Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

16 лет независимости Казахстана. Гость программы «Бетпе бет» - К. Султанов - депутат Сената Парламента, председатель комитета по международным отношениям, безопасности и обороне

Фото : 19 декабря 2007, 13:04

Гость: Куаныш Султанов - депутат Сената Парламента, председатель комитета по международным отношениям, безопасности и обороне.

Тема: «16 лет независимости Казахстана»

Журналист: Данил Москаленко.

Ведущий:

Добрый вечер, на канале «Хабар» программа «Бетпе бет». В студии ведущий Данил Москаленко, и сразу представлю своего собеседника. Сегодня я пригласил в прямой эфир Куаныш Султанова - депутата Сената Парламента, председателя комитета по международным отношениям, безопасности и обороне. Если позволите, все-таки с истории начнем. У вас подробности есть, потому что вы человек, который непосредственно всегда был в гуще событий и участвовал во многих глобальных государственных проектах. Вот скажите, пожалуйста, - начало 90-х, вы в должности, если не ошибаюсь, министра печати и средств массовой информации, развал оюза, работы много, народ ликует, потому что независимость, это то, к чему стремилась страна. А у вас ощущения?

Гость:

Конечно, интересные воспоминания могут быть. Безусловно, тот период - он особый исторический период в памяти каждого из его участников, наверное, так запечатлен на всю жизнь, что и у меня тоже. Естественно, мы все радовались. Радовались тому, что мы приобрели государственную независимость впервые. 16 декабря 1991 года был принят закон тогдашним Верховным Советом о государственной независимости, этот день был объявлен Днем независимости. Но всякие праздники кончаются, начинаются будни, особенно для правительства. Мне с одной стороны посчастливилось, с другой стороны я чувствовал безмерную ответственность и самостоятельность современного Казахстана. Это правительство была сформировано после августа 1991 года еще до развала Советского Союза. И у каждого члена этого правительства, я думаю, у соратников, друзей тоже было такое чувство - с одной стороны, мы тоже вместе с народом радовались. Но была особая ответственность, потому что мы очень хорошо знали прежнее общество. И общество не ждет. А теперь куда мы идем? Какое теперь будем строить государство? А министерство печати и информации в то время объединило весь идеологический комплекс и особо не придавали внимание какому-то другому отраслевому министерству, а такому общественному министерству больше, потому что монополия государства и монополия партии всегда сверху диктовали.

Ведущий:

Кстати, вы можете сейчас вспомнить какой - нибудь такой нюанс, который связан с работой правительства, когда вы поняли, встал на рельс развития. Вперед и только вперед, не останавливаясь.

Гость:

Нет. Очевидно после развала КПСС, до развала КПСС я не скажу, что будет, мы все знали, но с другой стороны, мы тоже тогда не мальчишками были. Мы уже знали все прошлые системы, все требования и направления, и вся это система вдруг остановилась, развалилась, и надо было строить совершенно новое общество, совершенно новые ценности надо было определять, как строить государство. Я помню после того, как объявили независимость, еще буквально через день на утро собрал все правительство Президент, и он первый вопрос задал: Кто из вас строил государство? Все молчали. Президент после этого задание дал. Я думаю, что можно даже по дням запомнилось, потому что на улицах шли митинги. Уже банки останавливались, производство тоже. С начала 1992-го года промышленность отпустила цены, а сельское хозяйство еще нет. И вот это немного в какой-то степени тормознуло на начальном этапе само сельское хозяйство. Другого выхода не было. Потому сразу отпустить цены на хлеб тогда это вообще кризис, социального сообщества можно было забрать последнее, потому что прилавки были пустые, денег нет, безработица началась, хаос такой начался. Система развалилась, потому что старый рынок, как мы сегодня называем, в Советском Союзе 93% промышленности находилось под подчинением Москвы. Фондовая система, фонды распределяли Совмин, Кабмин.

Ведущий:

Я вас перебью. Давайте послушаем нашего телезрителя.

Телезритель:

С Шымкента. Нурлан. Хорошо, что у нас граница открыта, но не грозит ли нам экономическая экспансия наших соседей Китайской Народной Республики. Пусть это будет политическая республика, или как бы в данный момент происходит в России, на Дальнем Востоке в Сибири. Т.е. не растворимся ли мы при наших 15 млн. населения в более крупные государства?

Гость:

Вот такой бы вопрос задали тысячи людей. И это вполне естественно. Мы должны вести откровенный диалог. То, что люди опасаются того, это уже положительная тенденция. Мы все вместе осознаем, что может быть и экономическая экспансия время конкуренции. Вот сейчас мы входим во ВТО, Китай уже во ВТО. Мы будем развиваться в одинаковых условиях. И о том, что темпы промышленности хорошо растут, мы знаем. И продукция Китая сейчас не только у нас в Казахстане, не только в СНГ, они во всей Европе. И этот поток, наверно, будет нарастать. Но в то же время мы не можем не осознавать, что на пятки наступает вся мировая экономика, мы входим в мировое сообщество, вообще в целом и по экономике, по политике мы же не закрылись ни от кого, мы не оградились. Все это нужно учитывать. А если мы закроем наши границы, от этого мы разве получим развитие? Поэтому вообще перспектива будет нелегкая для населения, поэтому чувство ответственности, я тогда в самом начале, когда первое правительство было, и мы собирали все конституции стран мира, сопоставляли, сидели, писали законы, члены правительства днем бывая на митинге, отвечали на всякие вопросы, разъясняли, потому что пенсионеры по 5 -6 месяцев пенсии не получали. А сейчас мы слава Богу вышли из экономического кризиса, особенно с конца 1999 года, и сейчас мы, несмотря на проблемы этого года, экономические, финансовые проблемы, неоднократно об этом и Президент, и глава правительства говорили, мы каким-то образом амортизировали. А в перспективе сейчас кто анализирует мировую экономику и вообще как будет с ценами на нефть. На все это надо реально смотреть. Поэтому вопросы экономической экспансии и вообще экспансии даже составом населения демографические проблемы они должны заботить и наше правительство, и наше население. И мы все об этом думаем, вот сейчас те же демографические проблемы. Какой рост составляют сейчас соседние страны, и в том числе Китай. У нас впервые после 1985 года рождаемость детей начала повышаться, начиная с 2005 года. Но в то же время мы должны серьезно работать над сокращением смертности матерей и детей. Вот это все взаимосвязано. И вот в этой системе сейчас формирование нашей административной системы, и вообще всего управленческого комплекса и это же не случайно идет. Мы сейчас наверное с повышение роли парламента и даже при парламенте создали общественную палату.

Ведущий:

Есть телефонный звонок.

Телезритель:

Добрый вечер. Республика Казахстан самая последняя вышла из состава Советского Союза. Мы самые последние празднуем День независимости. Не с этим ли связана нынешняя инфляция?

Гость:

Я думаю, мы ничего от этого не потеряли. И вообще у нас особое географическое положение, что мы 16 декабря последними вышли из состава Советского Союза. И тогда ничего не потеряли. Мы даже нашу национальную валюту ввели значительно быстрее, чем кто - либо еще. И даже наши уважаемые друзья, россияне во многих вопросах даже не ожидали, что у нас там шли споры о содержании Казахстана в рублевой зоне, а тут 15 ноября Назарбаев ввел национальную валюту. По темпам экономических реформ мы наверстали очень много, и сегодня нет у нас такого ощущения. Я просто в перспективе сейчас, в целом по экономическому развитию, мы не должны просто себя ублажать, и утешать, что сегодня все у нас хорошо, сегодня мы неплохо зарабатываем, а экономические трудности не будут. Экономические трудности это такой живой процесс. Надо его постоянно поддерживать.

Ведущий:

Если вернуться к теме Китая, мне хочется расспросить, она для вас близка: вы были послом в Китае довольно продолжительное время, на вашу долю выпала работа по самым ответственным документам. Граница - это то, что мы имеем, что необходимо для суверенитета, для независимости страны. С Китаем, кажется, мы первыми договорились.

Гость:

Не только страны СНГ, вообще Китай в своей истории подписал соглашение границы первой, для Китая первым был Казахстан. В 1994 году мы 90% подписали, затем в 1997 году первое дополнительное соглашение, в 1998 году второе соглашение, и в 1999 году Нурсултан Назарбаев подписал в Пекине об окончательном урегулировании пограничных вопросов. Это было историческим достижением. При Советском Союзе не было соглашения о границе. Для Казахстана очень важно, Китай не был заинтересован в подписании соглашения. А для Казахстана исторически оформить законно наши территориальные границы и целом 14 с половиной тысяч км сейчас у нас по всей территории есть. Это большое достижение.

Ведущий:

Интересный вопрос к нам поступил. Казахстан стал председателем ОБСЕ, Куаныш Султанович, я знаю, что вы в ходили в группу, которая занималась реформированием ОБСЕ, расскажите об этой работе, что это была за работа и каких она вопросов касалась. Означает ли, что эти предложения после того, как мы станем председателем, войдут обязательно в пакет наших программ по ОБСЕ?

Гость:

В 2005 году тогдашний председатель ОБСЕ Словении и его министр иностранных дел Дмитрий Рупин по его инициативе была сформирована группа политических деятелей, куда входили представители 7 стран из 7 человек, Норвегия, Голландия, Хорватия, США, Россия и Казахстан. Он когда собрал предложение со всех стран, но все страны дали свою кандидатуру, но каким-то образом выбор пал на представителя Казахстана. Мы работали в течение 5 месяцев, подготовили доклад по реформированию, этот доклад рассматривался, и этот доклад остается еще в силе, в перспективе доклад может быть использован. Я подробности не могу говорить, вообще эта работа была очень интересная, очень взаимосвязанная. И я воспользовался этим и постоянно каждый раз, когда встречались, я выступал и делал специальные доклады о Казахстане. По пропаганде Казахстана, о том, чтобы мои коллеги больше знали Казахстан. Ну конечно это заслуга нашего Президента Нурсултана Назарбаева и внешней нашей политики, и вообще прежде всего благодаря проводимым реформам. А сейчас Казахстан идет на новые реформы, я вот упомянул в Общественной палате, это еще раз расширяет возможности использования общественной трибуны и расширяет возможности самого парламента. Он должен сыграть большую активную роль в дальнейшем реформировании нашей страны.

Ведущий:

Вынужден вас прервать. Спасибо большое за то, что вы сегодня пришли к нам в студию и ответили на мои вопросы и на вопросы наших телезрителей, рассказали о том, что было, и что нас ждет. Я лишь напомню, мы говорили о годовщине независимости. Всех с наступающим праздником. В гостях у нас был Куаныш Султанов - депутат Сената Парламента, председатель комитета по международным отношениям, безопасности и обороне. До свидания.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии