Восемь стратагем проекта Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»

 

Каудыров Т.Е. д.ю.н., профессор

Ректор Академии правосудия ВС РК

 

 

Сфера оказания юридической помощи населению - это та чувствительная сфера, которая существенным образом влияет на формирование общественного сознания, отношения общества к закону, праву, государству. И если ему в сложной жизненной ситуации не будет оказана юридическая помощь, или она будет оказана некачественно, то это может послужить толчком к формированию стойкого недоверия, отрицания, неуважения к закону, праву государства и его институтам. А этого нельзя допускать.

Нам представляется, что именно создание правовых, материальных, организационных и иных гарантий реализации права человека на квалифицированную юридическую помощь, в том числе и бесплатную в предусмотренных законом случаях, (что предусмотрено частью 3 статьи 13 основного закона - Конституции Республики Казахстан), совершенствование механизма реализации данного права - есть важнейшее условие повышения уровня доверия населения к праву, закону, государству, формирования в обществе высокой правовой культуры и правового сознания.

Когда это право станет реальностью, когда каждый человек в Казахстане может быть уверен, что в необходимых случаях он сможет получить качественную квалифицированную юридическую помощь - это станет залогом успеха дальнейшего успешного правового развития нашего общества, процветания нашей молодой республики, успеха политической реформы и модернизации экономики, вхождения в тридцатку развитых государств мира, и достижения иных стратегических целей Республики Казахстан. Недаром глава государства Н. Назарбаев в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» особо подчеркивает, что «начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию - она выступит их сердцевиной».

В русле «опережающей модернизации правосознания» разработан проект Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи». Это насущная потребность современного времени, и она обусловлена целым рядом объективных факторов. На современном этапе созрел целый пласт взаимосвязанных общественных отношений, который нуждается в комплексном правовом регулировании. Среди таковых наиболее актуальными являются проблемы:

- отсутствия правового регулирования общественных отношений, возникающих при оказании юридических услуг целой армией субъектов оказания таких услуг (юридические компании, юристы коммерческих структур, частнопрактикующие юристы, корпоративные юристы);

- проблема установления высоких стандартов профессиональной деятельности субъектов оказания юридической помощи, прежде всего, адвокатов и представителей;

- повышения уровня квалификации адвокатов и представителей; - вопросы налогообложения, оплаты труда представителей;

- сложной остается проблема предоставления гарантированной государством квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатной в случаях, предусмотренных законом.

Учитывая комплексный характер общественных отношений в сфере юридической помощи вполне понятно стремление органа-разработчика законопроекта охватить одним законом целый блок комплексных общественных отношений в сфере юридической помощи, привести эту сферу к определенному единообразию, единому правовому регулированию.

Ведь система законодательства - это не застывшее, статичное явление, а «живой организм», который растет, развивается, подвергается изменениям по мере изменения общественных отношений. Особенно это характерно для нынешнего стремительно меняющегося времени, когда как справедливо отметил Глава государства, «мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл». В этих условиях важно «сконцентрироваться, меняться через адаптацию к меняющимся условиям, взяв лучшее из того, что несет в себе новая эпоха».

Нужно отметить также сложившуюся потребность в систематизации законодательства, в том числе и путем принятия консолидированных актов, что также отмечается и в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года.

Поэтому речь идет не о том, чтобы «кого-то к чему-то присоединить». Суть рассматриваемого законопроекта заключается в правовом обеспечении оказания качественной, доступной юридической помощи населению, установления высоких стандартов профессиональной деятельности адвокатов и представителей, иными субъектами оказания юридической помощи, что в сегодняшних реалиях не должным образом реализуется.

Полагаем, что разработка проекта Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» вызвано именно этими предпосылками, а также приведения деятельности практикующих юристов в соответствие с международными стандартами, которые определяют общие принципы оказания юридической помощи и юридических услуг.

Подчеркивая ведущую роль адвокатуры, как ядра системы оказания гражданам юридической помощи, всеми заинтересованными субъектами (государственные органы, неправительственный сектор, адвокатское сообщество, учёные-юристы и другие) предложены достаточно интересные модели (переформатирования) оказания юридической помощи и придания ей нужной правовой оболочки.

Модели (читай мнения) разные: от архаичных (зачем ломать…;), категоричных (проекту Закона не может быть дан дальнейший ход;), до реалистичных (…изменения должны произойти), решительных (…напоминает нотариальное лобби, которое не хотело прозрачности).

Никто не остался в стороне.

Анализ норм законопроекта «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» показал, что новшества последнего носят преюдициальную природу, то есть они (конечно обсуждаемы, но) данность сегодняшнего дня.

В целях нивелирования негативных последствий в процессе оказания качественной юридической помощи нами (ниже) подчеркиваются ВОСЕМЬ СТРАТАГЕМ, регламентированных в законопроекте «Об адвокатской деятельности и юридической помощи».

ВО-ПЕРВЫХ, прежде всего, важным положительным моментом проекта закона является правовое регулирование деятельности частнопрактикующих юристов как субъектов оказания юридической помощи. Представляется, что это позволит придать новый импульс развитию юридических услуг. Предусмотренные законопроектом нормы о членстве в Палатах юридических консультантов будут способствовать не только повышению качества оказываемых услуг, но и объединению юристов по профессиональному признаку. Повышение качества будет достигнуто за счет предусмотренного проектом закона квалификационного экзамена. Это будет способствовать самооздоровлению среды юридических представителей. Поэтому идея структурирования рынка юруслуг под эгидой Палат юридических консультантов, безусловно, является актуальной. Кроме того, внедрение такого новшества будет способствовать повышению конкурентоспособности субъектов, оказывающих юридические услуги, как адвокатов, так и юридических представителей, и консультантов.

ВО-ВТОРЫХ, дополнительно нужно отметить, что законопроектом не ограничивается количество палат юридических консультантов. Учитывая географию нашей страны данное положение должно сказаться на качественных и количественных показателях оказываемых юридических услуг в регионах. Положительным моментом в доступе к вступлению в данные палаты является то, что вступительные взносы предполагается запретить. Аналогичное введение коснется и коллеги адвокатов. Исключение данного барьера должно сказаться на доступе лиц к адвокатской деятельности. Думается, что здесь необходимо четко урегулировать объем дальнейших членских взносов, чтобы отмена первоначальных взносов не сказалась на последующих взносах.

В-ТРЕТЬИХ, согласно Концепции законопроекта представительство в судах будет осуществляться двумя самостоятельными институтами: адвокатурой и юридическими консультантами. Как известно, на сегодняшний день гражданско-процессуальное законодательство устанавливает, что представительство могут оказывать адвокаты, работники юридических лиц, уполномоченные профессиональных союзов, уполномоченные организаций, один из соучастников по поручению других соучастников, а также другие лица, имеющие высшее юридическое образование, допущенные судом по просьбе лиц, участвующих в деле. В указанной категорий лиц, наибольшее количество вопросов возникает к последней группе, т.к. качество оказываемых услуг частнопрактикующими юристами законодательно не регулировалось. И только у адвокатов есть обязанность по соблюдению правил, определяющих этические профессиональные нормативы, которые гарантируют качество оказываемой помощи. Подобными правилами остальные юристы таких обязанностей не имеют.

В-ЧЕТВЁРТЫХ, учитывая зарубежный опыт предполагается определение уполномоченного органа выступающего в качестве государственного регулятора в сфере оказания юридической помощи.

В-ПЯТЫХ, законопроектом предусмотрена новая форма оказания юридической помощи это комплексная социальная юридическая помощь, которая призвана повысить социальную ответственность практикующих юристов. Данное введение является не новым для мировой практики. С учетом международного опыта данная помощь будет оказываться социально уязвимой категории лиц. При этом соблюдается принцип добровольности. Следует отметить, данная помощь реализуется не только адвокатами, но палатами юридических консультантов, иными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций субъектов оказания юридической помощи, основанными на обязательном членстве. Возлагая на субъектов юридической помощи такую ответственность, и в целях повышения качества оказания комплексной социальной юридической помощи, проектом Концепции предусмотрены определенные стимулы (получение вознаграждения в определенном размере от (5-10%) от имущественного взыскания, если оказание комплексной социальной юридической помощи привело к положительному результату; налоговые льготы в соответствии с Налоговым кодексом; присуждение почетных званий).

В-ШЕСТЫХ, однозначно, предложенные в законопроекте новшества позволят повысить уровень казахстанских адвокатов. Например, вопрос о необходимости повышения квалификации адвокатов. На данный момент законом не определено обязательное количество часов и виды повышения квалификации, такие нормы отсутствуют и в ином законодательстве в сфере адвокатской деятельности.

При этом, Основные принципы, в отношении юристов, отраженные на восьмом Конгрессе ООН, гласят о необходимости непрерывного образования и постоянном совершенствовании знаний адвокатами и являются признанными международными стандартами профессии адвоката. Во многих странах, профессиональные сообщества адвокатов разрабатывают специальные программы по регулярному образованию адвокатов на базе ведущих юридических вузов. Их прохождение является обязательным, несоблюдение этих требований является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Поэтому, с учетом международного опыта, нормы об обязанности адвокатом постоянно повышать свою квалификацию являются обоснованными и необходимыми. Думается, что прохождение курсов повышения должно строиться на системной основе. Например, прохождение курсов повышения не менее 72 часов должно быть обязательным раз в три года. Предполагаем, что повышение квалификационных требований к лицам, претендующим на получение статуса адвоката, юридического консультанта будет способствовать улучшению качества оказываемых услуг.

И тут Академия правосудия не останется в стороне и готова предложить свои услуги по разработке и проведению специализированных курсов повышения квалификации адвокатов, представителей, оказывающих юридические услуги.

В-СЕДЬМЫХ, закреплено положение о внедрении Е-адвокатуры. Возможности Е-адвокатуры будут использованы при проведении аттестации, формирования списка адвокатов по гарантированной государством юридической помощи и т.д. (ст. 32 Законопроекта). Согласен с мнением, что все это в скором времени приведет к повсеместному электронному производству по всем видам дел: гражданским, административным и уголовным для из полной прозрачности и доступности в виртуальном пространстве. Поэтому для адвокатского сообщества необходимо иметь собственную платформу, посредством которой они смогут осуществлять свою деятельность в новых условиях.

Нужно отметить, что Верховный суд не остался в стороне и также предоставил свой сервис в рамках автоматизации судебных процессов.

В-ВОСЬМЫХ, обязательное страхование ответственности адвоката, юридического консультанта (вмененное страхование).

Для занятия адвокатской деятельностью необходимо заключение договора. При причинении вреда клиента, клиенту выплачивается определенная в договоре страховая сумма. При этом возможность страхования профессиональной ответственности адвоката находится в зависимости от его профессиональных качеств.

Учитывая вышеизложенное, нововведения проекта Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» является насущной необходимостью, отвечают потребностям современного казахстанского общества, «звучит в унисон» со стратегическим курсом Республики Казахстан, и станет важнейшим шагом в деле гарантирования права каждого на квалифицированную юридическую помощь.

 

 

 

13 ноября 2017, 17:22
Источник, интернет-ресурс: Каудыров Т.Е.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код