Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Казахстанский авторынок за февраль снизил темпы роста

Фото : 19 марта 2013, 15:31

Февраль 2013 года для авторынка Казахстана был характерен всплеском положительных новостей, продолжающимся уверенным ростом продаж автомобилей официальными дистрибуторами и появлением премьер нового сезона. Из главных новостей можно подчеркнуть объявление о подписанном соглашении по сборке автомобилей в Казахстане с мировым автогигантом Тойота Мотор Корпорэйшн (TMC). Это серьезная заявка на успех для казахстанского автомобилестроения и стратегически важное достижение Правительства РК в деле подъема отечественного машиностроения. И уже на начало марта общественности были представлены новые соглашения о запуске проектов Peugeot Citroën в РК: с июля этого года будет налажена сборка 4-х моделей этого автоконцерна на базе АгромашХолдинга, а дистрибуцию будет осуществлять Allur Group. Результаты продаж за февраль 2013 года - более 9,2 тыс. единиц официально представленных марок автомобилей на общую сумму более 208 млн. долларов. Это практически удвоенная цифра февраля 2012 года. Наши прогнозы на второй месяц текущего года оправдались, и мы полагаем, что нет никаких причин ждать меньшего результата и в марте этого года.

Всего из дальнего зарубежья за февраль 2013 года было поставлено и продано 1688 ед. против 934 ед. в АППГ (18,2% от всех проданных автомобилей против 19% в АППГ), а с начала года 2013 года - 3126 ед. против 1847 ед. в АППГ. Быстрее всего растут поставки из Кореи и Узбекистана, рост импорта из этих стран превысил 3-х кратный размер. Национальные производители показали рост доли продаж своей продукции на 4% по сравнению к АППГ 2012, а количественный показатель продаж вырос на 127%. По отношению к январю 2013 года рост продаж произведенных внутри страны автомобилей составил 14% (1859 единиц в январе этого года). Это отличные показатели для вновь прибывающих инвесторов в национальное производство и хорошие новости для граждан РК - будет расти автомобилестроение в стране, будут расти наши доходы от высокотехнологичной продукции.

Импорт новых автомобилей за 2012 год (без стран ТС) составил 50 тыс. единиц (против 32 тыс. в 2011 г.). Россия поставила в РК порядка 55 тыс. новых легковых автомобилей, 7 тыс. грузовиков, 579 седельных тягачей и 1,3 тыс. новых автобусов (всего 64 198 ед. новой техники и 6,3 тыс б/у). Из других крупных импортеров можно выделить Японию и Китай, (15,7 и 10,6 тыс. шт. соответственно).

По итогам февраля 2013 казахстанский авторынок вновь вырос. Темпы роста несколько ниже, чем в январе этого года: «всего» на 90% по отношению к аналогичному периоду прошлого года (АППГ) и на 4,3% по отношению к январю 2013 года.

Доля импорта среди проданных автомобилей, как видно из приведенной таблицы, упала. На первой строчке среди стран-импортеров стоит Российская Федерация (49,67% от всех проданных автомобилей против 55,45% в АППГ и 53,44% в январе этого года, 92% из всего импорта РФ составляют российские бренды). Вторую строчку заняли автомобили узбекского производства (847 ед. против 257 в АППГ, рост на 229%), а японские автомобили возглавили список из дальнего зарубежья (719 ед. против 646 в АППГ). С начала 2013 года было продано 1712 единиц из страны восходящего солнца.

В первой строке общей таблицы брендов - Lada с результатами продаж в 3235 единиц и 35% долей от всех продаж новых автомобилей в РК (против 1797 ед. и 37% в АППГ). Сравнение среднемесячных показателей 2012 и 2013 года показало рост на 17%, а доля рынка по сравнению с январем 2013 года упала на -6,6%. На втором месте - бренд KIA (863 ед. против 315 в АППГ), подросла его доля общих продаж (9,32% против 6,45% в АППГ). Среднемесячный показатель KIA вырос на 72%. Узбекский Daewoo показал рост по среднемесячному показателю на 27% (838 ед. против 257 в АППГ). Продажи Chevrolet выросли на 148%, 555 ед. против 224 в АППГ, далее идет бренд Toyota (496 ед. против 370 в АППГ). Бренд Hyundai поднял свои продажи на 46% (результаты продаж этой марки в РК за февраль 792 ед. против 544 в АППГ, рост по среднемесячному показателю 6%). Бренд GAZ возглавляет список коммерческой техники с результатом 444 ед. против 313 в феврале 2012 года, при этом потеряв некоторую долю рынка, ниже, также с потерями рыночных долей, но с хорошими приростами продаж идут Nissan (434 ед. против 230 в АППГ) и UAZ (246 ед. против 151 в АППГ). Продажи внедорожников Renault (206 ед. против 17 в прошлогоднем феврале), почти на 50% выросли продажи SsangYong (192 ед против 130 в АППГ), а продажи моделей Mitsubishi подросли на 79,2% (181 ед. против 101 в АППГ).

Примерно в одном и том же темпе реализуются автомобили марок Skoda и ZAZ (144 и 139 ед. против 70 и 86 в АППГ соответственно). Всего за 2 месяца с начало года официальными дилерами и дистрибуторами продано 18 145 единиц новых автомобилей различного назначения, включая коммерческую технику всех классов.

На фоне хороших новостей от автопроизводителей по расширению присутствия европейских брендов в Казахстане, продолжают расти продажи автомобилей отечественной сборки (2115 ед против 932 в АППГ, рост составил 127%). На сегодня в этом сегменте рынка РК представлены 7 марок: KIA, Lada, Chevrolet, SsangYong, Škoda, ZAZ, Hyundai. Стабильный рост c начала года пока показывают два бренда - KIA (марку представляет компания БИПЭК АВТО) и ZAZ (национальный производитель Allur Group). Ценовые предложения отечественных производителей представлены достаточно широко и охватывают почти весь спектр: от 8 до 40 тыс. USD. Хорошее предложение по цене дает компания Allur Group: в бюджетном диапазоне цен модель ZAZ Chance вышла на первую строчку (127 ед., его доля рынка легковых от всех продаж авто отечественной сборки составила 13%). Всего с начала 2013 года компанией Allur Group было реализовано 240 авто этой модели. В диапазоне от 20-25 тыс. USD в феврале этого года хорошо продавался Chevrolet Cruze (193 ед. против 91 в АППГ). А в диапазоне 25-40 тыс. USD продажи росли у бренда Škoda: модель Octavia показала 87 ед. против 49 в АППГ. Единственным представителем в классе премиум среди автомобилей отечественной сборки сейчас мы можем назвать модель Chairman SsangYong (от 55 до 75 тыс. USD), промышленная сборка которой началась в прошлом году на базе АгромашХолдинг в г. Костанае. Таких автомобилей было продано в феврале этого года 4 единицы, а с апреля 2012 года (со дня открытия продаж) было продано 25 автомобилей этой модели. В доступном ценовом диапазоне 20-25 тыс. USD среди отечественных внедорожников лидирует SsangYong Kyron. Эта модель продавалась в феврале этого года 87 единиц 9% доли от всех авто в этом сегменте, а всего с начала года было продано 199 ед.

В сегментах автомобильного рынка Казахстана наиболее растущим остаются легковые автомобили (PC), продажи которых в общей доле составили 63% от всех новых автомобилей в этом феврале (5817 ед. против 3088 ед. в АППГ, рост на 88%). Структура этого сегмента существенно не изменилась по сравнению с АППГ, а среди внедорожников изменились предпочтения - в этом феврале казахстанцы больше выбирали компактные SUV (рост составил 174% по сравнению с АППГ), а субкомпактные внедорожники продавались меньше и рост продаж в этом классе происходил медленнее (82% по сравнению с АППГ). Существенно прибавилась доля полноразмерных внедорожников (251 ед. против 79 в АППГ). Здесь хорошо продавались машиныToyota. Продажи коммерческой техники (не включены продажи КамАЗ и китайских брендов) отстают от темпов роста легких автомобилей (743 ед. против 479 в АППГ, рост на 55%), а доля в общей таблице по сегментам упала почти на 2% по сравнению с февралем 2012 года. Самыми успешными продажами остаются в классе малотоннажных грузовиков в ценовом диапазоне от 10 до 15 тыс. USD (493 ед. против 286 ед. в АППГ, рост 72%). И в основном это грузовые автомобили российского производства.

В стоимостном выражении, в феврале 2013 года рынок продаж новых автомобилей вырос по сравнению с АППГ на 92% и составил сумму 208 млн. USD (по нашим оценкам), в феврале 2012 года эта цифра равнялась 108 млн. USD. На долю национальных производителей пришлось 46 млн. USD, это на 5% больше чем в АППГ по доле (2012 - 19,5 млн USD), а рост объема продаж в денежном эквиваленте составил 141%. На долю импорта пришлось в денежном выражении 77,5% (161 млн. USD, в феврале прошлого года эта цифра оценивалась в 92,5 млн. USD). Больше всего в феврале этого года продавались автомобили по цене от 10 до 15 тыс. USD (32% против 21% в АППГ), далее выбирали автомобили по цене ниже 10 тыс. USD (17% против 25% в АППГ). Также выросла доля автомобилей по 20-25 тыс. USD (теперь 10% против 7% в АППГ). Мы наблюдаем явный тренд продаж в сторону более комфортных автомобилей.

В феврале 2013 года в сегменте легких автомобилей (мы традиционно включили в эту таблицу PC, SUV, MPV, PU массой до 3,5 тонн) рост продаж происходил в основном за счет бюджетных автомобилей класса B. Наиболее интересные, с нашей точки зрения, изменения в таблице: в классе B - снизились продажи по среднемесячному показателю у Lada Samara - на почти 7% (850 ед. против 749 ед. в АППГ) и на 6,5% Hyundai Accent (399 ед. против 409 в АППГ), и выросли продажи KIA Rio (221 ед. против 87 в АППГ, рост по среднемесячному показателю на 103%). Далее, в классе C, следует Daewoo Nexia, прибавив 3,6% доли рынка в сравнении с АППГ и заняла 7,4% доли рынка, ее продажи - 632 ед., прибавка к среднемесячным продажам 2012 года - 30%. Падением продаж по среднемесячному показателю отметила февраль Toyota Corolla (-70%) и при этом потеряла долю рынка (39 ед. против 54 в АППГ). В классе E первое место за Toyota Camry (144 ед., с падением среднемесячных продаж на 21%). В классе A первая строчка за Daewoo Matiz - 206 ед., 2,4% рынка, среднемесячный показатель прибавил 18%. В классе D первая строчка за KIA Optima (54 ед., среднемесячный показатель 2012 превышен на 120%). В премиум классе продажи модели SsangYong Chairman отечественного производства были самыми удачными - 4 единицы (в феврале 2012 года этой модели еще не было на рынке).

В сегменте внедорожников лидирует класс субкомпактных SUV (всего 628 ед. против 345 ед. в АППГ, рост продаж составил 82%). Рост по среднемесячному показателю модели Lada 4x4 17% (513 ед. в феврале против 314 ед. в АППГ). Среднеразмерные SUV возглавляет Nissan QASHQAI (159 ед., рост по среднемесячному показателю 2012 на 76%). В этом же классе, на втором месте SsangYong Kyron (87 ед., рост по среднемесячному показателю 2012 на 7%). Компактные SUV. Здесь на 1 строке Hyundai Tucson, показавший хороший рост по среднемесячному показателю 2012 на 36% (117 ед. против 19 в АППГ). В классе стандартных внедорожников февральский список открывает KIA Sorento (129 ед., рост по среднемесячному показателю 2012 года на 71%). Среди полноразмерных внедорожников первую строчку занимает Toyota LC200 (131 ед., прибавка к среднемесячному показателю 2012 года - 6%). Среди минивэнов рекордный рост по среднемесячному показателю у модели HYUNDAI TQ-1 - на 46% (55 ед. в этом феврале против 15 в АППГ). Всего в феврале 2013 года было продано 120 единиц минивэнов (против 52 ед. в АППГ, рост составил 131%). Среди пикапов в этом феврале казахстанцы чаще выбирали бюджетную российскую модель Patriot Pickup (19 ед., рост среднемесячного показателя 10%, а в АППГ прошлого года был продан всего один автомобиль этой модели ).

В феврале 2013 года казахстанскими официальными дилерами и представительствами известных глобальных брендов (кроме автомобилей производства Китай и группы КамАз) было реализовано 743 ед. коммерческой техники (против 479 ед. в АППГ 2012 года). Рост составил 55% к АППГ, а это - меньший показатель, чем общий рост в сегментах легких автомобилей. Рост по среднемесячным показателям показали не все бренды. Из первой тройки наилучший показатель в этом смысле у марки Hyundai Truck & Bus (78% роста по среднемесячному показателю, +7,26% доли рынка коммерческих авто, 85 ед. продаж против 8 в АППГ). Заметим, что это единственный бренд, который в прошлом году показал экспорт из РК. GAZ сдал свои позиции по сравнению с АППГ 2012 года с результатом -9% доли, хотя продажи его выросли по среднемесячному показателю на 5% (444 ед. в феврале против 313 в АППГ) и GAZ по прежнему удерживает первую строку таблицы. Продажи UAZ растут количественно (172 ед. против 113 в АППГ), но уменьшился его среднемесячный показатель по сравнению с 2012 годом и существенно (на -23%). Драйвер роста этого бренда модель GAZ 3302 (307 ед. и 41,6% доли рынка коммерческих автомобилей против 229 ед. и 52% в АППГ, сокращение доли присутствия на 10%). В то же время, наибольшее число продаж среди автомобилей этого класса в бренде Hyundai Truck & Bus было в феврале у модели HD 78 (60 ед. и 8% доли рынка коммерческих авто).

Горьковский автомобильный завод с 2005 года входит в состав «Группы ГАЗ» и выпускает легкие и Среднетоннажные коммерческие автомобили. По итогам 2012 года в России было зарегистрировано 75,5 тысячи новых легких коммерческих автомобилей марки GAZ, что на 2,1% меньше показателя годичной давности. При этом порядка 70% в линейке LCV пришлось на «ГАЗель» в модификации 3302, что соответствует 51,9 тысячи единиц (+1,3%). Регистрация среднетоннажных автомобилей увеличилась на 5,1% и составила 12,4 тысячи штук. Здесь лидерами являются модели ГАЗ-3309 и ГАЗ-3310, каждая из которых была поставлена на учет в объеме свыше 4-х тысяч машин. В 2010 году «Группа ГАЗ» начала обновлять модельный ряд легких коммерческих машин, запустив производство модернизированного автомобиля «ГАЗель-Бизнес», который получил 150 конструктивных и производственно-технологических изменений. Помимо модернизации уже выпускаемой коммерческой техники, «Группа ГАЗ» готовится вывести на рынок новое поколение легких коммерческих автомобилей «ГАЗель-NEXT» и новой линейки сельскохозяйственных среднетоннажных грузовиков «Ермак», производство которых начнется в 2013 году. Ульяновский автомобильный завод был основан в 1941 году на базе эвакуированного из Москвы «Завода имени Сталина». В 1992 году предприятие было преобразовано в акционерное общество открытого типа «УАЗ». С 2000 года завод входит в холдинг Sollers (бывшее «Северсталь-Авто»). Производственная мощность УАЗа составляет 100 тысяч автомобилей в год. Продукция экспортируется в более чем 20 стран мира.

По итогам 2012 года на территории РФ было зарегистрировано 25,8 тысячи новых LCV марки UAZ, при этом рост по отношению к 2011 году составил менее 1%. Столь невысокая рыночная динамика отчасти обусловлена устаревшим модельным рядом компании. Тем не менее, несмотря на это, по объему продаж LCV завод стабильно держится на втором месте, уступая лишь продукции ГАЗа. Практически половину торговой линейки бренда на рынке России в 2012 году занимает модель УАЗ-3909 (12,3 тыс. шт.; -14,5%). Второе место по объему продаж принадлежит УАЗ-3962 (6,9 тыс. шт.; +43%), а третье сохраняет УАЗ-2206 (3,9 тыс. шт.; +14,3%). Компания Hyundai Motor является крупнейшим производителем автомобильного транспорта в Южной Корее. На рынке коммерческой техники СНГ эта марка присутствует сразу в четырех сегментах: легкие коммерческие, Среднетоннажные и крупнотоннажные автомобили, а также автобусы. На рынке LCV линейка Hyundai представлена тремя моделями - это малотоннажный грузовик Porter, микроавтобусы H-1 и Starex. Отметим, что в России на них приходится почти половина (9,2 тыс.шт.; +13,3%) от общих продаж корейской марки. Среди грузовых моделей основу продаж составляет HD-серия. Если в сегменте CV (6,8 тыс. шт.; -1,2%) главенствует модель HD 78, доля которой составляет более половины, то в категории HCV (1,3 тыс. шт.; +77,3%) выделяются HD 500 и HD 170, которым на двоих принадлежит более 40%. Автобусный ряд Hyundai (1,4 тыс. шт.; -40,3%) включает модели Aero, County и Universe. В общей же сложности по итогам 2012 года в России было продано 18,7 тысячи единиц коммерческой техники Hyundai - на 3,3% больше по сравнению с АППГ.

Прогнозы на март

Аналитическая группа АКАБ и эксперты авторынка РК продолжают публикацию краткосрочного прогнозирования авторынка РК. В данном обзоре мы публикуем прогноз на март - наши ожидания продаж по сегментам рынка. Предыдущий прогноз, на февраль 2013 года, был подтвержден результатами фактических продаж на 94%. Это говорит о том, что рынок на сегодня в достаточной мере предсказуем, что дает хороший инструмент для маркетологов и инвесторов рынка. В целом, рынок февраля показал несколько худшие результаты, чем ожидалось. Эту разницу (6%) дали немного худшие результаты от драйверов роста прошлых периодов. На март мы прогнозируем общий объем продаж в районе 10,5-11 тыс. ед., в том числе порядка 6,5-7 тыс. легковых автомобилей, порядка 3 тыс. внедорожников, около 900 ед. коммерческой техники, около 150 минивэнов и пикапов вместе. Мы не ожидаем в марте существенной рокировки мест среди марок. Что касается региональных продаж, то мы предполагаем, что в последующих месяцах будет идти перераспределение растущих продаж в регионы. Уже сейчас заметен тренд этого процесса, в дальнейшем он будет правилом. Мы ждем, что все заявленные проекты этого года будут успешно реализованы, и уже в середине лета в наших таблицах будут присутствовать новые бренды и новые марки автомобилей.

Все регионы Казахстана показали хороший рост продаж. В среднем каждый регион прибавил от 60% до 85% по сравнению с АППГ. В Алматы в 10-ке самых продаваемых автомобилей мы выделили растущие продажи с положительным ростом доли присутствия на рынке среди легковых автомобилей: Hyundai Accent (110 ед. в феврале против 68 ед. в этом январе, 3 позиции вверх, +1% доли рынка), ZAZ Chance 82 ед. против 66 в этом январе, 2,5% доли рынка, Lada Granta на третьем месте (77 ед. против 50 в январе 2013). Среди внедорожников хорошо выросли продажи Renault Duster (121 ед. против 40 в январе, 3,6% доли рынка). Лидер роста в регионах - город Кызылорда, здесь зафиксировано 8-кратное увеличение продаж после того как в прошлом году были открыты новые сервисные центры официальных дилеров. Теперь кзылординцы могут приобрести в своем городе практически весь ассортимент новых автомобилей. Более половины приобретѐнных автомобилей находится в диапазоне от 10 до 20 тыс. USD (124 ед. против 12 в АППГ). 25 единиц приобретено по цене 20-25 тыс. USD (против 3 ед. в АППГ), 9 штук Toyota LC Prado, 2 автомобиля из премиум класса стоимостью более 100 тыс. USD.

На втором месте по росту продаж в регионах - это город Тараз (86 единиц против 20 в АППГ). Здесь также мы видим, что если в феврале прошлого года были проданы 17 автомобилей марки UAZ и 3 автомобиля Toyota, то в этом году в таблице продаж присутствует весь спектр ценового диапазона и все сегменты рынка - от недорогих российских автомобильных брендов до премиальных. Эти наблюдения подтверждают наличие хорошего потенциала развития официальных продаж и сервисных услуг в регионах Казахстана. Особенно перспективными направлениями в регионах можно назвать Юг (Шымкент, Кызылорда, Тараз, Талдыкорган) и Запад (Актау, Атырау, Актобе) Казахстана. Также стоит отметить, что развитие региональных продаж новых автомобилей подстегивают, в основном, государственные региональные программы развития: инвестиции в промышленность, открытие СЭЗ, строительство международных транспортных коридоров, развитие моногородов и другие программы.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии