Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Слишком далеки они от конкурентов. Казахстанские компании уделяют недостаточно внимания оптимизации бизнес-процессов

Фото : 26 декабря 2007, 13:15

Казахстанские компании уделяют недостаточно внимания оптимизации бизнес-процессов. Из-за этого в ближайшие годы многие игроки могут уйти с рынка, уступив свои ниши более эффективным предприятиям

Казахстан поставил перед собой амбициозную цель -войти вчисло 50наиболее конкурентоспособных экономик мира (см. «Шаг зашагом, все дальше отцели»). Очевидно, что достичь желаемого неудастся дотех пор, пока республиканские игроки уступают зарубежным конкурентам поэффективности организации бизнес-процессов. Эксперты вобласти бизнес-консалтинга считают, что более 95% участников рынка неимеют серьезно проработанных планов развития наближайшую перспективу, хромают системы подготовки персонала, мотивации сотрудников, неналажен информационный обмен внутри компаний. Как отмечает управляющий партнер алматинской компании ICCBusiness Advisors Мухтар Мусабетов, серьезными внутренними барьерами напути роста национальных игроков становятся недостаток основательного иглубокого менеджмента, нехватка управленческих талантов, непонимание важности исследования конкурентной среды, недостаток высококвалифицированных человеческих ресурсов… Этот список можно продолжить.

Однако, помнению регионального директора поЦентральной Азии Европейского банка реконструкции иразвития (ЕБРР) Габриэля Аль-Салема, невсе так плохо. Деловое сообщество Казахстана начинает постепенно понимать необходимость сознательной работы над повышением эффективности бизнес-процессов, управлением человеческими ресурсами. Эксперт утверждает, что проблемы казахстанских компаний неуникальны, аметоды ихрешения достаточно широко известны вделовом мире.

-Господин Аль-Салем, выуже несколько лет работаете вКазахстане попрограмме деловых консультаций ЕБРР. Исходя извашего опыта, скакими внутренними барьерами, непозволяющими расширять свой бизнес, чаще всего сталкиваются казахстанские компании?

-Самый большой сдерживающий фактор для казахстанских компаний связан слюдьми. Встране есть необходимые ресурсы, развита инфраструктура, необходимая для бизнеса. Новозникают большие проблемы сперсоналом. Намногих предприятиях главные бухгалтеры знают, как считать деньги, нонезнают, как планировать финансовые процессы. Топ-менеджеры понимают, каких целей хотят добиться, нонечетко себе представляют цели, ккоторым должна стремиться компания. Компетенции технических специалистов отстают отмирового уровня на10лет. Нехватает даже, например, квалифицированных сварщиков.

Яркий пример. Недавно ябыл назаводе поопреснению воды, который построили наКаспии. Завод стоит совершенно пустой, оннеработает. Попросту нет людей, способных управлять этим предприятием. Деньги есть, акадров нет.

Все это системные проблемы, связанные снедостатками образования, утечкой мозгов. Простыми бизнес-тренингами инаймом консультантов ихнерешить. Хотя яхочу отметить, за10лет, что яработаю вКазахстане, ситуация заметно изменилась клучшему.

-Компании осознали необходимость оптимизации бизнес-процессов?

-Осознают. Часто бывает, что фирма начинает работать снуля, какое-то время растет, апотом упирается вневидимый потолок. Потому что размах работы увеличивается, акомпания неменяется. Когда мывидим, что бизнес вырос на100% иболее, аупредприятия осталась тажеорганизационная структура, просто раздулись штаты, мыпонимаем, что этот бизнес вот-вот столкнется спроблемами вуправлении.

-Можно пояснить наконкретном примере?

-Конечно. Некоторое время назад кнам пришел один бизнесмен, пожаловавшийся, что уего фирмы упали продажи, аоннепонимает почему инезнает как дальше управлять своим бизнесом. Ему казалось, что возможный выход -внедрение стандартов ISO. Мывместе сним проанализировали бизнес-процессы вего компании. Оказалось, что, посути, унего было три разных бизнеса, которые занимались совершенно разной деятельностью. Ион, владелец, пытался управлять каждым изних, решал все, даже мелкие вопросы. Это вообще распространенный недостаток вработе местных предпринимателей -они берутся принимать решения там, где подчиненные вполне могут справиться ибез них.

Витоге консалтеры помогли бизнесмену разработать новую организационную структуру. Честно скажу, что пока кардинальных изменений вработе компании непроизошло, ното, что проблемами занялись -уже сдвиг.

-Как можно оценить эффект отоптимизации бизнес-процессов? Насколько, например, быстрее растут местные компании, уделяющие внимание рациональному ведению дел, посравнению сфирмами, управляемыми понаитию?

-Если выспросите обэтом бизнес-консалтера, ядумаю, онвам даст какие-то цифры, которые будут выглядеть очень убедительно. Нонасамом деле квантифицировать эффект отоптимизации бизнеса, выразить его вфинансовых показателях крайне сложно. Ведь меняется вся система работы, икакой именно параметр какой вклад внес врост прибыли, акакая часть приходится, скажем, наизменение рыночной конъюнктуры -выяснить практически невозможно. Поэтому мыговорим окомплексном подходе икомплексном эффекте. Просто раньше ваш бизнес неразвивался, вынепонимали, что делать, атеперь понимаете. Начинаете осознавать, что можно улучшить напредприятии. Какие закупки иукого делать, как изменить схему работы ссырьем итак далее. Причем корректировка происходит постоянно.

-Новедь можно оценить снижение издержек отоптимизации численности персонала, отперераспределения потоков информации внутри предприятия, внедрения ERP-систем?

-Если очень грубо, томожно. Обычно компании занимаются подобной работой, когда попадают вкризисную ситуацию. Смотрят, начем можно сэкономить, какую часть сотрудников уволить. Ноздесь последствия тоже всегда неоднозначны. Нужно смотреть, насколько рост производительности труда персонала компенсировал потерю рабочих рук, будет липредприятие дальше работать так же, как раньше, или лучше, хуже…

Можно написать большой талмуд спрекрасными предложениями отом, как необходимо изменить структуру той или иной компании, какой это даст замечательный эффект. Номынепоймем, каковы будут реальные последствия такой работы, пока предложенная модель небудет применена напрактике. Успешность изменения управления любым проектом будет зависеть отконкретного предприятия иего менеджеров. Эффект изменений всистеме организации труда иуправления, предлагаемых консалтерами, будет зависеть отвсех показателей работы компании. Если говорить овыручке, тоздесь положительные результаты отоптимизации бизнес-модели могут появиться через год. Амогут иеще позже.

Кстати, возможно, многие компании непонимают необходимости оптимизации бизнес-процессов именно поэтой причине -экономический эффект сложно выразить вденьгах. Зато онпрекрасно виден, когда начинаешь анализировать историю компании занесколько лет. Становится ясно, кто остался нарынке, кто укрепил свои позиции, акто ушел.

-Можно лиговорить отом, что столичные компании изАстаны иАлматы «продвинутее» ввопросах управления бизнесом, чем игроки изпровинции?

-Конечно, если выйти запределы Алматы, проблемных компаний, которые работают понаитию, намного больше. Нознаете, мыможем обнаружить такие женедостатки, например, уфирм изштата Огайо, заметно уступающих вэффективности бизнес-модели калифорнийским игрокам. Яизучал деятельность более чем 600казахстанских компаний имогу уверенно говорить, что ихболевые точки -это неуникальное явление вмире. Есть некий слой постсоветских проблем -«красные» директора, управляющие попринципам советской школы, коррупция…

Кстати, все эти проблемы свойственны инебольшим фирмочкам, икрупным национальным корпорациям. Особой разницы нет -все бизнесмены воспитаны наодних итех жетрадициях.

-Если проблемы указахстанских игроков такие же, как вовсем мире, томогут лиимпомочь такие популярные технологии выстраивания бизнес-процессов, как японская система «Кайзен» или европейская система реинжиниринга?

-ВКазахстане массового интереса кподобным системам ненаблюдается. Может быть, нехватает понимания необходимости оптимизации иформализации бизнес-процессов.

Ядумаю, что все изменится вближайшие пять лет. Сейчас все вКазахстане говорят про ISO. В2002году мало кто знал, что это слово означает, хотя вРоссии, например, сертификаты выдавались уже пачками. Казахстанский бизнес движется вэтом женаправлении искоро догонит коллег изСНГ. Анекоторые уже догоняют -те, кто выходит зарамки своего региона. Например, торговые сети.

-Почему российский бизнес проявляет больший интерес кповышению эффективности компаний, чем казахстанский?

-Думаю, тут сказываются разные объемы рынка. ВРоссийской Федерации 13городов снаселением более миллиона человек. Тут всего один -Алматы. Остальное население разбросано побольшой территории снеразвитой транспортной инфраструктурой. Такая разобщенность снижает динамизм компаний, защищает ихотприхода конкурентов. Рынок еще позволяет компаниям работать натом уровне, где они работают. Особенно врегионах. Ниша обустроена, задачи повытеснению конкурентов еще неактуальны…

-Нороссияне уже приходят сюда. Как иигроки издальнего зарубежья. Неполучится литак, что они вытеснят сказахстанского рынка неконкурентоспособный инедостаточно эффективный местный бизнес?

-Аясчитаю, что это только пойдет напользу Республике Казахстан. Если наместный рынок придут иностранцы, они заставят казахстанцев работать помировым стандартам. Если Starbucks вытеснит мелкие грязные кафешки, топотребители только обрадуются. Кто потеряет? Только собственники этих кафешек. Итоесли они неувидят заранее, что условия работы меняются иимсамим тоже нужно меняться.

Новообще ясчитаю, что опасность прихода иностранного бизнеса, особенно впотребительский сектор, преувеличена. Как мыуже говорили, рынок Казахстана невелик иразрознен, для продвижения нанем нужны хорошие связи вовластных кругах. Многим крупным игрокам тут неинтересно -непришел жедосих пор вКазахстан McDonalds.

-Такое впечатление, что тут вообще отсутствует рынок фастфуда…

-Уменя тоже. Донедавнего времени здесь никто неинтересовался инвестиционными проектами, которые стоили меньше пяти миллионов долларов. Возможно, что избыток легких денег развращал инвесторов. Предприниматели непонимали, как можно сделать большой бизнес напродажах булочек, которые стоят один-два доллара, как обеспечить капитализацию компаний, занятых вэтом секторе. Есть единичные примеры создания небольших сетей ресторанов быстрого обслуживания. Ноони тоже нестановятся пока крупными игроками.

Ядумаю, это тоже недостаток -неумение планировать, разглядеть перспективный рынок. Новскоре все изменится. Сама жизнь заставит бизнесменов задуматься оповышении эффективности моделей управления компаниями. Период легких денег заканчивается. Наступает эпоха зрелости. Те, кто незадумываются оповышении производительности, снижении расходов, обанкротятся или будут поглощены. Эти процессы уже идут вРоссии, вскоре начнутся ивКазахстане.

Юрий Дорохов


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии