Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Колоссальный, но противоречивый вклад

Владислав ЮРИЦЫН

 

Субъективизм - обычно дело при отыскании объективных причин.

NN

Тезисы о том, что “номады - разрушители цивилизаций” и “кочевники - посредники между цивилизациями” - своего рода полюса в оценках данного мирового феномена. Количество сторонников второй точки зрения постепенно увеличивается, а на международной конференции “Вклад кочевников в развитие мировой цивилизации” они явно доминировали. Научный форум в Алматы 21-23-го ноября был организован Институтом по проблемам культурного наследия номадов, который пригласил признанных авторитетов в области изучения кочевников Евразии и специалистов из сопредельных сфер знания.

Трактовки

Особенностью кочевниковедения остается поляризация оценок в отношении их роли в мировой истории. Когда мэтрами утверждается, с одной стороны, что “кочевники ничего не внесли в мировую цивилизацию, кроме факта своего существования и штанов”, а с другой - “несмотря на сравнительную малочисленность, роль кочевников в истории Евразии была большой и многогранной”, поле для поиска истины становится очень большим.

Касаясь экономического аспекта номадизма, антрополог Анатолий Хазанов (университет Висконсин, США), отметил, что “до новейшего времени кочевничество являлось наиболее эффективным видом производящего хозяйства на аридных землях”. Превосходя по балансу трудозатрат и отдачи даже поливное земледелие.

“Кочевники - один из главных агентов культурной диффузии”, - еще один тезис доклада профессора Хазанова. До того, как каравеллы победили караваны, кочевой транзит был основным. Китайские зеркала находят в Восточной Европе, а изделия персидских ремесленников в пазарыкских курганах на Алтае. Номады делали мир более открытым. Товары, технологии, культурные растения перемещались на огромные расстояния. К примеру, благодаря кочевникам, китайские артиллеристы в составе войск хана Хулагу познакомили европейцев с черным порохом.

Сами кочевники не создали мировых религий, зато чрезвычайно активно способствовали распространению христианства, буддизма и, особенно, ислама. В военной сфере они вообще произвели революцию, создав в 1-ом тыс. до н. э. конницу и конную стрельбу из лука.

Анатолий Хазанов указывает на три главные причины, почему кочевники два тысячелетия оставались мощной военной силой. Во-первых, неразвитое разделение труда и социальная стратификация приводили к тому, что большинство мужчин одновременно являлись воинами. При этом среднестатистический боец владел оружием, имел его и мог лично создавать как минимум часть вооружения. Второй фактор заключается в том, что кочевой образ жизни сам по себе способствует военной подготовке. И третий момент - кочевники не испытывали недостатка лошадей для своих войск, тогда как во многих земледельческих обществах возможности по содержанию коней были сильно ограничены.

Если взять политический аспект, то за исключением Западной Европы и Юго-Восточной Азии не менее половины государств Евразии созданы кочевниками, либо с их активным участием. То же самое с разрушением и гибелью государств. “Странно, что при нынешнем уровне знаний это не признается”, - заметил профессор Хазанов.

Доктор исторических наук Славой Шинкевич (Институт археологии и этнографии Польской Академии наук) сфокусировал свой доклад на культурных моментах. В этом плане “кочевники вкладывают сами себя в мировую культуру”. “Соседство с кочевниками всегда заставляло оседлые народы сомневаться в правильности этноцентризма”, - подчеркнул он.

Способности влиять на окружение лишены только замкнутые культуры. Номады же в данном отношении предельно открыты. Потому что у них “развиты внутренние и внешние коммуникации, талант пересекать границы (в самом широком смысле слова), распространять и навязывать общение”. Деление на “своих” и “чужаков” среди кочевников не столь жесткое, как у оседлых народов.

Многовековое искажение истории отношений оседлого и кочевого обществ доктор Шинкевич трактует как “ответная реакция земледельческих обществ на номадический вызов”.

Профессор Винсан Фурньо (Высшая школа социальных исследований, Франция) обратил внимание на то, что “кочевникам нужно преодолевать комплекс, который развился под давлением оседлых государств”. Сейчас в научной мысли научились отходить от европоцентризма, однако историк подчеркнул наличие “антиномадных историографических традиций в оседлых азиатских государствах”. И к ним тоже нужно подходить критически, с позиции реинтерпретации.

Коллегу дополнил Анатолий Хазанов, напомнив, что “свою отсталость у многих оседлых государств в Восточной Европе, на Ближнем и Среднем востоке, на Дальнем Востоке принято объяснять завоеваниями кочевников”.

Емкость ниш

В докладе “Кочевники и динамика земледельческих цивилизаций” Николая Крадина (Дальневосточное отделение РАН) отмечено, что в быстром (с исторической точки зрения) распространении колесниц, черной металлургии, осевого времени (общая история человечества), стремян, тяжелой кавалерии и артиллерии огромна и очевидна роль кочевников.

Любая система имеет периоды роста и кризиса. Так, увеличение численности населения приводит к повышению нагрузки на ресурсы и росту цен. Параллельно с этим увеличивается элита (численность государственного аппарата). Богатые всегда стараются не платить налоги и, если у них это получается, возрастает давление на средний слой, потому что бедные объективно платить не могут, а потом наступает кризис.

Хотя доктор Крадин привел тезис “случайность в мировой истории опровергает все тенденции, все закономерности”, сам он все-таки специализируется на различных моделях и статистике. Например, в силу того, что кочевая элита имеет тенденцию к полигамии, эта ее особенность наряду с надельной системой (каждому сыну правителя - по улусу) приводили к жизни каждой династии в коридоре 3-4 поколений.

Математически это выглядит следующим образом. Если хан имел 100% ресурсов, то его сын (если их у него пять, а обычно было гораздо больше) - 20%. Внук основателя династии располагал 4% от ресурсов деда, а правнук - 0,8%. До праправнука на престоле никогда не доходило. Когда в 14 веке потомков Чингисхана изгнали из Китая в Монголию, то у многих чингизидов было всего по нескольку десятков голов скота, зато высокие амбиции. Ресурсная же база не могла их выдержать. В итоге началась гражданская война, и большинство официальных потомков Потрясателя Вселенной в ходе нее погибло.

В результате небывалых завоеваний монголы объединили под своей властью весь комплекс сухопутных и морских торговых путей, фактически произведя средневековую глобализацию. Но как раз в силу созданного единства, появившаяся в 1331 году в Китае чума к 1348 году достигла Европы. Затем последовало резкое сокращение численности населения и “распад первой индустриальной системы”.

Профессор Юлий Худяков остановился на роли тюркских номадов в распространении культурных достижений среди народов лесной зоны Сибири в эпоху средневековья. В силу географических факторов, для таежных охотников в тот исторический период просто не было альтернативных каналов получения цветных и черных металлов, современного оружия и способов его применения, утвари, конского снаряжения кроме как через или от кочевников.

Главный предмет заимствований - оружие. Луки, например, сильно отличаются друг от друга по скорострельности и удобству, какие-то можно использовать для стрельбы с коня, а какие-то нет. Правда, в силу периферийности данного района, распространение новаций не сразу вытесняло прежние заимствования у самодийских и угорских племен. Когда в 9 веке кыргызы вели войну с уйгурами, а она шла несколько десятилетий, кыргызской стороне для победы пришлось мобилизовать все имеющиеся в ее распоряжении людские ресурсы. Они задействовали и таежных охотников, попутно проводя их перевооружение более современными образцами.

Наряду с экономическими, политическими и культурными контактами шел процесс тюркизации угорского и кельтского населения. Особенно после того, как монголы выдавили часть кыпчаков и кыргызов в речные долины Северной Азии.

В ходе доклада Вадима Трепавлова (Институт российской истории РАН) была поднята проблема монгольского ига, хотя историк подробно ее не касался. Иго в том понимании, какое в него вкладывали русские идеологи-создатели, не существовало. “Русь была частью Золотой Орды, но несколько другого статуса, чем собственно улусные территории”, - считает доктор Трепавлов. Вообще разностатусность и разнородность составных территорий являлись характерными чертами Золотой Орды.

Ханские ярлыки и дань (“выход”) в отношении русских княжеств не были чем-то унизительным. “Ярлыки - это часть инвеституры монголов, а не форма подавления”, - подчеркнул историк. Что касается дани, то город Хаджи-тархан, например, платил “выход” в 60 тысяч алтын, хотя и находился на территории доменного улуса великого хана. “Дань - это скорее государственный налог”, - дал определение Вадим Трепавлов.

В кулуарах конференции доктор Трепавлов высказался в том смысле, что Русь изначально развивалась как европейское королевство. Потом монгольское завоевание и железный занавес (монгольские данники). Однако именно Русь унаследовала золотоордынское, а потом и многое из общемонгольского наследства. Так из европейского королевства ход исторического развития сделал континентальную державу.

Когда геоархеолог (археологи занимаются артефактами, а геоархеологи - средой обитания) Болат Аубекеров выступал с докладом “Природно-географические факторы становления и эволюции номадизма в Казахстане”, встала тема терминологии: Средняя Азия и Казахстан или Центральная Азия? В плане осадков, растительного покрова, температур регион Казахстана и Средней Азии сильно не похож на “старую” Центральную Азию (Монголия, Восточный Туркестан, Джунгария и другие), хотя теперь их принято объединять одним термином.

В Казахстане, например, широко представлены эфемерные растения, а главный период для растительности с марта по май. Тогда как собственно в Центральной Азии трава появляется с июня, что влечет за собой совершенно иной тип кочевания. Космические снимки также подтверждают сильную непохожесть Центральной Азии на регион Казахстана и Средней Азии.

Скифская тактика

Стало бы сенсацией, если столь представительная научная конференция по номадам обошла стороной военный аспект. Помимо того, что военное дело у кочевников затрагивалось косвенно, были и специальные доклады по данной тематике. Ирина Ерофеева, директор КазНИИ по проблемам культурного наследия номадов, выступила с докладом “Феномен “скифской тактики” боевых действий в истории казахско-джунгарских войн: экологические аспекты военного искусства номадов”.

Скифская тактика - это способ ведения боевых действий рассредоточенными мобильными группами малого размера, подразумевающий атаки с разных направлений. Военные удары проводятся стремительно, с последующим быстрым отходом. Фронтальный рукопашный бой при этом избегается, а вот заманивание противника является одним из составных элементов.

Европейские источники скифскую тактику калмыков, башкир, казахов в эпоху позднего средневековья и нового времени трактуют главным образом как результат цивилизационной отсталости. Что касается такого аспекта, как система отношений “общество-природа”, то он отражен в самой минимальной степени.

“Белым пятном” в исторической науке остаются степные войны, поскольку письменных источников для восстановления их динамики однозначно недостаточно. Здесь дополнительно требуются картография мест боев, военно-топографические и военно-статистические описания, геоморфологические материалы, фольклорные источники (не путать с псевдофольклорными) и другое.

Что касается казахско-джунгарских войн, то междуречье или мелкосопочник с родниками фактически обязательный ландшафтный атрибут крупных боев. Никогда не было такого, чтобы две противоборствующие армии наугад искали друг друга в степных просторах. Выбор времени и маршрутов наступления обуславливались нуждами кочевого хозяйства. Военная организация копировала социальный уклад, то есть раздробленные силы, действующие во многом автономно.

Ирина Ерофеева подчеркнула, что попытки определенных псевдоисториков представить главные сражения между казахами и джунгарами в масштабах Лейпцигской битвы или Ватерлоо не имеют под собой никакого основания. Здесь был совершенно иной характер и способ военных действий, обусловленный природными, хозяйственными, социальными и политическими особенностями. Так, в ходе Анракайской битвы 1730 года, по данным ее междисциплинарного комплексного изучения, с двух сторон не могло участвовать более 13 тысяч человек. Джунгаров было больше, но победили казахи.

“Военное дело в Золотой Орде” - доклад Айболата Кушкумбаева. Это уже совсем другая эпоха в мировой истории. Золотая Орда была столь могущественным государством, что на протяжении 150 лет против нее никто не осмеливался предпринимать крупные военные кампании, кроме хулагуидов в Иране.

Военная организация в золотоордынскую эпоху была триадного типа: левое крыло, центр (гол) и правое крыло. Тумен, переводящийся как “десять тысяч”, одновременно был и воинским соединением, и хозяйственной единицей. Реально в боевом тумене насчитывалось 5-6 тысяч человек, включая хозяйственные части. Функционировала десятеричная система (десятки, сотни, тысячи).

В походе армия делилась на авангард и главные силы. Впереди шли специальные части, занимавшиеся подготовкой маршрутов движения (дороги, удаление кочевников с путей следования, чтобы не допустить стравливания пастбищ, нужных войску). Скопом никогда не шли - отдельные маршруты. Главные рода войск - легкая и тяжелая кавалерия, основное оружие - сложносоставной лук (часто у воина имелись луки двух типов). В бою стандартным приемом выступало тактическое окружение, взятое из облавных охот.

Несанкционированные грабежи и насилия в армии Золотой Орды жестко карались. Из восточных источников известно, что золотоордынцы как-то крупными силами прошли через современный Азербайджан туда и обратно и при этом “не сломали ни единого колоса”.

Нурбулат Масанов

Идея конференции “Вклад кочевников в развитие мировой цивилизации” принадлежит Нурбулату Масанову, первому директору Института по проблемам культурного наследия номадов. К сожалению, выдающийся историк умер немногим более года назад, однако задуманное им мероприятие успешно осуществилось. В этой связи было естественно, что в начале работы ученых по предложению Ермухамета Ертысбаева, министра культуры и информации, присутствующие почтили память профессора Масанова минутой молчания.

В рамках международной научной конференции прошел круглый стол “Вклад Н.Э.Масанова в изучение номадизма”. Все выступавшие исследователи, которые, среди прочего, знали Нурбулата Масанова лично (коллеги, ученики), отмечали неоспоримость его заслуг перед исторической наукой вообще и кочевниковедением в частности. Этому способствовали его незаурядная творческая инициатива, оригинальная мысль, феноменальная память, в том числе фотографическая, собственный алгоритм исследований. “Целая Вселенная, где каждое солнце светило на своей орбите”.


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...