мер доверия в рамках Совещания. Однако детализированную их концепцию удалось принять только в марте 2007 года в Бангкоке, когда Комитет старших должностных лиц (КСДЛ) СВМДА рассмотрел и принял рабочий документ «Кооперативный подход к реализации мер доверия СВМДА».

Традиционно под мерами доверия понимаются меры, предпринимаемые государствами для уменьшения угрозы и недоверия, существующих между ними, в том числе для снижения рисков военных конфликтов. Меры доверия СВМДА, однако, выходят за рамки традиционных концепций. Руководители государств — членов СВМДА признали, что во взаимосвязанном и взаимозависимом мире XXI века меры доверия в социально-экономическом измерении так же важны, как и в военно-политическом. Поэтому Каталог мер доверия СВМДА определяет пять измерений для осуществления мер доверия: военно-политическое, противостояние новым вызовам и угрозам, экономическое, экологическое, гуманитарное.

Осуществление мер доверия в указанных социально-экономических измерениях создает достаточную атмосферу доброй воли, что в долгосрочной перспективе является краеугольным камнем в осуществлении мер доверия и в военно-политическом измерении.

В настоящее время в регионе существует обширный потенциал для совместной деятельности в таких сферах, как торговля, экономика, охрана окружающей среды, устранение последствий стихийных бедствий, транспорт, энергетика, культурный обмен, диалог между цивилизациями и противодействие новым угрозам и вызовам.

Переговоры, имевшие место во время обсуждения и принятия Каталога мер доверия СВМДА, продемонстрировали широкий спектр идей и предложений относительно механизмов реализации. Исходя из этого стороны договорились работать в режиме постепенности. Осуществление согласованных мер будет происходить на последовательной и добровольной основе с целью создания в долгосрочной перспективе атмосферы полного взаимного доверия между государствами и достижения стадии, когда все страны Азии смогут работать сообща ради мира и стабильности.

Отмечу, что уже начался процесс реализации мер доверия в четырех социально-экономических измерениях. Семь государств-членов — Азербайджан, Иран, Казахстан, Республика Корея, Россия, Таджикистан и Турция — выразили готовность действовать в качестве координаторов отдельных проектов. В настоящее время они работают над соответствующими концепциями и рабочими планами по их реализации. Ожидается, что остальные страны-члены также в скором времени выразят желание стать координаторами и других направлений, указанных в «Кооперативном подходе к реализации мер доверия СВМДА».

С началом реализации мер доверия в социально-экономической области процесс СВМДА начал свое движение к конечной цели превращения Азии в регион мира и безопасности.

Хочу напомнить, что с момента выдвижения идеи о созыве СВМДА прошло пятнадцать лет, а его Секретариат действует только с 2006 года. Но несмотря на небольшой отрезок времени, СВМДА проделало значительный путь в попытках найти пути и средства для искоренения причин недоверия, страха, напряженности и вражды, а также по созданию условий для устойчивого экономического развития азиатских государств и их народов.

Как отметил действующий председатель Совещания Президент Нурсултан Назарбаев: «СВМДА — молодой форум, зачастую идущий непроторенными путями и поэтому не обладающий готовыми рецептами на все случаи. Оптимальные решения вырабатываются в процессе диалога». Таким образом, мандат СВМДА ясен — это создание уникальной структуры региональной безопасности. А в какой форме будет достигнута данная цель, зависит исключительно от воли и взаимопонимания членов Совещания. Тем не менее мы уверены, что после истечения определенного времени СВМДА займет достойное место как один из самых важных форумов в мировом сообществе.

Жандос АСАНОВ,

исполнительный директор СВМДА


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...