Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Город на развязке. Алматы словно создан для пробок

Фото : 26 декабря 2007, 11:23

Устранить пробки на дорогах можно лишь с помощью комплексного подхода, сочетающего дорожное строительство, развитие общественного транспорта и изменение структуры городской застройки

Алматы словно создан для пробок. Город практически упирается вхребты Северного Тянь-Шаня своей южной окраиной, ипоэтому исторически рос насевер изапад. Транспортные связи между удалявшимися районами шли через центр. Ссевера наюгполуторамиллионный город пронизывают всего две сквозные дороги -проспект Сейфуллина иулица Розыбакиева. Значительная часть оставшихся -тупиковые, недающие возможности для маневра. При этом запоследние четыре года автопарк Алматы увеличился вполтора раза, итеперь поулицам полуторамиллионного города колесят более 400тыс. автомобилей. Ежедневно кним добавляются 100-200 тыс. машин изближайших городков ипоселков, плюс транзитный транспорт. Плотность потока нацентральных улицах иногда превышает 3,3 тыс. автомобилей вчас. Вся эта четырехколесная масса дымит так, что вбезветренные дни (атаких большинство) смог скрывает хребты Тянь-Шаня, возвышающиеся над городом. На80% эта дымовая завеса состоит извыхлопов машин.

Городские магистрали перегружены. Но, вопреки утверждениям горожан, настоящие пробки, когда машинам приходится стоять наодном месте хотя быпо10-15 минут, вАлматы редкость. Пусть медленно, соскоростью 15-20 кмвчас, поток двигается даже вчасы пик. Избежать коллапса надорогах Алматы помогают меры, предпринимаемые врамках программы снижения транспортной нагрузки, принятой вдекабре 2004года.

Ковшом потрубам

Самым очевидным решением проблемы заторов надорогах считается строительство развязок. ВАлматы вэтом году ихсдали сразу 10. Еще 4-6 аким (глава города) Имангали Тасмагамбетов пообещал открыть вследующем году, авсего городу, поподсчетам акимата (горадминистрация), необходимо 28развязок.

Власти делают наних особую ставку. Причина понятна -например, наперекрестке Аль-Фараби -Достык развязка, открытая вконце ноября, увеличила пропускную способность дороги спрежних 80тыс. до200тыс. автомобилей всутки.

Чиновники изакимата любят рассказывать, как аким лично поправляет схемы дорожных объектов или вообще указывает места для новых развязок. Ничего удивительного втом, что бывший учитель биологии берется поправлять специалистов, вакимате невидят. «Когда человек сопытом вождения выходит наместо исам смотрит, где икак лучше соорудить въезды иповороты, ончасто видит больше, чем проектировщик, который всю жизнь застолом просидел», -объясняет заместитель акима, директор департамента пассажирского транспорта иавтомобильных дорог Алматы Канат Султанбеков.

Невсе разделяют эту точку зрения. «Развязки вгороде появляются спонтанно, заними нестоит глубокое научное обоснование. Серьезных исследований потранспорту, градостроительным проблемам давно никто неведет. Даже трехуровневые развязки, если ихнеделать своевременно инаучно обоснованно, неспасают город», -заметил вбеседе с«Экспертом Казахстан» председатель Союза архитекторов Алматы Сергей Мартемьянов.

Зато при г-не Тасмагамбетове, ставшем акимом вконце 2004года, темпы дорожных работ многократно ускорились.

-Обычно развязка проектируется год, еще год уходит навыделение денег, пара лет уходит настроительство. Мынашли иной подход -строители начинают работу, недожидаясь окончания проектного этапа, -говорит г-нСултанбеков.

Врезультате некоторые развязки сдаются за9месяцев, атоибыстрее. Иногда, чтобы недопустить проволочек, строители прибегают кэкстремальным мерам. «Периодически встречаются непонятно кому принадлежащие трубы, кабели. Мыкакое-то время ждем, пока объявится хозяин. Если его нет -просто рвем эти сети, итогда ответственные организации моментально находятся», -рассказывает Канат Султанбеков. Однажды таким образом порвали резервный кабель акимата. Вдругой раз, пробивая тупиковые улицы, г-нСултанбеков оставил свою собственную семью сначала без воды, азатем ибез газа.

Помнению алматинских специалистов, пробивка дорог даже более важна, чем строительство развязок, поскольку помогает решить проблему тупиковых улиц. Например, через новый участок одной изглавных городских магистралей, проспект Сейфуллина, длина которого составила 2,2 км, ежедневно проезжают около 30тыс. автомобилей. Всего жегороду, помнению Каната Султанбекова, необходимы 25таких новых участков дорог общей протяженностью 50км.

Доход сноса

Ускорить темпы работ помогло привлечение частного бизнеса. Вответ наобязательство построить развязку акимат выделяет девелоперам участки под строительство жилищной икоммерческой недвижимости. В2007году потакой схеме были построены 4развязки из10. Востальных случаях деньги выделяет республиканский бюджет. Всреднем одна развязка обходится в4-6 млрд тенге (30- 50млн долларов).

Денежный вопрос иногда становится камнем преткновения -втех случаях, когда возникают споры овыплате компенсаций жильцам домов, подлежащих сносу. Девелоперы ичиновники жалуются, что часто сталкиваются соткровенным вымогательством -собственники земли вчастном секторе запрашивают по150-250 тыс. долларов за100кв. мучастка, владельцы квартир -по3тыс. долларов заквадратный метр. Вакимате считают такие цены спекулятивными.

Ужителей домов, подлежащих сносу, своя логика. Они указывают, что впоследние годы недвижимость вАлматы резко подорожала, и3тыс. долларов заквадратный метр сегодня -далеко непредел. «Мне женужно новую квартиру купить, причем янехочу переселяться изэкологически благополучного предгорного района назадымленную северную окраину!» -эмоционально заметил вбеседе с«Экспертом Казахстан» один изнесогласных.

Если сторонам неудается добиться компромисса входе переговоров, дело решает суд. Как признают вакимате, чаще всего онпризнает правоту городских властей. Нопри этом процесс строительства затягивается на3-6 месяцев. Понеофициальным данным, именно поданной причине вэтом году сдали надве развязки меньше, чем планировалось. Впрочем, ихсобираются достроить вначале следующего года.

Нормальные дороги всегда идут вобход

Возможные проблемы сфинансированием заставляют наблюдателей осторожно относиться кпланам алматинского акимата построительству объездных дорог, которые должны направить вобход города транзитные потоки. Прежде всего речь идет оБольшой алматинской кольцевой автодороге (БАКАД) иВосточной объездной дороге (ВОД).

Строительство БАКАДа еще неначалось, хотя генплан, принятый в2002году, обещал сдачу трассы уже к2009году. Предполагается, что эта дорога будет построена спомощью концессионных механизмов. Цена вопроса -74млрд тенге за64кмдороги, которая направит вобъезд Алматы ежедневно более 50тыс. машин.

Работы над ВОДом, которая должна разгрузить центральную июжную части города, начались, нонеожиданно застопорились. Минувшей осенью встране грянул кризис ликвидности, иоператор проекта, компания KUAT, подрядившаяся выкупить земельные участки, переселить жильцов иотдать землю городу (вобмен научастки под застройку), несмогла выполнить свои обязательства. Теперь городские власти обещают достроить ВОД засчет средств акимата. «Впринципе, мыможем дорогу открыть кконцу следующего года. Она будет несовсем взаконченном варианте, ното, что транспортный поток двинется, можно быть уверенным», -заявил поэтому поводу аким Алматы. Онпообещал, что все работы над ВОД будут завершены кАзиаде-2011. Предполагается, что поновой дороге спортсмены иболельщики, прилетевшие вАлматы назимние Азиатские игры, прямо изаэропорта доедут доспортивных объектов, незаезжая вгород.

Бросай авто, садись вавтобус

Перераспределить внутригородской ивнешний трафик вАлматы планируют нетолько спомощью новых магистралей. Впланах властей -ограничение въезда вгород для иногородних машин. Сначала акимат рассчитывал построить запределами Алматы новый автовокзал. Ноинвестор непотянул проект стоимостью 70млн долларов. Ограничить въезд частного транспорта можно было быспомощью парковочной площадки загородом, откоторой вюжную столицу ходили быавтобусы. Ноздесь алматинские власти ненаходят общего языка садминистрацией области. «Что ж, мыпоставим загородом светофоры снизкой пропускной способностью. Когда проблема сзаторами возникнет уобластников, они быстрее примут нашу точку зрения», -предполагает Канат Султанбеков.

Самих горожан тоже хотят убедить пересесть слегковушек вобщественный транспорт. Помочь вэтом должны введение платного въезда вцентр города -уакимата есть такие планы -иразвитие автобусных, трамвайных перевозок иметро.

Работу вэтом направлении вАлматы начали соптимизации автобусного парка. Сгородских дорог убрали ГАЗели ипрочие микроавтобусы, ссылаясь наихаварийность. Количество перевозчиков сократилось с65до12, вместо 202маршрутов осталось лишь 140. Дальше городские власти планируют действовать втом жедухе -снизить количество перевозчиков до5-7 игроков. Имбудет оказана поддержка избюджета вразмере около миллиарда тенге назакупку новой техники. Еще 5млрд они должны найти сами. Вчастности, наэти деньги должны быть приобретены 300новых больших автобусов.

Обновление автобусного парка -первый шаг. В2009году вгороде должно заработать метро. Впрочем, горожане пока скептически относятся кпланам акимата, напоминая, что сроки пуска подземки постоянно переносятся -сначала открытие первых станций ожидалось в2007году. Ктому жереальный эффект поперераспределению пассажиропотока будет ощутим лишь после запуска второй итретьей линии -первая снимет менее 8% транспортной нагрузки наповерхности.

Поэтому, вдобавок кметрополитену, вАлматы обещают пустить несколько линий скоростного трамвая (LRT) собщей длиной маршрутов около 100км. Они пройдут внаправлении восток-запад, покоторому передвигается утром ивечером основная масса горожан, икаждая трамвайная линия сможет перевозить до30тыс. пассажиров вчас.

Куда никинь, всюду центр

Очевидно, что все вышеперечисленные инвестпроекты -лишь симптоматическое лечение. Оно может быть эффективным всреднесрочной перспективе, нонеспособно кардинально решить проблему снятия нагрузки сулиц города. Помере того как город будет расти, апокупательская способность населения увеличиваться, личный игрузовой автопарки тоже будут раздуваться. Весь город невозможно превратить водну сплошную дорожную развязку.

Поэтому вакимате вынашивают планы поизменению самой структуры среды обитания горожан, которое сделает ненужными ежедневные перемещения надальние расстояния. «Город неможет жить содним центром, -объясняет Канат Султанбеков. -Посмотрите наБерлин -там фактически два центра городской жизни. АвНью-Йорке вообще несколько. Мысобираемся пойти поэтому жепути». Речь идет обизменении модели массового строительства всторону интеграции жилой иадминистративной застройки. «Чем больше мыбудем строить административных, офисных зданий взападной стороне города, тем меньше будут ежедневные миграции навосток», -поясняет чиновник. Работа вэтом направлении уже ведется -компании Apple TownиKUATстроят подобные комплексы.

Вгенплане Алматы, пословам г-на Султанбекова, принцип мультицентричности заложен как основополагающий. Вкаждом изшести районов города должен быть свой деловой, культурный, торговый центр, который будет притягивать ксебе жителей ближайших кварталов. Единый поток, движущийся утром ввосточном направлении, авечером -взападном, разобьется намножество мелких ручейков, которые приблизительно равномерно распределятся повсему городу. Эффект отизменения структуры среды обитания горожан будет ощутим нескоро. Намного раньше станет ясно, хватит лиалматинским властям политической воли иадминистративного ресурса, чтобы урегулировать спорные вопросы вотношениях собластью, преодолеть сложности сфинансированием проектов, найти инвесторов, способных, несмотря накризисную ситуацию настроительном рынке, взяться запрокладку новых дорог. Вбольшинстве мегаполисов мира спробками борются принудительно, ограничивая транспортные потоки. Уюжной столицы Казахстана есть шанс доказать, что возможен другой путь -сочетание дорожного строительства, развития общественного транспорта иизменения структуры застройки города.

Юрий Дорохов


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии