Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Назарбаев опытнее своих оппонентов. Известный американский эксперт - о проблемах экономики и политики двух стран


Дерек Шерер, американский эксперт в области политэкономии, торговли и проведения выборов, в эксклюзивном интервью «Литеру» посоветовал нашей стране брать пример с Норвегии, а также наладить транспортные коммуникации, создать адекватную электронную инфраструктуру и обеспечить устойчивое соединение с Интернетом. Без этого, по его мнению, успех в глобальной экономике невозможен. Шерер уверен, что президент Назарбаев очень популярен, люди верят в его лидерство и просто подавляющим большинством проголосовали за его партию. Но предлагает строить такую политическую систему в стране, при которой молодые политики стремились бы вырасти до уровня первого президента.

В Казахстане Дерек Шерер, почетный профессор дипломатии и международных отношений, не частый гость. В этот раз в Астане американский политолог прочитал курс лекций для будущих дипломатов. В основном лекции касались изменений во внешней политике США, американского опыта экономического перехода от ресурсоориентированной экономики к высокотехнологичной, а также проведения выборов и политэкономии торговли.

- Что вы можете рассказать об экономическом кризисе в США, который повлиял на экономики многих стран. На ваш взгляд, было ли это кризисом и почему это стало возможным?

- Я бы не называл это кризисом. Это был отчасти классический спекулятивный пузырь. Были сделаны чрезмерные инвестиции состоятельными людьми в недвижимость в предвкушении подъема цен. Финансовая система предоставила для них кредиты, чтобы они купили недвижимость для спекулятивных целей. Но не все эти предположения спекулятивного характера сбылись, потому что цены прекратили расти. И в конечном итоге люди не смогли выплачивать свои кредиты.

К тому же еще более усугубила ситуацию, в дополнение к этому, и администрация Буша, не предоставившая жесткого регулирования для финансовой отрасли, потому что философия администрации такова, что правительство не должно диктовать бизнесу, что он должен делать.

Таким образом, финансовая индустрия попыталась призвать малообеспеченные слои населения брать кредиты по более высокой ставке. То есть такие субпраймовые кредиты при процентной ставке выше средней.

Кроме того, многие из кредитных отчетов были фальсифицированы, т.е. были выданы так называемые сомнительные кредиты, когда кредитные инспекторы точно знали, что вряд ли эти деньги будут возвращены. Потом все эти кредиты формируются в качестве одного пакета, это финансовый инструмент своего рода, и продаются на международном рынке. Таким образом, другие учреждения во всем мире покупают эти инструменты. Многие из них купили эти инструменты, они думали, что они действительно жизнеспособны экономически.

Потом все начало выходить на поверхность. И многие из этих малообеспеченных людей не могли выплачивать свои кредиты, и их имущество конфисковали. И эта ситуация создала большое давление на нашу резервную финансовую систему, пришлось просто в кризисной ситуации выручать, помогать многим финансовым институтам. Проблема в том, что в новом глобальном мире финансы носят международный характер, таким образом, одна проблема неадекватного управления и спекулятивной практики США отражается на всем, и ее чувствуют в Казахстане. Я не эксперт по недвижимости в Казахстане. Просто, глядя на город и видя какие-то крупные большие особняки, предполагаю, что спекулятивная практика присуща и здесь в секторе недвижимости. Но я не знаю, какая у вас тут регламентирующая практика.

- Недавно президент Казахстана провел совещание с правительством и поручил создать стабилизационный фонд в сумме 4 млрд долларов для поддержки населения, которое участвует в проектах долевого строительства, а также для поддержки стройиндустрии и банков. Что вы можете сказать о таких шагах?

- Это будет действенным инструментом, если ставки кредитования банков будут реформированы, чтобы они были достаточно эффективными в будущем. Я не знаю, опять же, достаточно о банковской индустрии здесь. Но я знаю наверняка, что необходимо регулировать банковскую систему. Это абсолютное право правильного государственного управления, потому что если вы не регулируете свою банковскую индустрию, всегда будут люди, которые пользуются другими людьми из малообеспеченных слоев населения, которые ничего не понимают в экономике. В США, например, в основном представители малообеспеченных семей не понимали, какие кредитные договоры они заключали. Им говорили одно, а на самом деле было другое.

- Если обратиться к экономике Казахстана, на ваш взгляд, что можно сделать в Казахстане, для того чтобы ускорить переход от сырьевой направленности экономики?

- Это очень важный вопрос. И это вопрос, который другие страны, чья экономика основывается на природных ресурсах, тоже поднимают. Например, я был в Чили несколько месяцев назад. Экономика этой страны очень зависит от меди и от экспорта сельскохозяйственных продуктов. В таких случаях чаще всего возникает вопрос о том, каким образом правительство использует деньги, которые оно зарабатывает, используя природные богатства. Это очень сложный вопрос для экономик, основывающихся и на нефтяном секторе. Можно посмотреть на другие страны мира. И если нарисовать прямую линию, то с одной стороны были бы страны, которые очень плохо обошлись со своей нефтью - здесь Нигерия была бы самой худшей, а самая лучшая - это Норвегия, в середине были бы Мексика, Венесуэла и Саудовская Аравия.

Прежде всего Казахстану необходимо ясно понимать, что он хочет быть скорее как Норвегия, нежели как Нигерия. И это означает, что в стране долж-ны быть четкие и открытые дебаты о том, как инвестировать деньги, полученные в форме нефтяных доходов, для диверсификации экономики. И тут множество важных вещей, которые можно сделать.

Я перечислю всего лишь некоторые из них, это не секретная информация. Первое - для успеха нужно усовершенствовать систему образования. Я приехал из Калифорнии, мы начинали в качестве штата, основанного на сельскохозяйственной продукции. И у нас было золото. Сейчас у нас диверсифицированная экономика - сильнейшая в США, и одна из самых сильных в мире. Одна из причин нашего успеха - это то, что мы построили очень сильную систему высшего образования. И я верю, что эта модель - пример для других стран и для других штатов. Что важно в этой системе, наличие не только элитных университетов, в ней есть региональные и общинные университеты. Даже самые малоимущие калифорнийцы, таким образом, имеют возможность получить высшее образование. Это означает, что качество человеческого капитала в Калифорнии очень высоко. Есть умные люди, которые генерируют новые идеи для создания бизнес-предприятий, продуктов, изобретений. Если посмотреть на статистику по новым изобретениям, то Калифорния занимает первое место.

Второе - финансовая система, которая предоставляет венчурные капиталы. То есть инвестиционные деньги для предпринимателей, у которых есть новые идеи. И наш профессорско-преподавательский состав в университетах общается и работает с нашим деловым сообществом. Что касается инвестиций в образование, вам также следует обращать внимание на программы по улучшению языковых навыков. Английский - это глобальный язык бизнеса, деловой язык европейского союза. Поэтому Казахстану необходимы гораздо более агрессивные программы по обучению английскому. Например, телевизионные программы на английском языке не нужно дублировать. Их лучше показывать, добавляя субтитры на казахском или русском языках.

Также вам необходима более совершенная инфраструктура. В Калифорнии мы построили отличные новые дороги и автомагистрали. А в Казахстане… я проехал по дороге в Караганду, экономически это неэффективная дорога. Вы это знаете. Но страны с нефтяным богатством должны строить действительно хорошие автомагистрали не только чтобы соединить города и бизнес-предприятия внутри Казахстана, но также для того, чтобы обеспечивать связь с другими центральноазиатскими странами.

Можно построить более совершенную железнодорожную систему, можно даже ввести экспресс-поезда, подобные тем, которые есть в Европе.

Кроме того, вам необходимы правовые режимы, которые бы защищали частную собственность. Я слышал истории уже от деловых людей, бизнесменов о предпринимателях, которые начинают свое дело и добиваются успеха, а потом у них отбирает их бизнес какой-нибудь могущественный человек. Потом эти могущественные люди получают деньги и не могут даже управлять этим бизнесом. Это также важно для международных инвесторов. Потому что международные инвесторы хотят быть уверенными в том, что контракты соблюдаются. Опять же это не ядерная физика, это всего лишь какие-то базовые вещи.

Кроме того, электронная инфраструктура неадекватна в Казахстане до сих пор. Не так сложно обеспечить устойчивое соединение к Интернету в стране. Вы не будете успешны в глобальной экономике без этого. Таким образом, это еще одна часть современной инфраструктуры, которая является абсолютно необходимой…

- Господин Шерер, какова тематика лекций, которые вы читали для казахстанских студентов?

- Я преподаю курс по современной политике США, а также курс по внеш-ней политике Буша на протяжении 6 лет. Я тщательно изучал все, что сделала эта администрация, я также преподавал курс по войне с террором, и когда я проводил свой курс, я приглашал самых лучших экспертов по войне с террором, для того чтобы они приехали и рассказали об этом. Поэтому у меня есть кое-какие мысли о том, какие ошибки были сделаны и какое воздействие, какой эффект возымели эти ошибки и политика на положение США в мире. Также часть лекций касается проведения выборов. Как вы знаете, у нас надвигаются выборы в следующем году. Я являлся советником в ходе шести политических кампаний. Был очень близким советником Клинтона в 1992 году. Поэтому в своих лекциях я объяснял, что один из трудных вопросов предстоящих президентских выборов - будет ли сохранено американское лидерство в мире и то, какая внешняя политика у нас должна быть. Как нам следует поступить с Ираком и с войной с терроризмом, поэтому я попытался объяснить студентам в институте в Караганде и в Астане, какие вопросы в США находятся на стадии обсуждения именно в свете того, что приближаются президентские выборы. И что может измениться, в случае если будет сменен президент.

- Недавно государственный секретарь Казахстана встречался с послом США при ОБСЕ. На этой встрече обсуждались перспективы председательства нашей страны в ОБСЕ в 2009 году. Как известно, среди тех стран, кто пока не поддерживает кандидатуру Казахстана, - Великобритания и США. Чем объясняется позиция этих государств?

- Я хочу четко сказать сразу, что не вхожу в состав действующего правительства, поэтому у меня нет никаких секретных знаний по этому поводу. Можно всего лишь предполагать, что, возможно, их беспокоит факт, что в парламенте нет оппозиции. Обычно не очень хорошо, когда проводятся выборы и все места выигрывает одна политическая организация. Но я не знаю наверняка.

Допустим, когда вы вступаете в какую-то членскую организацию, к примеру в ЕС, то есть ряд различных условий: законодательство, которое необходимо правительству поменять, перед тем как вы можете получить право на вступление. Также когда вступаешь в НАТО, тоже есть определенные условия. Например, когда Венгрия хотела присоединиться к Северо-Атлантическому альянсу, Будапешту сначала предложили разрешить кое-какие пограничные споры с Румынией. Еще одно условие присоединения к НАТО - это то, что военная власть должна подчиняться гражданскому правительству. То есть вы не можете вступить в НАТО, имея правительство, которым управляют военные. И так далее.

Возможно, кто-то считает, что должны быть какие-то условия, чтобы стать председателем в ОБСЕ, которые связаны с состоянием демократических институтов в Казахстане. Но это просто моя догадка. Я не знаю, что официальная Великобритания или Соединенные Штаты думают по этому поводу.

- Недавно в Казахстане была проведена конституционная реформа. Так, например, в парламенте выделены места для представителей национальных меньшинств. Как вы расцениваете это новшество?

- Многие из проектов, о которых заявил Назарбаев, требуют работы, которая будет продолжаться даже после его жизни. Его идея превратить Казахстан в лидера Центральной Азии и сделать страну реально сильной экономической державой потребует более чем одного политического лидера. И всегда есть вопрос относительно того, каким образом развивать других лидеров.

Поэтому необходимо оставлять место в политической системе и для следующих лидеров, чтобы они могли начать набираться опыта. Дам вам пример из практики США. Сенатор Абама из Иллинойса - относительно молодой, он баллотируется в президенты, возможно, он не готов быть президентом, возможно, он не получит номинацию. Гораздо более опытный политик, сенатор Хиллари Клинтон из Нью-Йорка, наверное, получит номинацию, и она может стать президентом. Некоторые говорят, что это плохо: «еще раз Клинтон, Буш - Клинтон - Буш». Но сенатор Клинтон пользуется поддержкой большинства людей, она очень опытный лидер. У нее есть еще какие-то планы, которые она бы хотела воплотить в течение жизни, так же как и у Назарбаева есть планы, которые он бы хотел выполнить. Но так как есть возможность у сенатора Абамы бросить ей вызов и выразить свои идеи, это позволит ему наработать политический опыт. При этом общественность услышит также и новый голос. Возможно, сенатор Абама станет президентом через 10 лет, и он будет гораздо лучшим президентом, чем если станет им сейчас.

Я думаю, что Казахстану необходима политическая система, которая позволит молодым лидерам развиваться. Если у вас всего лишь одна партия в парламенте, то эти люди не могут выражать свои идеи, потому что они всегда остаются в тени более старшего и опытного лидера.

- Судя по отчетам наблюдателей, которые приезжали из США 18 августа, мнения разделились. Одни говорили, что выборы прошли демократично, другие - что выборы не полностью соответствовали демократическим нормам. Каково ваше мнение как эксперта?

- Здесь можно сказать, что президент Назарбаев очень популярен, люди верят в его лидерство и просто подав-ляющим большинством проголосовали за его партию. Но даже если это и так, обычно всегда есть какие-то люди, которые недовольны. Проблема возникла в связи с тем, что все места выигрывают и получают одни независимо от подробностей и конкретных деталей процедуры выборов. В глазах экспертов, внешних наблюдателей, журналистов из Вашингтона это походит на старые выборы советского периода.

Мы знаем, что Назарбаев лучше, опытнее, чем его оппоненты. Но мне было бы любопытно спросить советников президента: «Разве не было бы более умным шагом проследить за тем, чтобы хоть какая-то оппозиция была в парламенте?». Для того чтобы услышать их идеи и для того чтобы показать всему остальному миру, что в Казахстане есть много различных мнений, даже несмот-ря на то что Назарбаев и его партия находятся у власти.

Галия ИДОЯТОВА, Алматы


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...