Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Не продешевили. В Казахстане предпраздничные скидки и распродажи предлагает лишь ограниченный круг ретейлеров

Фото : 25 декабря 2007, 13:33

«Shop tillyoudrop», или «Покупай, пока неупадешь» -стаким девизом миллионы людей шагают помагазинам впредновогодние дни. ВЕвропе иСША витрины пестрят объявлениями орождественских распродажах. Продавцы спешат привлечь покупателей иизбавиться отзалежавшегося наполках товара. Однако вКазахстане пока все по-другому. Предпраздничные скидки ираспродажи предлагает лишь ограниченный круг ретейлеров, остальные продавцы пока несчитают нужным использовать такие маркетинговые инструменты.

Jinglе bells, или Звонок прозвенел

Отшоколада ишампанского дофенов иэлектробритв -надекабрь приходится пик продаж помногим категориям товаров. Для ретейлеров предновогодний покупательский бум -это возможность оты-граться запредыдущие неудачи, сбыть товар ипривлечь новых клиентов. Объем предновогодней торговли вовсем мире растет скаждым годом, иКазахстан неисключение.

Продавцы бытовой техники иэлектроники перед Новым годом планируют продать как минимум в2раза больше, чем обычно. «Ссередины декабря объем продаж увеличивается в3-4 раза», -утверждают в«Планете электроники». Вмагазинах парфюмерии икосметики ждут аналогичного увеличения продаж, обэтом жеговорят ювелиры.

Напродуктовые товары спрос также увеличивается внесколько раз. Как рассказали маркетологи супермаркета «Столичный», понекоторым наименованиям алкогольной продукции иконфет продажи могут вырасти вдесятки раз.

«Мы работаем спремиальными напитками (втом числе элитным алкоголем. -Прим. «ЭК»), и, понашей статистике, продажи вдекабре являются пиковыми, -рассказал Андрей Астахов, директор помаркетингу компании «Норт Виндс Азия». -Вэтот месяц объем торговли вырастает примерно на30%».

Тажетенденция прослеживается ивсфере информационных услуг. Менеджер отдела продаж GSMКазахстан Денис Русяев отмечает, что уровень продаж, как правило, увеличивается в2-3 раза. «Спрос растет навсю линейку продукции -карты моментальной оплаты истартовые пакеты (sim-карта исопутствующие услуги). Идет подъем трафика электронных платежей. Потребители стремятся увеличить свой баланс ихотят быть уверенными, что вновогодние праздники смогут поздравить своих друзей иколлег».

Предновогодний покупательский бум вовсем мире активно подогревают распродажами. ВКазахстане все намного сложнее -лишь немногие игроки рынка ретейла считают распродажи эффективным маркетинговым инструментом.

Налетай -подешевело!

Большинство казахстанских компаний, устраивающих предновогодние распродажи, предпочитает использовать формулировку «специальная новогодняя акция». Объявление «распродажа» может отпугнуть ряд посетителей, руководствующихся принципом «хорошее дешевым небывает». К«специальным предложениям» они относятся более благосклонно. Специальной акцией может быть иснижение цены наотдельный продукт, иподарок кпокупке, искидка наприобретение аксессуаров кпокупке.

Обещание скидок иневероятно низких цен заманит вмагазин даже тех, кто ничего покупать несобирался. «Вкачестве новогодних подарков люди впервую очередь берут дешевый товар», -говорит Виталий Стремский, коммерческий директор сети магазинов бытовой техники Sulpak. Правда, намного снизить цены продавцы бытовой техники иэлектроники немогут -из-за достаточно серьезной конкуренции всвоем сегменте рынка они итак вынуждены поддерживать низкий ценовой уровень. Поэтому основные игроки рынка решили нетолько предложить клиентам скидки (всреднем от10до30%), ноипроявить заботу офинансах покупателей, азаодно ипростимулировать ихпокупки спомощью кредитных программ. Sulpak кНовому году запустил предложение, откоторого, считают вкомпании, будет невозможно отказаться -кредит на36месяцев, 0% закредит, -0тенге -первоначальный взнос. Авсети магазинов «Планета электроники» в2раза увеличивают скидки подисконтной карте идо31декабря предлагают кредит (опять жесусловием 0% закредит, 0тенге -первоначальный взнос), первоначальное погашение покоторому нужно будет делать только вфеврале.

Рынок сотового ретейла характеризуется высокой конкуренцией, поэтому акции постимулированию продаж проходят здесь постоянно. Новый год -отличный повод для очередной изних. «Диксис Азия» новогодние символы всвоей новой акции («Мы защитим вас отвысоких цен») неиспользует. Однако началась эта акция 4декабря ипродлится доНового года. «Да, это фактически новогоднее предложение, -признает Анастасия Лобода, руководитель отдела маркетинга компании “Диксис Азия”. -Вдекабрьской акции участвуют 4модели телефонов, еще на15-специальные цены поакции, начавшейся месяцем раньше. Накакие-то модели цена уменьшилась на20%, какие-то продаются почти посебестоимости». В«Диксис Азия» предполагают, что продажи участвующих вакции моделей вырастут минимум на10-15%. Доконца декабря всалонах «Евросети» установлены специальные цены наодни модели телефонов иподарки кдругим. «Мы планируем, что рост продаж научаствующие вакции модели составит 28-35%», -объясняет Карина Абугалиева, руководитель отдела порекламе сети салонов «Евросеть». Как правило, впредновогодних акциях сотовых ретейлеров участвует или специально закупленный кдекабрю товар, или модели, ликвидность покоторым оказалась ниже прогнозируемой, или модели, которые участвуют всовместных спроизводителем акциях. Авот найти под Новый год спеццену надефицитную модель или модель премиум-класса -почти нереально. Итем неменее акции ипредновогодний бум делают свое дело -общий объем продаж усотовых ретейлеров под Новый год может вырасти вразы.

Настоящая предновогодняя распродажа начинается вмагазинах парфюмерии икосметики. Скидки -до50%. Правда, ненавсе товары. Работники индустрии красоты признаются: настенд соскидками попадает впервую очередь то, отчего нужно избавиться. «Это тапродукция, укоторой, например, меняется упаковка, ипроизводитель просит срочно избавиться оттой, что состарым дизайном, или если логисты ошиблись инаскладах хранится слишком много какого-то товара. Или, например, декоративная косметика предыдущей коллекции -еекпоявлению следующей быть недолжно», -говорит Махаббат Абильтаева, директор помаркетингу ирекламе компании «Французский дом». Всети магазинов косметики ипарфюмерии MonAmieдобавляют: «Уклиента, который воспользовался предновогодним предложением икупил свой привычный продукт вдвое дешевле, остаются свободные деньги, ионможет потратить ихначто-нибудь еще -внашем жемагазине».

Большинство казахстанских компаний, которые устраивают предновогодние распродажи вэтом году, проводили ихивпрошлом. Те, кто кним только присоединился, как правило, недавно вышли нарынок. При этом практически все компании, объявляющие обакциях ираспродажах, -это крупные торговые сети, работающие ввысококонкурентных сегментах рынка. Другие ретейлеры пока несчитают нужным использовать предновогодние скидки испецпредложения.

Некаждый празднику рад…

Маркетологи казахстанских супермаркетов водин голос утверждают: новогодние акции импросто ненужны. Хотя вовсем мире именно супермаркеты являются одними изсамых активных участников рынка, снижающих цены.

Казахстанский рынок ретейла отличает одна интересная тенденция -опережающий рост спроса относительно предложения, вомногом это связано сростом доходов потребителей. Товары легко продаются даже при ограниченном использовании рекламных инструментов. Ивпредновогодние дни, когда наблюдается резкий рост спроса, супермаркеты сознательно отказываются отпромоакций. Некоторые бизнесмены заявляют, что итак боятся несправиться снаплывом покупателей. Руководствуясь именно этими доводами, такие алматинские супермаркеты, как «Столичный» и«Дастархан», заявили, что небудут делать специальных ценовых предложений кновогодним праздникам.

Рынок розничной торговли активно развивается, ипри этом сети могут получать потребителя иприбыль, особо нерекламируя себя. Розничные сети редко появляются всредствах массовой информации идругих рекламных инструментах, непредставляя нисебя, нисвои акции, -это говорит онизкой напряженности конкурентной борьбы. Отсутствие конкуренции серьезно снижает востребованность распродаж искидок. Потребитель все равно придет всеть исделает покупки поданной цене.

Есть идругое важное обстоятельство: наказахстанском рынке присутствует ограниченное число торговых точек. Это снижает чувствительность покупателя кцене, аследовательно, икскидкам. Немногие потребители поедут надругой конец города из-за снижения цен.

Отказываются отскидок имногие специализированные магазины. Натовары класса luxспрос скаждым годом растет. Если вэтом сегменте рынка кто-то исбрасывает цену, толишь для постоянных покупателей. Вювелирном салоне VILED наизделия высокой моды, часы иаксессуары экстра-класса вдекабре пятипроцентные скидки для VIP-клиентов. Выгоды отакции здесь неждут -пословам одного изпредставителей компании VILED, это «просто подарок постоянным покупателям».

Всети магазинов элитной мужской одежды «Скандал» тоже предпочитают сделать подарки постоянным клиентам, аневсем покупателям. Как показывают опросы менеджеров иуправляющих магазинов, торгующих одеждой, глобальные предновогодние распродажи они устраивать небудут -невыгодно. Правда, некоторые продавцы вимиджевых целях все жеменяют ценники. Вфирменном магазине Calwin Clein Jeans объясняют: «Предновогодние скидки нам делать невыгодно, хотя мыихвсе равно делаем -просто вкачестве подарка клиентам, обычно вразмере 20%». При этом рост объема продаж впредновогодний период вмагазинах одежды есть, нонеслишком заметный. Новый год -это индустрия подарков, аподарить без примерки можно далеко некаждую вещь (галстуки ишарфы невсчет). Так что игроки сосредоточены надругой задаче: имгораздо важнее отработать после Нового года -быстро ибез убытков продать осенне-зимнюю коллекцию. Именно тогда покупатели могут рассчитывать навожделенные «минус 70%».

Спортивные магазины перед Новым годом ивовсе ненастроены баловать клиентов скидками. Директор одного измагазинов, специализирующегося налыжно-сноубордическом ассортименте, объяснил: «Зимний сезон вразгаре, отклиентов итак нет отбоя, кроме того, упродавцов существуют определенные договоренности споставщиками -допустим, до30января цены неснижать». Так что подарок для здорового образа жизни придется брать пополной цене.

Кому это надо, никому ненадо…

«Цены снижаются впервую очередь укрупных производителей мировых брендов, которые работают подолгосрочной стратегии», -говорит Джейхун Абдуллаев, аналитик группы компаний «АНТ». Наказахстанском рынке таковых немного.

Массового снижения цен наказахстанском рынке нет еще ипотому, что здесь торгуют восновном дистрибьюторы, далекие отпроизводителей, считает он. Эти дистрибьюторы незаинтересованы вснижении цен -ведь уних нет необходимости срочно сбывать остатки изакрывать год. Свой товар они смогут продать ивянваре, ивфеврале попрежним ценам. Иоснований для ускорения оборота удалеких отпроизводителя дистрибьюторов нет. Это производитель создает быстрый оборот своей продукции исбыт остатков, поскольку постоянно работает над поставкой нарынок нового ассортимента.

Производитель заинтересован вбольших продажах также потому, что так онпродвигает среди потребителей свой бренд. АвКазахстане доминируют мультибрендовые торговцы. Господин Абдуллаев отметил идругой важный аспект. При снижении цены продавец может увеличить свою прибыль засчет роста спроса -это классика торговли. Дистрибьютор вРоссии, торгующий в20-30 городах иимеющий большой оборот, вполне может себе позволить такую тактику. Помнению Джейхуна Абдуллаева, вКазахстане объем спроса иобороты торговцев недостаточны для того, чтобы полноценно использовать подобные классические приемы.

Андрей Астахов из«Норт Виндс Азия» также отмечает, что цены неснижаются, аиногда иповышаются натовары, сильно зависящие отпраздников. «Продавец таких товаров получает возможность заработать большие деньги, так как спрос очень велик. Подобные товарные группы имеют низкий объем продаж втечение года, иповышение цен впраздники помогает продавцу выживать. Заодин месяц онможет зарабатывать 30-50% своей годовой прибыли. Скидку более склонны давать тепродавцы, чьи товары торгуются равномерно втечение года. Для них это возможность увеличить продажи вопределенный сезон».

Правда, такой тактики придерживаются невсе. Алексей Огай, директор департамента маркетинга ТОО «Мобайл Телеком-Сервис», говорит, что повышение цен вусловиях повышения спроса выглядит вполне логичным, однако операторы впоследнее время стараются зарабатывать ненаросте цен, анаросте оборота.

5-7 лет дораспродажи

Помнению г-на Астахова, отсутствие предновогодних распродаж -показатель низкого профессионализма продавцов вКазахстане. Вразвитых странах работе со«стоками» (остатками) уделяют большое внимание иследят, чтобы они нескапливались. Вчастности, быстрый товарооборот уменьшает расходы налогистику искладирование. ВЕвропе они составляют всреднем 2% себестоимости товара, вКазахстане -сучетом особенностей региональной логистики -эта цифра может достигать 5-10%.

Ноглавная причина отсутствия массового снижения цен -низкий уровень конкуренции вобласти ретейла. ВКазахстане оценочно сети контролируют примерно 15% розничного рынка. Андрей Астахов отмечает, что именно это инедает полноценно развиваться торговле соскидками. Вбольшинстве европейских стран до90% всего розничного рынка контролируют 3-4 сети, иони напряженно между собой конкурируют. ВВосточной Европе этот показатель -50%, вРоссии -30%. Ключевой фактор конкурентоспособности розничной сети -цена. Есть товарные группы, где цена очень сильно влияет науровень спроса. Поэтому сети, чтобы привлечь потребителя, снижают цены, вплоть дотого, что могут работать себе вубыток. Они зарабатывают засчет того, что потребитель, приходя вмагазин, покупает нетолько товар, накоторый сделана скидка, ноидругую продукцию, представленную вмагазине. Продавец, таким образом, выигрывает засчет прочих товарных групп.

Ограниченное число торговых точек снижает ичувствительность покупателя кцене, аследовательно, икскидкам. Немногие потребители поедут надругой конец города из-за снижения цен, большинство пойдут втот супермаркет, вкоторый пришли бывлюбом случае, поскольку выбор торговых точек очень ограничен.

Помнению Джейхана Абдуллаева, унас система торговли соскидками будет развиваться помере развития индустрии торговых центров. Вразвитых странах этот сегмент торговли развивается очень активно, поскольку дает потребителю большие удобства посравнению соспециализированными магазинами. Большое количество торговых центров заставляет ихжестко конкурировать между собой, иони приходят кнеобходимости привлечения клиентов через распродажи искидки. Эта конкуренция обостряется впредновогодние дни вусловиях повышенного спроса.

«ВКазахстане появятся массовые скидки ираспродажи впредновогодние дни, когда розничные сети будут контролировать 50% рынка, -добавляет Андрей Астахов. -Именно тогда начнется реальная борьба запотребителя. Пока этого нет, подобные инструменты непоявятся. Всреднем розничные сети забирают 5% рынка вгод унесетевой торговли». Таким образом, появления конкурентного рынка розницы унас можно ждать примерно через 5-7 лет.

Василий Калабин, Татьяна Николаева


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии