Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Все, чего мы добились за годы независимости Казахстана, сделано в соответствии с буквой и духом Конституции - И. Рогов

Фото : 15 декабря 2007, 13:07

АСТАНА. 15 декабря. КАЗИНФОРМ /Серик Кожкенов/ - Ушли в историю, пролетели как один миг, оставив неизгладимый след в судьбе страны, девяностые годы прошлого столетия. Это были незабываемые, особые по накалу страстей и эмоций годы. Это было время, когда принимались важнейшие решения, от которых зависел дальнейший путь нашего государства. 16 декабря страна будет праздновать государственный праздник - День Независимости. Накануне корреспондент Казинформа встретился с председателем Конституционного Совета РК Игорем Роговым и задал ему ряд вопросов, касающихся пути, пройденного страной за годы независимости.

- Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» заложил правовой фундамент суверенного государства. С этого судьбоносного дня, 16 декабря 1991 года, началась новейшая история Казахстана. Какое историческое значение, по Вашему мнению, имеет принятие этого документа?

- Мы находимся в преддверии главного праздника страны - Дня Независимости, который согласно Закону «О праздниках в Республике Казахстан» является национальным праздником. Думаю, что это не случайно. Именно в этот исторический день, 16 декабря 1991 года, Верховным Советом Республики Казахстан был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», в котором торжественно провозглашена государственная независимость республики.

Данный документ в определенной мере играл роль Конституции того времени, о чем свидетельствует предмет его правового регулирования: действующее право, гражданство, правовой статус человека и гражданина, органы государственной власти, принципы внутренней и внешней политики, государственные символы, территория, вооруженные силы, столица и т.д. Как видите, в этом перечне есть все основные компоненты самостоятельной государственности.

Кроме того, в статье 18 Конституционного закона было закреплено, что он, наряду с Декларацией о государственном суверенитете Казахской ССР, служит основой для разработки новой Конституции Республики, а до того момента, нормы Конституции и иных законодательных актов Республики Казахстан действуют в той мере, в какой они не будут противоречить данному Закону.

В последующем был принят ряд законодательных и иных мер, направленных на реализацию указанных конституционных институтов, в частности, принят Закон «О гражданстве», сформированы собственные вооруженные силы, республиканская гвардия, внутренние и пограничные войска, утверждены новые государственные символы. Многие положения легли в основу первой Конституции страны 1993 года, а затем и действующего Основного Закона 1995 года.

Обобщая сказанное, хочу подчеркнуть, что принятие упомянутого Конституционного закона явилось воплощением юридического оформления казахстанской государственности и положило начало повсеместным преобразованиям в стране, результаты которых мы видим сегодня.

- Какие основные вехи и достижения Казахстана за годы независимости Вы могли бы выделить? Считаете ли Вы, что председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году является признанием международной общественностью демократических преобразований в стране?

- Начну сразу со второй части вопроса. Принятое в Мадриде решение о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году является высокой и справедливой оценкой достижений республики во всех сферах жизни. На постсоветском пространстве Казахстан первым удостоился столь высокой чести возглавить авторитетную международную организацию. И такое решение имеет под собой прочную основу. Завершено строительство новой государственности, создан фундамент эффективной экономики, обеспечиваются свобода слова, конкуренция и политический плюрализм.

Республика стала полноправным членом международного сообщества, предсказуемым партнером, а в определенных вопросах, и идейным вдохновителем и образцом в решении самых серьезных проблем. Если на заре 90-х годов прошлого века усилия Казахстана были направлены в основном на создание имиджа суверенного государства, налаживание внешних контактов, привлечение иностранных инвестиций и иной помощи, то сегодня перед страной стоят новые амбициозные задачи, связанные с вхождением в число 50-ти наиболее развитых и конкурентоспособных государств мира. Наконец, незыблемы наши главные блага - мир и согласие. В обществе формируется обстановка взаимного понимания, толерантности, доверия и уважения друг к другу.

Удовлетворению заявки Казахстана на председательство в ОБСЕ способствовал высокий международный авторитет Президента Республики Н.Назарбаева. Хотел бы отметить, что все, чего мы добились за эти годы, было сделано в Казахстане в соответствии с буквой и духом Конституции, принятой на всенародном референдуме 30 августа 1995 года.

В этом году внесены поправки в Конституцию, которые ознаменовали собой начало нового этапа демократического развития и политической модернизации суверенного Казахстана и вызвали положительный резонанс отечественной и международной общественности.

Такое историческое решение позволило сделать серьезный шаг к переходу от президентской формы правления к президентско-парламентской системе. Повышен статус Парламента Республики и его Палат, принципиально изменен порядок выборов в Мажилис, снят запрет на государственное финансирование политических партий и иных общественных объединений и многое другое.

- Игорь Иванович, как известно, одним из основополагающих принципов нашей Конституции является принцип народного суверенитета, заключающийся в том, что единственным источником государственной власти в Казахстане является народ. Какое значение, на Ваш взгляд, имеет этот принцип для повседневной жизни наших граждан?

- Самое прямое. Конституция устанавливает, что единственным источником государственной власти является народ, который осуществляет свою власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы. Все это у нас осуществляется на практике. Так, действующий Основной Закон принят в результате всенародного голосования 30 августа 1995 года. В этот день состоялся высочайший акт непосредственного волеизъявления казахстанцев. Результаты республиканского референдума известны каждому. Могу напомнить, в поддержку Конституции тогда высказались свыше 7 миллионов граждан, или 89,14%. Тем самым, идеи, принципы, положения и нормы Конституции были приняты сердцем и душой каждого казахстанца.

Органы государственной власти прямо или косвенно формируются народом. Президент Республики, депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов избираются гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На этих выборах народ как источник государственной власти реализует свою волю и проявляет свой суверенитет, определяющий демократический характер власти, придающий ей высшую легитимность.

Если говорить о повседневной жизни, то современное казахстанское общество развивается на принципах всеобщего осознания ценности каждой личности, признания и защиты, неотъемлемых прав и свобод человека. В этой связи, все государственные органы должны исходить из того, что властные полномочия дарованы им народом, интересы которого они и призваны охранять. Их ответственность перед народом обеспечивает Президент Республики, являющийся персонифицированным носителем совокупной воли граждан страны и выступающий символом и гарантом единства народа и государственной власти. И, конечно же, необходимы инициативы и от самих граждан. От их активности и требовательности зависит многое.

- Является ли внесение изменений и дополнений в Конституцию свидетельством того, что она исчерпала свой потенциал?

- Относительно внесенных в Конституцию поправок хочу отметить, что обогащение Конституции новыми положения и нормами не означает, что она исчерпала свой потенциал. Я раньше говорил и сейчас повторяю, что потенциал Конституции далеко не исчерпан, он в тех положениях, которые закрепляют основы государственности, экономическую, социальную и политическую ее составляющие, форму правления, права и свободы личности и др. Эти нормы не изменены. Не могут быть изменены вообще установленные Конституцией унитарность и территориальная целостность государства, форма правления. Это незыблемые конституционные положения. Взять, к примеру, статью 1 Конституции, в которой Республика утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством. Надо наполнить эти положения реальным содержанием. Многое, конечно, уже сделано, но есть и резервы.

Тем не менее, отмечу, что Конституция не статичный документ. За эти годы она подверглась изменениям дважды, исходя из сложившихся в обществе новых отношений. Очевидно, что любая Конституция имеет нормы, которые раскрываются путем толкования применительно к определенным жизненным условиям. Разумеется, такими свойствами обладает и наш Основной закон. В раскрытии такого потенциала Конституции огромная роль отводится Конституционному Совету, поскольку он дает обязательное для исполнения официальное толкование Конституции и интерпретирует его в каждом конкретном случае.

- Не могли бы Вы вкратце рассказать о деятельности Конституционного Совета, в частности о решениях, касающихся вопросов государственности, а также о проделанной работе в текущем году?

- Конституционный Совет (КС) создан для обеспечения верховенства Конституции. Его деятельность направлена на претворение в жизнь норм Основного Закона и раскрытие его потенциала. С этой задачей Конституционный Совет справляется. За годы деятельности Советом принято более 160 нормативных постановлений. Основную массу итоговых решений составляют постановления о толковании норм Конституции. Все постановления КС имеют ориентирующее значение для правотворческого и правоприменительного процесса. Поэтому, сложно выделить из общей массы какие-то отдельные постановления. Тем не менее, могу отметить некоторые из них.

КС приняты постановления, касающиеся основ государственности и суверенитета страны. К примеру, в постановлении от 23 апреля 2002 года Совет закрепил невозможность односторонней уступки Республикой Казахстан части территории иному государству, недопущение захвата, присоединения либо раздела территории республики, отсутствие у органов государства на местах права ставить вопрос о выходе из состава государства и т.д. Постановлением от 1 декабря 2003 года КС разъяснил, что институт гражданства является определяющим признаком суверенитета, независимости и конституционного строя республики, только народ Казахстана, состоящий из граждан государства, является единственным источником государственной власти.

Предметом рассмотрения КС были вопросы, касающиеся принудительного отчуждения земельных участков для государственных нужд. В постановлении от 28 мая 2007 года Совет указал, что принудительное изъятие имущества для государственных нужд осуществляется в судебном порядке и может иметь место только при наличии потребности в переходе такого имущества в государственную собственность или для удовлетворения государственных интересов. Такие случаи должны характеризоваться исключительностью, что предполагает отсутствие иного способа удовлетворения государственных нужд без такого изъятия. При этом обязательным условием является предоставление собственнику равноценного возмещения этого имущества.

Одним из значимых решений Совета в текущем году является постановление от 18 июня 2007 года, в котором был разъяснен порядок введения в действие изменений и дополнений, внесенных в Конституцию. Дело в том, что многие конституционные поправки, устанавливающие новые полномочия Парламента и его Палат могли быть введены в действие только после избрания нового состава Мажилиса, формируемого по новой пропорциональной системе. Констатируя данный факт, КС определил, что в случае роспуска Мажилиса Парламента третьего созыва вводятся в действие конституционные нормы, устанавливающие новый порядок наделения полномочиями депутатов Парламента. В полном объеме новыми конституционными полномочиями Парламент и его палаты наделяются с начала работы первой сессии Парламента четвертого созыва. Одним словом решения КС носят всеобъемлющий и обязательный характер, затрагивают интересы общества и государства.

- Что бы Вы хотели пожелать читателям в канун праздника Дня Независимости?

- Суверенный Казахстан уверенно смотрит в завтрашний день. Залогом этого являются трудолюбивые и талантливые люди, опыт, дееспособная власть, чёткая программа на перспективу.

В канун праздника желаю всем крепкого здоровья, много улыбок, праздничного настроения, семейного счастья и благополучия, удачи и успехов во всех начинаниях.

- Спасибо за интервью. Позвольте от имени агентства «Казинформ» поздравить Вас с праздником и пожелать Вам крепкого здоровья и успехов в работе на благо нашей страны.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии