Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Модернизация должна быть всесторонней. Эффективность государственного управления во многом зависит от того, насколько полно в его системе раскрыт принцип разделения ветвей власти

Эффективность государственного управления во многом зависит от того, насколько полно в его системе раскрыт принцип разделения ветвей власти. При этом о данной аксиоме чаще всего упоминают, когда речь идет о месте и роли Парламента, классическими функциями которого являются представительство, законотворчество и контроль Правительства. Казахстан, вставший на путь политической модернизации, здесь не является исключением.

Нынешние конституционные реформы поменяли характер всей политической системы республики, в которой серьезным образом усилились элементы парламентской демократии. И теперь основная задача заключается в использовании Парламентом новых возможностей для полноценной реализации своих властных полномочий в интересах избравшего его населения.

Согласно классическим канонам, и это заложено в Конституции РК, верховная власть принадлежит не Парламенту, а народу. Парламентская власть — лишь уполномоченная власть, так как суверен казахстанский народ, а Парламент только олицетворяет народный суверенитет. Таков идеал представительной власти — координировать и мобилизовывать общезначимые для граждан решения и действия. Поэтому не может быть сомнений в том, что в современном сложноорганизованном казахстанском обществе одну из ведущих позиций может и должна занимать парламентская демократия. Именно в ней воплощаются сегодня высшие функции народного представительства. В этом смысле Парламент — особенная ветвь власти, призванная воспринимать, отражать интересы различных категорий населения и воплощать их в законы.

Причем это далеко не абстрактная функция. Она требует, чтобы Парламент был тесно связан с глубоко эшелонированным обществом и механизмы активного демократического участия граждан проникали во все его слои. Именно на это направлена внедренная в нынешнем году пропорциональная система выборов, которая должна обеспечивать более широкое участие граждан в управленческих процессах.

Однако практическое участие граждан в управлении страной через Парламент не может ограничиваться путем голосования на выборах раз в пять лет. Надо, чтобы население могло через различные институты гражданского общества более активно вовлекаться в этот процесс. Ведь полноценная реализация представительской функции Парламента предполагает активизацию его взаимодействия с различными общественными группами. И здесь представляется вполне пригодным более активное задействование потенциала палаты общественных экспертов при Мажилисе, которое позволит высшему представительному органу постоянно контактировать с гражданскими структурами, прежде всего с внепарламентскими политическими партиями. В условиях однопартийного Парламента это приобретает непреходящее значение.

Если такие субъекты гражданского общества, как партии, неправительственные организации, профсоюзы, СМИ, будут активно привлекаться к взаимодействию с парламентскими структурами на консультативном или совещательном уровне, то Парламент станет полноценно исполнять свою представительскую функцию, чего вправе требовать от него его избиратели. Более того, это позволит достигнуть высокого уровня диалога Парламента и гражданского общества в исполнении им еще одной своей важной функции — законодательной.

Несмотря на наличие правовой базы, подробно регламентирующей законотворческий процесс, сегодня в нем все еще проявляются некоторые недостатки методологического, институционального и процедурного характера. По мнению депутатов, многие законопроекты зачастую страдают низким качеством юридической проработки, готовятся без предварительной разработки целостной концепции. Поэтому в акты вносятся бесчисленные изменения и дополнения, затрудняющие их применение, высоким остается количество документов, отклоняемых Правительством.

Такое происходит из-за того, что многие проекты законов не подвергаются глубокому экономическому и правовому анализу, предварительной научной экспертизе, проведенной самим Парламентом или экспертным сообществом под его эгидой. В результате, что показывает практика последних лет, приоритет в подготовке законопроектов зачастую оставался за Правительством.

Не случайно в повестке дня депутатов нового созыва стоит важная задача по повышению эффективности исполнения своей законодательной функции путем усиления собственной научно-аналитической работы. Другими словами, необходимо принять конкретные шаги, которые позволили бы на качественном уровне разрабатывать проекты законов, проводить их социальную, финансово-экономическую и юридическую экспертизу. Одним из таких шагов может стать экспертно-аналитическая работа, созданная недавно фракцией Народно-демократической партии «Нур Отан» в Мажилисе Социального совета, Совета по диверсификации экономики и Совета по связям с маслихатами и институтами гражданского общества. Хочется надеяться, что деятельность советов повысит качество законотворческой работы, ведь от этого зависит не только дееспособность Парламента, но и возможности эффективного исполнения им еще одной своей ключевой функции — контрольной.

Благодаря изменению Конституции контрольные полномочия депутатов существенным образом усилились. Здесь решающую роль сыграло то обстоятельство, что конституционные поправки усовершенствовали рычаги контроля Парламента над Правительством за счет партийного влияния. Это значит, что законодательный орган начал работать в качественно новом измерении, где вступили в силу иные подходы в его взаимоотношениях с Кабинетом на основе действующего института партии парламентского большинства.

После недавних выборов в нашей стране началось движение не только в сторону нового баланса между законодательной и исполнительной ветвями власти, но и к легитимному образованию партии власти, призванной интегрировать в одну целостную структуру всю систему государственного управления. И усиление полномочий Парламента по эффективному контролю за работой Правительства означает не только открывшиеся возможности влияния на формирование последнего, но и обеспечение контроля за конституционной законностью, исполнением бюджета и в целом публично согласованного принятия стратегически важных для страны решений.

В то же время такие взаимоотношения двух ветвей власти предполагают, что и Парламент, состоящий из представителей партии парламентского большинства, несет значительно большую ответственность за состояние конституционной законности в республике, в большей степени должен участвовать в контроле за расходованием бюджетных средств. Только в таком случае зависимое от Парламента Правительство вынуждено будет более активно работать над качеством своей политики, глубже адаптировать ее к общественным нуждам, чаще согласовывать свои действия с позицией социальных групп, осуществлять постоянный мониторинг общественного мнения.

Такое положение дел, само собой, не всегда может устраивать исполнительную власть в лице Правительства. Однако в данном случае цена вопроса расширения полномочий Парламента заключается не просто в перераспределении полномочий между ветвями власти для создания механизмов их более действенного и дебюрократизированного взаимодействия. Основной замысел в том, чтобы сформировать в масштабе всего Казахстана более открытую, прозрачную и гибкую систему госуправления. В конечном итоге все это работает на постепенную гармонизацию экономического и политического развития нашего государства на новом этапе всесторонней модернизации.

Аскар ШОМАНОВ,

кандидат философских наук


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...