Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

С нами надо считаться! Прощание с имиджем бессловесной колонии

С нами надо считаться!

На днях глава государства подписал поправки в закон "О недрах и недропользовании", которые в последнее время стали предметом больших дискуссий "об ухудшении инвестиционного климата в Казахстане". Несмотря на просьбы инвесторов не поправлять закон, казахстанский президент принял решение, которое четко обозначает новую и принципиальную позицию республики: с нами надо считаться!

Прощание с имиджем бессловесной колонии

Нефть - это все-таки сначала большая политика и лишь затем большая экономика. Сегодня эта фраза, сказанная одним умным человеком, признана в мировой "нефтянке" за аксиому. Но в случае с одним из крупнейших в мире месторождений Кашаган присутствуют оба фактора - и большая политика, и большая экономика.

Напомним, вторая отсрочка первой нефти с месторождения чревата для страны нежелательными последствиями. Во-первых, на кону репутация республики: проанонсированные ранее планы, в соответствии с которыми Казахстан должен добывать к 2015 году 150 миллионов тонн нефти, имеют высокую вероятность остаться лишь декларативными намерениями. Во-вторых, ожидаемая прибыль от продажи нефти, которую республика могла бы успешно использовать для решения многих своих проблем, до сих пор остается призрачной.

Новые поправки в закон "О недрах", "спровоцированные" ситуацией вокруг Кашагана, ужесточают требования к нефтяным компаниям. А если быть точнее, призваны дисциплинировать иностранных инвесторов на предмет выполнения ими своих обязательств.

В зарубежной прессе после принятия поправок обеими палатами парламента не замедлили появиться публикации с заголовками о том, что официальная Астана "закручивает гайки" по отношению к иностранным инвесторам.

В один голос зарубежные vip-персоны в лице герцога Йоркского и итальянского премьера Романо Проди дружно уговаривали казахстанского президента не подписывать поправки в закон. Главный аргумент - это неминуемо скажется на привлекательности инвестиционного имиджа страны.

И пока документ лежал на подписи у главы государства, иностранные компании решились даже на коллективное письмо с просьбой не принимать законопроект, найдя в нем противоречие с Основным Законом страны.

В кулуарах нефтяных компаний высказывались три версии по поправкам: либо президент наложит вето, либо отправит на доработку, либо подпишет. Как видим, был принят третий вариант, которого боялись инвесторы.

Одной из первых, кто отреагировал на решение Астаны, была Еврокомиссия, которая нынче озабочена обеспечением энергобезопасности опекаемых ею стран ЕС.

- Комиссия продолжит изучение возможного влияния нового законодательства на европейские инвестиции в Казахстане, включая анализ на соответствие нового закона положениям Договора энергетической хартии, в частности, в области поддержки и защиты инвестиций, - заявил на днях комиссар по энергетике Андрис Пибалгс.

В приватной беседе с корреспондентом "ЭК" один из опытных казахстанских нефтяников на вопрос, какое решение было бы для нашей республики лучшим, ответил:

- Однозначно третье. Окончательное принятие законопроекта будет означать, что республика наконец-то проявит характер и заставит с собой считаться. Опасения и угрозы, что пострадает наш инвестиционный климат, напрасны. Вот увидите, никто из инвесторов не уйдет! Уже давно настала пора нам освободиться от имиджа безропотной сырьевой колонии. Мы давно выросли из этих штанишек, и инвесторы должны понять, что с нами надо считаться!

Кашаган - не Сахалин

Напомним, на заре своей независимости молодая республика не имела больших средств, кроме богатств, сокрытых в недрах. И чтобы привлечь инвестиции для подъема экономики, она распродала большую часть своих месторождений, в первую очередь нефтяных. Тогда мы принимали те правила игры, которые во многом диктовались нам.

Кашаган в нынешней ситуации стал хорошим поводом для того, чтобы республика, воспользовавшись моментом, смогла заявить о своих правах и переломить ситуацию, дабы освободиться от некоего налета колониальности.

Одна из главных целей, которой добивается наше правительство, это увеличение казахстанской доли в проекте. Но при нынешних ценах на нефть было бы наивно рассчитывать на то, что участники консорциума горят желанием отдать часть своей доли в пользу национальной компании "КазМунайГаз" (напомним: ее участие в данном проекте мизерно - чуть более 8 процентов). И речь идет о том, кто по большому счету будет контролировать весь проект после завершения нынешнего передела собственности, в данном случае казахстанских недр.

Заметим, что законопроект был подписан через два дня после завершения "дружественного этапа" переговоров по Кашагану. Их результаты нельзя сказать, что огорчают, но утверждать, что радуют - тоже преждевременно.

Как стало известно, один из участников консорциума Agip KCO не согласился с размером новой доли "КазМунайГаза". Есть мнение, что если участники консорциума Agip KCO не согласятся на требования Казахстана, то не исключено, "что в случае, если стороны не придут к какому-то консенсусу, Казахстан может обратиться в арбитражный суд".

Пока дело до суда не дошло, и стороны надеются на взаимное благоразумие.

Однако в желании республики увеличить свою долю в Кашаганском проекте иностранные инвесторы видят угрозу национализации - кстати, многие из них в качестве аналогии приводят в пример историю с российским месторождением "Сахалин-2".

Но, как считают наши нефтяники, несмотря на ужесточение законов, Казахстан - один из немногих остающихся "заповедников", где вопрос о национализации нефтедобычи пока вообще не ставится.

Вот что сказал по этому поводу Грегори Воджак, управляющий партнер компании Centrial Asia, Bracewell/Giuliani LLP, во время своего выступления в Алматы на недавно прошедшей международной конференции "KIOFE- 2007":

- На мой взгляд, лучше не иметь стратегических проектов в России. Разница между Россией и Казахстаном в том, что если бы ситуация, аналогичная Кашагану, произошла в России, то она не решалась бы там так, как это делается здесь - путем переговоров.

Что касается поправок в закон "О недрах" Воджак считает, что нет оснований для беспокойства:

- Многие страны при создании соответствующего закона при национализации объектов недропользования выплачивали компенсацию уходившим инвесторам. В Казахстане же в поправках такого пункта о компенсации нет. Если нет пункта о компенсации, значит, речь не идет о национализации проекта. И я, как юрист, считаю, что переговоры - это лучшее средство для решения проблемы вокруг Кашагана.

№ 199 (16347) от 30.10.2007

Кульпаш КОНЫРОВА, Астана


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...