Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Тастемир Абишев: В Казахстане не церемонятся с преступниками в сфере торговли людьми

19 марта 2013, 12:42

По данным СМИ, бизнесмены родом из Южного Казахстана, имеющие свою торговую точку в Москве, много лет насильно удерживали в рабстве своих соотечественниц. Некоторые из них освобождены прошлой осенью благодаря усилиям московских активистов. Не так давно в прессе была информация, что в правоохранительные органы обратилась восьмая по счету жертва трудового рабства, возбуждено уголовное дело за похищение людей. Хозяева заставляли пленниц бесплатно работать в продуктовом магазине, за неподчинение угрожали жестокой расправой, обращались с ними грубо, били, издевались. У них до сих пор находится родная сестра одной из освобожденных жертв рабства. Как не попасть в такую беду? Об этом в интервью Секретаря Комиссии по правам человека при Президенте РК Тастемира Абишева.

- Торговля людьми в Казахстане не носит массовый характер, но, к сожалению, на практике встречаются такие единичные факты. По данным МОМ, основным местом назначения для граждан Казахстана - жертв торговли людьми - являются Объединенные Арабские Эмираты, Турция и Россия. В процессе трудовой и сексуальной эксплуатации многие жертвы торговли людьми получают сильнейший психологический стресс, они измучены, унижены, подавлены, испытывают панический страх, боятся обращаться в правоохранительные органы, и не знают, что делать, куда идти, кому сказать.

- То есть варятся в собственном соку. Так что им действительно делать?

- Вы знаете, мне посчастливилось изучать опыт Соединенных Штатов Америки по работе с жертвами торговли людьми, в частности, в Сан-Диего, Атланте, Нью-Йорке по привлечению неправительственных организаций к борьбе с торговлей людьми. Такая общественная деятельность у них развита довольно широко и производит большой эффект, люди им доверяют и без утайки рассказывают о ситуации, в которую они попали. Представители НПО могут прийти к ним и в качестве психологов, и в качестве юристов, и просто как лидеры или члены неправительственных организаций, и своим отношением к людям, попавшим в беду, могут расположить их к себе, получить максимальную информацию, что, естественно, помогает им оказать реальную предметную помощь. Эти НПО получают гранты из федерального или местного бюджета и оказывают содействие не только в защите жертв торговли людьми, но и в раскрытии связанных с этим преступлений.

Думаю, нам стоит позаимствовать этот опыт и ввести в Казахстане аналогичную работу с жертвами торговли людьми. Насколько я знаю, сейчас для этого в некоторых министерствах и акиматах закладываются средства в рамках государственного социального заказа. Специализированные НПО будут работать у нас по защите прав именно трудовых мигрантов, волею судьбы ставших жертвами ситуации, так что работа идет. Это глобальная проблема и хотя она у нас, как я отметил в начале беседы, не носит массовый характер, тем не менее, нужно быть всегда начеку, постоянно обращать на это внимание. Ведь все государства мира связаны друг с другом, и Казахстан является транзитной линией, через нашу границу трудовые мигранты уходят в Россию и дальше в другие государства. Поэтому мы заинтересованы в тесном международном сотрудничестве и благодарны международным организациям, нашим партнерам из гражданского общества, экспертам и представительствам МОМ и ЮСАИД за взаимодействие в решении этого вопроса.

- Тастемир Даутович, будет ли у нас усилен контроль над частными агентствами, занимающимися вопросами трудоустройства за рубежом? Ведь как они умеют зазывать к себе людей! Обещают золотые горы, что человек будет иметь высокооплачиваемую работу за границей, для него будут созданы все условия и т.д. и т.п. И многие, особенно молодые наивные девушки попадаются на их удочку.

- Понимаю вас. Комиссия по правам человека при Президенте РК при участии представительства Международной организации по миграции (МОМ) в Казахстане и институтов гражданского общества подготовила специальный доклад о ситуации с правами мигрантов в Казахстане с момента обретения независимости, то есть с 16 декабря 1991 года по 1 февраля 2013 года. Недавно этот доклад был обсужден на расширенном заседании Комиссии, где получил позитивную оценку со стороны экспертов. Было принято решение доработать его и направить на рассмотрение и утверждение Президенту, что и сделано накануне. Так вот, в этом документе как раз содержатся конкретные рекомендации Правительству и Парламенту об усилении контроля над агентствами, которые занимаются трудоустройством наших граждан, в частности, за рубежом. Конечно, частные агентства имеют лицензию на занятие такой деятельности, но надо сделать так, чтобы они несли солидарную ответственность и в этом плане необходимо усилить над ними контроль и он будет усилен.

С другой стороны, по нашей Конституции каждый имеет право на свободу передвижения, каждый может уехать в другую страну и вернуться, поэтому мы не можем запретить девушкам куда-то уехать, понимаете? Ограничить человека в передвижении за пределы страны можно лишь в том случае, если он имеет доступ к государственным секретам, или является недобросовестным алиментщиком, или имеет какие-то долги перед нашими гражданами.

- Получают ли в Казахстане компенсацию жертвы торговли людьми?

- В государственном бюджете предусмотрено оказание материальной и правовой помощи тем жертвам торговли людьми, которые находятся за пределами Казахстана, в зарубежных государствах. Если наши граждане попадают в такую ситуацию, если у них отбирают документы, если незаконно используют их труд, то консульские учреждения, дипломатические представительства Казахстана оказывают им посильную помощь в возвращении на родину. Обычно в подобные ситуации попадают девушки, которые уезжают за рубеж для работы в модельном или гостинично-ресторанном бизнесе.

Кроме того, в Казахстане работает более двадцати кризисных центров, которые сосредоточены в Астане, Алматы и во всех регионах. Они оказывают жертвам торговли людьми консультативную, правовую, психологическую, иногда даже материальную помощь. И государство заинтересовано в будущем еще открыть подобные центры, но они уже будут финансироваться из госбюджета.

А непосредственно на территории Казахстана ущерб компенсируется за счет виновных лиц, совершивших противоправные действия в отношении жертв торговли людьми, например, с целью сексуальной эксплуатации или за счет тех, кто стоит за этим, если это, конечно, будет доказано в суде.

- Давайте обозначим, что вообще означает торговля людьми? Кого продают? Кому? С какой целью?

- Торговля людьми - это принудительный и эксплуатационный процесс, который, как правило, начинается с вербовки в стране происхождения и заканчивается эксплуатацией в странах транзита и назначения. Такой позиции придерживается МОМ, которая еще в 2000 году приняла определение торговли людьми. В нем говорится, что торговля людьми означает вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы, принуждения, похищения, мошенничества, злоупотребления властью, подкупа и так далее в целях эксплуатации. Как видим, торговля людьми, по меньшей мере, включает в себя трудовую и сексуальную эксплуатацию и в этом плане особенно уязвимыми являются женщины, дети и молодые мужчины, которые нередко, будучи нелегальными трудовыми мигрантами, попадают в положение раба, хотя рабство уже давно отменено во всем мире. К примеру, в Организацию Объединенных Наций входят 193 государства, и во всех этих государствах рабство отменено на уровне Конституции и действующих национальных законодательств. Несмотря на это, торговля людьми с целью сексуальной и трудовой эксплуатации, к сожалению, до сих пор не искоренена.

- Насколько высок в мире спрос на принудительный и рабский труд?

- Спрос очень высокий, об этом говорит и тот факт, что торговля людьми по доходности стоит на третьем месте после торговли оружием и наркотиками. По сути, это хорошо налаженная, транснациональная организованная преступность.

К слову, в начале марта этого года МОМ совместно с ЮСАИД при содействии Министерства труда и социальной защиты Казахстана провела в Алматы Центрально-Азиатский диалог по снижению спроса на принудительный и рабский труд. Представители государственных органов, занятых вопросами труда и социальной защиты, миграции, а также профсоюзы, ассоциации работодателей всех Центрально-Азиатских республик, неправительственные и международные донорские организации разработали рекомендации по борьбе с торговлей людьми в регионе. Главное, было обсуждено правовое регулирование вопросов упразднения всех форм принудительного и рабского труда в странах Центральной Азии.

Я разделяю мнение заместителя регионального директора Программы демократического и справедливого управления ЮСАИД Кристофера Миллера, что проблема торговли людьми носит межгосударственный характер, поэтому успешная борьба с этим явлением и трудовой эксплуатацией требует скоординированных действий стран региона посредством многосторонних диалогов и соглашений. В этом отношении правительства и гражданский сектор стран Центральной Азии демонстрируют успешный пример.

- Какова ситуация с этим явлением в нашей стране?

- У нас программа МОМ по борьбе с торговлей людьми была запущена более десяти лет назад. На 1 января 2013 года 904 жертвы торговли людьми получили реабилитационную и реинтеграционную помощь в рамках совместной работы МОМ с местными НПО-партнерами.

В целом, как отмечено выше, в Казахстане торговля людьми не носит массовый характер. По данным Генеральной прокуратуры и Верховного суда, в 2011-2012 годах у нас было возбуждено более сорока уголовных дел по фактам торговли людьми, из них шестнадцать доведены до суда, виновные лица осуждены к различным срокам лишения свободы.

Конституцией Республики Казахстан и действующим законодательством у нас запрещены дискриминация, жестокие или унижающие человеческое достоинство виды обращения и наказания. Трудовой кодекс гарантирует всем гражданам, в том числе иностранным, лицам без гражданства и беженцам равные права в сфере трудовых отношений. Для тех, кто совершает преступление в этой области, принуждает людей заниматься коммерческим сексом, либо рабским трудом, либо торговлей несовершеннолетними, органами человека и так далее, законодательство предусматривает жесткую ответственность вплоть до уголовной. По оценкам экспертов, в том числе зарубежных и международных, предусмотренная в нашем Уголовном кодексе ответственность соответствует мировым стандартам и в Казахстане, я бы сказал, не церемонятся с преступниками в сфере торговли людьми. Эти вопросы обсуждаются на паритетной основе и на заседаниях Комиссии по правам человека при Президенте, куда входят представители гражданского общества, министры, парламентарии, правозащитники, вырабатываются предложения по улучшению ситуации в сфере торговли людьми и борьбы с этим явлением, по совершенствованию национального законодательства и правоприменительной практики.

По инициативе Комиссии, Казахстан в 2008 году ратифицировал Конвенцию против транснациональной организованной преступности, Конвенцию против коррупции и другие пакты по борьбе с рабством. Говоря иначе, и действующее законодательство, и международные обязательства Казахстана гарантируют нашим гражданам, а также тем лицам, которые постоянно либо временно проживают на территории Казахстана, защиту их прав, чтобы они не попадали в такие тяжелые жизненные ситуации.

Большую помощь в правовом просвещении наших граждан оказывает Международная организация по миграции в Казахстане. В своей деятельности они акцентируют внимание на то, чтобы наши граждане знали, что существует такой вид транснациональной организованной преступности как торговля людьми и остерегались этой беды.

Кроме того, в Министерстве юстиции создана межведомственная комиссия по борьбе с торговлей людьми, которую возглавляет сам министр г-н Имашев Берик. В нее входят представители госорганов, НПО, ОБСЕ, международных организаций по миграции. В Министерстве внутренних дел, областных и городских ДВД созданы отделы по борьбе с торговлей людьми.

- В жизни часто происходят случаи, когда трудовые нелегальные мигранты попадают в сети принудительного и рабского труда, как это случилось в той же Москве. Можно ваш комментарий по этому поводу?

- Про другие страны говорить не буду, но что касается Казахстана, то, благодаря экономическому и географическому положению, наша страна по-прежнему остается привлекательным пунктом назначения, транзита и происхождения для жертв торговли людьми. И особенно для трудовых мигрантов из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, то есть из тех центральноазиатских стран, которые экономически менее стабильны. Но абсолютное большинство жертв торговли людьми привозят и продают из Узбекистана.

Согласен, трудовые нелегальные мигранты действительно часто попадают в сети принудительного труда, и об этом регулярно пишут в СМИ. А случается это из-за элементарного незнания жертвами своих прав и обязанностей, многие не заключают договора с работодателями, находятся на территории нашей страны нелегально. Поэтому в новом Послании народу Казахстана Президент поручил правительству разработать комплексную программу по регулированию миграционных процессов, снижению потока незаконных мигрантов в нашу страну. В связи с этим мы и подготовили специальный доклад о ситуации с правами мигрантов в Казахстане. После одобрения его Главой государства, планируем провести широкую презентацию в МИД, в Астане, Алматы, Караганде, Шымкенте, в Атырауской, Мангистауской областях, где сосредоточено наибольшее количество мигрантов. Кстати, этот проект впервые был подготовлен в странах СНГ. В нем достаточно глубоко отражены вопросы торговли людьми и обеспечения социальных, трудовых, культурных и гражданских прав трудовых мигрантов, которые находятся на территории Казахстана. На наш взгляд, практическая реализация рекомендаций, изложенных в специальном докладе Комиссии, улучшит ситуацию с соблюдением прав мигрантов.

- А как в части политических прав?

- Мы не можем гарантировать гражданам других государств весь комплекс политических прав. Как известно, по закону они не имеют права участвовать в выборах, работать на государственной службе, и это не только в Казахстане, так принято во всем мире.

Есть ценные рекомендации по ратификации ряда Конвенций, в том числе Конвенции ООН о ликвидации дискриминации при получении образования. Также мы подняли вопрос о повторном рассмотрении Соглашения по ратификации между Кыргызстаном и Казахстаном с тем, чтобы трудовые мигранты из Кыргызстана, работающие на территории Казахстана, а их очень много, получили возможность заниматься индивидуальной трудовой деятельностью наравне с гражданами Казахстана. Конечно, этот вопрос будет решаться с учетом норм действующего законодательства Республики Казахстан.

Чтобы предотвратить принудительный и рабский труд, чтобы человек не попал в орбиту торговли людьми, большое значение имеет подготовка самих мигрантов до приезда в Казахстан. Поэтому заинтересованным министерствам и ведомствам, в частности, труда и социальной защиты, экономики и бюджетного планирования было рекомендовано изучить и по возможности применить у себя опыт Канады и России, где мигрантов, которые намерены работать на их территории, готовят заранее. То есть их обучают языку страны назначения, знакомят с национальными традициями, обычаями, с действующим законодательством. Думаем, такое просвещение трудовых мигрантов будет для них весьма полезным. Мы заинтересованы в том, чтобы трудовые мигранты на территории Казахстана работали вполне легально, на законных основаниях, тем более, что у нас огромный миграционный поток. К примеру, из 193 государств, входящих в ООН, Казахстан занимает девятое место по численности мигрантов. Первые позиции занимают США, Россия, Великобритания, Канада, также этот вопрос остро стоит во Франции, в Германии, что показали наши сравнительные исследования.

Вообще проблема миграционного процесса носит глобальный характер, в настоящее время в мире насчитывается примерно 214 миллионов трудовых мигрантов. Это огромная цифра.

- А в Казахстане сколько?

- По неофициальным данным, в нашей стране работает более 700 тысяч трудовых мигрантов. Из них, как показывает Министерство труда и социальной защиты, 31 тысяча работает на легальной основе, то есть они привлечены работодателями. По оценкам же Комиссии по правам человека, на территории Казахстана работают 280-300 тысяч трудовых мигрантов и эту цифру мы и указали в специальном докладе.

Также нами подготовлен проект с участием Управления Верховного комиссара по делам беженцев ООН о ситуации с правами оралманов, лиц без гражданства и беженцев в Казахстане, в котором рекомендовано ратифицировать две конвенции ООН - о сокращении и статусе лиц без гражданства - апатридов и правительство Казахстана в данном направлении уже работает.

- Последний вопрос. Происходят ли в Казахстане случаи торговли человеческими органами?

- В Комиссию по правам человека сообщения о таких фактах не поступали. И Генеральная прокуратура нам такие факты не давала. Другое дело, если близкие родственники могут дать согласие на использование каких-то органов умершего человека. Но это не относится к торговле органами.

Торгын НУРСЕИТОВА


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...