Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Таможня: перезагрузка

Фото : 25 декабря 2007, 11:49

Начатый на днях пилотный проект по внедрению совместного контроля на одном из постов казахстанско-китайской границы, по нашему представлению, может решить ряд серьезных проблем, ставших для грузоперевозчиков незаживающей раной.

Проект должен был быть внедрен еще в августе, но тогда начался процесс согласований, после которого итоговый вариант таможенного меморандума мы не видели.

В свое время мы вносили предложения о том, что на границе нужен единый электронный транзитный документ, в котором содержалась бы вся информация о грузе. В таком формате успешно работают страны Евросоюза и Северной Америки.

Представьте, как может упроститься процедура таможенного контроля, если в международный пункт пропуска будет заранее сбрасываться информация о грузе, который должен перейти через границу. Подъезжает автомашина, электроника считывает ее госномер - и на пропускном пункте появляется вся необходимая информация на перевозимый груз. Если не возникло сомнений в легальности документа и груза, его пропускают через границу без всяких очередей и проволочек. А главное, без использования услуг различных брокеров и посредников. Все честно и прозрачно, причем без лишних затрат.

Важно добиться доверия к легальности манифеста и груза. Сейчас транспортные документы тоже существуют в виде декларации со стороны отправителя. Но большая часть документов «въезжает» в Китай из Казахстана готовой, со всеми печатями. То есть Казахстан штампует транспортную документацию на груз, которого еще в природе нет. Чтобы функционально манифест заработал, ему должны доверять. Как этого добиться? В принципе, умельцев у нас полно, подделывать они научились любые документы. Однако если манифест будет иметь электронный формат с криптографией, причем половина криптокода будет известна китайскому таможеннику, а другая половина - казахстанскому, шансов на подделку не останется. Может быть, к марту всю эту процедуру таможенникам удастся отработать. Обе стороны должны свести риски провоза нелегального груза к нулю.

Конечно, в первое время товар, декларируемый в манифестах, будет проверяться на легальность, но вряд ли это будет тотальный контроль, поскольку целью всех усовершенствований является сокращение времени прохождения груза через пункты пограничного пропуска. Если начать с контроля за 70-80 процентами грузов, а затем, по мере убеждения в достоверности информации, снижать процент проверок, в итоге выиграют все. Грузоперевозчики, сотрудники таможни и контрольные органы получат опыт в использовании новой системы. Проблем на границе станет меньше, а объемы контрабанды значительно сократятся.

К сожалению, пока Ассоциация брокеров не знает алгоритма действия манифеста, то есть для кого будет больше преференций - для таможни или для грузоперевозчиков. Но в связи с тем, что удобные условия для деятельности таможни играют 10 процентов в процессе внешней торговли, на 90 процентов польза предназначена для предпринимателей. Достоверность информации о грузе не должна вызывать повышения цен на рынке. Упрощение таможенных процедур сделает прохождение товаров через границу быстрым. А значит, дешевым.

Геннадий ШЕСТАКОВ,

 президент Ассоциации таможенных брокеров Казахстана


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии