Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Американский кризис вскрыл нашу язву

Рост цен на товары и услуги в Казахстане вызван тремя причинами. Первая - после выборов власть отпустила искусственно сдерживаемые цены, вторая - влияние мировых трендов, третья - отсутствие в стране конкуренции. Такое мнение высказал в интервью «&» экономист Ораз Жандосов.

- Ораз Алиевич, о чем, на ваш взгляд, говорит факт понижения суверенного рейтинга Казахстана?

· Да, действительно, впервые за 8 лет Казахстан понизили в рейтинге на одну ступень. При этом рейтинг остался инвестиционным. Сам по себе факт понижения рейтинга сильно не отразится на экономике страны. Однако строительный сектор и население будут кредитоваться у банков второго уровня (БВУ) уже не столь активно, как прежде. Это, в свою очередь, повлияет на динамику роста ВВП, и уже в IV квартале мы увидим замедление динамики по сравнению с предыдущими кварталами.

В идеале рейтинги, как формулируют сами агентства, составляются исходя из будущих трендов. Они делаются для инвесторов, которые планируют покупать (или продавать) облигации страны. В отношении же Казахстана рейтинговое действие, как это называют агентства, носило не опережающий, а догоняющий характер. Ведь сегодняшний «кризис» наступил не сразу. Его глубинная причина - в кредитном буме, который повлек рост жилищного строительства и массовую выдачу ипотечных займов населению. Когда используется слово «бум», то подразумевается, что рост в определенной степени не подкреплялся объективной базой, которая должна быть основой любого здорового процесса. И это фундаментальная причина. Известные американские события и то, что в их результате в середине года закрылось финансирование для казахстанских банков, - всего лишь инструмент, вскрывший язву. Если бы совокупные внешние заимствования БВУ составляли, скажем, $5 млрд., последствия от американского ипотечного кризиса в Казахстане были бы незначительными, и макроэкономические последствий для страны не было бы. Сейчас же казахстанские банки набрали около $45 млрд. внешних займов, и в основном эти средства были направлены на кредитование внутри страны.

- Должно ли государство помочь банкам в этой ситуации и выделить деньги из бюджета?

· Кинуться спасать всех - неправильно, так как это подрывает основные постулаты существования рынка и частной собственности, согласно которым всегда должны быть риски и всегда должны быть проигравшие. Иначе это будет плановое хозяйство и социализм. Правительство в принятии решения должно руководствоваться двумя принципами. Во-первых, нельзя допустить, чтобы пострадали дольщики, которые фактически являются розничными инвесторами. То, что правительство вовремя не создало адекватную защитную систему для дольщиков, однозначно вина власти. Поэтому интересы данной группы населения государство должно учитывать в первую очередь при принятии решения о том, вмешиваться ли в ситуацию, и если да, то в какой форме. Во-вторых, не допустить возникновения системного кризиса недоверия к казахстанской банковской системе. В противном случае последствия будут серьезными, и речь пойдет уже не о замедлении роста ВВП, а о его падении.

Добавлю, что о реальных размерах сложившегося кризиса судить сегодня сложно, так как в открытом доступе отсутствует комплексная и оперативная информация об объемах застройки жилья по стране, сумме вложений дольщиков и других важных факторах. Я надеюсь, сейчас правительство какими-либо методами собирает эти сведения.

- Можно ли списать прокатившуюся по стране волну подорожания продуктов питания и услуг на рыночные колебания? Или все же следует признать, что Казахстан столкнулся с системным экономическим кризисом?

· У нынешнего подорожания несколько причин, имеющих разную природу. Первая состоит в том, что на протяжении определенного времени цены сдерживались искусственно, поскольку в стране проходили выборы за выборами. Теперь, когда стало понятно, что власть утвердилась на определенный срок, цены разом отпустили. Возникает вопрос: правильно ли правительство поступило, отпустив все цены сразу, либо это надо было делать постепенно? Я сторонник того, что все необходимые действия нужно предпринимать одномоментно. Но прежде чем пойти на такой шаг, правительство должно было предусмотреть расходы и заложить их в бюджет на текущий год. Методикой такого рода расчетов госорганы владеют, она, в принципе, несложная. Деньги в бюджете есть…

Уязвимыми, и в этом ничего нового нет, оказались бюджетники и пенсионеры. Но ведь не должно быть так, чтобы зарплаты учителей и врачей были ниже средней по стране. Если бы зарплаты бюджетников были в районе 50 тыс. тенге, а пенсии - в районе 30 тыс. тенге, то все эти ценовые колебания данные группы населения пережили бы легче. Еще раз повторю: деньги для этого в бюджете есть - вместо того, чтобы ежегодно тратить по миллиарду долларов на строительство Астаны или увеличивать капитализацию институтов развития, все эти социальные вопросы можно было бы закрыть. Рост цен на мировых рынках - не оправдание, так как вытекающее из этого роста подорожание товаров внутри страны можно было спрогнозировать и своевременно принять адекватные меры. Тогда реакция населения была бы не столь болезненной.

Третий источник проблем - отсутствие конкуренции. Первопричина этой проблемы в том, что правительство не пресекает монопольное положение некоторых компаний и не поощряет конкуренцию. Фактически за 4 года правительство не создало независимое от власти агентство по защите конкуренции, которое обладало бы действенными, законодательно закрепленными полномочиями и имело бы в своих рядах профессиональных специалистов, таких как, например, в АФН.

- Должно ли государство вводить госмонополию на производство стратегических продуктов?

· Я считаю, что нельзя сидеть на двух стульях. Сейчас пытаются регулировать цены на хлеб и требуют от акиматов создания стабфондов. Как акимы это могут сделать? Они же не сажают пшеницу. Значит, они должны ее купить. При этом стабфонды подразумевают наличие определенного количества зерна по ценам ниже рыночных. И когда акиматы пойдут за зерном к предпринимателям, то одних, тех, кто понравится акиму, не тронут, зато других, оказавшихся по каким-то причинам несимпатичными акиму, главы администраций заставят отдать зерно по ценам ниже рыночных. Получается полный волюнтаризм, административный произвол и коррупция. Причем никто не сможет проверить, сколько акимат закупил зерна. К примеру, если стабфонду надо 20 тыс. тонн, а акимат закупил 30 тыс. тонн, разницу он может продать по рыночным ценам.

Отдельный разговор - Продкорпорация. Ее создали в 1995 году для достаточно узких целей - организации хранения и обновления стратегического госрезерва зерна. На деле же получилось, что госкомпания, глава которой, как водится, является другом министра, начинает придумывать себе новые задачи. Так, в Продкорпорации несколько лет назад изобрели коммерческий закуп зерна. Нужен ли он реально или нет? Какой от него эффект? Никто не знает. Если вводить госрегулирование, делать это можно только полностью. Один из способов госрегулирования - госмонополия. В этом случае Продкорпорацию нужно превратить в министерство продовольствия, которое и будет формировать необходимый запас зерна для всех регионов, а всех производителей зерна обязать продавать 20% урожая по фиксированным ценам. Потом это зерно будет направляться на мельничные комбинаты и в пекарни. Но я думаю, что это глупо, так как наше государство благодаря нефтедолларам относительно богатое, и потому тем своим гражданам, кому на самом деле тяжело, вполне может помочь.

- Правительство призналось, что инфляция перешагнет запланированный рубеж. В чем, по-вашему, причина безудержной инфляции и почему Нацбанк не смог ее предвидеть?

· Когда экономика растет на 10% в год - качество роста не будем затрагивать - удержать инфляцию в маленьких пределах тяжело в принципе. При таком росте для такой структуры экономики, как у нас, оптимальный уровень инфляции равен где-то 6-7%. Обманываться и надеяться, что она может быть меньше, нереалистично. Главная сфера ответственности Нацбанка в том, какой темп роста денежной массы и кредитования населения и экономики допустимы в Казахстане. Вопрос этот сложный. Не привязываясь к пресловутому «кризису» в ипотечном кредитовании и жилищном строительстве, скажу: получи Нацбанк политическое задание ограничить рост кредитования населения максимум до 20% в год, он, оперируя монетарными инструментами, смог бы это обеспечить. Для него это дело техники. Но кто Нацбанку даст такое поручение?

Хотя население у нас бедное, но мы сидим на нефтяной бочке, поэтому залоговая база страны большая. Банковская система относительно развита, и ей можно доверять как посреднику в кредитовании. Эти два фактора позволили населению покупать сегодня то, что раньше было не по карману: квартиры, машины, бытовую технику. Возможно, Президенту стоило бы сказать, что рост кредитования не должен превышать 20%. Но он не может этого сделать, ведь население тогда его не поддержит, поскольку не захочет лишаться возможности делать покупки. Конечно, если бы Нацбанк был абсолютно независимым и его ничего не интересовало бы, кроме инфляции, он удержал бы рост кредитования, и инфляция была бы в искомом коридоре 6-7%. Однако, учитывая реальную структуру власти, в одиночестве такие вопросы Нацбанк решать не может.

Айжан Шалабаева


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...