Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Борьба лизинга за выживание. Рынок финансового лизинга в Казахстане обладает на сегодняшний день большим потенциалом развития

Перспективный рынок лизинговых услуг в Казахстане столкнулся на сегодняшний день с определенными трудностями, которые сдерживают его потенциал. Преодолевая препятствия, он может выйти на новый уровень развития

Рынок финансового лизинга вКазахстане обладает насегодняшний день большим потенциалом развития. «Рынок лизинга вКазахстане один изнаиболее динамично развивающихся финансовых рынков, -говорит Асель Дыканбаева, начальник управления финансового лизинга БТА. -Напротяжении последних пяти лет совокупный лизинговый портфель ежегодно рос в1,5-2 раза. Такое развитие рынка обусловлено высокой степенью износа основных средств, развитием новых производств, бурным строительством, атакже государственной поддержкой».

Специалисты компании «БРК-Лизинг» утверждают, что износ основных средств предприятий РКсоставляет 70-80%. Вуправлении финансового лизинга Банка ТуранАлем (БТА) приводят цифру в32-36%, однако эксперты сходятся вомнении, что этот показатель очень велик, аведь лизинг выступает вкачестве одного изсамых приемлемых способов обновления основных средств. Однако, имея большие возможности для роста, лизинговый рынок сталкивается сопределенными трудностями. Особенно тяжелым стал нынешний год.

Мир меняется

Лизинг внашей стране фактически начал развиваться спринятия закона «Офинансовом лизинге» в2000году. В2004−м рынок получил хороший стимул -лизинговые компании были освобождены отуплаты НДС при импорте некоторых видов товаров подоговорам финансового лизинга, тогда жебыли сокращены иограничения посрокам амортизации. Все это придало рынку лизинга динамичность. Начал меняться состав основных игроков иструктура лизинговых сделок. Асель Дыканбаева отмечает: «До 2005года основными операторами лизингового рынка выступали дочерние компании банков игосударственные компании. Запоследние два года нарынке появились банки, лизинговые компании, входящие всостав торговых ифинансово-промышленных групп, атакже иностранные операторы. Появление новых игроков обусловлено развитием рынка, возможностью получения налоговых льгот, атакже необходимостью развития новых каналов продаж (для продавцов основных средств)».

Изменилась иструктура лизингополучателей. Изначально основными потребителями лизинговых услуг выступали компании малого бизнеса, что было вызвано невозможностью предоставления ими обеспечения покредиту. Средние икрупные компании предпочитали пользоваться банковскими кредитами либо привлекать ресурсы нафондовом рынке. Более чем 60% всех лизинговых средств в2006году было сосредоточено всегменте малого бизнеса.

Тем неменее впоследние годы наблюдается интерес клизингу состороны среднего икрупного бизнеса всилу освоения установленных обеспеченных лимитов, атакже наличия налоговых преимуществ.

Что касается отраслевой структуры лизингополучателей, товпоследнее время заметна тенденция кросту спроса нализинг состороны, во-первых, промышленных компаний. Свою роль сыграли недропользователи, небольшие обрабатывающие компании, заводы попроизводству строительных материалов.

Во-вторых, значительную долю спроса нализинг обеспечили строительные компании. Всилу резкого роста цен наземлю ивэтой связи предпочтения вкладывать «живые» ресурсы вземельные активы все остальное строительные компании активно приобретают влизинг. В2006году доля строительной техники иоборудования выросла вдвое вструктуре предметов лизинга посравнению с2005−м ипоразным оценкам составила 15-26,8%.

Вкрупных городах лизинг оказался востребован транспортниками -посведениям «Эксперта Казахстан», немалая доля автобусов, работающих вАлматы, была приобретена впоследние годы полизинговым схемам.

Меняется исостав предметов лизинга. Основной спрос до2004года был заявлен натранспорт исельскохозяйственную технику (всилу высокой мобильности иактивного продвижения, атакже высокого уровня накопленного износа). Сейчас также активно развивается рынок лизинга спецтехники, оборудования. «Можно говорить оследующих привлекательных отраслях для лизинга -железнодорожный транспорт, строительство, транспорт, металлургия, связь», -подтверждает г-жа Дыканбаева.

Откуда поступают предметы лизинга вКазахстан? Традиционно основными игроками выступали российские производители. Однако впоследние годы отмечается активный рост спроса накитайскую технику итранспорт, атакже увеличение спроса наоборудование производства стран ЕСиСША. Россияне теряют позиции из-за ценовой иклиентской политики производителей: уменьшается количество сервис-центров, ежемесячно растут цены, российские производители все реже используют инструменты торгового финансирования. Кроме того, вКазахстане развивается «молодой» бизнес, незнакомый сроссийской техникой. Тем неменее пока россияне остаются лидерами вструктуре производителей оборудования, передаваемого влизинг, казахстанцы отстают отних почти вчетыре раза. Ноиуотечественных игроков есть свои конкурентные преимущества: возможность адаптировать свою технику под казахстанский спрос, готовность работать сразличными финансовыми инструментами, низкие цены икороткие сроки поставки. Наконец, западные поставщики делают ставку надлинные сроки финансирования ивозможность привлечения финансовых ресурсов страны производителя (экспортные кредитные агентства, кредиты поставщика ит.п.).

Еще одним свидетельством развития отечественного рынка лизинга стало появление новых схем. Если раньше унас существовал только финансовый лизинг, тотеперь некоторые компании предоставляют итак называемый операционный лизинг, который подразумевает нетолько финансирование стоимости основных фондов, ноикомплекс различных услуг, направленных наобслуживание иподдержание вдолжном состоянии предмета лизинга.

Налоговое бремя…

Впрочем, нельзя говорить, что нарынке лизинга все замечательно. Среди узких мест, которые мешают (или могут помешать) развитию рынка, игроки называют прежде всего систему налогообложения итаможенного контроля.

Асель Дыканбаева выделяет несколько основных групп проблем, связанных сналогообложением. Первая связана состандартным финансовым лизингом: вопросы смены лизингодателя, смены лизингополучателя ивопросы наступления страховых случаев. Налоговое законодательство недает четкого понимания того, как надо себя вести вэтих случаях. Например, при смене лизингополучателя, вслучае его дефолта ипередачи предмета лизинга вовторичный лизинг (другому лизингополучателю) вопросы налогообложения остаются открытыми. Как отмечал Айбар Ешкеев, заместитель председателя правления АО«Лизинг Групп»: «Когда клиент неможет платить ивозвращает предмет лизинга, лизингодатель должен платить 15% НДС, естественно, онзеркально перекладывает это нализингополучателя, аутого уже дефолт. Таким образом, очень много проектов, которые могли быть переданы дальше вовторичный лизинг, простаивают».

Еще одна группа вопросов связана свозвратным лизингом вотношении оборудования, ранее введенного вэксплуатацию суплатой НДС методом зачета. Всилу структуры процесса подействующим правилам налогообложения напредмет лизинга вэтом случае налагаются дополнительные налоговые санкции.

Помнению г-на Ешкеева, есть иеще одна проблема: «Сегодня, похоже, существуют различные представления целостности структуры предмета лизинга улизинговых компаний итаможенных органов. Тоесть если оборудование всвоих частях имеет генераторы, конвейерную линию, насосы идругие комплектующие, которые могут вдальнейшем использоваться вдругом оборудовании, тоНДС взимается завесь предмет лизинга. Таможенные органы делают это, видимо, для того, чтобы минимизировать риски недобросовестного использования льгот. Для минимизации выплат поНДС наши партнеры-отправители разбирают наместе погрузки предмет лизинга, выдают нам несколько кодов ТНВ, оформляют несколько мест наплатформах. Врезультате такой схемы мывсе-таки платим НДС, нонеповсему комплексу оборудования, атолько поего части. Однако для нас это рождает ряд трудностей -непонимание партнеров, рост транспортных издержек, нуи, конечно же, отсутствие льгот поНДС наотдельные комплектующие».

Вближайшие годы кэтим проблемам может добавиться еще одна. Минувшим летом лизинговые компании получили извещение опланах госорганов отменить льготы поНДС для операций финансового лизинга.

«Если льготы будут отменены, тогда привлекательность лизинга для инвесторов существенно снизится», -говорит генеральный директор ТОО «Синергия» Рахим Ошакбаев. Перспектива изменения правил игры обеспокоила участников рынка. Они обратились кпремьер-министру республики Кариму Масимову, указав наопасность исчезновения лизинга как финансового института вКазахстане. Асель Дыканбаева считает, если «решение оботмене налоговых льгот все-таки будет принято, это очень негативно скажется нарынке лизинга иприведет его кобъемам конца девяностых».

Позаявлению Светланы Идрисовой, члена правления «Союз НЭП Атамекен», статьи, касающиеся отмены льгот покорпоративному налогу иНДС для лизинговых операций, благодаря работе союза исключены изнового законопроекта. Однако лизинговые компании все равно опасаются отмены льгот до2010года.

Небыло бысчастья…

Пока лизинговые компании разбирались сдеталями налогообложения, они столкнулись сеще одним непредвиденным фактором -пресловутым кризисом ликвидности вфинансовом секторе. «Лизинговое финансирование касается восновном оборудования итехники, что всвою очередь связано среализацией каких-то запланированных проектов, аэти проекты могут стать неперспективными вусловиях кризиса. При таких обстоятельствах банки могут свернуть свой лизинговый бизнес или просто номинально оставить ихнарынке», -объясняет Рахим Ошакбаев.

Спроблемами столкнулись даже компании -«дочки» банков. Как отмечает Эрлан Каржаубаев, председатель правления АО«Халык-Лизинг», кризисная ситуация привела ктому, что нарынке наблюдается «приостановка рассмотрения проектов многими лизинговыми компаниями ввиду уменьшения возможности привлечения финансирования, атакже проблемы слизинговыми платежами уклиентов, так или иначе связанных состроительством. Структура оборудования, передаваемого влизинг, несильно изменилась -это практически все отрасли производства. Сейчас, попонятным причинам, наблюдается полное отсутствие заявок построительному оборудованию, например, вначале года они составляли 60% всех заявок внашей компании».

Строители стали менее платежеспособны инемогут себе позволить новые лизинговые сделки. Доходы лизинговых компаний упали всреднем порынку на10-13%. Впрочем, пообъемам лизинговых сделок нарынке первое место занимает аграрный сектор, поэтому сокращение лизинга строительного оборудования впервую очередь ударило покомпаниям, специализирующимся наклиентах изэтого сектора, ивменьшей степени сказалось надоходах рынка вцелом.

Тем неменее вкомпании находят выход изситуации. «Объемы финансирования мынесокращаем, нопересмотрели ценовую политику. Если раньше финансировали лизингополучателей поставке вознаграждения 10-14% годовых, тосейчас можно говорить оставках врайоне 15-20%. Рост ставок вызван прежде всего повышением стоимости ресурсов как навнутренних, так инавнешних рынках фондирования», -говорит г-жа Дыканбаева.

Даивцелом наперспективы развития рынка лизинга смотрят скорее соптимизмом.

«Учитывая перспективы развития рынка лизинга, его привлекательность для компаний как инструмента финансирования обновления основных фондов, думаю, что банки вряд лиоткажутся отлизингового бизнеса, -рассказывает Асель Дыканбаева. -Безусловно, многим лизинговым операторам придется пересмотреть свою кредитную иценовую политику, изыскивать новые источники фондирования, носпрос нализинг по-прежнему будет диктовать дальнейшее развитие рынка». Эксперт отмечает, что лизинг, вотличие отмногих кредитов, неимеет под собой спекулятивной основы ивсегда базируется нареальных активах. Кроме того, предмет лизинга является собственностью лизингодателя ивероятность потери актива минимальна. Именно поэтому лизинговый портфель -один изнаименее рискованных активов банков.

Как нипарадоксально, даже проблемы, скоторыми столкнулся рынок, могут положительно повлиять нанего. Если отмена льгот все жеслучится, это подтолкнет игроков коптимизации своего бизнеса. Так происходило инадругих рынках -вопределенный момент отльгот государство переходило кповышению нормативов сцелью сделать рынок более крепким иустойчивым. Анынешняя кризисная ситуация сфондированием заставит лизинговые компании диверсифицировать свой лизинговый портфель, сокращая долю строительного оборудования ибольше работая спроизводственными итранспортными мощностями, искать источники средств, отличные отбанковских займов. Даже если кому-то изкомпаний придется уйти срынка (особенно «дочкам» банков), тодругие смогут успешно приспособиться кновым условиям.

Василий Калабин, Игорь Киндоп


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...